Игра «К доске» (10 класс).
Условия игры. В игре, состоящей из двух уроков и экзамена, участвуют 3 учащихся. На обдумывание вопроса на первом уроке дается 5ть секунд, за ответ на поставленный вопрос можно получить «3», «4», «5» баллов. На обдумывание вопроса на втором уроке отводится 10 секунд, а за ответ на вопрос можно получить «5» баллов. За правильный ответ баллы прибавляются, за неправильный – вычитаются (убавляются). Естественно, каждого из учащихся-игроков нужно поощрить : оценками, дипломами или грамотами, книгами. Все зависит от вашей фантазии и любви к ученикам. До экзамена допускается учащийся, набравший наибольшее количество баллов, которому предлагается выбрать счастливый билет из девяти и ответить на него. Для проведения игры учителю будут нужны два помощника : один следит за временем, другой подсчитывает баллы. Учащиеся – болельщики могут правильно ответить на вопрос игроков, а баллы отдать тому игроку, за которого болеют, или оставить себе.
Первый урок. Первый урок Фразеологизмы ? ? ? Из истории языка ? ? Литература ? ?
Фразеологизмы. Подберите русские смысловые эквиваленты к следующим фразеологизмам: «3»-И в хорошем огороде есть гнилые тыквы. (В семье не без урода) «4»-Записать за ушами. (Зарубить на носу;намотать на ус) «5»-Когда свинья в жёлтых шлёпанцах вскарабкается на грушу. (Когда рак на горе свистнет;после дождичка в четверг)
Из истории языка. «3»-Какие животные и лица каких связанных с ними профессий в белорусских говорах называются следующими словами: Пискляняты (цыплята),вутва (утка),яёрка (белка),пявун (петух),кураводка (наседка),стадник (пастух). «4»-Из дневника П.Кропоткина:«Крестьяне всё косят и смотрят на диво- на печку.» Что крестьяне в середине XIX века называли печкой? (Паровоз или локомотив) «5»-О каких знаках идёт речь:один знак орфографический,другой- пунктационный;первый знак назыавют единительным,знак единительства,другой именуют знаком мысле- отделительным,учёные ещё называют его знаком молчанкой,знаком отчаяния. (Дефис и тире)
Литература. «3»-Узнай героя по его портрету: Он был,казалось,лет шести; Как серна гор,пуглив и дик И слаб и гибок,как тростник. (Мцыри,М.Ю.Лермонтов,«Мцыри») «4»-Узнай произведение по его концовке:«Ах!Боже мой!Что станет говорить княгиня Марья Алексеевна!» (А.С.Грибоедов «Горе от ума») «5»-Узнай произведение по его началу:«Когда император Александр Павлович окончил венский совет,то он захотел по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть.» (Н.С.Лесков,«Левша»)
Второй урок. Русский язык123 Чей портрет?456 Кто кому пишет?789 Откуда вылетело «Крылатое словечко»?101112
Вопрос 1. Слова тапки и шлёпанцы обозначают парные предметы и,как правило,употребляются во множественном числе.Но вот пара разбилась и мы спрашиваем: «Где мой тапок?или где моя тапка?» «Где мой шлёпанец?или где моя шлёпанца?» Как определить род этих существительных? (Род этих существительных определяется по форме родительного падежа множественного числа: У меня нет сестёр,книг,тапок. У меня нет братьев,столов,шлёпанцев. Значит,тапка-женского рода,шлёпанец-мужского.)
Вопрос 2. В воспоминаниях И.Дмитриева «Взгляд на мою жизнь» читаем о том,как офицер при осмотре новобранцев «одного отмечал в гренадерский убор,иного во фрунтовые,иного в негодяи». Что в этом контексте означало слово негодяй? (Негодный к строевой службе)
Вопрос 3. В романе И.А.Гончарова «Обломов» о главном герое сказано:«По будням он надевал дикий сюртучок». Какой сюртучок надевал Обломов? (Темно-серый, из некрашеной ткани)
Вопрос 4. «… мальчик лет 15.А уже какой был головорез,проворный на что хочешь:шапку ли поднять на всем скаку,из ружья стрелять.Одно было в нем не хорошо: ужасно падок был на деньги».Чей это портрет? (Азамата,М.Ю.Лермонтов,«Герой нашего времени»)
Вопрос 5. «Он только год в службе,носит по особенному роду фрактовства,толстую солдатскую шинель.У него георгиевский солдатский крестик.Он хорошо сложен,смугл и черноволос;ему на вид можно дать 25 лет,хотя ему едва ли 21 год.» Чей это портрет? (Грушницкого,М.Ю.Лермонтов,«Герой нашего времени»)
Вопрос 6. «…она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках,немного не доходивших до худых,острых локтей,и белых атласных башмачках…» Чей это портрет? (Вареньки, Л.Н. Толстой «После бала»)
Вопрос 7. «Я непременно должна вас видеть,-писала мне она,-приходите сегодня в четыре часа к каменной часовне на дороге возле развалины.Я сделала сегодня большую неосторожность …Придите ради Бога,вы все узнаете…» Кто кому пишет? (Ася господину NN,И.С. Тургенев,«Ася»)
Вопрос 8. Предвижу все: вас оскорбит Печальной тайны объясненье. Какое горькое презренье Ваш гордый взгляд изобразит! Чего хочу? С какою целью Открою душу вам свою? Какому злобному веселью, Быть может, повод подаю! Кто кому пишет? (Онегин Татьяне,А.С. Пушкин,«Евгений Онегин»)
Вопрос 9. Стыдно тебе,старый пёс,что ты,не взирая на мои строгие приказания,мне не донес о сыне моем Петре Андреевиче и что посторонние принуждены уведомить меня о его проказах.Так ли ты исполняешь свою должность и господскую волю? Кто кому пишет? (Андрей Петрович Гринев – Савельичу,А.С. Пушкин,«Капитанская дочка»)
Вопрос 10. Откуда вылетело «крылатое словечко»? И крестьянки любить умеют. (Н.М. Карамзин,«Бедная Лиза»)
Вопрос 11. Откуда вылетело «крылатое словечко»? Молчалины блаженствуют на свете. (А.С.Грибоедов,«Горе от ума»)
Вопрос 12. Откуда вылетело «крылатое словечко»? Лёгкость в мыслях необыкновенная. (Н.В.Гоголь,«Ревизор»)
Экзамен. Экзамен
Билет 1. Знание текста художественного произведения. Угадайте литературное произведение по его началу, назовите автора: В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка, в которой ездят холостяки… (Н.В. Гоголь «Мертвые души»)
Билет 2. Знание истории литературы. Что связывает Черную речку и гору Машук? (Места дуэлей А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова)
Билет 3. Литература и другие виды искусства. Назовите оперы П.И. Чайковского по одноименным литературным произведениям. («Пиковая дама», «Евгений Онегин»)
Билет 4. Знание текста художественного произведения. Кому принадлежит нижеприведенное высказывание: «Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми. Мне умереть не страшно, а как я подумаю, что вот вдруг я явлюсь перед Богом такая, какая я здесь с тобой, после этого-то разговору-то, -вот что страшно. Что у меня на уме-то! Какой грех-то?! Страшно вымолвить!» (Катерина, А.Н.Островский «Гроза»)
Билет 5. Знание истории литературы. 24 сентября 1782 года в Петербурге состоялась премьера комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Театр был полон,- Каким образом публика «аплодировала пьессу» (Метанием кошельков на сцену – был такой обычай)
Билет 6. Литература и другие виды искусства. В каком театре выступали знаменитые русские актеры: М.Г. Савина, П.А. Стрепетова, М.В. Дальский, В.Ф. Комиссаржевская? В каком городе этот театр? (Речь идет об Александринском театре в Санкт-Петербурге)
Билет 7. Знание текста художественного произведения. Укажите автора и название произведения: У врат обители святой Стоял просящий подаянья, Куска лишь хлеба он просил, Бедняк иссохший,чуть живой От глада,жажды и страданья. И взор являл живую муку, И кто-то камень положил В его протянутую руку. (М.Ю. Лермонтов, «Нищий»)
Билет 8. Знание истории литературы. А.Н.Островский тесно сотрудничал с театром, на сцене которого были поставлены практически все его пьесы. Как называется этот театр? (Малый театр)
Билет 9. Знание текста художественного произведения. О каком герое идет речь в следующем текстовом фрагменте? Назовите автора и название произведения. Минуту спустя вошла хозяйка, женщина пожилых лет, в каком- то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов. (Коробочка, Н.В. Гоголь, «Мертвые души»)
Желаю интересной, умной, увлекательной игры! Успехов!