Индекс бизнес настроений предприятий малого и среднего бизнеса («Траст Индекс МСБ») Отчет по результатам исследования вторая волна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Индекс бизнес-настроений предприятий малого и среднего бизнеса («Траст Индекс МСБ») Отчет по результатам исследования третья волна.
Advertisements

Индекс бизнес-настроений предприятий малого и среднего бизнеса («Траст Индекс МСБ») Отчет по результатам исследования Четвертая волна Октябрь 2012 года.
Сплошное наблюдение субъектов малого и среднего предпринимательства 2011г.
Программа финансовой поддержки МСП 1 Анкетирование субъектов МСП – участников программы ОАО «МСП БАНК»: модернизация производства лидирует Руководитель.
19 июня 2012 г.. это показатель, рассчитываемый на базе опроса индивидуальных предпринимателей, руководителей малых, средних и крупных частных предприятий.
Москва, 2010 г. Осведомленность представителей малого и среднего предпринимательства о действующих схемах поддержки малого и среднего бизнеса Отчет по.
«Банковские услуги для населения: точки роста» результаты всероссийских опросов Национальное Агентство Финансовых Исследований (НАФИ) Москва, ул. Садовая.
Россия, , Москва, Ул. Казакова, дом 16 Тел/факс: +7 (495) Влияние раскрытия эффективной ставки по кредитам.
Россия, , Москва, Садовая-Черногрязская, д. 8 Тел/факс: +7 (495) Нужно ли возвращать банковские кредиты?
Россия, , Москва, Садовая-Черногрязская, д. 8 Тел/факс: +7 (495) Доверие финансовым институтам, привлекательность.
Россия, , Москва, Садовая-Черногрязская, д. 8 Тел/факс: +7 (495) Человек и деньги в условиях финансового.
Россия, , Москва, Садовая-Черногрязская, д. 8 Тел/факс: +7 (495) Отношение населения к нынешней ситуации:
Россия, , Москва, Садовая-Черногрязская, д. 8 Тел/факс: +7 (495) Динамика доверия населения к финансовым.
Барометр «Деловой России» Тюменская область январь 2011.
Россия, , Москва, Садовая-Черногрязская, д. 8 Тел/факс: +7 (495) ОТНОШЕНИЕ РОССИЯН К СОВМЕСТНЫМ ПРОДУКТАМ.
Интернет-маркетинг глазами рекламодателей Опросы гг.
Research & Branding Group® по инициативе ГНС Украины ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВА ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА И УРОВНЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ В УКРАИНЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ.
Россия, , Москва, Садовая-Черногрязская, д. 8 Тел/факс: +7 (495) Диляра Ибрагимова, Директор по исследованиям.
Москва, 2010 г. Осведомленность представителей малого и среднего предпринимательства о действующих схемах поддержки малого и среднего бизнеса г. Владикавказ.
Минпромэнерго Чувашии 2006 год Форма федерального государственного статистического наблюдения 4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организации»
Транксрипт:

Индекс бизнес настроений предприятий малого и среднего бизнеса («Траст Индекс МСБ») Отчет по результатам исследования вторая волна

2 Содержание слайда Методология исследования3 Основные характеристики предприятий5 Определение факторов индекса «Траст Индекс МСБ» и их весовых коэффициентов 7 Текущее и прогнозируемое значение Индекса10 Определение каналов коммуникации с целевой аудиторией15 Резюме22 Информация о компаниях25

Получить значение «Траст Индекс МСБ» по второй волне, отражающее состояние бизнес-климата страны в октябре 2011 года. Цель исследования Методология исследования 3 Оценить текущую значимость факторов развития малого и среднего бизнеса в России и их весовые коэффициенты при построении Индекса. Оценить текущую значимость факторов развития малого и среднего бизнеса в России и их весовые коэффициенты при построении Индекса. Набор факторов был определён в первой волне исследования. На основе полученного списка наиболее важных факторов развития МСБ сформированы последующие параметры оценки (блоки вопросов анкеты). Иерархия факторов определяет весовые коэффициенты, которые не являются статичными, изменяются каждые три волны (средние значения весовых коэффициентов за три волны). Это позволяет учитывать изменения на рынке МСБ экономического, политического и социального характера. Определить текущее и прогнозируемое значения индекса «Траст Индекс МСБ», его изменение в динамике Определить текущее и прогнозируемое значения индекса «Траст Индекс МСБ», его изменение в динамике Определить предпочтительные каналы коммуникации с целевой аудиторией Определить предпочтительные каналы коммуникации с целевой аудиторией Оценить текущую значимость факторов развития малого и среднего бизнеса в России и их весовые коэффициенты при построении Индекса. Оценить текущую значимость факторов развития малого и среднего бизнеса в России и их весовые коэффициенты при построении Индекса. Набор факторов был определён в первой волне исследования. На основе полученного списка наиболее важных факторов развития МСБ сформированы последующие параметры оценки (блоки вопросов анкеты). Иерархия факторов определяет весовые коэффициенты, которые не являются статичными, изменяются каждые три волны (средние значения весовых коэффициентов за три волны). Это позволяет учитывать изменения на рынке МСБ экономического, политического и социального характера. Определить текущее и прогнозируемое значения индекса «Траст Индекс МСБ», его изменение в динамике Определить текущее и прогнозируемое значения индекса «Траст Индекс МСБ», его изменение в динамике Определить предпочтительные каналы коммуникации с целевой аудиторией Определить предпочтительные каналы коммуникации с целевой аудиторией Задачи исследования Настоящий аналитический отчет подготовлен по результатам второй волны исследования, проведенного в октябре 2011 года Национальным агентством финансовых исследований совместно с рейтинговым агентством Эксперт РА для ОАО «Национальный банк "ТРАСТ"».

Методология исследования 4 Телефонный опрос (CATI) по структурированной анкете. Структура анкеты соответствует логике выделенных факторов исследования : доступность финансирования; доступность рабочей силы; инфляция; наличие административных барьеров; доступность инфраструктуры; применение инноваций, новых технологий; изменение криминогенной обстановки в отношении бизнеса. Объем анкеты: 16 вопросов. Телефонный опрос (CATI) по структурированной анкете. Структура анкеты соответствует логике выделенных факторов исследования : доступность финансирования; доступность рабочей силы; инфляция; наличие административных барьеров; доступность инфраструктуры; применение инноваций, новых технологий; изменение криминогенной обстановки в отношении бизнеса. Объем анкеты: 16 вопросов. Метод сбора информации Объем выборки: предприятий Не менее 200 предприятий в каждом из 8 федеральных округов РФ Не менее 200 предприятий в каждом из 8 федеральных округов РФ 180 предприятий в Москве предприятия в Санкт-Петербурге 180 предприятий в Москве предприятия в Санкт-Петербурге Внутрирегиональное распределение: пропорционально распределению предприятий по регионам внутри каждого Федерального округа. Отраслевое распределение: согласно данным официальной статистики Росстат ( по кодам ОКВЭД ). Распределение по размеру предприятий: микробизнес – 50%, малый бизнес – 30%, средний бизнес – 20%. Объем выборки: предприятий Не менее 200 предприятий в каждом из 8 федеральных округов РФ Не менее 200 предприятий в каждом из 8 федеральных округов РФ 180 предприятий в Москве предприятия в Санкт-Петербурге 180 предприятий в Москве предприятия в Санкт-Петербурге Внутрирегиональное распределение: пропорционально распределению предприятий по регионам внутри каждого Федерального округа. Отраслевое распределение: согласно данным официальной статистики Росстат ( по кодам ОКВЭД ). Распределение по размеру предприятий: микробизнес – 50%, малый бизнес – 30%, средний бизнес – 20%. География опроса и выборка Представители предприятий малого и среднего бизнеса, отвечающие за выбор финансового партнера ( генеральные директора, их заместители, финансовые директора, главные бухгалтера, бухгалтера ). Целевая аудитория w i – весовые коэффициенты P i – % «крайне положительных» ответов N i – % «крайне отрицательных» ответов Si – % «скорее положительных» ответов Ti – % «скорее отрицательных» ответов Перечень факторов определяется респондентами в первой волне как наиболее важные показатели развития рынка МСБ (выделяются 5 наиболее важных из списка). Перечень факторов определяется респондентами в первой волне как наиболее важные показатели развития рынка МСБ (выделяются 5 наиболее важных из списка). Весовые коэффициенты определяются на основе частоты ответов на вопрос о факторах и корректируются посредством расчета среднего веса за три волны для каждого фактора для последующих волн. Весовые коэффициенты определяются на основе частоты ответов на вопрос о факторах и корректируются посредством расчета среднего веса за три волны для каждого фактора для последующих волн. Сумма весовых коэффициентов равна 1. Сумма весовых коэффициентов равна 1. Индекс может принимать значения от 0 до 200. Индекс может принимать значения от 0 до 200. w i – весовые коэффициенты P i – % «крайне положительных» ответов N i – % «крайне отрицательных» ответов Si – % «скорее положительных» ответов Ti – % «скорее отрицательных» ответов Перечень факторов определяется респондентами в первой волне как наиболее важные показатели развития рынка МСБ (выделяются 5 наиболее важных из списка). Перечень факторов определяется респондентами в первой волне как наиболее важные показатели развития рынка МСБ (выделяются 5 наиболее важных из списка). Весовые коэффициенты определяются на основе частоты ответов на вопрос о факторах и корректируются посредством расчета среднего веса за три волны для каждого фактора для последующих волн. Весовые коэффициенты определяются на основе частоты ответов на вопрос о факторах и корректируются посредством расчета среднего веса за три волны для каждого фактора для последующих волн. Сумма весовых коэффициентов равна 1. Сумма весовых коэффициентов равна 1. Индекс может принимать значения от 0 до 200. Индекс может принимать значения от 0 до 200. Расчет Индекса

5 Основные характеристики предприятий Критерии определения размера предприятий Средняя численность работников Выручка от реализации товаров (работ, услуг) в год Микропредприятие До 15 человекНе более 60 млн. рублей Малое предприятие От 16 до 100 человекНе более 400 млн. рублей Среднее предприятие От 101 до 250 человекНе более 1 млрд. рублей Если предприятие по численности работников и выручке одновременно соответствует разным субъектам бизнеса, то определяющим считается больший критерий.

6 Основные характеристики предприятий Российская Федерация г. Москва г. Санкт- Петербург Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования Обрабатывающие производства Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг Строительство13 12 Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство500 Транспорт и связь566 Гостиницы и рестораны1,443 Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 1,324 Здравоохранение и предоставление социальных услуг0,420,3 Производство и распределение электроэнергии, газа и воды0,20,41 Рыболовство, рыбоводство0,200 Добыча полезных ископаемых0,100 ВСЕГО: 100% Распределение предприятий в выборке исследования по отраслям, %

7 Определение факторов «Траст Индекс МСБ» и их весовых коэффициентов 1 1

8 Определение факторов Индекса «Как Вы считаете, какие из следующих факторов оказывают наибольшее влияние на развитие малого и среднего бизнеса в России?», в % от всех опрошенных * * - сумма ответов больше 100%, поскольку вопрос предусматривал множественный выбор С момента первой волны исследования значительно снизилась доля предпринимателей, считающих, что наличие административных барьеров оказывает сильное воздействие на развитие малого и среднего бизнеса в стране (с 48% в апреле-мае 2011 г. до 39% в октябре 2011 г.). Наблюдается рост предприятий, чьи представители основополагающим фактором функционирования МСБ в России считают уровень цен на сырьё, материалы и другие издержки производства (на 3 п.п. с 47% до 50%). Список же пяти приоритетных факторов индекса Траст МСБ не изменился.

9 Определение весовых коэффициентов факторов Значения весовых коэффициентов факторов Индекса В октябре 2011 года наибольший весовой коэффициент в «Траст Индекс МСБ» имеет фактор «уровень цен на сырьё, материалы и другие издержки производства» (0,35); несколько меньший весовой коэффициент у факторов «наличие административных барьеров» (0,25) и «доступность финансирования» (0,2); наименьший вес (по 0,1 каждый) имеют «доступность кадровых ресурсов» и «доступность инфраструктуры».

10 Текущее и прогнозируемое значение Индекса 2 2

11 Индекс «Траст Индекс МСБ» и его факторы. Значения в целом по стране Индекс «Траст Индекс МСБ» и его факторы. Значения в целом по стране Текущее и прогнозируемое значение Индекса Ожидания предприятий относительно улучшения в стране бизнес-климата в целом оправдалось. В октябре 2011 года значение индекса «Траст Индекс МСБ» составило 79 пунктов. Потенциал улучшения условий работы бизнеса за прошедшие полгода не был реализован в полной мере, к весне 2012 года бизнес-сообщество ожидает дальнейшего улучшения условий развития бизнес- среды. За прошедшие полгода в соответствии с ожиданиями бизнеса улучшилась ситуация с преодолением административных барьеров и уровнем производственных цен. Ожидания относительно снижения доступности инфраструктурных объектов в период с апреля по октябрь 2011 г. также оправдались. Вопреки предположениям представителей предприятий в апреле-мае 2011 г. о значительном увеличении доступности кадровых ресурсов, ситуация в данной сфере не улучшилась (снижение с 83 п. до 81 п. против ожидаемого роста до 95 п.). Апрель- май 2011 г. Октябрь 2011 г. Апрель- май 2012 г. Доступность инфраструктуры (офисов, складов, коммуникаций) Текущая оценка Прогнозная оценка Доступность финансирования (банковских кредитов, инвестиций) Текущая оценка Прогнозная оценка Наличие административных барьеров (коррупция, бюрократия) Текущая оценка Прогнозная оценка Доступность кадровых ресурсов Текущая оценка Прогнозная оценка Уровень цен на сырьё, материалы и другие издержки производства Текущая оценка Прогнозная оценка -4856

12 Текущее и прогнозируемое значение Индекса Индекс «Траст Индекс МСБ» и его факторы. Значения по микро-, малым и средним предприятиям Индекс «Траст Индекс МСБ» и его факторы. Значения по микро-, малым и средним предприятиям Ожидания представителей микро-, малых и средних предприятий относительно улучшения бизнес-климата страны в целом оправдались. В течение предстоящих 6 месяцев ожидается дальнейшее улучшение условий работы отечественного микро-, малого и среднего бизнеса. МикропредприятияМалые предприятияСредние предприятия

13 Текущее и прогнозируемое значение Индекса Траст Индекс МСБ: значения по предприятиям из различных отраслей* Траст Индекс МСБ: значения по предприятиям из различных отраслей* Предположения предприятий всех представленных отраслей об улучшении бизнес-климата страны оправдались. Наибольший рост текущего значения Индекса наблюдается сфере «Транспорт и связь» - с 70 п. до 80 п. Лучше всего оценивают текущее положение дел предприятия из отраслей «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг», «сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» и «Транспорт и связь» (по 80 пунктов). Весной будущего года представители всех без исключения отраслей ожидают дальнейшего улучшения текущей ситуации, причём наиболее позитивные оценки дают предприятия из отрасли «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг» (84 п.). Апрель-май 2011 г.Октябрь 2011 г.Апрель-май 2012 г. Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг Текущая оценка7880- Прогнозная оценка-8684 Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство Текущая оценка7780- Прогнозная оценка-8782 Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования Текущая оценка7679- Прогнозная оценка-8382 Обрабатывающие производства Текущая оценка7678- Прогнозная оценка-8480 Строительство Текущая оценка7577- Прогнозная оценка-8079 Транспорт и связь Текущая оценка7080- Прогнозная оценка-7482 * Расчёт вёлся по тем предприятиям, доля которых в выборке исследования больше значения её статистической погрешности

14 Текущее и прогнозируемое значение Индекса Индекс «Траст Индекс МСБ». Значения по предприятиям из различных федеральных округов*, г. Москвы и г. Санкт-Петербурга Индекс «Траст Индекс МСБ». Значения по предприятиям из различных федеральных округов*, г. Москвы и г. Санкт-Петербурга В большинстве регионов РФ ожидания организаций относительно улучшения условий их работы оправдались, причём наиболее высокие оценки текущей ситуации дают предприятия из ЦФО (84 п.) и ЮФО (83 п.). Высокий уровень ожиданий предприятий СКФО относительно улучшения бизнес-климата региона не оправдался, за прошедшие полгода здесь наблюдается снижение значения Индекса с 80 п. до 77 п. Однако, предприятия данного ФО продолжают возлагать большие надежды на улучшение ситуации в ближайшие 6 месяцев (с 77 п. до 81 п.). * Данные в ЦФО и СЗФО указаны с учётом значений по Москве и Санкт-Петербургу Апрель-май 2011 г.Октябрь 2011 г.Апрель-май 2012 г. г.Москва Текущая оценка 78 - Прогнозная оценка г. Санкт-Петербург Текущая оценка Прогнозная оценка ЦФО Текущая оценка Прогнозная оценка СЗФО Текущая оценка Прогнозная оценка ЮФО Текущая оценка Прогнозная оценка СКФО Текущая оценка Прогнозная оценка ПФО Текущая оценка Прогнозная оценка ДФО Текущая оценка Прогнозная оценка УФО Текущая оценка Прогнозная оценка СФО Текущая оценка Прогнозная оценка -81

15 Определение каналов коммуникации с целевой аудиторией 3 3

16 Каналы коммуникации с целевой аудиторией Скажите, пожалуйста, какими источниками информации Вы чаще всего пользуетесь для изучения предложений банков по продуктам и услугам для малого и среднего бизнеса? в % от всех опрошенных * Сумма ответов превышает 100%, так как респондент мог назвать несколько источников информации Большинство представителей российского бизнеса (48%) предпочитают пользоваться сетью Интернет для изучения предложений банков по продуктам и услугам. В Москве доля таких больше, чем в целом по стране (65%). Менее популярными являются варианты «получение предложений банков по электронной почте» (19% по РФ, 9% в Москве и 11% в Санкт-Петербурге) и «газеты, журналы и другие печатные СМИ» (РФ - 14%, Москва – 9%, Санкт- Петербург – 8%).

17 Каналы коммуникации с целевой аудиторией Скажите, пожалуйста, какими источниками информации Вы чаще всего пользуетесь для изучения предложений банков по продуктам и услугам для малого и среднего бизнеса? в % среди представителей микро-, малых и средних предприятий * Сумма ответов превышает 100%, так как респондент мог назвать несколько источников информации Чаще других при изучении предложений банков пользуются сетью Интернет представители микро- и малых предприятий (по 49%), реже – представители средних предприятий (44%). Средние предприятия чаще других используют информацию из предложений банков по электронной почте (24%), представители микро- и малых предприятий пользуются данным способом реже (17% в каждой категории).

18 Каналы коммуникации с целевой аудиторией Скажите, пожалуйста, какими источниками информации Вы чаще всего пользуетесь для изучения предложений банков по продуктам и услугам для малого и среднего бизнеса? в % среди представителей предприятий из различных регионов РФ * Сумма ответов превышает 100%, так как респондент мог назвать несколько источников информации Представители организаций из ЦФО (66%) и ПФО (64%) чаще других пользуются сетью Интернет для изучения предложений банков. Реже остальных используют Интернет для изучения банковских предложений предприятия из СКФО (38%) и СФО (35%). Предприятия ПФО намного активнее других российских организаций используют электронную почту для изучения предложений банков (48%). Значительно реже остальных данным каналом пользуются представители бизнеса из ЦФО (11%), СКФО (11%) и СФО (8%).

19 Каналы коммуникации с целевой аудиторией Скажите, пожалуйста, какими источниками информации Вы чаще всего пользуетесь для изучения предложений банков по продуктам и услугам для малого и среднего бизнеса? в % среди представителей предприятий из различных регионов РФ * Сумма ответов превышает 100%, так как респондент мог назвать несколько источников информации 16% представителей бизнеса из УФО и ДФО пользуются печатными СМИ для изучения предложений банков. Реже остальных представителей организаций страны данным источником пользуются предприятия из СФО (10%). Уличная реклама является наиболее эффективным каналом получения информации по продуктам и услугам банков для бизнеса в УФО (15%). Значительно реже других обращаются к данному каналу предприятия ПФО (2%).

20 Каналы коммуникации с целевой аудиторией Скажите, пожалуйста, какими источниками информации Вы чаще всего пользуетесь для изучения предложений банков по продуктам и услугам для малого и среднего бизнеса? в % от респондентов, давших содержательный ответ Две трети опрошенных (64%), давших содержательный ответ, для изучения предложений банков по продуктам в сети Интернет пользуются поисковыми системами. 20% представителей предприятий изучают предложения на сайтах банков. 10% пользуются сайтами финансовой тематики. 49% представителей предприятий, изучающих предложения банков через печатные СМИ, пользуются для этого специализированными изданиями, 45% - получают информацию через новостные издания, 6% - изучают предложения в рекламных изданиях.

21 Каналы коммуникации с целевой аудиторией Список печатных СМИ, упоминаемых представителями бизнеса Авторуль Агробизнес Бухгалтер Бухгалтерские вести Бухучёт В курсе дела Газета "Деловой Петербург" Газета "Лесная промышленость" Генеральный директор Главбух в строительстве Главная книга Деловой вестник Деловой еженедельник Деньги профиль Директор Журнал "Директ" Журнал "Банки города Новосибирска" Журнал "Главбух" Журнал "Деловой вестник" Журнал "Деревоообработка" Журнал "Коммерческий директор" Журнал "Нормативные акты" Журнал "Стройка" Бизнес-газета "Лидер" Малый бизнес Мос бухгалтер Налоговые вести Налоговый вестник Налоговый курьер НСХ ПИК,ТРУД,МОЛОТ Помощь бухгалтеру Потреб. кооператор Приморские ведомости Ресторанные ведомости Референт РЖД Российская кооперация Российская торговля Торговая газета Уральский Мебельщик Учёт налог и право Финансист Финансовый директор Экономическая газета 168 часов Амурский комсомолец Аргументы и факты Арзамас сегодня Арзамасские новости В курсе дела Ведомости Вести Прохладного Востфордпост Городские новости Губерния Известия Кабардино-Балканская Правда Калининградская правда Коммерсант Комсомольская правда Навигатор Российская газета Сельская жизнь Сельская новь Ставропольская правда Уральская жизнь Новостные журналы Специализированные издания

22 РЕЗЮМЕ > >

23 Показатели Индекса «Траст Индекс МСБ» и их весовые коэффициенты Показатель Весовой коэффициент Текущее значение (октябрь 2011 г.), п. Прогнозное значение, п. Наличие административных барьеров 0, Уровень цен на сырьё, материалы и другие издержки производства 0, Доступность финансирования 0, Доступность кадровых ресурсов 0,18188 Доступность инфраструктуры 0,1106 Общее значение Индекса7983 Стоит отметить общее улучшение ситуации по сравнению с весной 2011 года. За прошедшие полгода значение Индекса «Траст Индекс МСБ» выросло с 76 до 79 п. Поскольку в октябре 2011 г. общее текущее значение Индекса «Траст Индекс МСБ» зафиксировано на уровне 79 п. из 200 возможных, то следует вывод о преобладании негативных оценок бизнес-климата в российском предпринимательстве. Прогнозное значение Индекса на 4 п. выше текущего, таким образом, организации ожидают небольшого улучшения ситуации в ближайшие 6 месяцев. Наиболее высоко российский бизнес оценивает текущий и прогнозный уровень «доступности инфраструктуры» (106 п. и 106 п. соответственно) и «доступности финансирования» (107 п. и 103 п.). Поскольку значения данных показателей выше 100 п., следует вывод о преобладании положительных оценок, которые предприятия дают этим факторам. Однако влияние данных факторов на общее состояние бизнес-климата невысоко. Хуже всего оценивается текущее и прогнозное значение «уровня цен на сырьё, материалы и другие издержки производства» (46 п. и 46 п.). По мнению представителей бизнеса данный показатель значительно влияет на функционирование бизнеса страны. Именно этот фактор сильно снижает значение Индекса.

РЕЗЮМЕ 24 Определение каналов коммуникации с целевой аудиторией Для каждого второго представителя российского бизнеса основной канал получения информации о банковских продуктах и услугах – Интернет. В Москве доля таких значительно выше, чем в целом по стране (65% и 48% соотв.). Представители микро- и малых предприятий (49%) чаще среднего бизнеса (44%) пользуются сетью Интернет для изучения банковских предложений. Предприятия Центрального и Приволжского ФО чаще других изучают предложения банков через Интернет, реже остальных – предприятия Северо-Кавказского и Сибирского ФО. Каждое пятое предприятие РФ получает предложения банков по электронной почте (в Москве и Санкт-Петербурге – каждое десятое). Особый интерес к ним испытывают средние предприятия (24%). Предприятия Уральского и Дальневосточного ФО чаще, чем предприятия других регионов используют для изучения предложений банков печатные издания. 64% предприятий, изучающих предложения банков через Интернет, пользуются для этого поисковыми системами, 20% - изучают предложения на сайтах банков, 10% - пользуются для этого сайтами финансовой тематики. 49% предприятий, изучающих предложения банков через печатные СМИ, пользуются специализированными изданиями, 45% - новостными журналами. Наилучшие оценки бизнес-климата страны, его текущего состояния и перспектив развития на ближайшие 6 месяцев дают предприятия, работающие в сферах «операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг» (текущее значение Индекса - 80 п., прогноз – 84 п.), «сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» (текущее значение – 80 п., прогноз – 82 п.) и «транспорт и связь» (текущее значение – 80 п., прогноз – 82 п.). Лучше других текущее состояние бизнес-климата оценивают предприятия ЦФО (значение Индекса - 84 п.) и ЮФО (83 п.). Оценивают ситуацию немного хуже других предприятия из СКФО (77 п.) и г. Москвы (78 п.). Высокий уровень ожиданий предприятий СКФО относительно улучшения бизнес-климата не оправдался. За прошедшие полгода здесь наблюдается снижение Индекса с 80 п. до 77 п. Однако, предприятия данного ФО продолжают возлагать большие надежды на улучшение ситуации в ближайшие 6 месяцев (с 77 п. до 81 п.).

25 ИНФОРМАЦИЯ О КОМПАНИЯХ

26 Рейтинговое агентство «Эксперт РА» – ведущее национальное рейтинговое агентство в России, созданное в 1997 году журналом «Эксперт». Около 400 аналитических записок, исследований, обзоров, подготовило Агентство в 2010 году. Среди них более 50 публичных исследований, отраслевых обзоров по страхованию, банкам, УК, лизинговым и факторинговым компаниям, аудиторам, консультантам и другим отраслям экономики. В рейтинг-листе агентства более 350 индивидуальных рейтингов, в их числе 85% от общего числа рейтингов надежности, присвоенных страховым компаниям. В арсенале услуг кредитные рейтинги компаний и банков, рейтинги надежности НПФ, УК, РКУ и другие.

27 Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) - первая в России исследовательская компания, профессионально специализирующаяся на изучении поведения, стратегий и мотиваций потребителей финансовых услуг в нашей стране. Приоритетной сферой деятельности НАФИ является изучение процессов, происходящих на банковском, страховом и инвестиционном рынках, а также определение перспектив их развития. Клиентами НАФИ являются как крупнейшие компании российского финансового рынка, так и ведущие общественные и государственные институты, работающие в этой сфере. НАФИ - это не только исследовательское агентство, но и информационно-аналитический центр, который является источником информации о финансовом поведении россиян для всех участников финансового рынка и СМИ. Россия, г. Москва, Болотная наб. д. 7, стр тел./факс: +7 (499) ; (495)