Теоретические основы. Для того чтобы определить что такое – девиантное поведение, для начала необходимо дать определение понятию «социальные нормы». Важнейшим.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Т ЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ РАЗРАБОТЧИК Т.В.ПАЛИЕВА.
Advertisements

. это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных правил и норм общества и причиняющее реальный ущерб обществу или самой.
За пределами нормы За пределами нормы. Что такое девиантное поведение ? Девиантное или «отклоняющееся» (deviatio – по латински «отклонение»)
Причины правонарушений у подростков. Девиантное поведение- социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам.
«Профилактика девиантного поведения среди детей и подростков» Детство, как почва, в которую падают семена. Они крохотные, их не видно, но оно есть. Потом.
ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ЦЕЛИ УРОКА СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ НОРМ СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ. СПЕЦИФИКА. ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ (ДЕВИАНТНОЕ)
Профилактическая работа с девиантными детьми Педагог-психолог О.В.Троицкая г.
Зав. лаб. психологии личности ИПП ПО РАО д. псх. н. Грязнов А. Н.
РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ «ШАГ НАВСТРЕЧУ» Тема: «Почему подростки становятся «трудными?»
8 Отклоняющееся поведение Девиантное поведение Девиантное поведение – поведение, отклоняющееся от норм и стандартов, принятых в данном обществе. Проявляется:
КРИМИНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – психологическая дисциплина, изучающая психологию преступника, преступной группы и преступного деяния.
Дети с девиантным поведением в школе «Уже написаны тысячи томов, посвящённых проблемам девиантного поведения, но до сих пор не совсем ясно, что же это.
Чупров Л.А. МОУ СОШ 3 с. Камень-Рыболов Ханкайского района Примороского края.
Тема круглого стола: Профилактика суицидального поведения.
Презентация к уроку по обществознанию (10 класс) по теме: Социальные нормы и отклоняющееся поведение
МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА, КОМПОНЕНТЫ И ТИПЫ НАДОЛИНСКАЯ И.В ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН.
Девиантное поведение Социальные отклонения Делинквентное поведение Аддиктивное поведение Асоциальное поведение Аномальное поведение Криминальное поведение.
Выполнила учитель Верхне-Гуторовского филиала МБОУ «Полевской лицей» Алтухова Лариса Николаевна 2014 год.
СОЦ. ПЕДАГОГ МОУ «СОШ 17 Г ВОЛЬСКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ» Т. Г. ДУНЮШИНА ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ МОУ «СОШ 17 г Вольска Саратовской области»
Социальные нормы и отклоняющееся поведение Учитель Суслин Дмитрий Юрьевич Работу выполнил Новиков А.
Транксрипт:

Теоретические основы

Для того чтобы определить что такое – девиантное поведение, для начала необходимо дать определение понятию «социальные нормы». Важнейшим средством организации общественных отношений являются социальные нормы: нормы права, нормы морали, нормы общественных организаций, нормы традиций, обычаев и ритуалов. Эти нормы обеспечивают наиболее целесообразное и гармоничное функционирование общества в соответствии с потребностями его развития. Социальные НОРМЫ - это правила, регулирующие поведение людей и деятельность организаций в их взаимоотношениях.

Какое поведение можно считать социальной нормой? Данной проблемой занимались как зарубежные: Э. Дюркгейм, М. Вебер, У. Самнер, Т. Парсонс, Р. Мертон, Р. Миллз, М. Шериф, Р. Моррис, Р. Линтон, В. Момов, В. Вичев, В, Проданов, так и отечественные ученые: М. И. Бобнева, С. А. Даштамиров, Ю. А. Клейнберг, В. М. Пеньков, В. Д. Плахов, А. А. Ручка, В. А. Ядов и.др. Они определили социальную норму как идеал, условное обозначение объективно существующего явления, средне статический показатель, максимальный вариант, равновесие со средой, обязательный порядок, установленную меру. Здесь можно выделить три различных определения. «Социальная норма» - средства социальной регуляции поведения индивидов и групп, как считает М. И. Бобнева. А. А. Ручка под «социальной нормой» понимает совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность (группа, организация, класс, общество) к своим членам, с целью осуществления деятельности установленного образца. «Социальная норма» по мнению Ю. А. Клейнберга, обусловленной социальной практикой социокультурный инструмент регулирования отношений в конкретно-исторических условиях жизни общества.

Первый тип – это нормы, которые возникают и существуют только в малых группах (молодёжных тусовках, компании друзей, семье, рабочих бригадах, спортивных командах). Они называются «групповыми привычками». Второй тип – это нормы, которые возникают и существуют в обществе в целом. Они называются «общими правилами». Это обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения. Любой социальной группе присущи свои манеры, обычаи и этикет. Есть светский этикет, есть манеры поведения молодёжи. Есть общенациональные традиции и нравы. Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости от того, насколько строго соблюдается их исполнение.

Нормы выполняют свои функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют: как стандарты поведения (обязанности, правила) или как ожидания поведения (реакция других людей). Социальные нормы - это не только общие, но и обязательные правила поведения людей в обществе. Не только правовые, но и все другие социальные нормы являются обязательными для тех, к кому они относятся. В необходимых случаях обязательность социальных норм обеспечивается принуждением. Поэтому к лицам, нарушающим требования социальных норм, в зависимости от характера нарушения могут быть применены меры государственного или общественного воздействия. Если лицо совершило нарушение правовой нормы, то к нему применяются меры государственного принуждения. Нарушение же требований моральной нормы (аморальный поступок) может повлечь за собой применение мер общественного воздействия: общественного осуждения, порицания и других мер. Благодаря указанным признакам социальные нормы становятся важным регулятором общественных отношений. Они активно воздействуют на поведение людей и определяют его направление в различных жизненных ситуациях.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ детей и подростков В современном обществе усилились такие негативные тенденции как: Резкое снижение востребованности духовных ценностей; Сложная криминогенная обстановка; Усиление социальной и психологической дезориентации молодого поколения; Нарастание процессов деформации семьи как ячейки общества. Сложность решения этих проблем, как считают ученые-педагоги, требует разработки концепции профилактики отклоняющегося поведения детей и подростков в рамках конкретного образовательного учреждения, которое должно взять на себя роль центра по диагностике, профилактике и коррекции девиантного поведения, а также взаимодействия по данному направлению работы в своем микрорайоне с внешними организациями.

deviatio - отклонение Девиантное поведение - это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся социальной дезадаптацией. Психология девиантного поведения (по В.Д. Менделевичу) - это междисциплинарная область научного знания, изучающая механизмы возникновения, формирования, динамики и исходов отклоняющегося от разнообразных норм поведения, а также способы и методы их коррекции и терапии. Основные виды девиантного поведения. Типология отклоняющегося поведения. Деструктивное, делинквентное, аддиктивное, суицидальное поведение.

Определения ученых о девиантном поведении Отечественные ученые определяют девиантное поведение как сложное социальное явление, в котором отражается «одна из возможных форм проявления подростковой дезадаптации, принимающая в разных ситуациях патогенный, психосоциальный и асоциальный характер». П. Д. Павленок называет девиантное поведение нестандартным и подразделяет его на две группы : 1)поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, т. е. наличие у человека скрытой психопатии (астеники, шизоиды, эпилептоиды и другие психически ненормальные люди), либо акцентуации характера (психическое отклонение в пределах нормы); 2)поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общежития и проявляющееся в различных формах социальной патологии пьянстве, наркомании, проституции и пр..

М. И. Еникеев считает девиантное поведение социально неадаптированным и выделяет следующие виды данного поведения: асоциальностъ пренебрежение к культурным и моральнымным ценностям, социальную индифферентность, плохое понимание окружающей действительности, «Асоциальное поведение» разновидность отклонений поведения, являющегося нарушением нормального человеческого общения, социальных обязанностей, стандартов поведения, не влекущего за собой уголовной ответственности. «Антисоциальное поведение» поведение, которое находится в противоречии с общественной идеологией, политикой и общечеловеческими истинами.

В. Д. Менделевич определяет девиантное поведение как «систему поступков, противоречащих принятым в обществе нормам, проявляющуюся в виде несбалансированных психических процессов, неадаптивности, нарушения процесса самоактуализации или в виде отклонения от нравственного или эстетического контроля за своим поведением». Он выделяет следующие виды девиантного поведения: делинквентное отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях, представляющее уголовно наказуемое деяние; аддиктивное проявляющееся в стремлении к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ; патохарактерологическое обусловленное патологическими изменениями характера, сформировавшимися в процессе воспитания; психопатологическое основанное на психопатологических симптомах и синдромах, являющихся проявлением тех или иных психических расстройств и заболеваний; на базе гиперспособностей проявляющееся в игнорировании реальности посредством суперспособностей.

В происхождении девиантного поведения, как указывают П. Д. Павленок, В. Ф. Пирожков, А. И. Ушатиков, И. П. Башкатов, большую роль играют дефекты мотивационно-волевой сферы, правового и нравственного сознания, особенности характера, низкий уровень интеллектуального развития, незавершенность процесса формирования личности, а также негативное влияние неблагополучной семьи, неправильное воспитание, плохая наследственность, неблагоприятное влияние ситуации. М. Г. Ярошевскийи и А. В. Петровский определяют отклоняющееся поведение как «систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам». Я. И. Гилинский и В. С. Афанасьев отмечают девиантное поведение как «поступок, действие человека, не соответствующее официально установленным или же фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям», «социальное явление, выраженное в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующее официально установленным или же фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям».

Подростковая преступность рассматривается ими в качестве одной из форм девиантного поведения: «Под преступностью нами понимается относительно распространенное, статистически устойчивое социальное явление, разновидность девиантного поведения, достигшего степени общественной опасности, определяемой в законодательстве уголовным законом». Известный отечественный психолог Ю. А. Клейнберг также выражает мысль о связи девиантного поведения с преступностью: «При всей относительности понятия "девиантное поведение" за ним, тем не менее, скрываются вполне реальные и различные социальные явления, проявляющиеся в раличных формах : преступность, наркомания, пьянство, алкоголизм, самоубийство и пр.

В качестве исходного можно дать определение, которое отражает суть девиантного поведения: «Отклоняющееся (девиантное поведение)- это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией. Отклоняющееся поведение выражает социально- психологический статус личности на оси "социализация дезадаптация изоляция"» Можно также солидаризироваться с Л. Я. Олиференко и др., которые называют девиантное поведение патологией поведения. Патология поведения не принятый в данной культуре тип поведения, вызывающий страдания, страх, боль, горе у других людей. А. Е. Личко и Ю. В. Попов считают наиболее приемлемым к девиантам термин «саморазрушающее поведение».

. Анализ отечественной литературы позволяет выделить причины девиантного поведения «трудных» подростков: они носят либо социальный, либо биопсихологический характер. Однако в рассмотрении причин девиантного поведения социальные факторы всегда превалировали. А. Е. Личко, В. С. Афанасов, В. В. Королев, Я. И. Гилинский свидетельствуют о влиянии биопсихических отклонений на девиацию поведения несовершеннолетних. Сторонниками социальных вглядов на девиантное поведение «трудных» подростков являются И. П. Башкатов, С. А. Беличева, И. А. Кузнецова.

Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева выделяют десять причин, вызывающих отклоняющееся поведение несовершеннолетних : 1)развод родителей, занятость их личными проблемами; 2)смерть любимого человека; 3)рождение в семье нового ребенка (переключение внимания родителей на малыша). Девиантное поведение как ревность; 4)насилие в семье (сексуальное насилие в семье, унижение, оскорбление, пренебрежение). Девиантное поведение как компенсаторный механизм; 5)ограниченную духовную культуру; 6)обедненную досуговую среду; 7)скуку, неумение найти достойное занятие; 8)низкую коммуникабельность, неспособность к конструктивному общению с другими детьми; 9)эмоциональную неразвитость; 10)неумение использовать вербальную форму для доказательства своей правоты, переход к агрессивным действиям.

Ю. А. Клейнберг среди причин подростковой девиации выделяет следующие: 1)аффективную заряженность; 2)импульсивный характер реагирования на фрустрированную ситуацию; 3)кратковременность реакции; 4) низкий уровень стимуляции (самоприказ, самоубеждение) и волевого самоконтроля; 5) недифференцированную направленность; 6) высокий уровень готовности к девиантному поведению. И. А. Невский называет следующие причины отклонений поведении подростков: депривацию психическую и социальную; запущенность педагогическую и социальную; безнадзорность педагогическую и социальную.

Анализ жизни девиантных подростков показывает, что невозможно выделить одну главную причину, послужившую фактором риска. Специалисты чаще всего фиксируют целый комплекс неблагоприятных условий. Итак, проанализировав вышеизложенное, выделим основные причины девиантного поведения несовершеннолетних. 1)влияние неблагополучной семьи; 2)влияние наследственно-биологических факторов: генотипа, психических расстройств, отклонений в нерно- психической деятельности, задержек психического развития; 3)неправильное либо недостаточное воспитание, осуществляемое школой и обществом; 4)влияние педагогических ошибок учителей; 5)социально-экономические причины; 6)подростковую «моду»; 7)влияние СМИ; 8)слабое развитие досуга несовершеннолетних; 9)дисгармонию в мотивационно-волевой сфере; 10) «заклейменность» девиантным поведением.

Выделим механизмы приобретения девиантного поведения: психическое заражение; внушение; убеждение; подражание; моду (сленг, татуировки и т. п.). Ученые выделяют различные формы проявления девиантного поведения. Так, А. Е. Личко выделяет пять форм нарушения поведения: 1)делинквентное поведение мелкие антиобщественные действия, не влекущие за собой уголовной ответственности: школьные прогулы, приобщенность к асоциальной группе, мелкое хулиганство, издевательство над слабыми, отнимание мелких денег и т. п.; 2)побеги из дома и бродяжничество; 3)раннюю алкоголизацию как токсикоманическое поведение; 4)девиации сексуального поведения; 5)суицидальное поведение.

В. В. Ковалев выделяет девять форм отклоняющегося поведения: I) уклонение от учебной и трудовой деятельности; 2) систематическое пребывание в антиобщественно настроенных неформальных группах; 3) антиобщественные насильственные действия (агрессия, драки, грабеж, порча и уничтожение имущества); 4) антиобщественные корыстные действия (мелкие кражи, спекуляция, вымогательство); 5) антиобщественные действия сексуального характера; 6) злоупотребление алкоголем; 7) употребление наркотических и токсических веществ; 8) уходы из дома и бродяжничество; 9) азартные игры.

Ю. А. Клейнберг обращает внимание на следующие формы проявления девиантного поведения: побеги и бродяжничество, страхи и навязчивость, наркотизм, вандализм, граффити, гомосексуализм, самоубийство. Ц. П. Короленко и Т. А. Донских выделяют: 1)суицидальное поведение, характеризующееся повышенным риском самоубийства; 2)конформистское, характеризующееся отсутствием индивидуальности, ориентированностью исключительно на внешние авторитеты; 3)нарциссическое, характеризующееся чувством собственной грандиозности; 4)фанатическое, характеризующееся слепой приверженностью идее, взглядам; 5)аутическое, характеризующееся отгороженностью от людей и окружающей действительности.

В. Д. Менделевич определяет следующие клинические формы девиантного поведения: агрессию; аутоагрессию (суицидальное поведение); злоупотребление веществами, вызывающими состояния измененной психической деятельности (алкоголизация, наркотизация, табакокурение и др.); аномалии сексуального поведения; безнравственное и аморальное поведение и др. Е. В. Змановская выделяет три основные группы отклоняющегося поведения: антисоциальное (делинквентное) любые действия или бездействия, запрещенные законодательством: хулигатство, кражи, грабежи, вандализм, разрушение имущества, поджоги, физическое насилие, торговля нарко тиками;

асоциальное (аморальное) уходы из дома, бродяжничество, школьные прогулы или отказ от обучения, ложь, граффити, субкультуральные девиации (сленг, шрамирование, татуировки), агрессивное поведение, сексуальные девиации(беспорядочные половые связи, проституция, вуайеризм, гомосексуализм, эксгибиционизм), вовлеченность в азартные игры на деньги, бродяжничество, иждивенчество. аутодеструктивное (саморазрушающее) – суицидальное поведение, пищевая зависимость, химическая зависимость, фанатическое поведение, аутическое повдение, виктимное поведение, занятия экстремальными видами спорта.

Проведя обзор отечественной и зарубежной литературы, выделим основные формы проявления девиантного поведения несовершеннолетних: бродяжничество, попрошайничество; тунеядство, нежелание учиться; употребление спиртных напитков; употребление наркотиков; токсикоманию; курение; повышенную агрессию, жестокость; раннее начало половой жизни; воровство; хулиганство; участие в криминальных группах; суицидальное поведение; вандализм; наличие судимости, приводы в милицию, пребывание на учете в ИДН.

Общим для всех девиантных подростков является: 1) преобладание эмоциональной сферы над рациональной; 2) преобладание отрицательных эмоций над положительными; 3) отрицательное отношение к учебе; 4) деформация развития воли и волевых качеств, ее отрицательная направленность. В структуре волевого акта налицо выпадение или свертывание этапа планирования (А. И. Ушатиков), что говорит об импульсивном характере поведения. Психологический анализ личности девиантна показывает, что наряду с мотивационно-волевой деформацией имеет место деформация эмоционально-нравственных черт характера, равнодушие к другим, неразвитое чувство стыда (по данным Г. Г. Бочкаревой, 40 % опрошенных несовершеннолетних правонарушителей никогда не испытывали чувство стыда, остальные 60 % испытывали стыд лишь в связи с наказанием, а не в связи с низостью, аморальностью совершенного антисоциального деяния), несамокритичность, лживость и грубость.

5)педагогическая «запущенность»; 6)система оценок и предпочтений, сориентированная на досуг; 7)явно завышенная или заниженная самооценка; 8)неразвитая совесть; 9)потребность в свободе, независимости; 10)потребность быть более взрослым (сильнее развита у девочек); 11)глубокая деформация нравственных идеалов и установок; 12)эмоциональная неуравновешенность, тщеславие, агрессивность, упрямство; 13)отягощенность нервно-психическими аномалиями; 14)борьба за престиж.

Большинство отечественных ученых отмечают, что характерной чертой «трудных подростков является эгоизм, ведущими мотивами поведения становятся их собственные, чаще всего материальные, примитивные потребности, сиюминутные желания и прихоти. У девиантного подростка не развито чувство долга, он нечестен и безответствен, имеет отрицательный нравственный идеал. Имеет место подмена нравственных понятий. Он склонен поддаваться влиянию взрослых правонарушителей и подражанию криминальной романтике.

Основные виды отклоняющегося поведения личности (по Е.В.Змановской): 1. Агрессивное поведение (деструктивное) Агрессия - тенденция (стремление), проявляющаяся в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинить себе других либо доминировать над ними. Агрессивность как склонность конкретного человека проявлять эту тенденцию в форме конкретных внутренних и внешних действий индивидуальная особенность. Данную индивидуальную особенность довольно трудно измерить, в связи с чем основным способом оценки агрессивной тенденции является оценка ее поведенческих проявлений. Ведущие признаки агрессивного поведения: - выраженное стремление к доминированию над людьми и использованию их в своих целях; - тенденция к разрушению; - направленность на причинение вреда окружающим людям; - склонность к насилию (причинению боли).

Обобщая все перечисленные признаки, можно говорить о том, что агрессивное поведение личности подразумевает любые действия с выраженным мотивом доминирования. Агрессивно-асоциальное поведение непременно включает насилие вербальные или физические действия, причиняющие боль. Оно, как правило, протекает на фоне негативных эмоций агрессора (злость, ярость, садистическое удовольствие, безразличие) и в свою очередь вызывает негативные переживания жертвы (страх, унижение). Это поведение направляется агрессивными мотивами разрушить, устранить, использовать, навредить. На когнитивном уровне оно поддерживается установками, подтверждающими правильность такого поведения (предрассудки, мифы, убеждения). Очевидно, что насилие (физическое, сексуальное, эмоциональное) является самым серьезным проявлением и нежелательным следствием агрессивного поведения. Человеческое насилие принципиально отличается от такового среди животных. Оно практически лишено биологической целесообразности, оно активно эксплуатирует человеческие чувства, оно паразитирует на человеческом интеллекте, наконец, оно многократно усиливается использованием оружия.

2. Делинквентное поведение лат. delinquens «проступок, провинность». Делинквентное (противоправное, антиобщественное) поведение действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях. Делинквентная личность (делинквент) - личность, проявляющая противозаконное поведение. Деликты - противозаконные действия. Криминальное поведение является утрированной формой делинквентного поведения. В целом делинквентное поведение непосредственно направленно против существующих норм государственной жизни, четко выраженных в правилах (законах) общества.

Особенности делинквентного поведения: 1) Это один из наименее определенных видов отклоняющегося поведения личности. Например, круг деяний, признаваемых преступными, различен для разных государств, в разное время. Сами законы неоднозначны, и в силу их несовершенства большая часть взрослого населения может быть подведена под категорию «преступников», например по таким статьям, как уклонение от уплаты налогов или причинение кому- либо физической боли. Аналогично этому, все знают, что лгать нельзя. Но человек, говорящий правду всегда и везде, невзирая на обстоятельства, будет выглядеть более неадекватным, чем тот, кто лжет уместно. 2) Делинквентное поведение регулируется преимущественно правовыми нормами законами, нормативными актами, дисциплинарными правилами. 3) Противоправное поведение признается одной из наиболее опасных форм девиаций, поскольку угрожает самим основам социального устройства общественному порядку. 4) Поведение личности активно осуждается и наказывается в любом обществе.

Основной функцией любого государства является создание законов и осуществление контроля за их исполнением, поэтому в отличие от иных видов девиаций, делинквентное поведение регулируется специальными социальными институтами: судами, следственными органами, местами лишения свободы. 5) Противоправное поведение по своей сути означает наличие конфликта между личностью и обществом между индивидуальными стремлениями и общественными интересами.

3. Зависимое (аддиктивное) поведение Зависимость (аддикция) - чрезмерная привязанность к чему-либо. англ. addiction склонность, пагубная привычка. Если обратиться к историческим корням данного понятия, то лат. addictus тот, кто связан долгами (приговорен к рабству за долги). Иначе говоря, это человек, который находится в глубокой рабской зависимости от некоей непреодолимой власти. Некоторое преимущество термина «аддиктивное поведение» заключается в его интернациональной транскрипции, а также в возможности идентифицировать личность с подобными привычками как «аддикта» или «аддиктивную личность». В широком смысле под зависимостью понимают «стремление полагаться на кого-то или что-то в целях получения удовлетворения или адаптации».

Негативные последствия зависимого поведения личности: - утрата работоспособности; - конфликты с окружающими; - совершение преступлений. Зависимое поведение - это наиболее распространенный вид девиации, так или иначе затрагивающий любую семью. Условно можно говорить о нормальной и чрезмерной зависимости. Все люди испытывают «нормальную» зависимость от таких жизненно важных объектов, как воздух, вода, еда. Склонность к чрезмерной зависимости порождает проблемные симбиотические отношения или зависимое поведение. Зависимое поведение тесно связано как со злоупотреблением со стороны личности чем-то или кем- то, так и с нарушениями ее потребностей.

Объекты зависимости: - психоактивные вещества (легальные и нелегальные наркотики); - алкоголь (в большинстве классификаций относится к первой подгруппе); - пища; - игры; - секс; - религия и религиозные культы. Формы зависимого поведения: химическая зависимость (курение, токсикомания, наркозависимость, лекарственная зависимость, алкогольная зависимость); нарушения пищевого поведения (переедание, голодание, отказ от еды); гэмблинг игровая зависимость (компьютерная зависимость, азартные игры); сексуальные аддикции (зоофилия, фетишизм, пигмалионизм, трансвестизм, эксбиционизм, вуайеризм, некрофилия, садомазохизм); религиозное деструктивное поведение (религиозный фанатизм, вовлеченность в секту).

4. Суицидальное поведение Самоубийство, суицид (лат. «себя убивать») это умышленное лишение себя жизни. Ситуации, когда смерть причиняется лицом, которое не может отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими, а также в результате неосторожности субъекта, относят не к самоубийствам, а к несчастным случаям. В наши дни суицидальное поведение не рассматривается как однозначно патологическое. В большинстве случаев это поведение психически нормального человека. В то же время распространена точка зрения на суицид как на крайнюю точку в ряду взаимопереходящих форм саморазрушительного поведения. Суицидальное поведение осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя жизни. В структуре рассматриваемого поведения выделяют: собственно суицидальные действия; суицидальные проявления (мысли, намерения, чувства, высказывания, намеки).

Таким образом, суицидальное поведение реализуется одновременно во внутреннем и внешнем планах. Суицидальная попытка это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью. Попытка может быть обратимой и необратимой, направленной на лишение себя жизни или на другие цели. Завершенный суицид действия, завершенные летальным исходом. Суицидальные проявления включают в себя суицидальные мысли, представления, переживания, а также суицидальные тенденции, среди которых можно выделить замыслы и намерения. Пассивные суицидальные мысли характеризуются представлениями, фантазиями на тему своей смерти (но не на тему лишения себя жизни как самопроизвольного действия), например: «хорошо бы умереть», «заснуть и не проснуться».

Суицидальные замыслы это более активная форма проявления суицидальности. Тенденция к самоубийству нарастает в форме разработки плана: продумываются способы, время и место самоубийства. Суицидальные намерения появляются тогда, когда к замыслу присоединяется волевой компонент решение, готовность к непосредственному переходу во внешнее поведение. Период от возникновения суицидальных мыслей до попыток их реализации называется пресуицидом. Длительность его может исчисляться минутами (острый пресуицид) или месяцами (хронический пресуицид). В случаях продолжительного пресуицида процесс развития внутренних форм суицидального поведения отчетливо проходит описанные выше этапы. При острых пресуицидах последовательность не обнаруживается и можно наблюдать появление суицидальных замыслов и намерений сразу же.

Суициды делятся на три основные группы: - Истинный суицид Направляется желанием умереть, не бывает спонтанным, хотя иногда и выглядит довольно неожиданным. Такому суициду всегда предшествуют угнетенное настроение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни. Причем окружающие такого состояния человека могут не замечать. Другой особенностью истинного суицида являются размышления и переживания по поводу смысла жизни. - Демонстративный суицид Демонстративный суицид не связан с желанием умереть, а является способом обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь, вести диалог. Это может быть и попытка своеобразного шантажа. Смертельный исход в данном случае является следствием роковой случайности.

- Скрытый суицид (косвенное самоубийство) Вид суицидального поведения, не отвечающий его признакам в строгом смысле, но имеющий ту же направленность и результат. Это действия, сопровождающиеся высокой вероятностью летального исхода. В большей степени это поведение нацелено на риск, на игру со смертью, чем на уход из жизни. Такие люди выбирают не открытый уход из жизни «по собственному желанию», а так называемое суицидально обусловленное поведение. Это и рискованная езда на автомобиле, и занятия экстремальными видами спорта или опасным бизнесом, и добровольные поездки в горячие точки, и употребление сильных наркотиков, и самоизоляция.

Девиантное поведение формируется в следующей последовательности (схема по Д. В. Волкову) Недостатки ранней социализации Асоциальное поведение Ошибки воспитания Антисоциальное поведение Преступное поведение

В настоящее время обострилась новая проблема, связанная с безопасностью пребывания иностранных обучающихся в Российской Федерации. Вопиющие факты в Воронеже, Санкт-Петербурге и некоторых других городах России, где были убиты и изувечены учащиеся из числа иностранцев, говорят о необходимости противодействия насилию, ксенофобии, расизму, национализму и иным экстремистским выходкам, активизации работы по воспитанию толерантности. Ксенофобия - навязчивый страх перед иностранцами, неприязненное к ним отношение. Расизм совокупность учений, в основе которых лежат положения о физической и психической неравноценности человеческих рас. Расизм обязательно включает в себя идеи об изначальном разделении людей на высшие и низшие расы.

Знание причин и условий отклонения от нормы позволяют персоналу образовательного учреждения осуществлять раннюю профилактику девиантного поведения.