Тема: Мотивация к учению: как управлять ее развитием? Подготовил: Александрова Н.М. Учитель физики Личность – звено между мотивацией и ее реализацией.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формирование мотивации учебно-познавательной деятельности школьников Презентация учителя Фёдоровой Г.А.
Advertisements

Психолого – педагогические консилиумы – необходимое условие личностно – ориентированной системы обучения.
Презентация по теме: презентация "учебная мотивация младших школьников"
Динамическое наблюдение за ребенком выработка адекватных мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку индивидуальных условий для развития.
Актуализация проблематики выбора профессии.. Задачи Нашей задачей является, как можно значимей внести проблему выбора профессиональной деятельности в.
Мотивация учебной деятельности обучающихся 1 ступени.
Познавательная активность учащихся В основе познавательной активности человека – его положительное отношение к содержанию и процессу Учения. Самоопределение.
«Методы, формы, приемы формирования учебной мотивации школьников Методический семинар.
Система оценки сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников; как оценку.
Изучение уровня сформированности мотивации учебной деятельности у учащихся.
МОУ Детчинская средняя общеобразовательная школа Уровень развития личности ребёнка Волченкова М.М уч.год.
« Формирование мотивации к самостоятельному поиску знаний на уроках » Докладчик : Дорожко Татьяна Михайловна.
1 Учитель живёт до тех пор, пока он учится; как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель. К.Д. Ушинский К.Д. Ушинский.
Выполнила: Ефлютина И.А. – учитель начальных классов МОУ «Ивановская СОШ» Диагностика психологической готовности ребенка к обучению в школе Антонина Сергеевна.
Обучение аудированию. Рекомендации по использованию эффективных стратегий аудирования 1. Что делать, если вы услышали новые слова, которые вам не знакомы.
Мотивация учащихся как одно из условий успешности обучения Выполнила: учитель начальных классов МБОУ СОШ 8 г. Конаково Спиридонова Л.Н.
Оценка достижений планируемых результатов Группа террабиты.
Мотивация – общее название для процессов, методов, средств побуждения ученика к активной познавательной деятельности. Учебная деятельность школьников.
Английский язык. Пояснение к программе Цель – формирование коммуникативной компетенции; Формирования умений в аудирование, говорение, чтение и письме.
Познавательные процессы. Познавательные процессы – это психические явления, обеспечивающие познание, т.е. восприятие информации, ее переработку, хранение.
Транксрипт:

Тема: Мотивация к учению: как управлять ее развитием? Подготовил: Александрова Н.М. Учитель физики Личность – звено между мотивацией и ее реализацией. З.Фрейд

Цели: Определение учебных возможностей учащихсяОпределение учебных возможностей учащихся Влияние на мотивацию в учебном процессеВлияние на мотивацию в учебном процессе Влияние установок учителя на мотивацию.Влияние установок учителя на мотивацию. Взаимодействие внутренней и внешней мотивации.Взаимодействие внутренней и внешней мотивации.

Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Он заключается в том, что ребенок получает «удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата» (Б.И. Додонов). Мотивы – это побуждения к деятельности. В современных педагогических технологиях процессу формирования мотивации уделяется большое внимание. Мотивацию нельзя тренировать непосредственно, нельзя научиться ей, как таблице умножения, ее надо стимулировать, развивать, повышать. Достигается это посредством организации тренингов мотивации: тренинг мотивации достижения, тренинг причинных схем, тренинг внутренней мотивации, тренинг гуманных отношений и т. д. В процессе изучения личности ребенка, его успехов и неудач особое внимание должно быть уделено развитию внимания, сенсорики, перцепции (восприятия), памяти, эмоционально-волевой сферы, особенностей мышления

Ни для кого не секрет, что с каждым годом все более возрастают требования к умственной деятельности школьников. Возникло противоречие: требования к умственной деятельности учащихся непрерывно растут, а их способность усваивать и использовать полученные знания остается на довольно низком уровне. Развивать сразу весь комплекс свойств, входящих в понятие «творческие способности», невозможно. Это длительная, целенаправленная работа, поэтому эпизодическое использование творческих задач не принесет желаемого результата. Познавательные задания должны составлять систему, позволяющую формировать и развивать все многообразие интеллектуальной и творческой деятельности учащихся и обеспечивать переход от репродуктивных, формально – логических, действий к творческим. Необходимо также помнить, что творческие способности не заменяют знаний, умений, навыков, но обеспечивают их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Поэтому нельзя не отметить огромное значение для развития творческих способностей уровня развития психических механизмов – памяти. Внимания, воображения. Именно эти качества, по данным психологов, являются основой развития продуктивного мышления и творческих способностей.

Педагогическое наблюдение Параллельно с психологическим тестированием должна действовать и другая диагностическая линия: педагогическое наблюдение. В отличии от тестирования, носящего «срезовый» характер, педагогическое наблюдение является пролонгированным и непрерывным и осуществляется в процессе как учебно- познавательном так и разнообразной внеучебной деятельности школьников. Независимое экспертное оценивание педагогами учащихся класса позволяет получить достаточно близкий к объективному вывод по каждому школьнику (его «зоне ближайшего развития», уровню воспитанности, обученности и правомерности, обоснованности обучения в данном типе класса). При этом используется метод «обощения независимых характеристик», формой организации которого является педагогический консилиум. Здесь сходятся две независимые линии: психологическое тестирование и педагогическое наблюдение. По каждой линии идет собственная информация, и очень важно, чтобы эта информация оказалась сопоставимой по объектам и целям диагностирования.

Вариант такого взаимодействия можно представить следующей структурной схемой: Взаимосвязь психологической и педагогической диагностики Диагностика ученика Психологическое тестирование Педагогическое наблюдение Интеллектуальные психические процессы Память Мышление Интеллектуальная креативность Учебные возможности Общая Обучаемость Интеллектуальная работоспособность ОУУН Учебная мотивацияПознавательный интерес и склонности Отношение к школе Социометрический статус Самооценка Эмоциональное состояние Нравственные качества Доброта Целеустремленность Трудолюбие Честность дисциплинированность

Выбор педагогической стратегии и тактики по отношению к ученическому коллективу и отдельному ученику Наиболее близки (соотносимы) в этих двух диагностических линиях интеллектуальные психические процессы и учебные возможности, учебная мотивация и познавательный интерес, отношение к школе и нравственные качества. Остальные данные диагностики будут вносить дополнительную информацию и способствовать более точному установлению причинно-следственных связей в характеристике ученика, класса, параллели. Учебные возможности учащихся определялись на основе теоретических подходов. Для оценивания уровня сформированности общеучебных умений и навыков используется в определенной степени модифицированная система, предложенная Н.А.Лошкаревой и др.

Анкета «Как вы относитесь к учебе по отдельным предметам?» Цель: Изучение уровня сформированности основных мотивов деятельности учащихся. Прочитайте вопросы и для каждого предмета укажите балл, наиболее соответствующий варианту вашего ответа: 2- всегда, 1- иногда, 0- никогда. БлокОтношение Предметы РусскМатАнглЛогикБиолГеогрОбщесИЗОФиз-ра 11. На уроке бывает интересно 2. Нравится учиться 3. Нравится получать хорошие отметки 4. Родители заставляют учиться 25. Учу, так как это мой долг 6.Предмет полезен для жизни 7. Узнаю много нового 38. Заставляет думать 9. Получаю удовольствие, работая на уроке 10. Легко дается, потому что хорошо знаю предмет 411. С нетерпением жду урока 12. Стремлюсь узнать больше, чем требует учитель

Используя анкету: «Сформированность положительной мотивации учения учащихся» Инструкция: - если утверждение абсолютно точно характеризует ваше поведение, состояние, отношение к предмету, поставьте 2 балла; - если утверждение характеризует ваше поведение, состояние, отношение к предмету приблизительно, но не абсолютно точно, поставьте 1 балл; - если утверждение не характерно для вашего поведения и отношения к предмету, поставьте 0 баллов. Вопросы Предметы Русски й Мате м Англи й с к ЛогикаБиоло г и я Геогра ф и я Обществоз нани е ИЗОФиз- р а 1 блок Ситуативный интерес 2 блок Познавательный 3 блок Устойчивый познавате льный интерес 1.Мне на уроке бывает интересно 2.Мне нравится учитель 3.Я иногда бываю внимателен, когда учитель интересно объясняет материал 1.На уроке я узнаю много нового 2.Урок заставляет думать 3.Я читаю занимательную литературу по предмету 1.Я с нетерпением жду урока 2.С удовольст- вием выполняю все домашние задания 3.Читаю дополнительную литературу, посещаю факультатив, т к

Можно определить средний показатель по ситуативному, познавательному и повышенному познавательному интересу. Появляется возможность сравнить показатели и определить, на каком из них базируется учебная мотивация. ФамилияСитуативный интересПознавательный интересУстойчивый познавательный интерес Акмарал 1,621,250,96 Жанаргуль 1, ,22 Арина 1,031,10,006 Вячеслав 1,961,731,55 Павел 1,921,291,22 Мадина 1,850,921,69 Асхат 1,440,70,77 Айнагуль 1,621,510,96 Алексей 1,920, 991,10 Алексей 1,510,391,03 Елена 1,181,251,07 Сания 1,041,340,85 Андрей 21,77 Диана 1,71,101,03 Канат 1,621,590,96 Светлана 1,59 1,46 Мадина Арина 1,71,03 Айнура 1,621,210,88 Иван 1,881,290,91 Анастасия 1,851,471,55 Снежана 222

Средние баллы по 3 блокам можно сложить и разделить на 3 (блоки), получив общий мотивационный балл (или уровень) ФамилияОбщий мотивационный балл В баллахВ % Акмарал 1,2742,3- Жанаргуль 1,4540,33 Арина 0,7123,6 Вячеслав 1,7458 Павел 1,4448 Мадина 1,4849,3 Асхат 0,9431,3 Айнагуль 1,3645,3 Алексей 1,3344,3 Алексей 0,9732,3 Елена 1,1630,6 Сания 1,07635 Андрей 1,8461,3 Диана 1,2742,3 Канат 1,3946,3 Светлана 1,4640,6 Мадина Арина 1,2541,6 Айнура 1,2341 Иван 1,3645,3 Анастасия 1,6254 Снежана 266 -д

Влияние установок учителя на мотивацию 1.Хотите мотивировать детей – найдите общий язык со всеми учениками без деления их на сильных и слабых1.Хотите мотивировать детей – найдите общий язык со всеми учениками без деления их на сильных и слабых 2. Не используйте угрозы для мотивации, чтобы не возникло чувства тревожности2. Не используйте угрозы для мотивации, чтобы не возникло чувства тревожности 3. Мотивированных детей тем выше, чем лучше общий настрой в школе, ее жизненный уклад, чем интереснее дела внеучебные, в которые вовлекаются ребята.3. Мотивированных детей тем выше, чем лучше общий настрой в школе, ее жизненный уклад, чем интереснее дела внеучебные, в которые вовлекаются ребята.

Методические рекомендации Понятие самообразования должно получить новый смысл- создание своего образа, его коррекция.Нужно расширить понятие образования, смещая акценты из сферы информационно-технологического обучения в область формирования базисных целеполагающих и мотивационных структур человека.Понятие самообразования должно получить новый смысл- создание своего образа, его коррекция.Нужно расширить понятие образования, смещая акценты из сферы информационно-технологического обучения в область формирования базисных целеполагающих и мотивационных структур человека. Ученикам нужны лекции о том, как учиться и чему учиться. Ребенок должен знать о себе конкретное мнение учителя, высказанное в корректной и благожелательной форме.Ученикам нужны лекции о том, как учиться и чему учиться. Ребенок должен знать о себе конкретное мнение учителя, высказанное в корректной и благожелательной форме. Внутренние позиции ребенка можно усилить следующим педагогическим приемом. Попросите ученика описать свое будущее как нечто уже достигнутое и рассказать, как все это произошло. Эту процедуру можно повторять ежегодно и использовать ее результаты для решения вопросов профориентации.Внутренние позиции ребенка можно усилить следующим педагогическим приемом. Попросите ученика описать свое будущее как нечто уже достигнутое и рассказать, как все это произошло. Эту процедуру можно повторять ежегодно и использовать ее результаты для решения вопросов профориентации. Методы обучения должны учитывать логику работы сознания, ее природообусловленность. Исследования показывают, что планирование будущего определяет даже срок жизни человека. Великие планы – долгая и насыщенная жизнь (иногда и счастливая).Методы обучения должны учитывать логику работы сознания, ее природообусловленность. Исследования показывают, что планирование будущего определяет даже срок жизни человека. Великие планы – долгая и насыщенная жизнь (иногда и счастливая).

1.Внимание – это основное условие успешности всякой деятельности. Для тренировки внимания с целью его улучшения предлагается ряд упражнений: Развитие внимания: Поставьте перед собой какую-нибудь из ваших любимых вещей. Смотрите на предмет несколько минут внимательно, спокойно. Закрыв глаза, попытайтесь вспомнить предмет в деталях. Открыв глаза, бросьте второй взгляд на предмет и определите, какие подробности вы забыли. Повторяйте упражнение до тех пор, пока не будете в состоянии в точности воспроизвести данную вещь. После этого попробуйте нарисовать предмет со зрительного образа. Каждый вечер перед сном мысленно воспроизведите все дела за истекший день, постарайтесь припомнить и описать все предметы и лица, с которыми вы встречались. Поразительно мало сможете вы припомнить в начале, и как много после короткого упражнения!Развитие внимания: Поставьте перед собой какую-нибудь из ваших любимых вещей. Смотрите на предмет несколько минут внимательно, спокойно. Закрыв глаза, попытайтесь вспомнить предмет в деталях. Открыв глаза, бросьте второй взгляд на предмет и определите, какие подробности вы забыли. Повторяйте упражнение до тех пор, пока не будете в состоянии в точности воспроизвести данную вещь. После этого попробуйте нарисовать предмет со зрительного образа. Каждый вечер перед сном мысленно воспроизведите все дела за истекший день, постарайтесь припомнить и описать все предметы и лица, с которыми вы встречались. Поразительно мало сможете вы припомнить в начале, и как много после короткого упражнения! Обычно мы запоминаем лица лишь в общих чертах, упуская разнообразные подробности. Сядьте и сосредоточьтесь, попытайтесь описать черты лица некоторых ваших друзей: нос, глаза, рот, подбородок, цвет волос, общую форму головы. Вы будете удивлены, ограниченностью вашей памяти. Значит, вы никогда не были внимательны к отдельным чертам лица друзей. Начните с того, что изучив лицо человека, попробуйте кратко описать его. Это упражнение очень интересно. Объектом наблюдения могут быть здания, мимо которых вы ежедневно проходите. Попробуйте описать стиль строения, его контур, окраску, количество этажей и т. д.Обычно мы запоминаем лица лишь в общих чертах, упуская разнообразные подробности. Сядьте и сосредоточьтесь, попытайтесь описать черты лица некоторых ваших друзей: нос, глаза, рот, подбородок, цвет волос, общую форму головы. Вы будете удивлены, ограниченностью вашей памяти. Значит, вы никогда не были внимательны к отдельным чертам лица друзей. Начните с того, что изучив лицо человека, попробуйте кратко описать его. Это упражнение очень интересно. Объектом наблюдения могут быть здания, мимо которых вы ежедневно проходите. Попробуйте описать стиль строения, его контур, окраску, количество этажей и т. д.

2. Внимание – центральное звено памяти – это необходимая предпосылка запоминания. Как развивать память? Игра пословицы: (Урок англ.) Перед вами английские пословицы. Возможно, некоторые из них вам знакомы, смысл же остальных пословиц постарайтесь понять сами. Итак, переведите, пожалуйста, эти английские пословицы на русский язык. А теперь послушайте правильный перевод пословиц на русский язык. Отмечайте те выражения, которые были переведены вами правильно. Итак, звучит правильный перевод. А теперь подсчитайте количество правильно переведенных пословиц и зафиксируйте на полях. Тест пословиц на этом закончен.Игра пословицы: (Урок англ.) Перед вами английские пословицы. Возможно, некоторые из них вам знакомы, смысл же остальных пословиц постарайтесь понять сами. Итак, переведите, пожалуйста, эти английские пословицы на русский язык. А теперь послушайте правильный перевод пословиц на русский язык. Отмечайте те выражения, которые были переведены вами правильно. Итак, звучит правильный перевод. А теперь подсчитайте количество правильно переведенных пословиц и зафиксируйте на полях. Тест пословиц на этом закончен. Если научиться запоминать иностранные слова, то не составит труда запоминать любые термины, понятия и т.д. Как это сделать? Разделимся на две команды. Сейчас кто-то из одной команды произносит слово с переводом или какой-то новый термин. А представители другой команды попытаются во всеуслышание связать звучание нового для вас термина с его переводом или интерпритацией. Команды меняются ролями. Вторая команда называет слова с переводом, а первая придумывает ассоциативные фразы.Если научиться запоминать иностранные слова, то не составит труда запоминать любые термины, понятия и т.д. Как это сделать? Разделимся на две команды. Сейчас кто-то из одной команды произносит слово с переводом или какой-то новый термин. А представители другой команды попытаются во всеуслышание связать звучание нового для вас термина с его переводом или интерпритацией. Команды меняются ролями. Вторая команда называет слова с переводом, а первая придумывает ассоциативные фразы. Игра «Бином»: На карточке или на доске написаны 2 столбика по 4 слова:Игра «Бином»: На карточке или на доске написаны 2 столбика по 4 слова: Лампочка Кошка Лампочка Кошка Спираль Усы Спираль Усы Включатель Глаза Включатель Глаза Провода Голова Провода Голова Для каждой из 4-х пар слов придумать некоторые связывающие их ассоциации, причем, чем больше, тем лучше. Ассоциации должны быть неожиданными. Для каждой из 4-х пар слов придумать некоторые связывающие их ассоциации, причем, чем больше, тем лучше. Ассоциации должны быть неожиданными. Пример: Кошка греется под лампочкой.Пример: Кошка греется под лампочкой. У кошки усы, как спираль у лампочки. У кошки усы, как спираль у лампочки. Глаза у кошки горят, как лампочки. Глаза у кошки горят, как лампочки. Форма головы у кошки напоминает лампочку. Форма головы у кошки напоминает лампочку.

Каковы средства от рассеянности? –Будьте последовательны в мыслях; делайте одновременно только одно дело. –Отыскивайте ассоциации между мыслями (а также между образами) –Прибегайте к визуальным подсказкам (ваша карманная память) –Кладите вещи на определенные места. –Важные вещи проверяйте не один, а два раза.

Диагностика внимания: Корректурная проба. Она позволяет изучить устойчивость, сосредоточенность, объем и распределение внимания. Подросткам предлагается 20 строк по 40 букв. По сигналу «начали» в бланках надо зачеркнуть все встречающиеся буквы «р» и «с». Общая продолжительность работы – 3 минуты. Работоспособность можно определить по формуле: Р = С / О; где Р – работоспособность, С – количество строк, О – количество ошибок.Корректурная проба. Она позволяет изучить устойчивость, сосредоточенность, объем и распределение внимания. Подросткам предлагается 20 строк по 40 букв. По сигналу «начали» в бланках надо зачеркнуть все встречающиеся буквы «р» и «с». Общая продолжительность работы – 3 минуты. Работоспособность можно определить по формуле: Р = С / О; где Р – работоспособность, С – количество строк, О – количество ошибок. Методика Мюнстерберга. Она направлена на диагностику избирательности внимания. Среди буквенного теста имеются слова. Необходимо, как можно быстрее считывая текст, подчеркнуть эти слова, время работы – 2 минуты. Оценивается количество выделенных слов и количество ошибок.Методика Мюнстерберга. Она направлена на диагностику избирательности внимания. Среди буквенного теста имеются слова. Необходимо, как можно быстрее считывая текст, подчеркнуть эти слова, время работы – 2 минуты. Оценивается количество выделенных слов и количество ошибок. Отыскивание числа по таблицам Шульте. Испытуемому поочередно предлагается 5 таблиц, в которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Подросток должен отыскать числа по порядку, показывая и называя вслух. Для уч-ся среднего звена норма – секунд на 1 таблицу.Отыскивание числа по таблицам Шульте. Испытуемому поочередно предлагается 5 таблиц, в которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Подросток должен отыскать числа по порядку, показывая и называя вслух. Для уч-ся среднего звена норма – секунд на 1 таблицу.