ФАКУЛЬТЕТ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ 1 ТЕМА: ВОЕННАЯ СИЛА КАК ОСНОВНОЙ СТРУКТУРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА ДОКЛАДЧИК – ГЛАМАЗДА.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Цель: Узнать какие функции и основные задачи выполняют современные вооруженные силы России, их роль и место в системе обеспечения безопасности страны.
Advertisements

Осенней Алины группа – НАЛ-Д-1-1 факультет - ССЕиФ.
Военные опасности и военные угрозы Российской Федерации а) наращивание силового потенциала Организации Североатлантического договора (НАТО) и наделение.
Раздел I. Основы безопасности личности, общества и государства Глава 1. Национальная безопасность России в современном мире УРОК 2:
Превращение России в сильную в экономическом и военном отношении державу, способную самостоятельно отстаивать свои национальные интересы, не вызывает.
Военная угроза национальной безопасности России В начале XXI в. Россия находится на новом этапе своего исторического развития. Реформируются основы государственного.
Национальная безопасность РФ – состояние защищённости личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить достойное.
ДОКТРИНА ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ Представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения.
Военные угрозы национальной безопасности России и национальная безопасность Урок ОБЖ 10класс Разработал учитель ОБЖ МОУ «КСОШ» п. Красная Горбатка Владимирской.
{ Угроза национальной безопасности РФ Жукова Анастасия, 9 В.
Реализация государственной политики в сфере обеспечения информационной безопасности.
Лекция Тема 4 : Современные войны и вооруженные конфликты Доцент Жмакин И.А.
Военная угроза национальной безопасности России Презентацию подготовила Учитель ОБЖ Берестянская В.Ф. Ворошиловская СОШ д. Горки.
Военные угрозы национальной безопасности России. Характер современных войн и вооруженных конфликтов.
ДОКТРИНА ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Выполнили: Идиятова Э., Юсупова Э.
1.Структура и виды государственной службы в России. 2. Гражданская государственная служба. 3. Военная служба. 4. Правоохранительная служба.
Понятие безопасности личности, общества и государства.
Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации Александр Артурович Уваров, к.э.н, доцент Современные проблемы финансово-экономического.
Теоретические и методические основы теории безопасности как глобальной проблемы современности Доцент кафедры техносферной безопасности и экологии РГСУ,
Функции и основные задачи современных Вооружённых Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны. Реформа Вооружённых Сил.
Транксрипт:

ФАКУЛЬТЕТ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ 1 ТЕМА: ВОЕННАЯ СИЛА КАК ОСНОВНОЙ СТРУКТУРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА ДОКЛАДЧИК – ГЛАМАЗДА Александр Васильевич, профессор кафедры военной стратегии факультета Генерального штаба Вооруженных Сил, кандидат философских наук, доцент.

Термин «сила» в политологии Сила - …3) личность, коллектив, институт и т.д., могущие оказывать влияние на какой-либо объект. В политологии в качестве производного от данного термина используется понятие политические (социальные) силы. В качестве таковых понимаются социальные субъекты – отдельный индивид, группа, класс, общность, организация, способные оказывать влияние на других социальных субъектов в сфере политических и общественных отношений. Мельник В.А. Современный словарь по политологии. – Минск, – С

Определение военной силы 1 Военная сила – это средство политики государств, их союзов, а также социальных групп или организаций, представляющая собой степень и интенсивность реального воздействия собственной военной мощи на иные субъекты общественной жизни, систему внутри- и межгосударственных отношений в целях реализации национальных, региональных, корпоративных и иных интересов. Лутовинов В.И., Мотин Ю.Н. «Военно- политические процессы в мире и в России», М., 2010 г. - С

Определение военной силы 2 Сила военная – это совокупность средств вооруженного принуждения, применяемых государством и другими субъектами политики для достижения внутри- и внешнеполитических целей. Включает вооруженные силы и другие воинские формирования и военные органы, создаваемые государством, а в ряде случаев политическими партиями и движениями. Может использоваться в форме непосредственного применения и опосредованно, как угроза силой. Военный энциклопедический словарь. – М., – С

Определение военной силы 3 Военная сила – совокупность Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов военного управления. Военная сила является фактором сдерживания силового давления на государство и его союзников со стороны другого государства или коалиции государств, обеспечения политическому руководству страны свободы выбора при принятии решений. При исчерпании возможностей устранения военной угрозы мирными средствами военная сила применяется как крайнее средство защиты жизненно важных интересов страны. Словарь основных военных терминов и понятий. – Минск, С.53. 5

Структурные элементы военной силы 1. Вооруженные силы государства и (или) вооруженные отряды других субъектов политики. 2. Другие войска и воинские формирования государства и других субъектов политики. 3. Органы военного управления государства и других субъектов политики. 6

Особенности военной силы 1)По своему измерению военная сила может быть максимальной или реальной величиной. 2) Изменчивость военной силы в процессе ее использования. 3) Зависимость использования военной силы от состояния военно-политической ситуации в стране и в мире. 4) Рост «коммерциализации» военной силы в развитых странах Запада. 5) Различие функций военной силы в разных районах мира. 7

ФОРМУЛА РАСЧЕТА КОМПЛЕКСНОЙ МОЩИ ГОСУДАРСТВА (ИЛИ МАКСИМАЛЬНОЙ ВЕЛИЧИНЫ ВОЕННОЙ СИЛЫ) P* = (C+E+M)×(S+W+Р), где Р* – комплексная мощь государства; С – критическая масса (население + территория); Е – экономическая мощь; М – военная мощь; S – стратегическая концепция (доктрина); W - государственная воля; Р – авторитет руководителей государства. 8

Функции военной силы (ч. 1): 1)Обеспечение национальной безопасности и обороны государства – главная функция. 2)Достижение победы в бою - традиционная функция. 3)Достижение крупных политических целей посредством прямого вооруженного насилия. 4)Политическое давление на другие государства, межгосударственные отношения, систему внутриполитических связей. 9

Определение «мягкой силы» государства «Мягкая сила» государства – это способность достигать желаемого путем убеждения и привлечения других к усвоению ваших целей. В отличие от жесткой силы, опирающейся на «кнут и пряник» военных и экономических рычагов влияния, «мягкая сила» опирается на привлечение оппонентов к вашим идеалам, ценностям, культурным образцам и т.д. 10

Функции военной силы (ч. 2): 5). Содействие политике в предотвращении конфликтов и войн. 6). Поддержание политической и военной стабильности. 7). Наказание агрессора. 8). Функция агрессии. 9). Военное присутствие и военное давление. 10). Борьба с терроризмом, организованной преступностью. 11). Демонстрация самолюбия, тщеславия тех государств, которые видят в военной силе объект уважительного к себе отношения. 11

Изменения, происшедшие с функциями военной силы в последние годы: 1. Главенство перешло к так называемым непрямым функциям военной силы: а) средство обороны, б) средство политической стабильности, в) средство обеспечения суверенитета и независимости. 2. Военная сила служит «подкреплением» политики в районах мира, которые рассматриваются как ключевые с точки зрения геополитических, геоэкономических интересов той или иной державы. 12

Общие задачи применения военной силы: 1) предотвращение военной угрозы; 2) сдерживание возможного агрессора; 3) ликвидация (урегулирование, разрешение) кризисной ситуации. 13

Демонстрация военной силы: 1) средство предотвращения военной угрозы и сдерживания возможного агрессора; 2) форма достижения таких внешнеполитических целей, как: - выход из-под влияния или уменьшение возможности по влиянию равного по военной мощи или более сильного государства; - воздействие на другие, более слабые или равные в военном отношении государства. 14

Демонстрация военной силы противоречива по содержанию: Во-первых, демонстрация военной силы является комплексом мероприятий стратегического сдерживания силового характера, проводимого вооруженными силами. Во-вторых, это продолжение дипломатических усилий государства, так как в этом случае военная сила «применяется» без вооруженного насилия. 15

Демонстрация военной силы предполагает: 1. Наличие государства-«демонстратора». 2. Наличие государства (государств)-«зрителя». 3. Наличие определенных «демонстрационных» действий первого в отношении второго (других). При этом «зрителю» (стране или группе стран) в прямой или косвенной форме указывается: а) какие изменения необходимо внести в формы общения с «демонстратором»; б) что следует сделать, или наоборот, какие шаги не следует предпринимать, так как за ними последует наказание. 16

Мероприятия демонстрация военной силы в мирное время: 1. Проведение учений или военных маневров, показательных боевых стрельб, пусков ракет, бомбометания. 2. Участие в выставках вооружений и военной техники. 3. Демонстрация обладания каким-либо видом вооружения, новых возможностей или свойств вооружения и военной техники. 4. Испытание нового вида оружия. 5. Проведение военных парадов, показательных выступлений войск. 17

Факторы, обеспечивающие успех демонстрации военной силы: а) централизованное руководство и решимость военно-политического руководства; б) продуманность и согласованность проводимых мероприятий политического, военного, дипломатического, экономического и информационного характера; в) наличие реальной военной мощи (ИЛИ МАКСИМАЛЬНОЙ ВЕЛИЧИНЫ ВОЕННОЙ СИЛЫ). 18

Формы применение военной силы в современных условиях (ч. 1) - операции по поддержанию мира, а порой и элементарного порядка в ряде стран (установление мира, строительство мира, поддержание мира и, наконец, принуждение к миру, как форма прямого вооруженного вмешательства); – операции по борьбе с международным терроризмом, наркобизнесом, контрабандой и иными формами организованной преступности; – операции по обнаружению, ликвидации и разоружению незаконных вооруженных формирований, по охране от преступных посягательств на нормальное функционирование основных транспортных артерий и продуктопроводов; 19

Варианты использования военной силы официальной властью в условиях конфронтации между государством и институтами гражданского общества (ч.1) Вариант первый. Государство полностью подавило гражданское общество. Военная сила активно участвует в этом процессе. Такая историческая ситуация не бывает продолжительной и завершается, как правило, крушением власти вместе с используемой ею военной силой. Вариант второй. В конфликте государства и гражданского общества военная сила становится на сторону последнего, помогает уничтожить антинародную и сформировать новую власть, способную решать проблемы, стоящие перед страной. 2020

Варианты использования военной силы официальной властью в условиях конфронтации между государством и институтами гражданского общества (ч. 2) Вариант третий. Определенные институты гражданского общества, недовольные действиями публичной власти, создают собственную военную силу, способную успешно противостоять силе официальной и, в конечном итоге, низвергнуть существующий политический режим. Вариант четвертый. Официальная военная сила в конфликте между властью и активной оппозицией занимает нейтральное положение в силу низкого авторитета власти, ее политической, экономической или духовной немощи, отсутствия привлекательных ценностей. Этот вариант гибелен для самой военной силы и вызывает глубочайшие негативные процессы в обществе и политической системе в частности. 2121

Варианты использования военной силы официальной властью в условиях конфронтации между государством и институтами гражданского общества (ч. 3) Вариант пятый. Военная сила сама становится властью. Стихийно или сознательно устанавливается новый режим. Предпосылками для подобной эволюции военной силы могут быть глубокий системный кризис общества, переходные периоды в процессах общественного развития, слабость официальной власти. Развитие событий при подобной ситуации может пойти непредсказуемо в самых различных направлениях: от полного развала государства и общества, до достижения ими небывалых успехов и выхода на новый виток прогрессивного общественного развития. Указанные выше варианты участия военной силы во внутренних конфликтах в силу высокой степени их деструктивности можно назвать нецивилизованными. 2

Концепция НБ о направлениях обеспечения военной безопасности РБ в мирное время (ч. 1): – подготовка страны к обороне (важнейшая задача); – развитие в обществе патриотизма (этому будет уделено первостепенное значение); – воспитание у граждан чувства ответственности за защиту Отечества; – повышение мотивации воинской службы; – укрепление кадрового потенциала Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и военизированных организаций; – развитие вопросов социальной защиты военнослужащих; 23

Концепция НБ о направлениях обеспечения военной безопасности РБ в мирное время (ч. 2): - своевременное и полное финансирование государственных программ в области обороны; - изменение структуры оборонных расходов с увеличением общих объемов средств, направляемых на переоснащение Вооруженных Сил в соответствии с современными требованиями; - модернизация инфраструктуры Вооруженных Сил; - повышение конкурентоспособности оборонного сектора экономики и его возможностей по созданию современных и перспективных образцов вооружения, военной и специальной техники для оснащения Вооруженных Сил и развития военно-технического сотрудничества. 24

Решение на применение военной силы по прямому назначению базируется на: - всестороннем учете условий возникновения кризисных ситуаций и прогнозируемых уровней интенсивности вооруженных конфликтов; - политических целевых установках, реализованных в политическом решении на пресечение (нейтрализацию) конфликта; - учете экономических и мобилизационных возможностей страны; - оценке состояния и условий организации управления и обеспечения войск (сил) в ходе выполнения поставленных задач; - оценке существующих форм применения войск (сил) и др. 25

Военная сила РБ может быть применена в (п. 4, гл. 2 Военной доктрины РБ) (ч. 1): 1) вооруженных конфликтах для – демонстрации решимости защитить суверенитет, территориальную целостность и неприкосновенность границ государства, – нейтрализации военной угрозы, – блокирования района возможных военных действий (военных провокаций), – разгрома группировок противника, осуществивших вооруженное вторжение, – ликвидации незаконных вооруженных формирований, преднамеренно сформированных на территории Республики Беларусь, – создания условий для урегулирования военного конфликта; 26

Военная сила РБ может быть применена в (п. 4, гл. 2 Военной доктрины РБ) (ч. 2): 2) локальной войне для – локализации очага напряженности, – осуществления адекватных действий по предотвращению военной угрозы, – нанесения противнику максимального ущерба, – принуждения агрессора отказаться от планов вооруженного вторжения на территорию государства, – создания условий для прекращения войны, – урегулирования военного конфликта на условиях, отвечающих интересам РБ; 27

Военная сила РБ может быть применена в (п. 4, гл. 2 Военной доктрины РБ) (ч. 3): 3) региональной войне для – вооруженной защиты суверенитета и территориальной целостности государства всеми имеющимися силами и средствами, в том числе с использованием боевого потенциала региональной группировки войск (сил) в рамках единого оборонного пространства с Российской Федерацией, – отражения нападения и нанесения поражения противнику, – принуждения противника к прекращению военных действий на выгодных для Республики Беларусь условиях. 28

ВЫВОД ПО ТЕМЕ Военная сила – это совокупность средств вооруженного принуждения, применяемых государством и другими субъектами политики для решения своих целей. Военная сила государства легитимна и состоит из Вооруженных сил, других воинских формирований и органов военного управления. Она имеет свои особенности и выполняет важные функции. Глубочайшие изменения, произошедшие в мире в последние годы, привели к пересмотру роли и места военной силы как эффективного средства достижения политических и иных целей. При некотором снижении количественных параметров растет число вариантов ее применения, меняются качественные характеристики используемых способов, средств и технологий. В нашей стране военная сила является основным структурным элементом военной безопасности белорусского государства. 30