Развитие навыков исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время с целью удовлетворения потребностей учащихся в познании. Сирина С.В. учитель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Цель работы: Организация деятельности учащихся по приобретению глубоких знаний для решения познавательных и практических задач; формирование исследовательских.
Advertisements

Обеспечивает овладение методами научного познания в процессе поиска; Обеспечивает овладение методами научного познания в процессе поиска; Формирует мотивацию,
«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». Л. Н. Толстой.
«Научно-исследовательская деятельность учителя и учащихся » Выполнил: Выполнил: Пархоць К.А., учитель Пархоць К.А., учитель английского языка английского.
Цель: активизировать творческую деятельность и познавательный интерес учащихся на основе применения метода проектов и ИКТ.
«Исследовательская деятельность на уроках биологии и химии в урочное и внеурочное время».
Филиппова Елена Анатольевна Учитель начальных классов МОУ СОШ 16.
Малетина Елена Петровна. Учитель биологии высшей квалификационной категории МОУ Борисоглебская СОШ 5. Окончила Воронежский государственный университет,
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Окончила РПИ в 1992 г. по специальности - «биология» по окончании института присвоена квалификация – «учитель биологии».
Проектная деятельность на уроках информатики Учитель информатики Сморчкова Н.Я.
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках информатики Методический семинар.
Анализ педагогической деятельности (участие в конкурсе по реализации проекта «Образование») Автор: Рыбкина Н.И., учитель МОУ-СОШ 2 ЗАТО п. Солнечный Красноярского.
« Организация внеурочной деятельности младших школьников в рамках программы « Я - исследователь» Из опыта работы учителя начальных классов МКОУ Солнцевская.
Ч ЕСНОКОВА Ю ЛИЯ А НАТОЛЬЕВНА УЧИТЕЛЬ ХИМИИ И ЭКОЛОГИИ 1 КАТЕГОРИИ.
Здоровьеориентированное содержание школьной программы по физике – как одно из направлений здоровьесберегающих и развивающих технологий предпрофильного.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ООО МОУ СОШ 5 г. Вольска Зам. Директора по УВР Жаковщикова Ю. П.
Технология проектного обучения Составитель: Шех Л.Р., учитель биологии МОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа» Прокопьевского района 2008.
Проблемные ситуации как форма повышения познавательной активности учащихся Малова Е.К., учитель биологии МОУ СОШ 4 г. Александрова Высшая квалификационная.
Транксрипт:

Развитие навыков исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время с целью удовлетворения потребностей учащихся в познании. Сирина С.В. учитель химии и биологии МОУ Переваловская средняя общеобразовательная школа Тюменского района Тюменской области

Естествоиспытатель – это человек, который испытывает естество, пытает природу, пытаясь вырвать из нее самые сокровенные тайны. В.А. Энгельгардт «Познание явлений жизни».

Конец ХХ века ознаменовался вступлением общества в новую стадию развития – информационную. С появлением нового поколения компьютеров и Интернета встает вопрос об изменении роли человеческой личности в развитии. Жизнь резко усложнилась, уже с рождения ребенок погружается в такой поток информации, что не успевает ее отрефлексировать, пережить и усвоить. В результате накапливается усталость, человек перестает творчески относиться к реальности, перестает вообще чего-либо хотеть, а просто плывет в информационных потоках, все больше теряя себя как личность. И как, спрашивается, жить в этом мире? В наше время надо вносить изменения в классическое школьное образование, которое уже более ста лет сохраняет свою форму. Главный акцент надо делать на развитие умения работать с информацией, формирование стиля нового мышления. Важным условием выживания и работы человека в информационном мире будет овладение методом научного познания, в основе которого находятся исследовательские технологии.

Из данного противоречия вытекает следующая проблема: необходимость включения в современный образовательный процесс методов исследовательской деятельности. Именно она может послужить отправной точкой к возникновению интереса к науке. Нестандартные ситуации исследования активизируют деятельность учащихся, формируют такие творческие качества личности, как самостоятельность, системность мышления, независимость суждений, гибкость, критичность, что необходимо специалисту в любой области, даже если он не стал научным работником. Вовлечение ситуаций исследования дает наибольший эффект в классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету.Исследовательская деятельность вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание,сообразительность,взаимопомощь; способствует становлению мировоззренческой позиции учащихся.

Существование данной проблемы определило тему моей работы «Развитие навыков исследовательской деятельности на уроках биологии и химии во внеурочное время с целью удовлетворения потребностей учащихся в познании» Разработать систему методов и приемов исследовательской деятельности в условиях сельской школы стало целью моего поиска. Объект исследования – процесс обучения биологии и химии в средней школе. Предмет исследования – методы, способы организации исследовательской деятельности

Научно-исследовательская деятельность учащихся-одна из прогрессивных форм обучения в современной школе.. Определены следующие задачи по реализации проблемы: 1. Изучить литературу и практический опыт по данной теме. 2. Периодически проводить диагностику уровня формирования специальных умений и навыков при исследовательской деятельности. 3. Разработать комплекс взаимосвязанных исследовательских заданий по некоторым разделам школьного курса. 4. Разработать элективный курс, как наиболее эффективный способ внеурочной деятельности учащихся, направленный на развитие творческих способностей, с целью удовлетворения знаний.

Исследовательская деятельность дает ученику не только практические умения и навыки, необходимые в выборе профессии, но и помогает овладевать методами получения новых знаний. Вырабатывает необходимость для каждого человека зрелого возраста уже уметь осваивать принципиально новые специальности, потому что по современным оценкам 80% тех, кто сегодня заканчивает институты, должны будут еще дважды за свою жизнь переучиваться и менять профессию.

Простейшим звеном исследовательской деятельности является урок-конференция. На этом этапе учащиеся получают первые навыки в работе с научно-популярной литературой, учатся отбирать материал, соответствующий содержанию поставленной цели, анализировать литературные источники. С этой целью я давно использую новые педагогические технологии. Разработаны некоторые темы по методике КСО, парацентрической методике. Эффективным способом организации выполнения исследовательских заданий в моей работе стали проблемные мини-эксперименты-это выполнение краткосрочного эксперимента по готовому алгоритму. Эксперимент дает возможность каждому ребенку почувствовать себя в роли ученого, приоткрывающим дверь в новое, неизвестное. Самостоятельно добывая в эксперименте знание, учащиеся получают уверенность в его истинности и справедливости.

Организация научно- исследовательской работы в школе. 1.Выбор темы. 2.ФОРМУЛИРОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ. 3.ВЫБОР ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ. 4.АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ. 5.ФОРМУЛИРОВКА ГИПОТЕЗЫ(ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДПОЛАГАЕМОГО РЕЗУЛЬТАТА). 6.ВЫБОР МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ(НАБЛЮДЕНИЕ,ЭКСПЕРИМЕНТ). 7.ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ. 8.ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ. 9.ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.

В ходе обучения учащихся ИД достигнуты следующие результаты: 1. Повысился познавательный интерес учащихся к предмету. Увеличилось количество детей, участвующих в школьном «Интеллектуальном марафоне», количество участников и призеров школьных, районных и зональных олимпиад. 3. В период работы по данной технологии выпускники ежегодно успешно сдают вступительные экзамены по химии и биологии, зачисляются на химический факультет в ТГУ и др. ВУЗы. 4. Разработана программа элективного курса в 9 кл. «Химия в быту» в рамках предпрофильного обучения. Разработана тема для исследовательской деятельности учащихся «Охрана и использование водных ресурсов на территории с. Перевалово» материалы используются на уроках химии, биологии, элективном курсе. 6. Создана система работы по развитию исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время уч.году принимали участие в работе областной научно- практической конференции с работой «Исследование химического состава почвы».