Д.филос.н. проф.Н.С.Розов www.nsu.ru/filf/rozov nikolai-r.livejournal.com.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Политология Тема1. Политика-сфера общественной жизни и наука. "Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все". Перикл.
Advertisements

1 ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1. Объект и предмет, политологии. 2. Закономерности, категории и функции политологии.
Тема: «Политология как наука. Сравнительная политология».
Учебная дисциплина «Основы социологии и политологии» Специальность «Налоги и налогообложение» 2 курс.
Семинар 6 Образовательный проект как один из способов построения антропопрактики Дозморова Е.В.
ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет философии и социальных технологий Кафедра социологии.
Современная социология и её роль в жизни общества. Лекция 1.
Социология изучает социальную структуру общества, социальные группы, культурную систему, тип личностей, повторяющиеся социальные процессы, происходящие.
Характер философского знания и задачи философии МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии Prezentacii.com.
Цель лекции: Познакомиться с важным разделом политической науки – сравнительной политологии. Показать значимость сравнительных исследований в отношении.
СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА. 1.Объект и предмет социологии. 2.Специфика предмета социологии. 3.Место социологии в системе научного знания. 4.Структура социологии.
Политика как общественное явление 1. Содержание мира политики 2. Причины возникновения политики 3. Понятие политики. 4. Структура политики. 5. Функции.
Понятие философии права ФИЛОСОФИЯ ПРАВА: область знания, связывающая философию и правовую теорию и практику; форма самопознания правовой деятельности.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВУЗА КАК СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ Чекмарев Василий Владимирович, проректор по научной работе Костромского государственного.
Презентация "Роль информационной деятельности в современном обществе"
Социокультурное проектирование в воспитальной системе современного образовательного учреждения.
образована в сентябре 2011 г. и объединяет преподавателей экономики, социологии и политологии. Заведующий кафедрой д.э.н., доцент – Лихачев М.О.
PR в контексте задач госслужбы в России на современном этапе. Тема лекции:
Модульная образовательная программа подготовки администраторов образования к реализации задач модернизации российской школы Проект НФПК «Реформа системы.
«Поисковое исследование условий перехода на компетентностную модель подготовки студента с учетом анализа соответствующих современной государственной политике.
Транксрипт:

Д.филос.н. проф.Н.С.Розов nikolai-r.livejournal.com

Будет представлен подход: Рационалистический (никакой мистики и глубинной эзотерики) Западнический (никаких поклонов таинственной восточной мудрости) Классически-научный (никакой постнеоклассики и мыследеятельности) Концептуальный (работа с относительно строгими понятиями) Позитивистский (опирающийся на реальный опыт) Конструктивный (построение структур, полезных для последующей работы) Конфликтный, динамический и исторический (от Гераклита к Марксу и Коллинзу), а не статичный, «гармоничный» и системно-функциональный (от Плотина к Лейбницу и Парсонсу)

Кризис современной философии (с 1970-х гг. по наше время) как в мире, так и в России, понимается как совокупность следующих явлений и тенденций: Падение общественного престижа философии как сферы культуры, так и профессии Отсутствие популярных, широко известных философов (после Сартра и Поппера), оказывающих существенное влияние на общественное сознание Философские трактовки современных проблем сильно уступают в значимости, известности в сравнении с научными (экономическими, политологическими, социологическими, историческими) Сокращение, падение доли философии в университетском образовании, стагнация, упадок, маргинализация философских факультетов

мышление и рассуждение, направленное, с одной стороны, на разработку и критику предельных оснований любых суждений и принципов, методов и результатов познания, с другой стороны, на построение целостного и осмысленного образа мира, места и роли в нем разумных существ

Для понимания природы и причин кризиса философии, особенно, в сравнении с другими сферами мышления (наука, управление, проектирование, экспертная аналитика) необходимо рассмотреть: институциональные аспекты мышления вообще, факторы подъемов и упадков философии, основные институциональные сдвиги в за последние лет как вероятные источники факторов упадка; контрпримеры – наиболее активные и популярные философские направления и их способы преодоления этих факторов Сам этот подход не философский, а макросоциологический и теоретический. Выводы имеют статус гипотез.

устойчивый комплекс: предписывающих и ограничивающих правил поведения, подкрепляющих их символов (ценностей) и ритуалов, регулирующий какую-либо из сторон (сфер) человеческой жизнедеятельности и организующий взаимодействие как систему позиций ( ролей) в отношении людей друг к другу, статусов в престиже и доступе к ресурсам разного рода, для выполнения различных стратегий, деятельностей, практик и проч.

Позиция 1 Позиция 2 Позиция 3 Ресурсы: организационные, материальные, (экономические, финансовые), силовые, символические, социальные Символы (святыни, идеалы, ценности и т.п.) Правила взаимодействия и доступа к ресурсам (нормы, стандарты и проч.) Стратегии деятельности действия операции Реакции Ритуалы практики, поступки

- это комплекс позиций и правил поведения, регулирующий взаимодействие между людьми, которые ставят и решают задачи, придающий этим людям статусы и определяющий порядок их доступа к ресурсам

упорядочение первоначально разовых, спорадических взаимодействий между людьми, ставящими и решающими задачи, в регулярные отношения между позициями с правилами, ритуалами, статусами, доступом к ресурсам

ПЕРВИЧНЫЕ – регулирующие взаимодействия здесь и сейчас Научные и учебные семинары (постоянных состав участников, возможно, из разных организаций) Регулярные конференции, симпозиумы, конгрессы Рецензирование, обсуждение, оценка, исправление научных статей и монографий Деловые, оргдеятельностные и прочие игры Научные, философские, программистские, переводческие и прочие форумы в Интернете

ВТОРИЧНЫЕ – организации и процессы, обеспечивающие условия для взаимодействий здесь и сейчас Научные и учебные учреждения (НИИ, академии, университеты, исследовательские центры) Ассоциации (профессиональные, экспертные сообщества) Структуры и процессы подготовки и защиты диссертаций Научные периодические издания (журналы, бюллетени) Структуры и процессы издания научных монографий, учебников

ТРЕТИЧНЫЕ – обеспечивающие ресурсы и условия для организаций, поддерживающих мышление Церковь (позже государство) учреждает и курирует университеты Государство создает, финансирует академии, НИИ, исследовательские центры, в той или иной мере подключает к структурам принятия решений Международные организации поддерживают исследовательские центры, экспертные сообщества Бизнес-сообщество спонсирует университеты и исследовательские центры Образованный класс поддерживает интеллектуалов как экономически (оплачивая обучение детей, покупая книги), так и символически – через признание, общественное внимание, репутацию

Древняя Греция Средневековая схоластика:13-15 вв Новое время (от Декарта до Лейбница ): вв. Немецкий идеализм е Позитивизм и неокантианство: 1840-е – 1900-е Логицизм и неопозитивизм е Экзистенциализм е

Философия, особенно начиная с Аристотеля, была способна самостоятельно развивать, а затем ассимилировать текущее научное знание и использовать его в собственной аргументации В эпоху медленного развития наук (до начала 19 века) это вообще не было проблемой, поскольку почти все науки покрывались философией и изучались как ее части «Лейбниц был последним человеком, который знал все» (Н.Винер) Спенсер, Шпенглер, Швейцер, Тейяр де Шарден, Рассел, М.Вебер, Поппер еще могли претендовать на универсализм своих познаний во многих науках, смежных с их интересами

«Осень Средневековья» (15-16 вв.) Кризис докантианской метафизики (18 в.) Кризис немецкого идеализма ( гг.) Упадок советской философии ( гг.)

Прекращение интеллектуальной конкуренции, создание изолированных анклавов с догматичным комментированием «классики» Явное отставание от текущего развития научного познания Проигрыш альтернативным направлениям мышления, лучше отвечающим актуальным запросам на осмысление происходящего Жесткая привязанность к старым институтам, пренебрежение к идущим институциональным новациям

20-й век – могучий расцвет социальных и исторических наук (от психологии и антропологии до мировой экономики, геополитики, мировой истории и Большой истории) Последние десятилетия – бурное развитие когнитивных наук (от психологии восприятия до нейрофизиологии и искусственного интеллекта) Тема «человек в мире» перестала бы монопольно философской Никто, кроме участников узких сект гуссерлианцев и хайдеггерианцев уже не верит в привилегированный познавательный доступ философов к сознанию и Бытию

19 и 20 вв (начиная с наполеоновских реформ) – эпоха бурного расширения функций государства, а значит и бюрократии Бюрократический рост – это всегда рост подразделений и углубление специализации Одновременно происходила дифференциация наук, повышался их престиж После 2й Мировой войны начинается бурный рост экспертных сообществ - специализированных околонаучных институтов, работающих на соответствующие подразделения бюрократии

При плотных взаимодействиях разнообразных институтов мышления, сетей и парадигм, множественности умозрительных обоснований главное значение начинают обретать результаты эмпирических научных исследований Науки настолько разрослись и усложнились, что философия утеряла прежнюю способность использовать их результаты. В то же время претензии философии на прямой доступ к Сознанию и Бытию потерпели фиаско Престиж во многом определяется близостью к элитам, власти, принятию решений. Тройной триумф специализации (в бюрократии, науках и экспертных сообщества) оставил философию и философов «за бортом»

ПЕРВАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ЭРА: КОНКУРЕНЦИЯ С РЕЛИГИЕЙ Первый «золотой век» - древнегреческая философия (когда религия и церковь еще были слабы) Основной период – Средневековье, доминирование религии и религиозной философии Период «пересечения эр и равновесия (ослабляется религия, усиливается наука, между ними процветает философия): века

Период «пересечения эр и равновесия, века Второй «золотой век» философии - немецкий классический идеализм, неокантианство, когда религия и церковь драматически ослабли, а науки еще недостаточно усилились Неуклонный рост влияния и престижа науки (конец 19- середина 20 вв.) однако философия удерживает лидирующие позиции вплоть до упадка логического позитивизма и экзистенциализма в х гг.

В условиях доминирования специальных наук и экспертных сообществ с учетом отсутствия прямого и привилегированного доступа философии к сознанию и Бытию с признанием неспособности овладеть широтой и глубиной современных научных знаний возможно для философии найти такие сферы применения ее потенциала, которые вернут ей былое влияние и общественный престиж, причем заслуженно?

Последние волны социальных протестов и революций (Арабская весна, «Захватим Уолл- Стрит», гражданские протесты в России) показывают уязвимость социальных устройств как авторитарных, так и демократических государств, суть которой – в росте разрыва между основной частью населения и «олигархатом», монополизирующим власть, собственность и статус

Любые перераспределения, даже честные демократические выборы, могут дать только временный эффект Принципиальным решением станет создание новых систем правил, дающих более открытый доступ, более справедливые условия конкуренции, меньшие риски отчуждения и инкапсулирования олигархата, меньшие риски отчуждения, маргинализации этнических и конфессиональных меньшинств, в том числе, мигрантов и их потомков

Остаются крайне острыми межгосударственные конфликты, при том, что агрессия и массовое вооруженное насилие формально делегитимизированы Рано или поздно ответственность за мирное разрешение конфликтов, наряду с международными организациями (СБ ООН) возьмут региональные государства-лидеры или влиятельные региональные коалиции (примеры: ЕС, Лига арабских государств, Шанхайская организация и др.) Для сохранения устойчивого мира в каждом регионе потребуется система правил взаимодействия, ограничивающая свободу действий суверенных государств

Вероятно начало нового типа конкуренции между типами культуры (цивилизациями, региональными блоками) уже не столько в военно-политическом плане и не по темпам экономического роста, а по созданию внутренних правил игры, поддерживающих солидарность и взаимную поддержку разных социальных слоев и групп в рамках отдельного общества и всего блока

Глобальные проблемы (истощение ресурсов, загрязнение среды, перенаселенность и депопуляция, голод, неравный доступ к ресурсам) хотя и отошли на второй план в период экономического подъема (1990-е – 2000-е гг.), но не исчезли. Любые способы их планомерного стратегического решения предполагают создание новых систем правил, принуждающих суверенные государства, частные фирмы, местные власти к определенным ограничениям

Вероятно появление институтов мышления нового типа (прообраз – think tanks), способные выполнять расширенный круг функций: анализ актуальных проблем на национальном, региональном, глобальном уровнях в аспекте макросоциальных тенденций формирование исследовательских целей и программ для научных коллективов (университетов, НИИ), в том числе мониторинга эффективности новых систем правил, осмысление результатов

разработка аксиологических, онтологических, гносеологических оснований для стратегий, решающих проблемы формирование стратегий, создание новых систем правил постановка и решение вопросов, связанных с конфликтностью и единством, свободой (суверенностью) и необходимым принуждением, демократичностью и целесообразностью в принятии решений и проч.

Сомнительно, что современные философы способны организовать и возглавить институты нового типа (как это удавалось Пифагору и Платону, Лейбницу и Фихте) Философам необходим альянс: а) с учеными и экспертами в различных предметных областях б) с социальными проектировщиками, разработчиками законопроектов, международных документов

Не подходят ни традиционные НИИ, исследовательские центры, ни фонды, раздающие гранты (типа РГНФ и РФФИ), ни профессиональные сообщества

Несколько взаимосвязанных «мозговых трестов» Каждый связан с фондом, распределяющим средства на исследования и разработки Каждый связан с кластерами, сетями групп (кафедр, центров, лабораторий) Под каждую крупную проблему создаются временные исследовательские коллективы и система семинаров (игр и проч.), связанные с группами разработчиков решений и реформ, группами дальнейшего сопровождения (лонгитьюдные исследования и мониторинги эффективности решений)

Этика, философия политики и права: смысл должного, общее и индивидуальное, универсальное и локальное, рациональные основания и выбор большинства, ценностные конфликты, свобода индивида и общее благо Связь должного и сущего. Естественное и искусственное. Складывание, конструирование и испытание. Эволюция, революция и прогресс. Связь звеньев в цепочке: дискомфорт – постановка проблемы – исследовательская программа – научные результаты – целеполагание и ценностное обоснование – взаимодействие с заинтересованными группами, акторами - разработка стратегий и социальных проектов – разработка, апробация, распространение новых систем правил – мониторинг эффективности – новая постановка проблем

Методология: создание и интеграция необходимых организационных и функциональных структур, объединяющих философское, научное, экспертное мышление и разработку правил Аксиология, этика, философия политики и права: обоснование ценностей, принципов, идеалов как оснований для требуемых систем правил Философия истории: построение целостных, осмысленных образов исторического развития, включение актуальных проблем и способов их решения

Философия науки: проблемы (не)соизмеримости парадигм и теорий Логика: способы соединения нормативной и дескриптивной логики, способы дедуктивного развертывания нормативных принципов при включении дескриптивных утверждений Аналитическая философия: разработка способов обоснования суждений и норм, выявление, анализ и исправление «сбоев» в их использовании Герменевтика: реконструкция ценностей в классических текстах, культурно-историческое обоснование и оправдание стратегий

Современный кризис философии имеет глубокие причины, связанные со взрывным ростом социального и культурного разнообразия, а также развитием альтернативных сфер и институтов мышления После 1-й эры (когда философия вместе с наукой одолели религию) и 2-й эры (когда философия проиграла науке) теоретически возможно наступление 3-й эры развития мышления В 3-й эре философия переживет новый расцвет, если сумеет соединить в новые гибкие сетевые институты ученых-эмпириков, экспертов, разработчиков правил (социоинженерию) с гуманитарными исследованиями культурных традиций и современной логикой для решения актуальных проблем на глобальном, международном, региональном, национальном и локальном уровнях

Об институтах мышления и теории интеллектуальных сетей: Коллинз Р. Социология философий: глобальная теория интеллектуального изменения Об институтах, о социальной и ментальной динамике: Розов Н.С. Колея и перевал. Гл 3,5 О кризисе философии: Розов Н.С. Философия и теория истории. Пролегомены. Глава 7