Формы, методы и приёмы обучения правописанию, развивающие орфографическую зоркость у младших школьников ПРЕЗЕНТАЦИЯ учителя начальных классов Корниловой.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Технология проблемного обучения в начальной школе.
Advertisements

Проблемно-диалогическая технология в начальной школе Хазова Зинаида Акингиновна, учитель начальных классов МОУ «Верховажская начальная общеобразовательная.
Семинар подготовили учителя 2-х классов. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
« Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, И это станет моим навсегда ». Древняя мудрость.
Проблемный урок, ИЛИ Как открывать знания с учениками. Хвоинская В. А., МБОУ СОШ 13, г. Сургут.
ПРОБЛЕМНЫЙ УРОК или Как открывать знания с учениками.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО – ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Мастер-класс учителя русского языка и литературы.
ПРОБЛЕМНЫЙ УРОК Как открывать знания вместе с учениками.
Учитель биологии Червоненко Н.Ю. Калининградская область Нестеровский район. МБОУ Замковская СОШ п Ясная Поляна 2012 год.
Учитель начальных классов: Капуль Л.Н.. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
Подготовила Ефремова Л.Р. МБОУ СОШ 12, г. Ноябрьск, ЯНАО.
Проблемно-диалогическая технология в начальной школе Макашова Елена Евгеньевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ 18.
Теория и практика проблемно- диалогического обучения в ОС «Школа 2100»
Создание проблемных ситуаций на уроке и пути их решения Ратушная И.Г., учитель начальных классов МОУ СОШ 67 г.Пензы.
Т ЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО - ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ Автор: Мельникова Елена Леонидовна Т ЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО - ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ Автор: Мельникова Елена.
Приемы создания проблемной ситуации. 1.Предъявить противоречивые факты Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты видите? Какой вопрос возникает?
Методы и приёмы проблемно-диалогического обучения Косарева С.А., учитель начальных классов Косарева Н.Н., учитель начальных классов МБОУ «ООШ 10» г. Гурьевска.
1. Каюта, зуб, вершина, Дуся, зверь, туча, белочка, альбом 2. Спят, куча, лисичка, пять, Костя, орёл, тучка, кочан, баран. 3.Фазанчик, гриб, галчата,
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО – ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ. Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, И это станет моим.
Педагогический проект: Учебно-исследовательская деятельность в технологии современного урока математики и внеклассных занятий Учитель математики МКОУ ООШ.
Транксрипт:

Формы, методы и приёмы обучения правописанию, развивающие орфографическую зоркость у младших школьников ПРЕЗЕНТАЦИЯ учителя начальных классов Корниловой О. А.

«Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание». Н.С. Рождественский

четыре педагогических действия: создания проблемной ситуации; побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации; побуждения к формулированию учебной проблемы; принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы

Побуждающий от проблемной ситуации диалог Приемы создания проблемной ситуацииПобуждение к осознанию противоречия Побуждение к формулирова- нию проблемы 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, точки зрения О фактах: -Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты? О теориях: - Что вас удивило? Сколько существует теорий (точек зрения)? Выбрать подходящее: -Какой возникает вопрос? - Какова будет тема урока? 2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием - Сколько в классе мнений? Почему так получилось? 3. Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку». Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью. - Вы сначала как думали? А как на самом деле? 4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще. - Вы смогли выполнить задание? Почему? В чём затруднение? 5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими. -Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущие? 6. Шаг 1. Дать практическое задание, сходное с предыдущими. Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено - Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?

Прочитайте слова. Душ, ночь, ложь, страж, дочь, муж, ключ. Чем они похожи? Чем отличаются? Над какой темой будем работать?

эвристические разминки - обеспечивают снятие психологического барьера перед началом умственной работы, активизируют мозг на осмысленное выполнение учебной деятельности, дисциплинируют ум и направляют мысли на продуктивное решение учебных проблем.

«Угадай слово». Слова спокойно жили в книжке, Но книжку вдруг прогрызли мышки. От слов начала откусили, Из книжки в норку утащили. …суда, …рёза, …сква.

красить о про запо пере рас вы у покрасить перекрасить окрасить прокрасить закрасить выкрасить украсить раскрасить

Шарада. Узнай слово, которое задумано. Задуманное слово однокоренное со словом красный. Приставка в нём такая же, как в слове превращаться. Суффикс, как в слове цветной. Окончание, как в слове морковный. А в целом слово является прилагательным.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ ОБУЧАЮТ ШКОЛЬНИКОВ ДУМАТЬ, ТРЕНИРУЮТ И РАЗВИВАЮТ ИХ УМ. Познавательные игры.

«Собери слово». пус, ка, та; роз, мо; же, нер, ин; тор, трак;

«Расшифруй слово». Замените цифры буквами алфавита и прочитайте слово (билет) (шофёр) (яблоко)

л и с л и с а л и с и й л и с и ц а л и с и ч к а л и с о н ь к а л и с ё н о ч е к «Ступеньки».

«Волшебные домики». Играют две команды. На доске записаны в два столбика слова с пропущенными буквами: лаг. рь т. традь к. стёр с. рень р. бята св. бода

«Орфографическая зарядка». а) подготовительно-ознакомительный этап Каюта, зуб, вершина, Дуся, зверь, белочка, альбом, кроты. Какую букву надо проверить при письме и почему? Как проверить эту букву? Можно ли эту букву проверить? б) тренировочный этап Груш..(мн.ч.), ч..гунок, лос.., Ж(ж)учка, задач.., К(к)оля Щ(щ)..кин, сн..пы, б..лет. Назовите пропущенные буквы. Объясните орфограммы. в) закрепительный этап Грибочки, трость, очки, ключ, Эля, арбуз, дружина, трава. Найдите «опасные места». Объясните их правописание. г) контрольно-диагностический этап 1. Запись слов под диктовку: Билет, прачка, окуньки, моржи, Надя, наши, пищу, слоны, смешить, грибной. 2. Исправление ошибок в словах: Ночька, бирёза, белеет, лёт, ужынать, трова, кричят, гарох.

7«+» - 5 баллов 6 «+» - 4 балла 5«+» - 3 балла 4 «+» - 2 балла

Экспромты – производство оригинальных продуктов умственного труда – могут возникнуть как спонтанно, так и планироваться учителем для ситуаций, благоприятствующих тренировке и развитию ума. Например: 1.Запишите словарные слова, которые отвечают на вопрос как? и оканчиваются на о. 2. Соединяя слова попарно, прочитайте получившуюся пословицу. сделать можно не завтра что сегодня на откладывай 3. Запишите слова, которые спрятались в слове ОДНАЖДЫ. 4.Догадайся, какие новые слова нужно записать на двух строчках. Запиши эти слова. Россия, Русь, русский, российский, россияне.

Эвристический поиск – производство учеником удачных мыслей –способствует продвижению вперёд в процессе учебного познания. Мозговая атака используется для рационального проектирования и осуществления умственной деятельности в результате активного и интенсивно коллективного обсуждения способов, приёмов вариантов умственной работы. Обзор интересных и познавательных фактов, событий, случаев с последующим анализом и обсуждением расширяет кругозор младшего школьника.

Например: а) Впишите правильный ответ: Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для…. б) Вставьте нужное слово. Часть слова, стоящая перед корнем, называется……………… в) Подчеркните правильный ответ. Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет. Да. Нет. Имя существительное в предложении является только подлежащим. Да. Нет. Имя существительное является изменяемой частью речи. Да. Нет.

Методы проблемного обучения МЕТОДЫ ПРОБЛЕМНЫЕ ТРАДИ- ЦИОН- НЫЕ «Классические»«Сокращенные» Постанов- ки проблемы Сообще- ние проб- лемы учителем от пробл. ситуации Постанов- ка проблемы учениками от пробл. ситуации Побужда- ющий диалог от проблем- ной ситуации Подво- дящий к теме диалог Сообщение темы с мотивирую- щим приемом Сообще- ние темы Поиска решения Сообще- ние гипотез, проверка учителем Выдвиже- ние, проверка гипотез учениками Побужда- ющий к гипотезам и проверке диалог Подво- дящий от проб- лемы диалог Подводящий без проблемы диалог Сообще- ние знания

Три метода постановки учебной проблемы: заостряем противоречие проблемной ситуации и сообщаем проблему; младший школьник сам осознаёт противоречие и формулирует проблему; побуждаем диалогом обучающихся осознать противоречие и сформулировать проблему.

УчительУченики Использует подводящий к теме диалогФормулируют тему урока - Посмотрите ещё раз на слова. Какие будут гипотезы о правописании мягкого знака? (Побуждение к выдвижению гипотез) - Все с этим согласны? (Побуждение к устной проверке). - Все слова с мягким знаком одушевлённые? (Подсказка к контраргументу.) - Ещё какие есть гипотезы? (Побуждение к выдвижению гипотез). - С этой гипотезой согласны? (Побуждение к устной проверке). Посмотрите все слова на «ч» и «ж» (подсказка к контраргументу). - Другие гипотезы есть? (Побуждение к выдвижению гипотез). - Что можно сказать о роде существительных? (Подсказка к решающей гипотезе). - Как проверить вашу гипотезу? (Побуждение к практической проверке). - Может, как-то рассортируем слова? (Подсказка к плану проверки). -Делайте. -Что дала проверка? -Сформулируйте общий вывод. - Сверьте вывод с учебником. - В одушевлённых существительных мягкий знак пишется (например дочь), в неодушевлённых (ключ) не пишется (ошибочная гипотеза 1). Молчат. -Слово «ночь» с мягким знаком, но неодушевлённое (контраргумент). - Мягкий знак пишется после «ч», а после «ж» не пишется (ошибочная гипотеза 2). Молчат. -«Ключ» на «ч», но мягкий знак не пишется; «ложь» на «ж», но с мягким знаком (контраргумент). Молчат. - В женском роде мягкий знак пишется, в мужском - нет (решающая гипотеза). Молчат. - Выпишем в один столбик слова женского рода, в другой – мужского. И посмотрим на мягкий знак (план проверки). Выписывают слова. - Слова первого столбика женского рода и с мягким знаком, слова второго столбика мужского рода и без мягкого знака (аргумент). Формулируют правило (открытие нового знания). - Всё верно.

Придумайте, как кончилась встреча двух белок с котом? Горе - охотник. Этой осенью в саду было много орехов. Сюда повадились две белочки. Однажды в орешнике белки столкнулись с непонятным зверем. Это был кот. Он замяукал, зашипел. Вот-вот бросится на них. Белки растерялись. Но потом… (По Л. Савоненковой)

Составьте предложения, расположив данные слова в таком порядке: а) 1, 3, 5, 4, 2; б) 4, 2, 3, 5, 1; в) 1, 4, 2, 3, 5. 1) снег 2) ногами 3) мягко 4) под 5) хрустит - Напишите эти предложения. Изменяется ли смысл предложения при изменении порядка слов? На какой вопрос отвечает каждое предложение? Где мягко хрустит снег? Что мягко хрустит под ногами? Как снег хрустит под ногами?

Составьте из слов два предложения, расположив слова в разном порядке. Льдинки, большие, плывут, реке, по. На какой вопрос отвечает каждое предложение?

Прочитайте предложение и слова для справок. Какое задание нужно выполнить? На каникулы я поеду к бабушке. Слова для справок: деревне, бабушка, моя, в живёт. Составьте из слов для справок второе предложение.

Соедините части и составьте пословицы и поговорки. Как вы понимаете смысл? Рукий человек в делах твёрд. Рукий солдат добро помнит. Рукий в словах горд, не знает преград. Рукая душа нараспашку.

Весной лес оживает. е ---- оие. Весело щебечут птицы. ео еу ы. Из берлоги вылезает сонный медведь. з еи ее нн ед.