1. Фонетический анализ слова. Фонетический анализ слова. 2. Состав слова.Состав слова. 3. Главные члены предложения.Главные члены предложения. 4. Подлежащее.Подлежащее.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Ямка, [й`] – согласный, мягкий, непарный, звонкий, непарный; [а] - гласный, ударный; м- [м] – согласный, твёрдый, парный ([м]), звонкий, непарный; к- [к]
Advertisements

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ВИДЫ РАЗБОРА. РАЗБОР СЛОВА ПО СОСТАВУ 1. Прочитай слово 2. Выдели в слове окончание 3. Выдели основу 4. Выдели в слове корень.
Глагол как часть речи. Глагол как часть речи имеет грамматические категории: - вида; - залога (только у переходных глаголов); - времени; - лица; - числа,
Черёмуха цветёт в мае. Что? черёмуха - подлежащее (имя сущ.) Что делает? цветёт - сказуемое (глагол) КТО?ЧТО? ЧТО ДЕЛАЛ?ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ?КАКОВ?
Памятка «Что я должен знать о глаголе». 1. Спряжение глаголов. I спряжение Окончания на Е ЕТ, ЕТЕ, ЕМ, ЕШЬ Окончания на УТ, ЮТ ___________________ Глаголы.
Что без меня предметы? Лишь названья. Но я приду – всё в действие придёт: Летит ракета. Люди строят зданья. И рожь в полях растёт. О какой части речи говорится.
Глагол
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ГЛАГОЛА I. Часть речи. Общее значение. - вид II. Морфологические признаки. III. Синтаксическая роль. 1. Начальная форма (неопределённая.
Тема «Глагол» Таблицы и схемы Выполнила учитель русского языка и литературы СОШ 2 г. Колпашева Арбузова С.Л.
Глагол 5 класс План: Понятие о глаголе Постоянные признаки Непостоянные признаки Правописание не с глаголамиПравописание не с глаголами Способы образования.
Лингвистика или языкознание – наука о языке (от греч. «лингва» язык)
Постоянные и непостоянные признаки глагола. « Глагол придает речи жизнь – присутствием своим животворит отдельные слова,»- писал Н. Греч.
НАЧАТЬ ЗАНЯТИЕ. 1.Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи……………………… – 4 2. Буквы О – Е после шипящих…………………………… 5 3. Буквы Е.
Глагол Обозначает: действие или состояние предмета. Вопросы: Что делать? Что сделать? Постоянные признаки: 1. Вид (совершенный и несовершенный); 2. Спряжение.
ГЛАГОЛ Для подготовки к ЕГЭ Кузьмина Л. С.. Глагол – это часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать?
Повторение изученного по теме «Глагол». Глагол – это самостоятельная часть речи, отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действие предмета,
Тема: «ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ» Правописание личных окончаний глаголов. Правописание буквы Ь в глагольных формах. Правописание суффиксов. НАДО ЗНАТЬ:
Справочное пособие по орфографии Калинина Мария Владимировна учитель начальных классов гимназии 144 Гасникова Лидия Гавриловна учитель начальных классов.
ГЛАГОЛ ГЛАГОЛ Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Глагол – ЧР – действие предмета Что делать? Что сделать? Неопределенная (начальная) форма инфинитив Окончания - ть ти чь Играть нести беречь.
Транксрипт:

1. Фонетический анализ слова. Фонетический анализ слова. 2. Состав слова.Состав слова. 3. Главные члены предложения.Главные члены предложения. 4. Подлежащее.Подлежащее. 5. Сказуемое.Сказуемое. 6. Второстепенные члены предложения.Второстепенные члены предложения. 7. Определение.Определение. 8. Дополнение.Дополнение. 9. Обстоятельство.Обстоятельство. 10. Части речи.Части речи. 11. Имя существительное:Имя существительное: - одушевлённые, неодушевлённые;одушевлённые, неодушевлённые; - род;род; - род неизменяемых существительных:род неизменяемых существительных: - число.число. вперёд

12. Глагол.12. Глагол. - форма глагола;форма глагола; - начальная форма глагола;начальная форма глагола; - личные формы глагола;личные формы глагола; - вид глагола;вид глагола; - лицо глагола;лицо глагола; - число глагола;число глагола; - спряжение глагола;спряжение глагола; - определение спряжения;определение спряжения; - окончания личных форм глагола;окончания личных форм глагола; - время глагола;время глагола; - наклонение глагола:наклонение глагола: изъявительное, условное, повелительное.изъявительное, условное, повелительное вперёд назад

13. Наречие.Наречие. - связь наречия с частями речи;связь наречия с частями речи; - признаки наречия;признаки наречия; - правописание наречий.правописание наречий. 14. Числительное.Числительное. - состав числительных.состав числительных. 15. Правописание: - ь (мягкий знак) в числительныхь (мягкий знак) в числительных - ё после шипящих;ё после шипящих; - о после шипящих;о после шипящих; - и после ц;и после ц; - приставки без-, бес-, из-, ис-, раз-, рас-.приставки без-, бес-, из-, ис-, раз-, рас-. назад

Ямка, [й`] – согласный, мягкий, непарный, звонкий, непарный; [а] - гласный, ударный; «эм» - [м] – согласный, твёрдый, парный ([м]), звонкий, непарный; «ка» - [к] – согласный, твёрдый, парный ([к]), глухой, парный ([г]); «а» - [а] – гласный, безударный; ямка – 4 буквы, 5 звуков. ям-ка,[й`амка], 2 слога «я» содержание

ЗНАЧИМЫЕ ЧАСТИ СЛОВА (служат для образова- ния новых слов) ОКОНЧАНИЕ ИЗМЕНЯЕМАЯ ЧАСТЬ (служит для связи слов в предложении) СТОЛ НА СТОЛЕ КОРЕНЬ ПРИСТАВКА СУФФИКС ЗАМОРОЗК И ПРИШКОЛЬНЫЙ мороз школа содержание

Черёмуха цветёт в мае. Что? черёмуха - подлежащее (имя сущ.) Что делает? цветёт - сказуемое (глагол) КТО?ЧТО? ЧТО ДЕЛАЛ?ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ?КАКОВ? содержание

О ком или о чём говорится в предложении. Кто? Что? В предложении выражено: О ком или о чём говорится в предложении. Кто? Что? В предложении выражено: именем существительным: местоимением: сочетанием слов: Ученик сел за парту. Он старательно выполняет задание. Юрий Клочков ученик третьего класса. содержание

С к а з у е м о е Действие предмета, его состояние, чувства. В предложении выражено: глаголом: именем прилагательным именем существительным краткой формой имени прилагательного содержание

СКАЗУЕМОЕСКАЗУЕМОЕ глагол Тюльпаны цветут в мае. Что делают? содержание 1. выражено глаголом

СКАЗУЕМОЕСКАЗУЕМОЕ В этом году зима холодная. (была) будет холодная. содержание 2. выражено прилагательным

СКАЗУЕМОЕСКАЗУЕМОЕ им. сущ. Мой брат студент. Есть? Был? Будет? содержание 3. выражено именем существительным

СКАЗУЕМОЕСКАЗУЕМОЕ кр. ф. прилаг. Цветы красивы. Каковы? содержание 4. выражено краткой формой имени прилагательного

Где? Как? Когда? Зачем? Почему? Как долго? Какой? Чей? Какая? Чья? Какое? Чьё? Какие? Чьи? Кого? Чего? Кому? Чему? Что? Кем? Чем? О ком? О чём? содержание

Где? Как? Когда? Зачем? Почему? Как долго? Какой? Чей? Какая? Чья? Какое? Чьё? Какие? Чьи? Кого? Чего? Кому? Чему? Что? Кем? Чем? О ком? О чём? содержание

Признак предмета. Какой? Чей? Какая? Чья? Какое? Чьё? Какие? Чьи? именем прилагательным, именем существительным. ~~~~~~~~~~~~~~~~~ Мы собирали грибы в еловом лесу. Лисья нора очень глубокая. ~~~~~~~ содержание

На какой предмет или явление направлено действие. именем существительным. Кого? Чего? Кому? Чему? Что? Кем? Чем? О ком? О чём? Мы собирали грибы в еловом лесу. содержание

Как, когда, где, по какой причине совершается действие. Где? Как? Когда? Зачем? Почему? Как долго? именем существительным, наречием. Мы собирали грибы в еловом лесу. содержание

1.В корне слова чёлка, шёпот, жёлудь, ожёг(гл.), поджёг(гл.) 2. В окончаниях глаголов печёшь, течёт 3. В суффиксах печёный, лишённый, вооружён, затушёвывать - затушёвка, учёный – учёба, тушёный - тушёнка содержание

1.В окончаниях существительных и прилагательных свечой, чужой 2. В суффиксах существительных и прилагательных волчок, зайчонок, грошовый, ежовый 3. На конце наречий горячо, свежо, хорошо содержание

В словах – исключениях (под ударением) шов, шорох, крыжовник, капюшон, шорты, шомпол, мажор, шоу, изжога, обжора, чокаться, чопорный, шорник, вечор, ожог(сущ.), поджог (сущ.), трущоба, трещотка. В корне иноязычных слов (без ударения) Жонглёр, шоколад, шоссе, жокей и т.д. содержание

И ПОСЛЕ Ц В корне слова: цирк, цифра, циркуль ИСКЛЮЧЕНИЯ Цыган, на цыпочках, цыплёнок, цып – цып, цыц, цыкнуть В словах на –ция: акация, секция, станция Ы ПОСЛЕ Ц 1. В окончании: ресницы, птенцы, скворцы 2. В суффиксах: лисицын (хвост), сестрицын содержание

БЕЗ- ИЛИ БЕС- ИЗ- ИЛИ ИС- РАЗ- ИЛИ РАС БЕЗ- ИЗ- РАЗ- + ЗВОНКИЙ СОГЛАСНЫЙ бездомный издать разбить БЕС- ИС- РАС- + ГЛУХОЙ СОГЛАСНЫЙ бесшумный испечь расписать содержание

ЧАСТИ РЕЧИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕСЛУЖЕБНЫЕ Имя существительное Имя прилагательное Глагол Местоимение Наречие Числительное Предлог Союз Частица Междометие содержание

Имя существительное предмет кто? что? род число, падеж скло- нение содержание

Имя существительное Одушевлённые Кто? Неодушевлённые Что? девочка, кошка, медведь девочка, кошка, медведь дом, часы, машина дом, часы, машина содержание

Имя существительное РОД МУЖСКОЙ ЖЕНСКИЙ СРЕДНИЙ ОН ОНА ОНО тигр брат стол тигр брат стол мышь сестра книга мышь сестра книга солнце дерево поле солнце дерево поле содержание

Новое пальто, вкусное какао Горячий кофе, розовый фламинго Имя существительное РОД неизменяемых имён существительных М.р. – пони, какаду, шимпанзе, фламинго, кенгуру, кофе. М.р. – пони, какаду, шимпанзе, фламинго, кенгуру, кофе. Ср.р. – пальто, радио, шоссе, кино, метро, пианино, какао, эскимо, желе, меню. Ср.р. – пальто, радио, шоссе, кино, метро, пианино, какао, эскимо, желе, меню. содержание

ЕдинственноеМножественное Имя существительное ЧИСЛО Имена существительные изменяются по числам птица звезда яблоко птица звезда яблоко птицы звёзды яблоки птицы звёзды яблоки содержание

Имя существительное ЧИСЛО В русском языке есть имена существительные, которые употребляются часы, грабли, весы, ножницы, брюки, сливки, каникулы часы, грабли, весы, ножницы, брюки, сливки, каникулы только в форме множественного числа: только в форме единственного числа: мёд, молоко, соль, ловкость, трусость мёд, молоко, соль, ловкость, трусость содержание

Форма Вид Наклонение Спряжение Время Лицо Правописание содержание

говоритьпринестиберечь Что делаю? (Я) Что делаешь? (ТЫ) Что делает? (ОН, ОНА, ОНО) Что делаем? (МЫ) Что делаете? (ВЫ) Что делают (ОНИ) Что делают (ОНИ) Личная Личная Личная Личная Начальная НачальнаяНачальная Что делать? (несовершенный вид) Что сделать? (совершенный вид) содержание

Начальная форма образуется при помощи суффиксов -ть, -ти, -чь. Суффиксы -ть, -ти, -чь в основу глагола не включаются, так как они образуют не новое слово, а начальную форму. Купить, обедать, войти, беречь, лечь содержание

личныелицо Слово личные образовано от слова лицо (сравни: личные местоимения). Следовательно, глагол в личной форме указывает на то, что эти формы связаны с лицом (говорящим, слушающим; с тем, о ком или о чём говорят) Глаголы в личной форме указывают на того (тех), кто совершает действие: я говор ю ты говор ишь она говор ит мы говор им вы говор ите они говор ят содержание

Вид глагола – это его обязательный, постоянный признак. Глаголы совершенного и несовершенного вида – это два разных слова с разными значениями. Н.В. ЧИТАЕТ ДОЧИТЫВАЕТ С.В. ПРОЧИТАЛ ДОЧИТАЛ содержание

Глаголы в форме 1-го лица указывают на то, что действие совершается говорящим. Я пишу письмо. Мы пишем письма. Глаголы в форме 2-го лица указывают на то, что действие совершает тот, к кому обращаются. Вечером ты поможешь маме. Летом вы поможете бабушке. Глаголы в форме 3-го лица обозначают действие, которое совершает тот, о ком (о чём) говорят. Он отвечает на вопрос. Они отвечают на вопросы.

Глаголы могут употребляться в форме единственного и в форме множественного числа. Ед. ч. 1-е лицо цвету цветём Мн. ч. 2-е лицо цветёшь цветёте 3-е лицо цветёт цветут содержание

- изменение глагола по лицам, числам и система его личных окончаний. II спряжение ИТЬ Н.ф. - ИТЬ (кроме брить, стелить) + гнать, держать, терпеть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, и зависеть и вертеть, и ещё дышать, смотреть I спряжение Все остальные глаголы. содержание

1.Если окончание ударное, спряжение определить легко. 2. Если окончание безударное, образуй форму 3-го л. мн.ч. (в этой форме иногда ясно можно ут/ют, ат/ят услышать окончание - -ут/ют, ат/ят) или начальную форму. ИТЬ 3. Если в н.ф. глагол оканчивается на –ИТЬ (кроме брить, стелить), то это глагол IIспр. ИТЬ 4. Если в н.ф. глагол не оканчивается на – ИТЬ, и не относится к глаголам-исключениям, то это глагол I спряжения. содержание

2-е лицо мн.ч. ед.ч. 3-е лицо 1-е лицо IIспр.I спр. -ю (-у) -ёшь -ёт -ём-у (-ю) -ит -им -ите -ят -ишь -ёте -ют содержание

настоящее прошедшее будущее момент речи читал читаю буду читать содержание

наклонение - действие происходит на самом деле. Мне подарили собаку. Глаголы в форме изъявительного наклонения изменяются по временам. содержание

наклонение -о действии говорится как о желаемом, возможном. Подарили бы мне собаку. Глаголы в форме условного наклонения по временам не изменяются. Форма условного наклонения образуется при помощи слова в форме прошедшего времени и частицы бы. содержание

Глаголы в форме повелительного наклонения Не изменяются по временам. Форма повелительного наклонения образуется от основы настоящего (будущего) времени при помощи суффикса -и: убери, сними наклонение - обозначает совет, просьбу, приказ. Подарите мне собаку! содержание

неизменяемая часть речи Где? Куда? Когда? Откуда? близко, сбоку налево, вверх сегодня, поздно издалека Как? Зачем? Почему? смело специально поневоле содержание

Наречие может быть связано с

Как часть речи наречие обозначает (разговаривали как? долго) (интересный в какой степени? очень, быстро в какой мере? слишком) (яйцо какое? всмятку) содержание

После шипящих на конце наречий пишется мягкий знак. Прочь, сплошь, невмочь, вскачь, настежь. И С К Л Ю Ч Е Н И Я: Уж, замуж, невтерпёж. содержание

- часть речи, которая называет количество предметов, порядковый номер при счёте. Количественные числительные – сколько? Два, пять, шестнадцать. Порядковые числительные – Какой? Какая? Какое? Какие? Седьмой, девятый, пятнадцатый. содержание

Пятьдесят, семьдесят, семьсот Три, сорок, тринадцать, тридцать. или простое = простое Двадцать один, сто семьдесят восемь Несколько слов = составное = сложное содержание

- (мягкого знака) - Пять, тринадцать, восемнадцать, тридцать Пятьдесят, восемьдесят, пятьсот, девятьсот содержание

1.В корне слова чёлка, шёпот, жёлудь, ожёг(гл.), поджёг(гл.) 2. В окончаниях глаголов печёшь, течёт 3. В суффиксах печёный, лишённый, вооружён, затушёвывать - затушёвка, учёный – учёба, тушёный - тушёнка содержание

1.В окончаниях существительных и прилагательных свечой, чужой 2. В суффиксах существительных и прилагательных волчок, зайчонок, грошовый, ежовый 3. На конце наречий горячо, свежо, хорошо содержание

4. В словах – исключениях (под ударением) шов, шорох, крыжовник, капюшон, шорты, шомпол, мажор, шоу, изжога, обжора, чокаться, чопорный, шорник, вечор, ожог(сущ.), поджог (сущ.), трущоба, трещотка. 5. В корне иноязычных слов (без ударения) Жонглёр, шоколад, шоссе, жокей … содержание

И ПОСЛЕ Ц В корне слова: цирк, цифра, циркуль ИСКЛЮЧЕНИЯ Цыган, на цыпочках, цыплёнок, цып – цып, цыц, цыкнуть В словах на –ция: акация, секция, станция Ы ПОСЛЕ Ц 1. В окончании: ресницы, птенцы, скворцы 2. В суффиксах: лисицын (хвост), сестрицын содержание