Литература 5 класс «Что за прелесть эти сказки» © Голованова Т.Г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выполнила: ученица 2 «Б» класса МБОУ СОШ 155 г.о.Самара Гарипова Элина Научный руководитель: Хоружева И.А.
Advertisements

1 Русские народные бытовые сказки. 2 Слово о сказке Уже в глубокой древности люди мечтали о возможности летать по воздуху- об этом говорят нам легенды…а.
Сказка –ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок А.С. Пушкин А.С. Пушкин.
Сказка – ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок. А.С. Пушкин.
Литература 5 класс «Что за прелесть эти сказки» © Голованова Татьяна Григорьевна, учитель литературы ГОУ СОШ 464.
Литература 5 класс «Что за прелесть эти сказки» © Голованова Татьяна Григорьевна, учитель литературы ГОУ СОШ 464.
«Сказка – ложь да в ней намёк…» Русские народные сказки о животных.
Сочиняем волшебную сказку учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 362 Московского района г.Санкт-Петербурга Сызранова Наталия Владимировна.
2006 Урок литературы в 5 классе «Русские народные сказки»
2015 год создания. Содержание Высказывания о сказках 3 Сказка - как жанр устного народного творчества Цель 6 Классификация сказок 7 Волшебные сказки.
Сказки о животных. Социально бытовые сказки.
Ясинская Светлана Георгиевна Учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 22» г. Череповца Вологодской обл.
Литературная гостиная Сказки народов России Положительные и отрицательные герои.
По страницам сказок Урок русской литературы в 5 классе.
Путешествие в сказку Недаром дети любят сказку, Ведь сказка тем и хороша, Что в ней счастливую развязку Уже предчувствует душа. И на любые испытанья Согласны.
« Cказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок ! » Любовской Евгений ученик 2 класса.
«Путешествие по Стране сказок» Урок внеклассного чтения 2 класс.
Творческая мастерская Учимся сочинять волшебную сказку Садко.
Бурнашева Надежда Егоровна учитель русского языка и литературы Легойской СОШ Усть-Алданского улуса Урок русской литературы в 5 классе.
«Потребность в образовании лежит в каждом человеке; народ любит и ищет образования, как любит и ищет воздуха для дыхания» (Л.Н. Толстой) Тема: «Создание.
Транксрипт:

Литература 5 класс «Что за прелесть эти сказки» © Голованова Т.Г.

Задачи: закрепление знаний о сказке как особом жанре; знакомство с приемами сюжетосложения; знакомство с литературоведческими понятиями; обучение приемам сочинительства сказок; развитие связной речи, развитие творческого потенциала школьников; воспитание культуры общения, совместного творчества

Содержание Высказывания о сказках Сказка как жанр устного народного творчества Классификация сказок Волшебные сказки Бытовые сказки Сказки о животных Признаки волшебных сказок Композиция сказки Сюжет волшебных сказок Сказочные композиционные элементы Присказки Зачины Концовки Герои волшебных сказок Баба Яга Кощей Бессмертный Помощники положительных героев Особенности сказочного языка Использованная литература

Высказывания о сказках «…Русские песни, предания, пословицы, …наконец русские сказки – без сомнения заслуживают большого внимания: они память нашего давно минувшего, они – хранилище русской народности». Н.А.Некрасов «…Уже в глубокой древности люди мечтали о возможности летать по воздуху, об этом говорят нам легенды о Фаэтоне, Дедале и сыне его - Икаре, а также сказка о «ковре- самолёте».Мечтали об ускорении движения по земле – сказка о «сапогах-скороходах»…мыслили о возможности прясть и ткать в одну ночь огромное количество материи, о возможности построить в одну ночь хорошее жилище, даже «дворец», то есть жилище, укреплённое против врага; создали прялку, одно из древнейших орудий труда, примитивный ручной станок для тканья и создали сказку о Василисе Премудрой». А.М.Горький

Сказка –ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок А.С. Пушкин А.С. Пушкин

Сказка учит смелости, доброте и всем другим хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.

Сказка как жанр устного народного творчества «Сказка – складка (вымысел), а песня – быль…От слова «складывать». Подчёркнутая, сознательная установка на вымысел. В фантастике, как в зеркале, отразилась жизнь народа и его характер. (Аксаков)

Классификация сказок сказки волшебныебытовые О животных

Волшебные сказки Волшебные сказки – особый вымысел. Ни одна волшебная сказка не обходится без чудесного действия, без вмешательства то злой, то доброй сверхъестественной силы. Она имеет мифологическое происхождение: в ней находят отражение тотемические (некоторые герои рождаются от животных или превращаются в них), анимистические (олицетворяются, например, водная стихия, Солнце, Месяц; наоборот – герои превращаются в камни), магические (волшебное зелье, волшебное слово) представления древнего человека. Мир волшебной сказки - мир многобожия, т.е. язычества. Человеку помогают или стараются помешать древние властители стихий, природных сил: Солнце, Месяц, Ветер, Морозко, водяной, морской царь. Священника в волшебной сказке не встретишь - все колдуны да ведьмы. Многие волшебные сказки рассказывают о воинском подвиге. Но сказочные герои сражаются не за Русь, не за Русскую землю. Они добывают для царя какое-либо диво дивное, чудесный предмет. Волшебная сказка на протяжении столетий передавалась устным путем. Иногда сознательно, иногда случайно сказитель что-то изменял, что-то добавлял. Так создавались произведения, похожие друг на друга, но не в точности одинаковые.

Бытовые сказки Бытовую сказку называют еще социально-бытовой, сатирической или новеллистической (от слова новелла). Появилась она гораздо позднее волшебной. Новеллистическая сказка точно передает быт, обстоятельства народной жизни. Правда соседствует с вымыслом, с событиями и действиями, которых на самом деле быть не может. Например, жестокую царицу исправляют тем, что на несколько дней меняют местами с женой драчуна-сапожника. В волшебной сказке - два мира, в бытовой - один. Здесь все обыкновенно, все происходит в повседневной жизни. В бытовой сказке противопоставляются слабый и сильный, богатый и бедный. Сказка с уважением относится к хорошим, умелым работникам, высмеивает неумех, лодырей. В бытовой сказке (ее недаром называют еще и плутовской) вполне допустима кража. Самый любимый герой сказки - солдат. Ловкий, находчивый и в слове, и в деле, смелый, все знающий, все умеющий, веселый, неунывающий. Солдат обычно возвращается домой после 25-летней службы (поэтому он всегда старый солдат!). По дороге с ним приключаются удивительные истории. Неудачи преследуют в сказке всех, кто в реальной жизни господствовал над народом, обирал его, обижал. Мужик берет верх над барином, работник - над попом, солдат - над генералом, а младший, обиженный в семье - над самодурами-стариками. Начало сказки соответствует действительному, несправедливому положению дел, а конец обязательно разрушает эту несправедливость. В волшебной сказке герой нередко добивается победы в бою с помощью чудесного оружия. В бытовой - положительный герой силы не применяет, воинских подвигов не совершает. Здесь нет чудес. Происходит как бы состязание ума: кто кого перехитрит, кто окажется сообразительнее.

Сказки о животных Сказки о животных, как и волшебные сказки, возникли в глубокой древности, в них отражаются забытые верования, обряды, представления. Тут и память о родовых тотемах, и вековой опыт общения первобытных охотников и скотоводов с животными. В древности такие сказки рассказывали перед началом охоты, и это имело магическое значение. В наше время их рассказывают детям. И говорится в них о повадках, проделках и обыкновенных приключениях диких и домашних зверей, о птицах и рыбах, отношения между которыми очень похожи на отношения между людьми. Да и характер зверей уподобляется человеческому: медведь - глуповат, заяц - трусоват, волк - жаден, а Лиса Патрикеевна - хитрее хитрых, обманет кого хочешь. Сказок о животных существует несколько видов. Жили-были дед да баба, и была у них курочка ряба- Замечательная сказка! Коротенькая, ничего лишнего. Подобные сказки рассчитаны на самых маленьких. Слушая их, малыш многое узнает, развивает ум, фантазию. Известно около 50 сюжетов сказок о животных. Герои их - лиса и медведь, лиса и петух. Особенно часто говорится об отношениях лисы и волка. Лиса и мужика обманула, притворилась мертвой, а потом перекидала из саней на дорогу всю рыбу. Такие сказки для ребят постарше - тех, кто уже начал осваивать мир за стенами родного дома. А сказка о том, как мужик с медведем делил урожай ("тебе - вершки, мне - корешки"), учит смекалке, дает ребенку первоначальные знания о растениях, которые кормят человека.

Признаки волшебных сказок Особая композиция Сказочные сюжеты Троекратное повторение Положительные и отрицательные герои Сверхъестественные силы, помощники, магические предметы Чудесные превращения «Сказочный» язык Добро побеждает зло

Композиция сказки зачин событиязавязка кульминация развязка концовка события

Исходное существование запрета Герои нарушают запрет Последствия нарушения Герои уходят из дома, чтобы всё исправить Герою приходят на помощь животные Поиск спасительной магии Добрые герои борются со злыми Спасение Герой возвращается домой с наградой Сюжет волшебных сказок

Сказочные композиционные элементы присказки зачины концовки Цель присказки и зачина: показать мастерство сказочника, подготовить аудиторию к слушанию сказки, заинтересовать ею, оторвать слушателя от обыденной обстановки, приобщить его к особой ирреальной атмосфере волшебной сказки, п одчинить воле рассказчика. Как и былинный запев, присказка необязательная часть волшебной сказки. Цель концовки: отграничить сказку от реальной жизни и возвратить слушателя к действительности.

Присказки Было это на море, на океане, на острове Кидане стоит древо – золотые маковки; по этому древу ходит кот Баюн, вверх идёт – песню поёт. А вниз идёт – сказки сказывает. Вот было бы любопытно посмотреть! Это не сказка, а ещё присказка идёт, а сказка вся впереди. В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох… Вы хотите сказочку? Сказочка – это вязочка, сплетена она из лунного света, перевязана солнечным лучом, а обвита поясом. Аль потешить вас сказочкой? А сказочка чудесная: есть в ней дива дивные, чуда чудные. Будет сказка занимательна. Слушайте её внимательно. Кто уши широко раскроет – много всякой всячины усвоит. А кто невзначай уснёт – тот ни с чем и уйдёт. А кто мою сказку будет слушать, так тому соболь и куница, и прекрасная девица, сто рублей на похмелье и пятьдесят на прогулянье.

На море, на океане, На острове Буяне Стоит дуб зелёный, Под дубом стол золочёный, Садись, кушай, мою сказку слушай. А было это, голубчики, в старину, Когда задумал дед Архип залезть на Луну; Тогда сказки по воздуху летали, Друг друга за крылышки хватали, А я за ними на золотом коне скакала Да в мешок эти сказки собирала. Без присказки сказка, что без полозьев салазки: из горы по льду нету им ходу, а по гладкому пути нечего их за собой везти. Слушайте диковинные речи: у дяди Луки были полати подле печи, мост стоял поперёк реки, картофель родилась в земли, а рожь зрела на колоси. Не любо, не слушай, а врать - не мешай.

Зачины За далёкими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве жило-было… В некотором царстве, в некотором государстве… В тридевятом царстве, в тридесятом государстве… Жили-были… В некотором царстве, за тридевять земель – в тридесятом государстве… В тридесятом царстве, небывалом государстве…

Концовки Устроили пир на весь мир, и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало. А удалец на той царевне Полюшке женился и раздиковинную пирушку сделал; я там обедал, мёд пил, а уж какая у них капустка – ино теперь в роте пусто! Свадьбу сыграли, долго пировали, и я там был, мёд-пиво пил, по губам текло, в рот не попало. Да на окошке оставил я ложку, кто лёгок на ножку, тот сбегай по ложку. Вот вам сказка, а мне бубликов связка. Тут и сказке конец, сказал её молодец, а нам молодцам по стаканчику пивца, за окончание сказки – по рюмочке винца. Стали жить-поживать – добра наживать. И сейчас живут – хлеб жуют Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!

Герои волшебных сказок Положительные герои: Иван-дурак, Василиса Премудрая, Марья Моревна, солдат, младший сын и брат, гонимая сиротка, мужик, крестьянский сын, царевичи, королевичи, царевна-лягушка и т.д. Враги положительных героев: Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Баба Яга, Лихо Одноглазое, Морской царь, ведьма, Чудо Юдо и т.д.

Баба Яга живет в избушке на курьих ножках на границе двух миров (мира живых и мира мертвых). Чтобы попасть в избушку – надо ее повернуть «к лесу задом – к себе передом), т.е. повернуть к миру живых. Баба Яга, выказав свое недовольство, накормит гостя своей пищей (пищей другого мира) и истопит баню. Помывшись в бане, гость смывает с себя «дух живых». После этого Баба Яга признает его за «своего» и может оказать ему помощь. Баба Яга Баба Яга связана с ночью и тьмой. Изображается всегда старой (костяная нога). Она слепа, не видит, а чует носом («русским духом пахнет»).

Кощей Бессмертный Сказочный Кощей – насильник, коварный убийца, скряга, жестокий губитель. Сказки рисуют Кощея высохшим костлявым стариком с запавшими глазами. По сказкам, он прибавляет и убавляет людям век, а сам бессмертен: смерть его скрыта в яйце, а яйцо – в гнезде. А гнездо – на дубе, а дуб – на острове, а остров – в безбрежном море. В древнерусском языке «кощей» означал раба, пленника, слугу. По Далю, Кощей – это «сказочное лицо, вроде вечного жида, с прилагательным бессмертный, вероятно, от слова кастить, но переделано в Кощей от кости, означая измождённого, непомерно худого человека, особенно старика, скрягу, скупца и ростовщика, корпящего над своей казною». Д.Сперанский, исследователь литературы Древнего Египта, имя Кощея исторически связывал с легендарным князем Битну – сначала правителем области Каушну, т.е. Эфиопии, а затем – фараоном Древнего Египта.

Помощники положительных героев

Особенности сказочного языка Антитеза – Скоро сказка сказывается, а не скоро дело делается. Рифма Что написано на роду, то быть сужено тому. Кощей сидит за столом, пишет пером. Постоянные эпитеты Дворец – белокаменный Лес – тёмный, частый Меч – острый Лук – тугой Стол – дубовый Перстень – золотой Мост – хрустальный Терем – высокий Горница – светлая Земля – сырая. Постель -пуховая Гипербола – Котору лошадь по крестцу ударит, так и с ног долой упадёт Синонимы Не бросай меня, товарищ, друг, не покинь. Сравнения Сел Иван на волка. Волк побежал стрелой.

Лексические и синтаксические повторы, образующие параллельные синтаксические конструкции: На столбу написано: «В праву дорогу идти – добра не видать, в леву дорогу идти – живому не бывать»; «Один раз закинули – вытянули морскую тину. Второй раз закинули – вытянули- морскую травину. Третий раз закинули – вытянули рыбу, золото перье». Сказочные формулы – Ни в сказке сказать, ни пером описать. Выше леса стоячего, ниже облака ходячего. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Много ли, мало ли времени… Долго ли, коротко ли, низко ли, высоко ли… Инверсия – обратный порядок слов в предложении. «Появилось на небе Солнышко, и зазеленели поля, и нежилась Земля…» «Собрался народ честной да зверь лесной».

Использованная литература: Тумина Л.Е. Кружок «Сочини сказку». – М.: УЦ «Перспектива», с. О.Б.Беломестных, М.С.Корнеева, И.В.Золотарёва. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. Издание 2-ое, дополненное. М.: «ВАКО», 2003, 416 с. Аникин В.П. Русская народная сказка. – М.: Просвещение, 1977.