Виды придаточных предложений Определительное Отвечает на вопросы: какой? Союзы: который, где, куда, что, откуда, какой Изъяснительное Отвечает на вопросы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЗАНЯТИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ДЛЯ 9 КЛАССА Типы придаточных предложений.
Advertisements

Сложноподчиненное предложение Ховрич Ольга 9 класс.
Определительные какой? чей? который? [ …(тот, те, та) сущ. ], ( который… ). что, кто, куда, когда, чей, где, чтобы, какой… Если вопрос ставится от местоимения,
С ЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Систематизация и обобщение изученного по теме «Сложноподчиненные предложения»
Типы придаточных предложений Подготовил: Г.Волгоград МОУ СОШ 33 Учитель: Бондаревская Е.А.
Cложноподчиненное предложение. Актуальность проекта: Настоящий проект рассматривает применение нового вида сложного предложения – сложноподчиненного предложения,
Выполнила ученица 11 класса Ильина Татьяна Руководитель: учитель русского языка и литературы Николаева Н. Г.
О СНОВНЫЕ ГРУППЫ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ( СПП). Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы СОШ 1 г. Мончегорска Нуруллина Лилия.
9 класс Сложноподчиненное предложение. Строение сложноподчинен ного предложения, знаки препинания СПП включает в себя главное и придаточное(ые) предложения.
«Виды сложноподчиненных предложений в русском языке.» Работу выполнила: Ученица 9 класса Школы 16 Адмиралова Анна.
Задание В6 Что такое сложноподчинённое предложение? СПП – это предложение, состоящее из двух предложений, объединённых между собой на основе подчинительной.
Урок 11 Типы сложноподчинённых предложений по их значению.
Виды придаточных в сложноподчинённом предложении 9 класс Подготовила Денисова Л.М. МБОУ «ОСОШ2» 2012г.
Сложное предложение Подготовила ученица 9 «В» класса Редькина Виолетта.
[ ], ( ) ( ), [ ] [, ( ), ]. Отвечают на падежные вопросы Союзы: что, будто, чтобы и др. Союзные слова: кто, что, как и др. Он знал, что основа всего.
Виды придаточных предложений Выполнила:Альт Е. Проверила:Беляева З.П год.
Презентация к уроку русского языка (9 класс) на тему: Презентация. Материалы к уроку. Сложноподчинённое предложение с придаточными обстоятельственными.
Презентацию подготовил преподаватель русского языка БОУ ОО СПО «ОКТЭС» Кириленко Елена Александровна Сложноподчиненные предложения. 9 (11) класс.
Виды придаточных предложений Принципы создания классификаций.
Обобщающий материал по теме «Синтаксис» 9 класс в форме рифмованных алгоритмов Автор Аненко Наталья Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ.
Транксрипт:

Виды придаточных предложений Определительное Отвечает на вопросы: какой? Союзы: который, где, куда, что, откуда, какой Изъяснительное Отвечает на вопросы косвенных падежей. Союзы: что, как, будто, чтобы, частица ли. Обстоятельственное

Виды обстоятельственных придаточных предложений видвопросыСоюзы и союзные слова следствия-Так что, вследствие чего целиЗачем? С какой целью?Чтобы, для того чтобы, с тем чтобы сравненияКак?Как, точно, будто, словно, подобно тому как, чем-тем местаГде? Куда? Откуда?Где, куда, откуда времениКогда? Как долго? С каких и до каких пор? Когда, пока, едва, как только, в то время как причиныПочему? Отчего?Потому что, оттого что. ибо, так как условияПри каком условии?Если, когда, раз уступкиНесмотря на что?Хотя, пускай, несмотря на то что Образа действия и степени Как? Каким образом? В какой степени? Насколько? Как, будто, точно, чтобы, что, словно

Найдите СПП с придаточным цели (20) Той же осенью призвали на воинскую службу Ванюшку. (21) Совсем осиротела кузница, стоит в чистом поле с угрюмо распахнутыми воротами. (22) Серпилковцы, привыкшие к весёлому перезвону молотков за садами, чувствовали себя так, будто в их хатах остановились ходики. (23) Сразу стало как-то глухо и неуютно в Серпилках: очень уж не хватало им этого перестука на выгоне. (24) Сильно жалели серпилковцы, что в своё время не приставили к Захару какого-нибудь смышлёного мальца, чтобы усвоил и перенял тонкое Захарово искусство. 24

Найдите СПП с придаточным определительным с дополнительным значением меры и степени. (19) И такая тоска была в этих глазах, такое горе, что невозможно было на него смотреть. (20) Поморы – люди суровые. (21) Всю жизнь тюленей бьют, летом рыбу ловят. (22) В тихую погоду и в штормы одинаково по морю ходят на маленьких мотоботах, сами не раз в глаза смерть видали. (23) Всякого насмотрелся каждый за свою жизнь. 19

Выпишите цифры, обозначающие запятые, которые обособляют придаточные цели. Люди шли ко дворцу и опрокидывали свои чаши в бассейн, (1) а взамен получали золотую монету. Утром раджа вышел к бассейну, (2) чтобы искупаться в молоке, (3) и обнаружил, (4) что бассейн заполнен простой водой. Он понял, (5) что его обманули. Люди решили, (6) что ночью никто не отличит молоко от воды, (7) и без зазрения совести лили в бассейн обыкновенную воду. 2, 3

Найдите СПП с придаточным определительным (17) У страха глаза большие, и, возможно, опасность была не так велика, как кажется новичкам. (18) Но, ей-ей, небо не раз виделось нам с овчинку в прямом и образном смысле. (19) Наша лодка для этой реки была деревянной игрушкой, которую можно швырнуть на скалы, опрокинуть на быстрине. (20) Вода в реке не текла – летела! (21) Временами падение потока было настолько крутым, что казалось: лодка несётся вниз по пенному эскалатору 19

Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями СЛОЖНОПОДЧИНЁННОГО предложения Каждый,1 кто любит Театр,2 знает,3 что только здесь происходит великое таинство живого общения со зрителем,4 что только здесь можно прикоснуться к Душе и достучаться до Сердца. Театр это волшебство,5 удивительный мир,6 наполненный мечтами,7 где Добро борется со Злом… 1,2,3,4,7

Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённых предложений Стоит вглядеться и в крылышки невзрачных ночных бабочек,(1) которые прилетают на свет летними вечерами. В лупу можно увидеть,(2) насколько красив и сложен рисунок на крыльях и что сверкают на них серебром и золотом узоры,(3) как на драгоценной парче. Очень интересны радужные «сложные» глаза бабочек и свёрнутые спиралью хоботки,(4) при помощи которых эти насекомые питаются нектаром цветов. Разве не чудо,(5) что бабочки,(6) как в настоящей сказке,(7) в течение жизни испытывают полное перевоплощение! 1,2,4,5

Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения. Уже знаешь (1)что ждет за поворотом (2) потому что потерял им счет (3) но сердцу не прикажешь (4) и оно снова и снова замирает в груди (5) и ты упрямо надеешься успеть понять (6) додумать (7) написать. 1,2

Выпишите все запятые, обозначающие запятые в сложноподчинённом предложении Затаив дыхание(1)сидели дети на холодном камне(2)дожидаясь(3)когда и к ним придут лучи солнца и обогреют их хоть немного. 3

Выпишите все запятые, обозначающие запятые в сложноподчинённом предложении И каждый день это самоодурманивание достигает особой силы к вечеру(1)такой силы(2)что ложишься спать(3)точно эфиром опоенный(4)почти с полной верой(5)что ночью непременно что- нибудь случится(6)и так неистово(7)так крепко крестишься(8)молишься так напряженно(9)до боли во всем теле(10)что кажется(11) не может не помочь Бог(12)чудо(13)силы небесные. 1,2,5,10,11

Выпишите все запятые, обозначающие запятые в сложноподчинённом предложении И так велика была власть души Соломона(1)что повиновались ей даже животные: львы и тигры ползали у ног царя(2)и терлись мордами о его колени(3)и лизали его руки своими жесткими языками(4)когда он входил в их помещения. 1,4

Найдите сложное предложение, в состав которого входят два придаточных определительных 1.И тот, кто выдерживает это испытание, оказывается человеком будущего: он призван творить новый мир и его культуру, он уже носит их в себе. 2.Он творческий человек, а тот, кто не выдерживает этого испытания, одержим духовной слепотою и завистью, он носит в себе разложение гибнущей культуры. 3.Вот критерий духовности, вот закон и мера, о которых мало кто думает, но по которым необходимо различать людей. 3

Найдите сложное предложение, в котором есть придаточное цели 1.Это великая вещь, мой милый. 2.Они существуют, чтобы выделить мысль, приведя слова в правильное звучание. 3.Знаки препинания – это как нотные знаки. 4.Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться. 2

Найдите сложное предложение, в котором есть придаточное времени и придаточное изъяснительное 1.Как же так, ведь я один из первых. 2.Оказывается нужна не только сила или даже ловкость, но и хитрость. 3.Пока поезд стоял в тупике, иные догадливые люди, по договоренности с проводницей, положили на полки свои вещички и теперь, наверное, ждут на перроне, ухмыляючись, когда мы перетискаем друг друга. 4.Тогда они войдут и лягут рядом со своими мешочками. 3

Найдите сложное предложение, в котором есть придаточное изъяснительное 1.Затем Машенька видела, как из дверей ее комнаты выбежал сам хозяин, маленький, еще не старый человек. 2.Машенька вошла в свою комнату, и тут ей в первый раз в жизни пришлось испытать во всей остроте чувство, которое так знакомо безответным людям. 3.В ее комнате делали обыск. 1

Найдите сложное предложение, в котором есть придаточное изъяснительное 1.Он встал, со стуком откинув крышку парты, и с непроницаемым лицом медленно пошел по проходу своей удивительной походкой. 2.У самой двери он чуть повернул голову, и Кузя скорей почувствовала, а не увидела, как презрительная усмешка тронула его губы. 3.В классе его уважали и побаивались. 2

Найдите сложное предложение, в котором есть придаточное определительное 1.Те первобытные силы, которые заставляют трубить оленей, у человека, обретшего речь, выражаются через стихи. 2.Но при чем тут неумелые, большей частью бездарные вирши школяров студентов и прочих влюбленных? 3.Они не поэзия, однако написаны поэтом. 1

Найдите сложное предложение, в котором есть придаточное определительное 1.Но истинное восхождение знания совершается в часы молчания, в одиночестве, когда мы можем сосредоточить всю нашу познавательную сущность на истинном значении писаний. 2.И мы не знаем ни дня, ни часа, когда бы мы не нуждались в завете знания. 3.Вы можете отнять у него остальное имущество, но за книгу он будет сражаться, ибо он считает ее истинным сокровищем. 2

Найдите сложное предложение, в котором есть придаточное цели 1.Пусть меня повесят, если все это не просто табу. 2.Если бы я высказал подобные мысли вслух, то все бы решили, что я богохульствую. 3.Такова воля Господня – этого, конечно, достаточно, чтобы заставить нас исполнить свой долг, но отнюдь недостаточно, чтобы растолковать его нам. 3