Планы ПЛАНЫ ХАРАКТЕРИСТИК ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Планы описания географических объектов. Характеристика карты Название карты. Вид карты по масштабу. Вид карты по охвату территории. Вид карты по содержанию.
Advertisements

Формирование исследовательских навыков на уроках географии.
География Московской области 1 –й урок Географическое положение. Административное деление. Природные особенности.
Западная Сибирь. Географическое положение Определите место Западной Сибири на карте России С какими районами граничит? Протяженность с севера на юг и.
ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ РОССИИ УРОК ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ.
ЦЕЛЬ УРОКА: Сформировать представление об озёрах и искусственных водоёмах, о происхождении озёрных котловин. Дать понятие о природных особенностях озёр:
Выбрать любое задание: 1.Составить характеристику объекта, используя типовой план (ГП, рельефа и т.д.). 2.Составить анализ географического объекта (по.
Учитель географии МБОУ СОШ 2 п. Гигант Раменская Т.И.
Ответьте на вопросы Что называется материком? Какие вы знаете материки? Покажите их по карте. Какие материки относятся к южным материкам? Все ли материки.
Практическая работа 1 «Определение экономико-географического положения Казахстана и политико-административное устройство» цель: формирование умений оценивать.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ И ГЕОПОЛИТИКА.
Использование метода проекта на уроке.. Ответьте на вопросы:
Ключ к взаимопроверки знаний I вариант: 1-Б, 2- В, 3-В, 4-А, 5-Б. II вариант: 1-Б, 2-В, 3-В, 4-Б, 5-А Критерии оценивания: без ошибок- «5» 1 ош.- «4»,
Географическое положение и особенности природы южных материков Урок географии в 7 классе Слайд 1.
Урок географии в 7 классе. Учитель Гирько Т.В. Знать: климат Африки, основные факторы климатообразования. Уметь:работать с климатическими диаграммами.Уметь:
Освоение Земли человеком. Страны мира.. Задачи урока: Дать знания о расселении человека по материкам; об основных видах хозяйственной деятельности населения.
Элемент урока обобщения и систематизации знаний по теме: «Особенности природы Африки» 7 класс.
ТЕМА 10 СФЕРА ОБСЛУЖИВАНИЯ КАК ОБЪЕКТ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ.
Презентация к уроку по географии (8 класс) по теме: Понятие о природном территориальном комплексе
Оськина Татьяна Александровна – учитель МБОУ СОШ 63 г.Красноярска.
Транксрипт:

Планы ПЛАНЫ ХАРАКТЕРИСТИК ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ.

КАК РАБОТАТЬ С КАРТОЙ 1.Как прочитать карту - прочитать название карты, определить ее масштаб; - изучить легенду; - с помощью легенды определить содержание данной карты; - найдите на карте территорию и, используя легенду и номенклатуру, расскажите о том, что показано на карте; 2.Как сопоставлять карты - познакомиться с содержанием карт, определить их масштаб; - найти на картах заданную территорию, используя ориентиры (градусную сетку, очертание береговой линий ) - рассмотреть заданную территорию на каждой из карт и сделать вывод об особенностях ее природы и хозяйства; - сопоставить содержание данных карт и установить взаимосвязи отдельных компонентов; - сделать вывод о причинах выявления особенностей. 3.Как правильно оформит контурную карту - написать название работы в левом верхнем углу карты; - найти нужный объект в атласе и, используя ориентиры (градусную сеть ревную сеть) отыскать его на К\К - используя в качестве образца подписи в атласе, подписать название объекта на к/к; - все, что показано на к/к линией, штриховкой, цветом и т.д. обозначить в легенде.

ПЛАН АНАЛИЗА ТЕМАТИЧЕСКИХ КАРТ 1.Название тематической карты. 2.Страницы атласа, на которой она помещена. 3.Что изображено на карте. 4.Каким способом. 5.При решении, каких задач можно использовать эту карту

ЧТЕНИЕ КЛИМАТИЧЕСКОЕ ДИАГРАММЫ Расшифровка данных климатических диаграмм происходит с опорой на чтение и сопоставление тематических карт - определить какое количество осадков выпадает в данном районе за год - по цветовому фону климатической карты найти этот район - определить средние температуры лета и зимы в данном районе по диаграмме; - найти на климатической карте территорию, где проходят эти изотермы; - совместить район с данным годовым количеством осадков и район с заказанными средними температурами зимы и лета на карте; - сопоставив климатическую карту и карту климатических поясов, определить какой это пояс.

КАК РАБОТАТЬ С ТАБЛИЦАМИ 1.Прежде чем приступить к чтению самой таблицы, прочитай ее заголовок (он указывает, в чем основная суть таблицы). 2.Обрати внимание на то, в каких единицах и мерах выражены числа в таблице и к какому году относятся приведенные в ней данные. 3.Прочитать заголовки строчек и граф, выясни непонятное. 4. В зависимости от поставленных вопросов, читай таблицу по строкам (т.е. по горизонталям) или по графам (по вертикалям). 5.При чтении округляй цифры в уме. 6.Что узнал из таблицы, кратко сформулируй.

ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ ТЕРРИТОРИИ 6 класс 1.Густота речной сети (многое ли рек) и наличие озер. 2.Особенности размещения рек по территории, название крупнейших. 3.Особенности размещения озер по территории, название крупнейших. 7класс пункты те же, что в плане 6-го класса. 4.Причины многоводности или маловодности территории. 8 класс А..Общий обзор внутренних вод территории (по 1-5 пунктам 7- го класса). Б Экономическая оценка внутренних вод территории: 1. Крупнейшие реки, основные речные бассейны, крупнейшие озера. 2. Возможности искусственного соединения каналами поверхностных вод. 3. Возможность использования внутренних вод для: а)транспортных целей, б)энергетики, в)орошения, г)промысла рыбы, д)промышленных целей. 4.Использование подземных вод.

ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ РЕКИ 1. Название реки. 2. Притоком, какой реки является. 3. Ширина реки, ее глубина (приблизительно). 4.Сколько метров проплывает брошенный в воду поплавок за 1 мин. 5.Температура воды в реке. 6.Характер правого и левого берегов реки, относительная высота берегов, есть ли озерки и заболоченные участки. 7.Широко ли разливается река весной (узнайте у местных жителей). 8.Состояние поймы (распахана, заболочена, покрыта луговой растительностью). 9.Как используется река.

Река 6 класс 1.Название и местонахождение. 2.К какой речной системе относится (название главной реки) 3.Где начинается (исток) и куда впадает (устье), 4.Приблизительная длина и направленность течения. 5.Характер течения в зависимости от рельефа. 6.Основные притоки и границы бассейна (приблизительно). 7 класс 1-6-й пункты те же, что и в плаке 6-го класса. 7.Питание реки. 8. Влияние климата на время ледостава, паводка, обмеления. 8 класс й пункты те же, что и в плане 7~го класса. 9.Годовой сток и изменение расхода воды по сезонам. 10. Использование реки в хозяйстве.

ПЛАН СРАВНЕНИЯ РЕК 1.Географическое положение реки: а) в какой части материка находится; б) исток, направление течения, устье, длина реки; в) к бассейну, какого океана относится. 2.Зависимость течения от рельефа. 3.Питание и режим реки. 4.Хозяйственное использование реки.

ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ ОЗЕРА 1.Название озера. 2.как оно образовалось 3.Площадь озера (приблизительно) 4.Сточное или бессточное, определить температуру его воды, 5.Какова прибрежная растительность озера 6.Какие живые организмы водятся в озере. 7.Какими водами питается озеро (водой рек, талыми, дождевыми) 8.Каков характер берегов исследуемого озера. 9.Как используется озеро местным населением, ваши предложения по улучшению использования озера.

ОЗЕРО 6 класс 1.Название и местонахождение. 2.Размеры и глубина. 3Сточное или бессточное. 4.Замерзаемость. 7 класс. 1-4-й пункты те же, что и в плане 6 класса. 5.Тип озера по характеру образования котловины. 6.Особенности озерной воды (пресная или соленая). 8 класс. 1-6-й пункты те же, что и в плане 7-го класса 7.Использование озера в хозяйстве.

ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ И ОПИСАНИЯ ИСТОЧНИКА 1.Название источника, если оно имеется. 2.Почему так называется. 3.Далеко ли источник от селения. 4.Сколько воды дает источник за I час. (Для этого надо подсчитать, сколько литровых банок нальется за 1 минуту. Это количество умножить на 50, умножив полученный результат на 24 узнаете, сколько воды дает источник за сутки). 5.Каков подход к источнику, есть ли около него заболоченная площадь. 6.Дает ли источник воду зимой. 7.Цвет, запах, прозрачность и температура воды. 8. Из ходи толщи, каких пород пробивается источник. 9. Можно ли улучшить источник, что для этого нужно сделать, если можно сделайте это на экскурсии.

ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ И ОПИСАНИЯ КОЛОДЦА 1.Местонахождение колодца, нанесите на карту. 2.Подходы к колодцу, сколько метров от колодца до селения 3.Сколько метров от поверхности земли до воды 4.Определите запас воды в колодце (для этого гайку, привязанную на нитку опустите в колодец. Когда вы почувствуете, что гайка коснулась дна, выньте ее и измерьте какой длины нитка намокла. Если намокла нитка длиной 2,5 м, а длина и ширина сруба колодца 1м, то в колодце 2,5 м воды. Зная, что в 1м 1000л воды, можно сделать вывод, что запас воды в колодце 1500л). 5.Каковы вкус, запах, прозрачность, температура воды и ее жесткость. (Если в воде мыло мылится плохо, то вода жесткая и наоборот).

ПЛАН ОПИСАНИЯ БОЛОТА 1. Местное название болота и его местонахождение. 2. Примерные размер. 3. Состояние поверхности. 4. Состояние и состав растительности. 5. Животный мир. 6. Охрана болота и его использование человеком.

ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ ВНУТРЕННИХ ВОД МАТЕРИКА 1. Общая характеристика вод. Зависимость от рельефа и климата. 2. Крупные речные системы. 3. Озера. 4. Роль вод в природе и жизни населения. 5. Влияние человека на состояние вод.

ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ МОРЯ 1.Принадлежность к бассейну океана, положение в океан е ( внутреннее или окраинное ) связь с океаном. 2.Происхождение котловины моря. 3.Глубина. 4.Типы берегов. 5.Соленость. 6. Температурный режим. 7.Течения. 8.Растительный и животный мир. 9. Значение в жизни и деятельности человека.

ПЛАН СРАВНИТЕЛЬНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРИРОДНЫХ КОМПЛЕКСОВ МОРЕЙ РАЗЛИЧНЫХ 0 КЕАН 0 В. 1.Происхождение котловины, глубина, устойчивость и подвижность дна; моря шельфовые и глубоководные, в тектонических впадинах. 2.Строение дна и подводный вулканизм. 3.История формирования аквального комплекса. 4.Климат, температура воды, замерзаемость, осадки, ветры, туманы. 5.Свойства водной массы: соленость, течения, прогреваемость, послойностъ вод. 6.Растительность и животный мир, биологические ресурсы. 7.Транспортное, ресурсное, рекреационное значение морей и их использование. 8.Современные экологические проблемы. Необходимость сохранения природных аквальных комплексов.

ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ ОКЕАНА I.Физико-географическое положение и размеры. 2.Берега моря и острова. 3.История исследования. 4.Глубины и рельеф дна. 5.Водные массы. 7.Течения. 8.Жизнь в океане. 9.Влияние материков на природу океана. 10.Виды хозяйственной деятельности в океане.

ПЛАН ОПИСАНИЯ ПРИРОДНЫХ КОМПЛЕКСОВ ОКЕАНА 1.Природный пояс. 2.Географическое положение пояса. 3.Свойства вод. 4.Другие особенности природы. 5.Органический мир. 6. ПК в составе пояса.

ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ И ОПИСАНИЯ ОБНАЖЕНИЯ 1.Характер обнажения (осыпь, склон оврага, крутой берег реки). 2.Вертикальный размер обнажения. 3.Толщина я состав каждого слоя горных пород (глина, песок, гравий) Измерения пластов начинайте снизу. 4.Цвет, структура каждого слоя горных пород (рыхлый, твердый, слоистый). 5.Основные различия верхнего и нижнего слоев обнажения (по толщине, составу, структуре, цвету). 6.Зарисуйте обнажение.

ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ И ОПИСАНИЯ ОВРАГА 1.Название оврага. 2.Где находится. 3.Продолжается ли рост оврага. 4.Какой длины овраг (измерить). 5.Какова глубина оврага в верхней, средней и нижней частях. 6.Сухой овраг или на его дне есть ручей. 7.Имеет ли овраг отвертки, сколько их. 8.Нет ли выходов подземных вод на склоках оврага 9.Куда впадает овраг (в реку, озеро, низину). I0. Как можно использовать овраг (добыча глины, песка, устройство пруда).

ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕЛЬЕФА ТЕРРИТОРИИ 1.Форма рельефа. 2.Средняя высота. 3.Тектоническая структура. 4.Движение земной коры. 5.Полезные ископаемые. 6.Внешние процессы рельефообразования. 7. Деятельность человека, изменяющая рельеф.

ПЛАН ОПИСАНИЯ РЕЛЬЕФА МАТЕРИКА I. Общие особенности рельефа. 2.Рельеф отдельные частей. 3.История развития земной коры. 4.Внутренние и внешние процессы Земли. 5.Состав полезных ископаемых и закономерности их размещения.

ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЩИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕЛЬЕФА МАТЕРИКОВ. 1. Преобладающая форма рельефа по высоте 2. Преобладающие виды равнин по высоте. 3. Преобладающие виды гор по высоте.

ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ ТИПОВ П 0 ЧВ. 1. Тип почвы (карта почв). 2. Условия почвообразования (тематические карты). 3. Распространение (карта почв). 4. Свойства почвы, особые признаки, плодородие (учебник, карты). 5. Использование почвы человеком.

ПЛАН СРАВНЕНИЯ РЕЛЬЕФА 1.Сравнение наиболее крупных гор материков и высочайших вершин гор. 2. Сравнение наиболее крупных равнин материков 3.Сравнение колебаний высот на материках 4.Общие выводы.

РЕЛБЕФ ТЕРРИТОРИИ (общий обзор) 6 класс I. Преобладающие формы рельефа поверхности. 2.Размещение на территории крупнейших гор и равнин. 3.Наиболее высокие и самые низкие части территории. 4.Преобладающие высоты (над уровнем моря). 7 класс. 1-4 пункты - те же, что и в плане 6 класса. 5.Связь особенностей рельефа со строением данного участка земной коры 8 класс. 1-5 пункты те же, что и в плане 7 класса. 6.Время возникновения основных тектонических структур данной территории. 9 класс. А. Общий характер поверхности (по плану 8 класса). Б. Экономическая оценка рельефа и земельных ресурсов: 1. Общее соотношение различных форм рельефа на данной территории (низменностей, возвышенностей, низкогорий, среднегорий, высокогорий). 2. Основные районы размещения удобных для освоения участков поверхности 3. Доля неудобных земель (высокогорья, пустыни и проч.) 4. Трудности, связанные с характером рельефа для: а) размещения промышленных предприятий, б) сельскохозяйственного использования, в) транспортного строительства.

ГОРЫ 6 класс 1.Название и географическое положение. 2.Направление хребтов. 3. Протяженность гор (в километрах). 4.Преобладание высоты. 5.Наибольшая высота, название вершин. 7 класс. 1-5 пункты те же, что и в плане 6-го класса. 6. Наличие ледников. 8 класс. 1-е пункты те же, что в плане 8-го класса. 7. Тип, строение и происхождение гор. 8.Наличие и доступность перевалов (есть ли через перевалы дорога).

РАВНИНЫ 6 класс. 1.Название и географическое положение. 2.Направление преобладающего уклона равнины. 3.Наибольшая протяженность (в километрах). 4.Разновидность равнин по преобладающей высоты (низменность, возвышенность, плоскогорье). 5.Наибольшие и наименьшие высоты. 7 класс. 1-5-й пункты те же, что в плане 6-го класса. 6.Особенности поверхности равнины (плоская холмистая). 8 класс. 1-6-й пункты те же, что и в плане 7-го класса. 7.Происхождение равнины. 8. Заселенность равнины.

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ. 6 класс. I. Полезные ископаемые осадочного происхождения (нерудные, рудные).. 2.Полезные ископаемые магматического происхождения (рудные, нерудные). 3. Полезные ископаемые метаморфического происхождения (полностью переплавившиеся магматические и осадочные породы, перекристаллизовавши еся породы). 7 класс. 1.рудные полезные ископаемые: а) коренных месторождений, б) рассыпных месторождений. 2.Нерудные полезные ископаемые: а) осадочного происхождения, б) магматического происхождения. 3.Связь отдельных ископаемых с тектоническими структурами земной коры (с платформами, с геосинклиналями).

8 класс. 1. Энергетические ресурсы (твердое топливо, жидкое топливо, природный газ. 2. Сырье для черной металлургии (железная руда, руды легирующих металлов, известняк). 3. Сырье для цветной металлургии. 4. Химическое сырье (для получения кислот, минеральных удобрений, продуктов органического синтеза). 5. Строительные материалы и сырье для получения цемента, стекла, дорожного покрытия.

ПЛАН ОПИСАНИЯ ПОГОДЫ НА ТЕРРИТОРИИ СВОЕЙ МЕСТНОСТИ 1.За какой промежуток времени (день, неделя, месяц) дается описание. 2.Наибольшая, наименьшая температура и средняя температура воздуха, закономерность изменения температуры за указанный промежуток времени. 3.Осадки, их общее количество, вид осадков и время выпадения. 4.Облачность, распределение облачности по дням. 5.Атмосферное давление, изменение давления. 6.Влияние погоды на здоровье людей, их жизнь и деятельность.

ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРИЗНАКОВ КЛИМАТИЧЕСКОГО ПОЯСА. I. Название климатического пояса. 2.Формирующие воздушные массы. 3.Вертикальное движение. 4.Ветры летом и зимой. 5.Средняя температура воздуха в январе и июле. 6.Годовая амплитуда температур 7. Годовое количество осадков, их распределение по сезонам.

ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА 1.Географический пункт. 2.Широта. 3.Суммарная радиация ккал/ см2. 4.Температура января, июля. 5.Осадки, мм. 6.Коэффициент увлажнения. 7. Тип климата. 8.Влияние на природу и жизнь человека.

ПРИРОДНАЯ ЗОНА 6 класс. I. Название и географическое положение. 2.Тип климата, температурный режим, количество осадков, режим выпадения осадков. 3.Почвенный покров. 4.Растительность и животный мир. 7 класс. 1-4-й пункты те же, что и в плане 6- го класса. 5.Типичные растения и животные. 6.Использование природной зоны в хозяйстве.

ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЛИЯНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА НА ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ. 1. Природная зона. 2. Хозяйственная деятельность. 3. Результат деятельности. 4. Мероприятия по охране.

ПЛАН ОПИСАНИЯ ПРИРОДНОГО КОМПЛЕКСА (ПК) 1.Название ПК. 2.Влияние не компонента комплекса света, тепла и влаги. 3.Почвы, характерные для комплекса. 4.Преобладающая растительность. 5.Животный мир. 6.Влияние на комплекс хозяйственной деятельности человека.

ПЛАН СРАВНЕНИЯ ДВУХ ПК 1.Географическое положение комплекса и его название. 2. Почвы и их качество. 3. Растительность и животный мир. Основные представители. 4. Изменение компонентов комплекса под воздействием человека. 5. Охрана природных компонентов конкретного комплекса.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДНОГО КОМПЛЕКСА 1. Типичный внешний облик КП (описание по карте, фотографии, рисунку). 2. Особенность сочетания компонентов природа в данном ПК (анализ схемы). 3. Причина этих особенностей (сопоставление карт, анализ профилей текста и т.д.) 4. Условия работы и быта человека в данном ПК (анализ карт, таблиц). 5. Экологические проблемы (выводы и предложения на основе анализа карт, схем, текста).

ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ БОЛЬШОГО ПРИРОДНОГО РЕГИОНА 1. Географическое положение района и его влияние на природу территории. 2. Особенности природы территории и их причины (связь рельефа и полезных ископаемых с геологическим строением; особенности климата района и их причины; влияние климата и рельефа на внутренние воды; специфика природных зон территории). 3. Оценка природных условий и природных ресурсов территории. 4. Проблемы охраны и преобразования природы территории

ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ МАТЕРИКА 1.Географическое положение. 2.История его открытия и исследования. 3.Рельеф, строение, полезные ископаемые. 4.Климатические пояса и типичные погодные условия. 5.Внутренние воды (главные речные системы и озера). 6.Природные зоны. 7.Проблемы охраны природа. 8.Народы. 9.Страны.

ПЛАН ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ МАТЕРИКА 1.Положение материка на градусной сетке: А)по отношению к экватору, нулевому меридиану Б)положение по широте и протяженность, с севера на юг, в)положение по долготе и протяженность с запада на восток. 2.Положение материка относительно других объектов: а) относительно других материков, б) относительно океана.

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ 6класс 1.Положение территории на поверхности Земли (или отдельного материка) по отношению к экватору и нулевому меридиану. 2.Географическая широта крайних точек на западе и востоке. 3.Протяженность территории с севера на юг и с запада на восток (в градусах и километрах), 4.Океаны, моря, крупные заливы, омывающие территорию. 5.Положение по отношению к другим территориям (материкам, островам). 7 класс. 1-5-е пункты те же, что в плане 6-го класса. 6. Сухопутные границы. 8 класс. 1 – 6 пункты те же, что в плане 7-го класса. 7.Характер береговой линии (изрезанность берега, заливы, проливы, полуострова). 8. Положение по отношению к важнейшим транспортным путям.

9класс а. Математико и физико- географическое положение и границы. 1-7-й пункты плана 8 класса б. Экономико-географическое положение. 1.Расположение территории (центральное или окраинное). 2.Экономическое окружение (уровень экономического развития сопредельных территорий). 3.Положение по отношению к важнейшим месторождениям сырья, топлива. 4.Транспортно- географическое положение. 10 класс. А. Физико-географическое положение. Те же пункты, что и в соответствующем плане 9 класса. Б. Экономико-географическое положение. Те же пункты, что и в плане 9 класса. В.Политико-географическое и стратегическое положение. I. Общественно- государственный строй в сопредельных странах. 2. Участие сопредельных стран в военных союзах. 3. Наличие на территории сопредельных государств иностранных военных баз. 4.Урегулированность пограничных (территориальных) вопросов.

П лан характеристики отрасли 1.Значение отрасли (где используется продукция). 2.Состав и структура 3.Рост продукции отрасли, 4.Факторы и причины размещения. 5.Основные районы размещения отрасли. 6.Перспектива развития.

ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ РАЙОНА РАЗМЕЩЕНИЯ ИЗУЧАЕМОЙ ОТРАСЛИ. 1. Название района, географическое положение. 2. Факторы размещения. 3. Оценка рациональности такого размещения. 4. Проблемы, перспективы развития.

ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕЖОТРАСЛЕВОГО КОМПЛЕКСА. 1.Тип и хозяйственное значение комплекса. 2. Состав и структура комплекса, особенности и роль его составляющих. 3. Основные проблемы развития комплекса и пути их решения. 4.Факторы размещения отраслей образующих комплекс. 5.Территориальная структура и важнейшие районы сосредоточения отраслей комплекса. 6. Перспективы развития комплекса.

ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ ТПК. 1. Факторы формирования ТПК. 2. Главные центры. 3. Состав производств, из них государственного значения. 4. Перспективы развития.

ПЛАН ЭКОНОМИК О - ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАЙОНА, ГОРОДА. 1. Э Г П (по плану). 2. Природные ресурсы района, их хозяйственная оценка, условия и возможности их рационального использования. а)для промышленности, б)для сельского хозяйства, в)экономические проблемы. 3.Население и трудовые ресурсы и возможности их использования. а)национальный состав б)численность в) трудоспособное население. 4.Исторические предпосылки развития народного хозяйства 5.Специализация хозяйства, т.е. ведущие отрасли, определяющие значение района в стране и играющие главную роль в развитии его экономики. 6.Территориальная структура ТПК (взаимосвязи отраслей и территорий внутри района, формы размещения производства).

ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОМЫШЛЕННОГО УЗЛА. 1.Название промышленного узла. 2.Совокупность предприятий, составляющих узел. 3.Обеспеченность узла ресурсами и основные виды используемых ресурсов 4..Развитие транспортной сети. 5.Производимая продукция и перспективы развития узла.

ПЛАН ОПИСАНИЯ ГОРОДА. 1.Дата основания и причины возникновения города. 2.ЭГП. 3.Численность населения. 4.Ведущие отрасли хозяйства. 5.Проблемы и перспективы развития.

ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ СВОЕГО КРАЯ. 1.Географическое положение района 2.Поверхность и полезные ископаемые. 3.Климат. 4.Внутренние воды. 5.Почвы, растительность, животный мир. 6. История района. 7.Население и хозяйственная деятельность, традиции, обряды. 8.Промышленность и сельское хозяйство. 9. Охрана природы.

ПЛАН ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕСТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 1. Географическое положение. 2. Специализация предприятия. 3. Его структура (цеха, отделения, их производственная взаимосвязь). 4. Технико-экономические особенности производства (расход сырья, энергии воды, топлива, труда на единицу продукции). Выводы о характере производства (энергоемкость, трудоемкость, металлоемкость, наукоемкость. 5. Производственно-территориальные связи по сырью, топливу, готовой продукции. 6. Транспортные условия. 7. Основные профессии и профессиональный состав работников. 8. Выводы о принципе размещения предприятия. 9. Мероприятия по охране природных комплексов. 10. Перспективы развития предприятия.

ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕСТОРОЖДЕНИЯ. 1. Географическое положение и отношение к крупным промышленным территориям страны. 2. Особенности добычи, запасы, условия и способы добычи (себестоимость). 3. Возможности потребления на месте или в других районах страны. 4. Перспективность месторождения.

ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ УГОЛЬНОГО БАССЕЙНА. 1. Географическое положение. 2. Хозяйственная оценка: запасы, качество, условия залегания и эксплуатации, себестоимость добычи. 3. Добыча. 4. Использование угля данного месторождения в хозяйстве. 5.Охрана окружающей среды в данном угольном бассейне. 6. Перспектива развития бассейна.

ПЛАН СРАВНЕНИЯ 2-Х УГОЛЬНЫХ БАССЕЙНОВ. 1. Географическое положение по отношению к потребителю. 2. Условия добычи. 3. Мощность пласта. 4. Калорийность угля, тыс.ккал/кг. 5. Себестоимость добычи 1т условного топлива. 6. Охрана окружающей среды.

ПЛАН СРАВНЕНИЯ ДВУХ НЕФТЯНЫХ БАЗ 1.Географические положение относительно потребителей. 2.Как разведаны бассейны. 3.Разработка бассейна. 4.Способ добычи. 5.Качество. 6.Транспортировка. 7. Себестоимость (в % к средней по стране). 8. Производительность. 9. Добыча.

ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭНЕРГЕТИКИ РАЙОНА. 1. Значение электроэнергии. 2. Какие имеются типы электростанций и где размещаются. 3. Какие источники энергии используются, откуда поступает топливо. 4. В какую энергосистему входит районе.

П Л АН ХАРАКТЕРИСТИКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ МАГИСТРАЛИ ПО КАРТАМ АТЛАСА. 1. Протяженность магистрали. 2. Направление. 3. Какие районы соединяет. 4. Природные условия в районах прохождения трассы (рельеф, крупные реки), влияние этих условий на эффективность ее работы. 5. Важнейшие ж/д узлы и крупнейшие промышленные центры на трассе. 6. Места пересечения с речными путями и выходы к морю (транспортные узлы). 7. Виды и направления перевозимых грузов. 8. Перспективы развития и пути повышения эффективности работы данной магистрали.

ОЦЕНКА ПРИРОДНЫХ УСЛОВИИ ТЕРРИТОРИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА. 1. Определить географическое положение данной территории в климатических поясах и природных зонах. 2.Дать оценку климатических условий для развития сельского хозяйства(количество тепла, влаги, продолжительность безморозного периода, коэффициент увлажнения), для северных, центральных и южных частей района указать благоприятен ли климат района для развития с/х. 3.Показать отрицательные последствия избыточного увлажнения и необходимость мелиорации земель (какие виды мелиорации здесь нужны) и наоборот, отрицательные последствия недостаточного увлажнения и необходимость орошения. 4.Дать оценку почв района. 5.Объяснить, с чем связаны главные проблемы района.

ОЦЕНКА ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЙ РАЙОНА ДЛЯ РАБОТЫ И БЫТА ЛЮДЕЙ. 1.Особенности климата. 2.Особенности рельефа, полезных ископаемых. 3. Особенности природных зон. 4. Реки. 5.Выводы о пригодности территории для жизни.

ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕРРИТОРИЙ С ЭКСТРЕМАЛЬНЫМИ УСЛОВИЯМИ 1. Название территории. 2.Географическое положение. 3.Климатические условия: а) лета, б) зимы, в) количество осадков 4.Что особенно неблагоприятно для человека. 5.Как осваивается.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЙ И РЕСУРСОВ. 8 класс 1.Основные особенности рельефа; влияние рельефа на: а) размещение промышленных предприятий; б) сельскохозяйственное производство, в) транспортное строительство. 2. Основные особенности климата, воздействие климата на: а) условия жизни людей; б) промышленное строительство; в) сельскохозяйственное производство, г) транспорт. 3. Основные особенности внутренних вод; возможности использования рек озер для: а) транспортных целей, б) энергетики, в) орошения, г) промысловых и промышленных целей. 4.Возможности использования растительного покрова в хозяйственных целях. 5. Промышленное значение животного мира. 6.Почвенные особенности, характер использования этих особенностей в хозяйстве. 7.Наличие минеральных ресурсов: а) энергетических, б) сырья черной и цветной металлургии. в) химического сырья, г) стройматериалов.

9 класс А. Наличие и особенности размещения условий и ресурсов для развития промышленности: 1.Топливо и другие источники энергии. 2.Сырье для черной металлургии. 3.Сырье для цветной металлургии. 4.Сырье для химической промышленности. 5. Сырье для деревообрабатывающей промышленности. 6.Сырье для строительной индустрии. 7. Виды сырья, которыми территория обеспечена: а) полностью, б) не полностью. в) виды отсутствующего сырья. Б. Условия и ресурсы для развития сельского хозяйства: 1.Основные природные порайонные различия (по климату и почвенно- растительным условиям). 2.Черты природы наиболее благоприятные для развития: а) земледелия, б) животноводства. 3.Наиболее целесообразнее направление специализации сельского хозяйства по районам. 4..Природные трудности для устранения этих природных трудностей. В. Природно-географические факторы, влияющие на развитие транспорта. 1.Особенности местонахождения территории (окраинное или центральное) 2.Возможности использования морей в транспортном отношении. 3.Транспортные возможности рек и озер 4.Влияние особенностей рельефа на транспортное строительство (пересеченность местности, крутизна склонов). 5.Влияние на транспорт особенностей климата. 6.Влияние на транспортное строительство особенностей растительности.

ПЛАН ОПИСАНИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ СТРАНЫ. 1. На каком материке находится. 2. С какими странами граничит. 3. Какими океанами и морями омывается. 4. Столица государства и ее географические координаты.

ПЛАН ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ СТРАНЫ 1.Оценка пограничных государств с точки зрения их влияния на экономику и политику характеризуемого государства 2.Оценка положения государства к транспортным путям. 3.Изменение экономико- географического положения страны во времени.

ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОЛИ ТИК О- ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ СТРАНЫ. 1.Политическая и экономическая оценка государственных границ. а) уровень экономического развития соседних стран, б)принадлежность соседних стран к политическим блокам, в)стратегическая оценка государственной границы. 2.Отношение к транспортным путям, рынкам сырья и продукции. а) возможность использования речного и морского транспорта б) торговые отношения с соседними странами, в) обеспеченность сырьём. 3.Отношение к « горячим точкам » планеты. а)прямое или косвенное отношение страны к региональным конфликтам б)военно-стратегический потенциал и наличие роенных баз за рубежом в)отношение правительства страны к международной разрядке, разоружению. 4. Общая оценка политического положения страны.

ПЛАН КРАТКОГО ОПИСАНИЯ СТРАНЫ. 1. Название страны и ее столица. 2. Физико-географическое положение страны а) с какими странами граничит б) положение по отношению к морям, океанам. 3. Природные особенности страны: а) рельеф и полезные ископаемые, б) климат и внутренние воды, в) почвы, г) растительность и животный мир. 4. Население и его хозяйственная деятельность а) численность населения и его размещение по территории страны, б) состав населения (основные народы), в) хозяйственная деятельность и особенности быта, г) в лияние хозяйственной деятельности населения на окружающую природную среду.

ПЛАН ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТРАН Ы 1. Название страны и состав территории. 2. Экономико-географическое и политико-географическое положения. Влияние ЭГП на развитие страны. Изменение положения страны во времени. 3. Особенности населения, демографическая политика. 4. Природные ресурсы и их использование.Оценка природно- ресурсного потенциала для развития промышленности и с/х. 5. Общая характеристика хозяйства. Причины, влияющие на темпы хозяйственного развития. 6.География основных промышленных комплексов и отраслей. 7. Специализация с/х производства. 8. Развитие транспорта. 9. Социально-экономическое развитие районов внутри страны, причины, обуславливающие неравномерности в социально- экономическом развитии отдельных районов страны. Выравнивание уровней экономического развития. 10. Внешние экономические связи, экспорт, импорт.

НАСЕЛЕНИЕ 6 класс. 1. Численность населения. 2. Плотность населения. 3. Расовый состав. 7 класс. 1.Численность населения. 2.Средняя плотность. 3.Особенности размещения по территории. 4. Расовый состав. 5. Народы (этнические группы) и расселение их по территории. 6. Основные виды хозяйственной деятельности. 8 класс й пункты те же, что в плане 7-го класса. 6.Политико-административное деление территории. 7.Особенности хозяйственной деятельности населения. 8.Культурно-бытовые особенности народов. 9 класс. 1-6й пункты те же, что в плане 8-го класса. 7. Принадлежность народов к языковым семьям и группам. 8.Культурно-бытовые особенности населения. 9. Трудовые ресурсы: а) доля трудоспособного населения, б) особенности трудовых навыков, в) профессиональный состав, г) особенности размещения трудовых ресурсов по территории.

10 класс 1.Численность и движение населения: а) естественный и абсолютный прирост населения за год, б) особенности процесса воспроизводства (тип воспроизводства), в) механическое движение (эмиграция и иммиграция), г) динамика общей численности за последние десятилетия. 2.Размещение населения: а) средняя плотность, б) особенности размещения по территории, в) влияние миграций на размещение. 3.Городское и сельское население: а) соотношение численности одного и другого, б) особенности процесса урбанизации, в) новые города,г) крупнейшие города, д) городские агломерации, е) типы сельских поселений. 4.Трудовые ресурсы: а) половозрастной состав, б) трудоспособное население, в) экономически активное население. 5.Социальная структура населения: а) классовый состав, б) профессиональный состав и структурные сдвиги в нем. 6.Национальный состав: а) этнический состав (этнические общности) и культурно-бытовые особенности народов, б) языковые семьи и группы, в)расселение народов по территории. 7.Религиозные особенности населения.

ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ РАЗМЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ. 1.Равномерность размещения. 2.Связь размещения с природной зональностью. 3.Влияние перемещений населения на его размещение. 4.Растекание населения.

ПЛАН СРАВНИТЕЛЬНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРИРОДЫ И РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВА СТРАНЫ. 1.Географическое положение. 2.Рельеф. 3.Полезные ископаемые. 4.Климат, 5.Природные зоны. 6. Основные виды использования земель, в том числе распространение растений и животных.