Методика оценки уровня квалификации педагогических кадров Руководитель научного коллектива: академик РАО, доктор психологических наук, профессор, директор.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
И.Н.Федекин, заведующий кафедрой педагогики и психологии НГПИ, к.псх.н. Новые модели оценки профессиональных компетенций учителя.
Advertisements

Оценка уровня профессиональной компетентности педагога 19 октября 2010 года.
В.Д. Шадриков, профессор кафедры общей и экспериментальной психологии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», доктор психологических.
Определение уровня квалификации педагогических работников для установления соответствия требованиям к первой и высшей квалификационной категории.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Методика оценки уровня квалификации педагогических.
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УРОВНЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ 2011 г.
Оценка видеозанятия педагогического работника при установлении соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным.
Компетентности педагогического работника Подготовила заведующий МБДОУ 8 Т.В.Субач.
Аттестация педагогических кадров как гарантия качества образования В.Д. Шадриков, доктор психологических наук, профессор НИУ ВШЭ
Аттестация Чтобы быть хорошим учителем, надо любить то, что преподаешь, и тех, кому преподаешь. В.Ключевский.
Костромской областной институт развития образования Кафедра педагогических инноваций Взаимосвязь базовых компетенций с успешностью педагогической деятельности.
Оценка уровня профессиональной компетентности педагога 7 апреля 2011 г.
Институт развития образования Ивановской области Афонина А. В., проректор 2011.
О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Александр Сергеевич Аникеев, министр образования.
Базовые компетентности педагогов (требования профессионального стандарта) МОУ «Лицей 50» по результатам исследования Педагог-психолог МОУ « Лицей 50» Горбунова.
Подготовка к экспертизе начинается с разработки проведения урока. Педагог выбирает предмет,в соответствии с учебной программой- тему урока, составляет.
Методика оценки уровня квалификации педагогических кадров Руководитель научного коллектива: академик РАО, доктор психологических наук, профессор, директор.
Оценка уровня профессиональной компетентности педагога 3 марта 2011 года.
«Экспертная деятельность в процессе аттестации педагогических работников в соответствии с новым порядком» И.Н. Овсиевская, директор НМЦ экспертизы и квалификационных.
Оценка уровня профессиональной компетентности педагога 3 марта 2011 года.
Транксрипт:

Методика оценки уровня квалификации педагогических кадров Руководитель научного коллектива: академик РАО, доктор психологических наук, профессор, директор института содержания образования ГУ-ВШЭ В.Д. Шадриков 1

2 Методика разработана на базе профессионального стандарта педагогической деятельности, в основу которого положен психологический анализ деятельности учителя и ученика а также данные педагогической теории, опросы педагогов, учащихся и других участников образовательного процесса.

в области постановки целей и задач педагогической деятельности; в области мотивации учебной деятельности; в области информационной основой педагогической деятельности; в области разработки программ и принятия педагогических решений; в области организации учебной деятельности. 3 Деятельностный подход позволяет выделить следующие базовые компетенции:

А также профессионально важные личностные качества: Эмпатийность и социорефлексия Самоорганизация Общая культура 4

Все компетенции связаны между собой системой прямых связей, значимых на высоком уровне достоверности (р < 0,001) 5 Проверка взаимосвязей выделенных компетенций и общего показателя успешности педагогической деятельности показывает, что: Все компетенции связаны с общим показателем успешности педагогической деятельности также на высоком уровне достоверности (р < 0,001)

6 Рис. 1 Взаимосвязь основных компетенций педагогической деятельности и общего показателя успешности педагога Где: ПК – Коэффициент уровня педагогической квалификации. ЛК - Экспертная оценка компетентности в области личностных качеств. ПЦ - Экспертная оценка компетентности в области постановки целей и задач педагогической деятельности. МД - Экспертная оценка компетентности в области мотивации учебной деятельности. ИОД - Экспертная оценка компетентности в области обеспечения информационной основы деятельности. ПД - Экспертная оценка компетентности в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений. ОУД - Экспертная оценка компетентности в области организации учебной деятельности. МД ПЦ ПД ПК ЛК – Положительная связь, значимая на уровне p < 0,01 ОУД ИОД

Разработанная методика включает 3 основных блока (направления): 7 I – Экспертная оценка уровня педагогической компетентности. II – Самооценка педагогической компетентности. III – Письменное квалификационное испытание на соответствие занимаемой должности.

Экспертная оценка уровня педагогической компетентности 8 I

Для осуществления оценки уровня сформированности основных компетенций педагогической деятельности для экспертов подготовлены экспертные листы, предполагающие оценку педагогических компетенций по специально разработанным параметрам. Всего методика включает 90 утверждений. Экспертный лист оценки уровня компетентности педагогической деятельности 9

10 Экспертам предлагается оценить ряд параметров, отражающих уровень развития соответствующих педагогических компетенций, по 5-бальной шкале: 5 – Выставляется в том случае, когда оцениваемый параметр компетентности реализуется в деятельности постоянно и с высоким качеством. 4 - Выставляется в том случае, когда оцениваемый параметр компетентности реализуется в деятельности эпизодически, но с высоким качеством. 3 – Выставляется в том случае, когда оцениваемый параметр компетентности реализуется в деятельности в большинстве случаев, но не всегда высокого качества. 2 – Выставляется в том случае, когда оцениваемый параметр компетентности реализуется в деятельности эпизодически (редко) и с низким качеством. 1 - Выставляется в том случае, когда оцениваемый параметр компетентности в деятельности не реализуется. Экспертный лист оценки уровня компетентности педагогической деятельности учителя

1. Компетентность в области личностных качеств 1.1. Эмпатийность и социорефлексия 1.Все обучающиеся безбоязненно обращаются к учителю за помощью, столкнувшись с трудностями в решении того или иного вопроса 2.Умеет смотреть на ситуацию с точки зрения других и достигать взаимопонимания 3.Умеет поддержать обучающихся и коллег по работе 4. В отношениях с обучающимися бывает предвзятым (некоторым «приклеивает» ярлыки) 5.Умеет анализировать причины поступков и поведения обучающихся 1.2. Самоорганизация 6. Умеет организовать свою деятельность и деятельность обучающихся для достижения намеченных целей урока 7.Рабочее пространство учителя хорошо организовано 8.Конструктивно реагирует на ошибки и трудности, возникающие в процессе реализации педагогической деятельности 9.Учитель своевременно вносит коррективы в намеченный план урока в зависимости от сложившейся ситуации 10.Учитель сохраняет самообладание даже в ситуациях с высокой эмоциональной нагрузкой 1.3. Общая культура 11 Обладает широким кругозором, легко поддерживает разговоры на различные темы 12Поведение и внешний вид учителя соответствуют этическим нормам 13Учитель осведомлен об основных событиях и изменениях современной социальной жизни 14Учитель обладает педагогическим тактом, деликатен в общении 15Высказывания учителя построены грамотно и доступно для понимания, его отличает высокая культура речи 11

Экспертный лист оценки уровня компетентности педагогической деятельности учителя 16 Учитель умеет обоснованно ставить цели обучения по предмету 17Учитель умеет ставить цели урока в соответствии с возрастными особенностями обучающихся 18Корректирует цели и задачи деятельности на уроке в зависимости от готовности обучающихся к освоению материала урока 19 Учитель умеет ставить цели урока в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся 20Учитель знает и учитывает уровень обученности и развития обучающихся при постановке целей и задач урока 2.2.Умение перевести тему урока в педагогическую задачу 21 Учитель умеет формулировать цели и задачи на основе темы урока 22Учитель умеет конкретизировать цель урока до комплекса взаимосвязанных задач 23Учитель может сформулировать критерии достижения целей урока 24Учитель умеет добиться понимания обучающимися целей и задач урока 25Учитель умеет соотнести результаты обучения с поставленными целями 26 Учитель умеет вовлечь обучающихся в постановку цели и задачи на основе темы урока 27Учитель предлагает обучающимся назвать результат деятельности на уроке и способы его достижения 28Учитель предлагает обучающимся самостоятельно сформулировать цель урока в соответствии с изучаемой темой 29Учитель спрашивает, как обучающиеся поняли цели и задачи урока 30Обучающиеся принимают участие в формулировании целей и задач урока 2. Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности 2.1. Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся 2.3. Умение вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей и задач 12

Экспертный лист оценки уровня компетентности педагогической деятельности учителя 31Умеет вызвать интерес у обучающихся к своему предмету 32Отмечает даже самый маленький успех обучающихся 33Демонстрирует успехи обучающихся родителям 34 Демонстрирует успехи обучающихся одноклассникам 35Учитель умеет соотнести результаты обучения с поставленными целями 3.2. Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся 36Выстраивает деятельность на уроке с учетом уровня развития учебной мотивации 37Владеет большим спектром материалов и заданий, способных вызвать интерес обучающихся к различным темам преподаваемого предмета 38Использует знания об интересах и потребностях обучающихся в педагогической деятельности 39Умеет создать доброжелательную атмосферу на уроке 40Обучающиеся удовлетворены образовательной деятельностью, выстраиваемой учителем: содержание, методы, результаты и др. 41 Умеет активизировать творческие возможности обучающихся 42Демонстрирует практическое применение изучаемого материала 43Поощряет любознательность обучающихся, выход за рамки требований программы при подготовке школьных заданий 44Дает возможность обучающимся самостоятельно ставить и решать задачи с высокой степенью свободы и ответственности 45Создает условия для вовлечения обучающихся в дополнительные формы познания по предмету: олимпиады, конкурсы, проекты и т.д. 3. Компетентность в области мотивации учебной деятельности 3.1. Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности 3.3. Умение создавать условия для самомотивирования обучающихся 13

Экспертный лист оценки уровня компетентности педагогической деятельности учителя 46Своевременно вносит коррективы в методы преподавания в зависимости от сложившейся ситуации 47Применяемые учителем методы соответствуют целям и задачам обучения, содержанию изучаемой темы 48Применяемые учителем методы соответствуют имеющимся условиям и времени, отведенному на изучение темы 49Владеет современными методами преподавания 50Обоснованно использует на уроках современные информационно-коммуникативные технологии 4.2. Компетентность в предмете преподавания 51Учитель хорошо знает преподаваемый предмет 52Рабочая программа по предмету построена с учетом межпредметных связей 53При подготовке к урокам, помимо основного материала, использует дополнительные материалы по предмету (книги для самообразования, медиа-пособия, современные цифровые образовательные ресурсы и др.) 54Излагает материал в доступной форме в соответствии с дидактическими принципами 55В процессе формирования новых знаний опирается на знания обучающихся, полученные ими ранее при изучении других предметов 56Ориентируется в социальной ситуации класса, знает и учитывает взаимоотношения обучающихся 57Имеет систему работы со слабоуспевающими обучающимися 58Систематически анализирует уровень усвоения учебного материала и развития обучающихся на основе устных и письменных ответов, достигнутых результатов и др. диагностических показателей 59Имеет «банк» различных учебных заданий, ориентированных на обучающихся с различными индивидуальными особенностями 60Подготовленные учителем характеристики обучающихся отличаются хорошим знанием индивидуальных особенностей, обоснованностью суждений 4. Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности 4.1. Компетентность в методах преподавания 4.3. Компетентность в субъективных условиях деятельности 14

Экспертный лист оценки уровня компетентности педагогической деятельности учителя 61Знает основные нормативные документы, отражающие требования к содержанию и результатам учебной деятельности по предмету, учебники и УМК по преподаваемому предмету, допущенные или рекомендованные Минобразованием России 62Может провести сравнительный анализ учебных программ, УМК, методических и дидактических материалов по преподаваемому предмету, выявить их достоинства и недостатки 63Обоснованно выбирает учебники и учебно-методические комплексы по преподаваемому предмету 64Рабочая программа учителя предполагает решение воспитательных задач 65Рабочая программа учителя составлена с учетом нормативных требований, темпа усвоения материала, преемственности и др. моментов, повышающих ее обоснованность 5.2. Умение разработать собственные программные, методические и дидактические материалы 66Вносит изменения в дидактические и методические материалы с целью достижения высоких результатов 67Самостоятельно разработанные учителем программные, методические и дидактические материалы по предмету отличает высокое качество 68Продуктивно работает в составе рабочих групп, разрабатывающих и реализующих образовательные проекты, программы, методические и дидактические материалы 69Выступает перед коллегами с информацией о новых программных, методических и дидактических материалах, участвует в конкурсах профессионального мастерства 70Проводит обоснование эффективности реализуемой рабочей программы, новых методических и дидактических материалов 71Поощряет высказывания и выслушивает мнения обучающихся, даже если они расходятся с его точкой зрения 72Коллеги по работе используют предложения учителя по разрешению актуальных вопросов школьной жизни 73Умеет аргументировать предлагаемые им решения 74Умеет пересмотреть свое решение под влиянием ситуации или новых фактов 75Учитывает мнение родителей, коллег, обучающихся при принятии решений 5. Компетентность в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений 5.1. Умение выбрать и реализовать образовательную программу 5.3. Умение принимать решения в педагогических ситуациях 15

Экспертный лист оценки уровня компетентности педагогической деятельности учителя 76Умеет устанавливать отношения сотрудничества с обучающимися, вести с ними диалог 77Умеет разрешать конфликты оптимальным способом 78Умеет насыщать общение с обучающимися положительными эмоциями и чувствами 79Умеет выстраивать отношения сотрудничества с коллегами, проявляет себя как член команды при разработке и реализации различных мероприятий, проектов, программ и др. 80Умеет создать рабочую атмосферу на уроке, поддержать дисциплину 6.2. Умение организовать учебную деятельность обучающихся 81Использует методы, побуждающие обучающихся самостоятельно рассуждать 82Формирует у обучающихся навыки учебной деятельности 83Излагает материал в доступной форме в соответствии с дидактическими принципами 84Умеет включать новый материал в систему уже освоенных знаний обучающихся 85Умеет организовать обучающихся для поиска дополнительной информации, необходимой при решении учебной задачи (книги, компьютерные и медиа-пособия, цифровые образовательные ресурсы и др.) 86Учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при оценивании 87Аргументирует оценки, показывает обучающимся их достижения и недоработки 88Применяет различные методы оценивания обучающихся 89Умеет сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся 90Способствует формированию навыков самооценки учебной деятельности. 6. Компетентность в области организации учебной деятельности 6.1. Умение устанавливать субъект-субъектные отношения 6.3. Умение реализовать педагогическое оценивание 16

Результаты апробации экспертного листа показали нормальное распределите оценок по каждому из пунктов вопросника. Такие данные свидетельствуют о высоком качестве каждого из утверждений представленной методики. 17

Нормальное распределите оценок по каждому из пунктов вопросника и представленные ранее данные, подтверждающие взаимосвязь всех выделенных компетенций и итогового показателя успешности педагогической деятельности позволяют нам судить о репрезентативности разработанной методики и её адекватности тем целям и задачам, на решение которых она направлена. 18

При проведении экспертной оценки экспертам рекомендуется использовать следующие источники: Анализ урока Анализ результатов учебной деятельности учащихся Анализ результатов внеучебной активности учащихся Анализ показателей методической работы педагога Анализ достижений педагога: имеющихся наград, грамот и т.д. Опросы удовлетворенности педагогической деятельностью аттестуемого 19

1.Анализ урокаДанная форма экспертной деятельности позволяет оценить многие из педагогических компетентностей: постановка целей и задач; мотивирование учеников на осуществление педагогической деятельности; принятие педагогических решений; обеспечение информационной основы деятельности; организация педагогической деятельности и др. 2.Рейтинг педагогаДанная характеристика является дополнительным показателем отношения к педагогу со стороны обучающихся, коллег, администрации. 3.Анализ имеющихся поощрений и наказаний: благодарностей, отзывов, наград, замечаний и др. Данный показатель может позволить повысить объективность оценивания соответствующих компетенций (в зависимости от содержания благодарностей и замечаний). Это дополнительный независимый источник оценки. 4.Собеседование с аттестуемым педагогом В ходе собеседования могут быть уточнены различные аспекты, касающиеся отношения педагога к своей деятельности, степень критичности самооценки и т.д. При проведении экспертной оценки экспертам рекомендуется использовать следующие источники: 20

5.Результаты самооценки педагога и данные диагностики его компетенций Самооценка наряду с данными диагностики компетентности является важнейшим источником для деятельности эксперта. Это не только база для сопоставления, но и основа для проведения дополнительного анализа и построения уточняющего собеседования с аттестуемым, выработки рекомендаций по его дальнейшему профессиональному росту. Адекватность самооценки педагога может быть использована как дополнительный источник оценки его рефлексивных способностей. 6.Результаты опроса удовлетворенности обучающихся и их родителей Опрос удовлетворенности может касаться практически всех аспектов педагогических компетенций, возможно использование экспресс-формы, разработанной Центром Оценки и Контроля Качества Образования (ЦОиККО) 7.Результаты учебной деятельности обучающихся (и их динамика) Данный параметр является одним из ключевых комплексных показателей педагогической компетентности. В качестве конкретных показателей для анализа могут выступать: успеваемость учащихся, в том числе в сравнении с предыдущим этапом, данные внутришкольного контроля, результаты ЕГЭ (если преподавание велось в выпускном классе), уровень социализации учащихся, успехи учащихся в последующем профессиональном образовании и профессиональной деятельности и др. При проведении экспертной оценки экспертам рекомендуется использовать следующие источники: 21

8Участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, проектах и др., достигнутые при этом результаты Данный параметр может дополнительно свидетельствовать об умении повысить информационную основу и мотивацию обучающихся, учесть их индивидуальные образовательные интересы, организовать образование, ориентированное на результат. 9.Результаты участия в конкурсах педагогического мастерства В соответствие с Положением об аттестации победители конкурсов могут быть освобождены от прохождения некоторых аттестационных процедур. 10.Используемые (созданные!) способы и методы педагогической деятельности Анализ методических материалов, которые использует педагог, позволяет оценить компетентность в разработке программ деятельности и компетентности в обеспечении информационной основы деятельности 11.Собеседование с руководителем (заместителем руководителя) образовательного учреждения Руководитель в данном случае выступает как эксперт, который хорошо знает деятельность педагога, достигнутые им результаты, мнения о нем учащихся, коллег, родителей. Он может высказать свое мнение по всем базовым компетенциям педагога. 12.Анализ школьных тетрадей и результатов их проверки В данном случае важно обратить внимание на характер поставленных целей и задач, дифференциацию учебных заданий, комментарии и оценки педагога При проведении экспертной оценки экспертам рекомендуется использовать следующие источники: 22

13.Анализ базовой подготовки, переподготовки и повышения квалификации, в том числе самообразования Освоение новых подходов, форм и методов образовательной деятельности важно соотнести с успешностью решения ключевых задач педагогической деятельности – постановка целей и задач; мотивирование учеников; принятие педагогических решений; обеспечение информационной основы деятельности; организация деятельности. 14.Анализ рабочих программ и материалов к урокам Данные материалы являются важнейшими источниками для оценки компетентностей в организации деятельности, постановке целей и задач, в обеспечении информационной основы деятельности. 15.Результаты опросов и диагностики учащихся В результатах диагностики (при их наличии) важно обратить внимание на уровень сформированности учебной мотивации, учебных умений и навыков, участие в постановке целей и задач учебной деятельности, оценивании результатов собственной учебной деятельности, психологическое благополучие, характер взаимодействия с педагогом и др. моменты, имеющие непосредственное отношение к реализации ключевых задач педагогической деятельности. При проведении экспертной оценки экспертам рекомендуется использовать следующие источники: 23

24 Для анализа результатов экспертной оценки используются следующие ключи: 1. Компетентность в области личностных качеств 1.1. Эмпатийность и социорефлексия: вопросы Самоорганизация: вопросы Общая культура: вопросы Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности 2.1. Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся: вопросы Умение перевести тему урока в педагогическую задачу: вопросы Умение вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей и задач: вопросы Компетентность в области мотивации учебной деятельности 3.1. Умение создавать ситуации, обеспечивающей успех в учебной деятельности: вопросы Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся: вопросы Умение создавать условия для самомотивирования обучающихся: вопросы 41-45

25 4. Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности 4.1. Компетентность в методах преподавания: вопросы Компетентность в предмете преподавания: вопросы Компетентность в субъективных условиях деятельности: вопросы Компетентность в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений 5.1. Умение выбрать и реализовать типовые образовательные программы: вопросы Умение разработать собственную программу, методические и дидактические материалы: вопросы Умение принимать решения в педагогических ситуациях: вопросы Компетентность в области организации учебной деятельности 6.1. Умение устанавливать субъект-субъектные отношения: вопросы Умение организовать учебную деятельность обучающихся: вопросы Умение реализовать педагогическое оценивания: вопросы Для анализа результатов экспертной оценки используются следующие ключи (продолжение):

Методика позволяет получить оценки по базовым компетенциям. 26 Результаты могут быть представлены в числовом и графическом форматах.

Наименование показателя Экспертная оценка 1Компетентность в области личностных качеств3,50 1.1Эмпатийность и социорефлексия3,50 1.2Самоорганизация3,80 1.3Общая культура3,20 2 Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности3, Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся3,50 2.2Умение перевести тему урока в педагогическую задачу3, Умение вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей и задач2,67 3Компетентность в области мотивации учебной деятельности2, Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности3, Умение создавать условия, обеспечения позитивной мотивации обучающихся2,90 3.3Умение создавать условия для самомотивирования обучающихся1,75 Пример числового представления результатов оценки (данные конкретного педагога): 27

Наименование показателя Экспертна я оценка 4 Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности3,63 4.1Компетентность в методах преподавания3,80 4.2Компетентность в предмете преподавания3,20 4.3Компетентность в субъективных условиях деятельности3,90 5 Компетентность в области разработки программы деятельности и принятии педагогических решений4,13 5.1Умение выбрать и реализовать типовые образовательные программы4, Умение разработать собственную программу, методические и дидактические материалы3,40 5.3Умение принимать решения в педагогических ситуациях4,70 6.Компетентность в области организации учебной деятельности3,37 6.1Умение устанавливать субъект-субъектные отношения3,80 6.2Умение организовать учебную деятельность обучающихся2,60 6.3Умение реализовать педагогическое оценивание3,70 Итоговое значение3,42 Пример числового представления результатов оценки (данные конкретного педагога, продолжение): 28

Пример графического представления результатов экспертной оценки (данные конкретного педагога):

Круговая диаграмма 30 Пример графического представления результатов экспертной оценки (данные конкретного педагога):

Анализ полученных данных для установления соответствия занимаемой должности и квалификационным категориям может осуществляться в двух вариантах. 31 Анализ результатов экспертной оценки и подготовка экспертного заключения В основе обоих вариантов лежат результаты апробации, включающей данные, полученные в трех регионах Российской Федерации (Псковская область, Ставропольский край, Ярославская область).

32 Оценка осуществляется на основе математической модели, представленной уравнением регрессии, которое позволяет дать индивидуальную оценку категории, к которой можно отнести аттестуемого педагога. Первый вариант:

33 ПК = (0,43 × ПД) + (0,33 × ОУД) + (0,17 × ЛК) + (0,07 × ИОД) - (0,03 × ПЦ) - (0,02 × МД) - 1,61 Где: ПК – Коэффициент профессиональной квалификации. -1,61 – свободный член регрессионного уравнения. ПД (э) - Экспертная оценка компетентности в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений (среднее значение). ОУД (э) - Экспертная оценка компетентности в области организации учебной деятельности (среднее значение). ЛК (э) - Экспертная оценка компетентности в области личностных качеств (среднее значение). ИОД (э) - Экспертная оценка компетентности в области обеспечения информационной основы деятельности (среднее значение). ПЦ (э) - Экспертная оценка компетентности в области постановки целей и задач педагогической деятельности (среднее значение). МД (э) - Экспертная оценка компетентности в области мотивации учебной деятельности (среднее значение). Уравнение регрессии:

0,3 – 1,4: Соответствие занимаемой должности. 1,5 – 2,4: Первая квалификационная категория. 2,5 – 3,5: Высшая квалификационная категория. 34 Значение шкальных оценок:

Данное уравнение было проверено на ограниченной выборке. 35 Оценки, отражающие квалификационные категории, присвоенные педагогам в процессе аттестации были сопоставлены с оценками, отражающие расчеты с использованием уравнения регрессии. Результаты выборочно представлены на следующем слайде.

36 Сопоставление данных, полученных с помощью регрессионного уравнения по результатам экспертной оценки с присвоенной педагогам квалификационной категорией Педагоги ЛК (э) ПЦ (э) МУД (э) ИОД (э) ПД (э) ОУД (э) Показатель Успешности (категория) Результаты расчетов по Уравнению регрессии Иванова В.В.4,273,473,673,6 3,82,001,78 Кирилл. В.А.4, ,003,28 Святогор. Н.Г.4,674,074,84,8754,933,002,96 Чиркова Л.М.4,73 4,93 4,73 3,002,89 Турченко Т.А.4,274,334,274,474,24,472,002,62 Поташева В.В.4,133,804,00 3,874,07 2,002,02 Колиенко Е.Н.4,273,734,274,134,534,27 3,002,48 Вянни О.В.4,204,004,074,473,934,20 3,002,29 Рудадова С.Н.4,733,873,734,074,334,47 3,003,10 Петрова С.А.4,534,935,004,934,875,00 3,003,08 Казанцева Т.А.4,534,274,474,60 2,002,86 Ершова В.Ю.4,273,274,274,404,073,87 1,001,33 Бобырь Е.В.4,404,87 5,004,604,87 3,002,88 Алексан. С.В.4,404,87 4,804,674,80 3,002,88 Криво. Ю.Н.3,733,403,67 3,133,60 1,001,15 Бачиаш. О.Х.4,674,805,004,874,734,60 3,002,69 Левенко. Н.И.4,534,874,93 4,734,93 3,002,96 Карпенко Ю.Р.4,604,004,474,734,474,67 3,002,63

Данные из приведенной таблицы, для удобства восприятия сгруппированные по категориям, выглядят следующим образом: 37

Соответствие занимаемой должности: Первая квалификационная категория: Высшая квалификационная категория: 38

Корреляционный анализ связей между оценкой, полученной с помощью регрессионного уравнения по данным экспертной оценки и присвоенной педагогу квалификационной категорией, свидетельствует о высокой достоверности данных регрессионного анализа. Коэффициент корреляции между данными показателями составляет 0,83 и является достоверным на 0,1% уровне значимости (r = 0,83; р < 0,001). 39

40 Установление соответствия должности и категории, на которую претендует аттестуемый педагог, осуществляется на основе сопоставления выявленного у него уровня развития педагогической компетентности с нормативными таблицами средних значений. Второй вариант:

41 Средние значения оценки уровня квалификации определяются как среднеарифметическое из показателей уровня развития основных педагогических компетенций: Где: ПК – показатель уровня квалификации Хi – среднее значение по каждой из шести компетенций Второй вариант: ПК = Xi 6

42 Нормативная таблица для определения соответствия занимаемой должности и различным квалификационным категориям (по средним значениям): Уровень квалификации: Среднее значение оценки Соответствие занимаемой должности - От 2.50 до 3.29 баллов Первая квалификационная категория - От 3.3 до 4.29 Высшая квалификационная категория - От 4,3-х баллов и выше

43 Самооценка компетентности педагогической деятельности II

44 Методика самооценки компетентности педагогической деятельности предполагает оценку педагогом своих компетенций и личностных качеств. Она представлена в виде листов самооценки, в основе которых лежат те же компетенции педагогической деятельности.

45 Для самооценки предлагаются утверждения, аналогичные тем, по которым педагога оценивают эксперты. По результатам апробации количество утверждений сокращено до 72.

46 В результате получаются данные, отражающие оценку педагогом уровня развития у него компетенций педагогической деятельности и личностных качеств, влияющих на успешность деятельности. В ходе экспертизы данные самооценки были сопоставлены с данными экспертной оценки. Результаты представлены на следующих слайдах.

Столбчатая диаграмма

Лепестковая Диаграмма 4848

49 Данные экспертной оценки и самооценки являются хорошей основой для составления программ повышения квалификации и программ дополнительного образования педагогов. Они могут также использоваться органами управления образованием в управленческих целях.

Подводя общий итог можно сказать, что предлагаемая методика позволяет отнести педагогов к соответствующей их профессиональной компетентности квалификационной категории. 50

51 Письменная работа на соответствие занимаемой должности III

С учетом того, что приказом министерства образования и науки РФ указана необходимость проведения аттестации на соответствие занимаемой должности в письменной форме, предлагается в качестве таковой использовать задание, в котором в рамках аттестационного процесса педагогу будет предложено написать конспект урока по одной теме в рамках учебного предмета, который он преподавал в текущем учебном году. 52

Тему конспекта урока предлагает представитель экспертной комиссии по предмету, предварительно согласованному с аттестуемым 53

Конспект урока позволяет проверить: 54 Знание учителем своего предмета Уровень сформированности основных компетенций педагогической деятельности, таких как: Постановка целей и задач педагогической деятельности Мотивация учебной деятельности Компетентность в области информационной основой педагогической деятельности Компетентность в области разработки программ и принятия педагогических решений Компетентность в области организации учебной деятельности

Перед выдачей задания на написание конспекта учителя инструктируют, чтобы в конспекте он отразил предметное содержание урока и его методическую интерпретацию. 55

Педагогу предлагается изложить общую организацию урока, прописать цели и задачи урока, определить место данного урока в программе обучения по предмету, продемонстрировать владение методами и приемами мотивации учебной деятельности, организации учебной деятельности учащихся, проиллюстрировав это примерами учета индивидуальных особенностей учащихся и конкретных характеристик класса, в котором будет проводиться урок. 56

57 Педагог должен раскрыть структуру урока и содержание каждого из его этапов, отразить деятельность учителя и учеников на каждом из этапов, продемонстрировать, как подается новый учебный материал, как осуществляется проверка и контроль знаний учащихся и т.д.

Конспект урока оценивается экспертом по системе «да/нет» 58

«Да» – соответствие занимаемой должности: педагог продемонстрировал владение основным содержанием предмета и умение его реализовать в учебном процессе. «Нет» – не соответствие занимаемой должности: учитель не продемонстрировал знания учебного предмета, не владеет базовыми педагогическими компетенциями. 59 Конспект урока оценивается экспертом по системе «да/нет»

Возможна ситуация, когда работник будет частично соответствовать занимаемой должности. В этом случае результаты предложенной письменной работы будут обуславливать индивидуальную программу повышения квалификации, направленную на развитие наиболее слабо представленных педагогических компетенций. 60

Авторы благодарят Министерство образования и науки РФ за интерес к данной работе и готовность продолжить её в направлении разработки информационной платформы для автоматизации представленных разработок 61

Контактная информация: Тел.: 8 (495) ; 8 (499) ; 8 (903) Благодарю за внимание!

Данную презентацию можно запросить по следующему электронному адресу: 63