Федеральный государственный образовательный стандарт. Начальное общее образование Москва ноябрь, 2010 Формирующая оценка: личностные и метапредметные результаты.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Федеральный государственный образовательный стандарт. Начальное общее образование Формирующая оценка: личностные и метапредметные результаты.
Advertisements

АНАЛИЗ ТРЕБОВАНИЙ СТАНДАРТА: ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Смирнова М.В., заместитель директора по УВР МОУ ООШ 5 г. Амурска
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Начальное общее образование.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Выступление на педсовете. Февраль 2012 г.
Кандидат исторических наук Татьяна Владимировна Мжельская Мжельская.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
Способы и приёмы формирования универсальных учебных действий в рамках учебного занятия начальной школы 1.
Федеральный государственный образовательный стандарт. Начальное общее образование Москва июль, 2010 Конструирование и оценка учебных заданий: личностные.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования по литературному чтению.
Фактически, личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты устанавливают и описывают следующие обобщённые классы учебно- познавательных.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования стандартов 2 поколения.
Реализация ФГОС в завершенной предметной линии учебников «Английский язык» (расширенное содержание обучения иностранному языку) для 2–4 классов общеобразовательных.
Содержание и структура коммуникативных учебных действий во ФГОС НОО Лекция Н.М. Горленко.
ФГОС Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Презентацию подготовила Колпащикова Людмила Михайловна,
11 Разработка современных образовательных технологий ИКТ как инструмент реализации парадигмы деятельностного развития – важнейшей особенности ФГОС Т.И.Галишникова,
Сравнительная характеристика стандартов первого и второго поколений.
личностные, метапредметные, предметные. 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ.
Муниципальный семинар «Оценка качества начального общего образования в условиях реализации ФГОС НОО» Н.В.Долинина, Методист МОУ ИМЦ г. Амурск Конструирование.
Федеральный государственный образовательный стандарт. Начальное общее образование Москва Конструирование и оценка учебных заданий: личностные и метапредметные.
Транксрипт:

Федеральный государственный образовательный стандарт. Начальное общее образование Москва ноябрь, 2010 Формирующая оценка: личностные и метапредметные результаты

Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить?ценностиобразования Чему учить?обновлениесодержания Основное средство в руках учителя – УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ и УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности Реализация деятельностного подхода – важнейшая особенность нового стандарта

АНАЛИЗ ТРЕБОВАНИЙ СТАНДАРТА: ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам Группа 1: ПРИОБРЕТЕНИЕ и ИНТЕГРАЦИЯ ЗНАНИЙ ЛР: 2;МР: 6, 10, 14, 15 использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам Группа 2: СОТРУДНИЧЕСТВО ЛР: 9;МР: 12, 13 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в сов- местной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам Группа 3: КОММУНИКАЦИЯ МР: 7, 9, 11 активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и создание текстов в устной и письменной формах; готовность слушать собеседника и вести диалог ; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам Группа 4: РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ МР: 2 освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам Группа 5: ИКТ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ МР: 7, 8, 16 активное использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам Группа 6: САМООРГАНИЗАЦИЯ И САМОРЕГУЛЯЦИЯ МР: 1, 3 овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата

Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам Группа 7: ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ УЧЕНИЯ И НАЧАЛЬНЫЕ ФОРМЫ РЕФЛЕКСИИ ЛР: 5;МР: 4, 5 принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам Группа 8: ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ ЛР: 1, 3, 6, 7, 8, 10 формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам ОБОБЩАЮЩИЙ РЕЗУЛЬТАТ ЛР: 4 овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам: подведем итоги ОКАЗАЛОСЬ ВОЗМОЖНЫМ ВЫДЕЛИТЬ 8 ГРУПП РЕЗУЛЬТАТОВ, соотносящихся с «навыками 21 века» или ключевыми компетентностями: 1.ПРИОБРЕТЕНИЕ И ИНТЕГРАЦИЯ ЗНАНИЙ 2.СОТРУДНИЧЕСТВО 3.КОММУНИКАЦИЯ 4.РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ 5.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ 6.САМООРГАНИЗАЦИЯ И САМОРЕГУЛЯЦИЯ 7.ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ УЧЕНИЯ И НАЧАЛЬНЫЕ ФОРМЫ РЕФЛЕКСИИ 8.ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ

УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ: ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ

Каким должно быть учебное задание, чтобы оно позволяло формировать выделенные навыки? 1)Какие факторы в наибольшей степени влияют на формирование данной группы навыков? 2)В каких компонентах задания могут находить отражение эти факторы?

Компоненты учебного задания характеристика задания мотивационная часть Содержание: условие (информационная часть) вопрос (командная часть) инструкция по выпол- нению (ответная часть) образец/описание ответа критерии оценки методический комментарий (организационная часть) время выполнения задания

Общая схема анализа задания Основной вопрос для оценки задания Общая характеристика «хорошего» задания Обсуждение отдельных аспектов

В какой мере задание стимулирует учащихся приобретать новое знание и на какой основе строится это новое знание? «Хорошее» задание требует : исследования/преобразования известного; использования познавательных действий; использования содержания/идей/методов других областей знания См. также раздаточные материалы (2-1) Приобретение и интеграция знаний

Приобретение и интеграция знаний: кодировка учебных заданий Умение: группировать числа по самостоятельно установленному основанию (основаниям) Распредели на группы величины: 1 т, 1 см, 1 г, 1 м, 1 мин, 1 с Запиши название каждой группы. Образец ответа: 1)1 т, 1 г - масса, 2) 1 см, 1 м – длина, 3) 1 мин, 1 с - время 1 КОД ЗАДАНИЯ:

Умение: группировать числа по самостоятельно установленному основанию (основаниям) Образцы ответов: 1)120, 580, 301 – трехзначные числа и 2) 52, 17 – двузначные числа ИЛИ: 1) 120, 580, 52 – четные числа и 2) 301, 17 – нечетные числа ИЛИ: иной вариант, отвечающий требованиям задания 3 КОД ЗАДАНИЯ: Распредели на две группы числа: 120, 580, 301, 52, 17 Запиши название каждой группы. Приобретение и интеграция знаний: кодировка учебных заданий

Задание 3 (для работы в паре). Придумайте каждый свою задачу о четверо- класснике. Задача должна решаться в два действия. Запишите условие и вопрос задачи – каждый на своем листе. Обменяйтесь листами с соседом по парте и решите на черновике составленную им/ей задачу. Обсудите придуманные вами задачи и их решения; если нужно, измените условия и решите их снова. Приобретение и интеграция знаний: кодировка учебных заданий

Приобретение и интеграция знаний Проблемы для обсуждения: 1)Как оценивать задания на поиск информации? 2) Как оценивать задания на выполнение рутинных процедур?

Решение проблем Что понимается под «решением проблем»? Возможные типы заданий на «решение проблем»: принятие решения анализ и моделирование/ планирование анализ и устранение неполадок создание объекта с заданными свойствами

Решение (разрешение) проблем В какой мере задание требует использова- ния навыков и способов решения проблем и воплощения найденных решений в практике? «Хорошее» задание требует: поиска/разработки новых подходов; принятия решения в ситуации неопреде- ленности (есть возможность выбора); воплощения решения. См. также раздаточные материалы (2-2)

Решение проблемы: кодировка учебных заданий Умение: группировать числа по самостоятельно установленному основанию (основаниям) Распредели на группы величины: 1 т, 1 см, 1 г, 1 м, 1 мин, 1 с Запиши название каждой группы. Образец ответа: 1)1 т, 1 г - масса, 2) 1 см, 1 м – длина, 3) 1 мин, 1 с - время 1 КОД ЗАДАНИЯ:

Умение: осознавать главные ценности жизни и видеть их в искусстве Рассмотри предложенные тебе восемь незнакомых репродукций. Выбери из них четыре, которые, по твоему мнению, в большей степени отражают важные для любого человека вещи. Напиши, почему ты так думаешь. 2 КОД ЗАДАНИЯ: Решение проблем: кодировка учебных заданий

Задание. Учитель предложил вам подготовить подарки для ветеранов – полезные в жизни или хозяйстве изделия. Обсудите и наметьте порядок работ. Подберите необходимые материалы и инструменты. Изготовьте свои изделия. Расскажите о том, что вы делали: какие идеи возникали, и как искали изделия; какие проблемы возникали во время работы, и как вы их решали; достигнут ли результат, который вы планировали. Решение проблем: кодировка учебных заданий

Решение проблем Проблема для обсуждения: В каких формах может протекать воплощение решения в практике?

КОДИРОВКА УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ (2-3): Сотрудничество (2-4): Коммуникация (2-5): Использование ИКТ для обучения (2-6): Самоорганизация и саморегуляция (2-7): Личностный смысл учения и начальные формы рефлексии (2-8): Ценностные установки

Самостоятельная работа в группах Составьте по одному учебному заданию на каждую из следующих проблем: Учебные задания: Сотрудничество Учебные задания: Коммуникация Учебные задания: ИКТ для обучения Учебные задания: Самоорганизация и саморегуляция Учебные задания: Ценностные установки Время подготовки - 5 минуты, на сообщение – 2 минуты

ПРИЛОЖЕНИЯПРИЛОЖЕНИЯ

Овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач В чем проявляется достижение основных образовательных результатов? личностных: готовность и способ- ность к саморазвитию: самоопределению; смыслообразованию; ценностная ориентация. метапредметных: способность к саморегуляции; коммуникации; познанию. предметных: система знаний способность к полу- чению новых знаний, их преобразованию и применению.

Чем объясняется повышенное внимание к учебному заданию? Результаты международного сравнительного исследования ITL (2009) На диаграмме показаны средние баллы для каждого из параметров оценки учебных заданий (LA) и работ учащихся (SW) для России и всех стран выборки. По каждому из параметров свыше 50% ( для всех стран) и около 40% (Россия) учебных заданий и работ учащихся имеют код 1 ( самый низкий из возможных ). Многие учителя выборки еще только начинают осваивать инновационные практики в обучении.

34 Россия: LA и SW баллы Результаты оценок работ учащихся зависят от качества учебных заданий и практически всегда ниже последних. По каждому из рассматриваемых параметров лишь незначительное число заданий имеют высокие показатели (коды 3 и 4); подавляющее количество предлагаемых учащимся заданий не направлено на формирование выделенных навыков и соответствующих требований нового образовательного стандарта. Относительно успешно идет формирование только навыка коммуникации. Особое беспокойство вызывает практика формирования навыков саморегуляции и решения проблем. Чем объясняется повышенное внимание к учебному заданию? Результаты международного сравнительного исследования ITL (2009)

ТЕКСТ ЗАДАНИЯ Представь, что ты гуляешь на улице, тебя про- сили вернуться через час, а часов у тебя нет. Прочитай предложенные ниже варианты обращений. Заполни таблицу: укажи знаком правильно ли построено обращение – допущены ли в нем ошибки или таких ошибок нет. Устно исправь допущенные ошибки. Русский язык. Развитие речи. Планируемый результат: оценивать правильность/уместность выбора языковых и неязыковых средств в разных ситуациях общения

Приобретение и интеграция знаний стимулы: Мотивация (контекст задания или учебная ситуация) Содержание (условие, вопрос, инструкция) Критерии оценки

Приобретение и интеграция знаний: алгоритм принятия решения Требует приобретения знаний? Приобрете- ние знаний – основное требование? Задание междисци- плинарное? НЕТ ДА т.е. создания или преобразования известного? На что тратятся основные усилия, время? О чем гово- рят критерии?

Приобретение и интеграция знаний: проблемы для обсуждения Как оценивать задания на поиск информации? Зависит от того, что именно требуется в задании: а) найти информацию и зачитать её или б) найти информацию и на её основе прийти к новому для себя знанию;

Как оценивать задания на выполнение рутинных процедур? Зависит от а) этапа формирования данной процедуры (см. например, задания 5, 6, 9 – раздаточные материалы); б) наличия/отсутствия необходимости модифицировать данную процедуру раздаточные материалы (3) Приобретение и интеграция знаний: проблемы для обсуждения

Проанализируй свой режим дня и, если необходимо, внеси в него изменения. Ответь на вопросы: Сколько времени ты ежедневно тратишь на занятия физической культурой? Какие именно? Сколько времени уходит у тебя на приготовление домашних заданий? Сколько времени у тебя уходит на сон? Прогулки? Помощь близким? Решение проблем: примеры заданий

Учитель предложил вам подготовить подарки для ветеранов – полезные в жизни или хозяйстве изделия. Обсудите и наметьте порядок работ. Подберите необходимые материалы и инструменты. Изготовьте свои изделия. Расскажите о том, что вы делали: какие идеи возникали, и как искали изделия; какие проблемы возникали во время работы, и как вы их решали; достигнут ли результат, который вы планировали. Решение проблем: примеры заданий

Есть ли у учащихся выбор? Решение проблемы – основное требование? Требуется воплощение в жизнь? НЕТ ДА НЕТ ДА Требуется воплощение в жизнь? Решение проблем: алгоритм принятия решения На что тратятся основные усилия, время? О чем гово- рят критерии?

Решение проблем: кодировка задания М.Нестеров. Видение отроку Варфоломею З.Серебрякова. За завтраком К.Сомов. Арлекин и дама А.Пластов. Сенокос Д.Жилинский. У моря. Семья В.Попков. Шинель отца Б.Кустодиев. Купчиха за чаем В.Васнецов. Гусляры

Решение проблем: воплощение решения а) разработка, обоснование и реализация/ апробация принятого решения б) обоснование и создание модели, прогноза, планирования в) выявление «болевых точек», планирование и устранение неполадок г) разработка, обоснование, создание и презентация модели, макета, объекта, творческого решения … Во всех случаях существенным фактором является наличие заинтересованных лиц/экспертов

В какой мере задание требует сотрудни- чества и создания общего продукта? «Хорошее» задание требует : сотрудничества учащихся (с одноклассни- ками или людьми за пределами класса); создания общего продукта из взаимо- сязанных частей/продуктов: совместного обсуждения проекта/дизайна …; координации усилий; разделения ответственности за конечный продукт Сотрудничество См. также раздаточные материалы (2-3)

Позволяет сотрудничество? Требует сотрудничества? Учащиеся создают общий продукт? НЕТ ДА Сотрудничество: алгоритм принятия решения

Задание (для выполнения группой). Обсудите с одноклассниками, какую сцену из музыкального спектакля (оперы, мюзикла) вы будете инсценировать. Вспомните и напойте музыкальные темы главных действующих лиц оперы/мюзикла, с которыми вы познакомились в классе. Распределите роли. Предложите оформление спектакля (костюмы, декорации и др.). Исполните фрагмент оперы/мюзикла с помощью и/или под руководством учителя. Оцените исполнение. Удалось ли вам осуществить задуманное? Сотрудничество: пример задания

Можно ли считать сотрудничеством: обратную связь, например при взаимооценке? участие в совместном обсуждении, например, в «мозговом штурме»? получение консультаций от эксперта? совместное выполнение лабораторной работы? Основной критерий – характер отношений между взаимодействующими субъектами (равно заинтересованные партнеры или опекун-подопечный) Сотрудничество: проблемы для обсуждения

В какой мере задание требует развернутой коммуникации заданного формата? «Хорошее» задание требует : развернутой связной коммуникации заданы основные параметры высказывания/текста коммуникативная задача; тема и предмет; формат (объем, структура, особенности построения …) Коммуникация См. также раздаточные материалы (2-4)

Коммуникация: алгоритм принятия решения Позволяет развернутую коммуникацию? Требует развернутой коммуникации? Заданы параметры коммуникации? НЕТ ДА

Можно ли считать коммуникацией: презентацию? участие в форуме? SMS-сообщение? задание с выбором ответа или задание на заполнение пропусков и пробелов? задание с кратким свободным ответом? решение математической задачи? Основной критерий – объем высказывания/текста Коммуникация: проблемы для обсуждения

В какой мере задание поощряет учащихся использовать ИКТ в целях обучения и развития? «Хорошее» задание требует такого исполь- зования ИКТ, которое способствует: приобретению новых знаний на основе поиска и обработки информации или формированию всех ключевых навыков; достижению более сложных ИКТ-навыков; выполнению ранее недоступных действий, операций. Использование ИКТ для обучения См. также раздаточные материалы (2-5)

ИКТ: алгоритм принятия решения Позволяет использовать ИКТ? ИКТ использует- ся для приобре- тения знаний или более сложных ИКТ-навыков? ИКТ помогает выполнить ранее недоступные действия? НЕТ ДА

Какие новые типы учебных заданий или виды учебной деятельности существенно облегча- ются при реализации или даже становятся воз- можными благодаря использованию ИКТ при: мотивации к изучению нового? введении нового материала? отработке предметных знаний и умений? формировании ключевых навыков? проверке и оценке достижений? организации работы учащихся? ИКТ: проблемы для обсуждения Основная проблема – разработка оболочек

В какой мере задание требует от учащихся управления своей деятельностью и обеспечивает необходимые условия? «Хорошее» задание предоставляет учащимся возможность самостоятельно планировать свою работу и контролировать ее выполнение : состоит из нескольких частей/этапов; рассчитано на длительное время выполнения; включает известные учащимся критерии оценки; минимизирует пошаговый контроль. Самоорганизация и саморегуляция См. также раздаточные материалы (2-6)

Учащимся известны критерии оценки? Задание многошаговое и длительное? НЕТ ДА НЕТ ДА Учащиеся планируют работу? Самоорганизация и саморегуляция: алгоритм принятия решения Учащиеся планируют работу?

Какие возможны этапы работы над заданием? Самоорганизация и саморегуляция: проблемы для обсуждения Например: сбор и обработка материала, черновик, обсуждение, окончательный вариант, презентация Как задавать критерии? Где проходит граница между помощью и пошаговым контролем со стороны учителя? Какие типы заданий наиболее эффективны?типы заданий

В какой мере задание стимулирует учащихся задумываться над мотивами, содержанием, способами, успешностью или неуспешностью своей деятельности, ее причинами? «Хорошее» задание требует: самооценки на основе соотнесения результата с пониманием учебной задачи; критериями оценки; способами выполнения; выявления позитивных и негативных факторов, повлиявших на выполнение; постановки новых личных учебных задач. Личностный смысл учения и рефлексия См. также раздаточные материалы (2-7)

Учащиеся соотносят результат с замыслом? Требует самооценки? НЕТ ДА НЕТ ДА Учащиеся анализируют причины успеха/ неуспеха? Личностный смысл учения и рефлексия: алгоритм принятия решения Учащиеся анализируют причины успеха/ неуспеха?

Возможно, с целью формирования навыков рефлексии более целесообразно исполь- зовать метапредметные учебные задания? Личностный смысл учения и рефлексия: проблемы для обсуждения Например: листы самооценки

В какой мере задание стимулирует учащихся выразить и аргументировать свою жизненную позицию по отношению к обсуждаемой проблеме? «Хорошее» задание дает возможность: выразить свою позицию/ценностное суждение разделив предложенные формулировки или противопоставив им свою; оценив степень своего согласия/несогласия с предложенными формулировками; прямо сформулировав свою позицию; аргументировать (пояснить, прокомментиро- вать) свою позицию, оценку и/или свой выбор. Ценностные установки См. также раздаточные материалы (2-8)

Требует выражения собственной позиции? Предполагает выражение/оценку ценностных суждений? НЕТ ДА НЕТ ДА Учащиеся аргументируют выбранное суждение/ оценку? Ценностные установки: алгоритм принятия решения Учащиеся аргументируют выбранное суждение/ оценку?

В любом ли предмете возможно использовать задания, предполагающие высказывание или оценку ценностных суждений? Ценностные установки: проблемы для обсуждения Какие опасности сопровождают задания, предполагающие высказывание или оценку ценностных суждений?

64 Результаты международного сравнительного исследования ITL. РОССИЯ. Распределение баллов за разные типы заданий Среди заданий всех типов – чаще или реже – встречаются задания, получающие наивысшие оценки по инновационной деятельностной шкале.