Над проектом работали: Ученики 11 класса: Ученики 11 класса: Алипова Анна Алипова Анна Табачук Даша Табачук Даша Валиев Сергей Валиев Сергей Микушев Дмитрий.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация к уроку литературы в 11 классе по теме: «Романтический мир раннего Блока». Матвеева Е.А ГОУ ОСОШ 10 Санкт-Петербург.
Advertisements

«Мгновение слишком яркого света» (Раннее творчество А.А. Блока) Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 1 р.п. Лысые Горы Саратовской.
Александр Блок (1880 – 1921) Как памятник началу века, Там этот человек стоит. Анна Ахматова.
Творчество- отражение пути, пройденное человеком и поэтом. Лирика А. Блока – роман в стихах. «Каждое стихотворение необходимо для образования главы(цикла),
Жизнь и творчество Александра Блока ( ) Если вы любите мои стихи, преодолейте их яд, прочтите в них о будущем..
Александр Блок - поэт "Серебряного века". В истории становления истинной настоящей российской культуры "серебряный век" занимает одно из особых мест.
Отличие лирики декадентов от лирики символистов на примере сравнительного анализа стихотворений А. Блока « Вхожу я в темные храмы » и Д. Мережковского.
А.А. Блок. Личность и творчество. Романтический мир Блока.
Несколько слов о Валерии Чеховой… В твоих бездонных глазах Есть мудрость и искра детства, В твоих солёных слезах Есть всё, что сказало сердце… В твоих.
Цикл «Стихи о Прекрасной Даме». Биографическая основа «Стихов о Прекрасной Даме» - история любви Блока к его будущей жене Л.Д. Менделеевой. Любовь Дмитриева.
Их взоры прикованы к небу (Мотив звезды в русской поэзии XIX и XX века) Исследовательская работа Учащихся 11Б класса МОУ СОШ 10 с углублённым изучением.
Мотив одиночества в лирике Серебряного века (А. Блок, А. Ахматова, В. Маяковский) Выполнила Щепетилова Оксана, ученица 11 класса МОУ СОШ 2.
Значение образа – символа маски в цикле А. Блока «Снежная маска» Открыли дверь мою метели, Застыла горница моя, И в новой снеговой купели Крещен вторым.
Сотри случайные черты – и ты увидишь: мир прекрасен!
Что в имени тебе моем?... …есть сердце, где живу я»
. Символизм – литературно- художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. Символизм – литературно-
«Это был не век поэзии, а целая ее эпоха.» (И. Эренбург) Усний альманах: Улюблені сторінки поезії Срібної доби 1.
И э то в се, ч то б ыло в м оей ж изни - о стальное ненужный с он И. А. Бунин.
Мы любим тех, кто нас не любит, А губим тех, кто любит нас. А.А.Блок А.А.Блок.
В любовных стихотворениях выражены философские представления поэта о Женщине как об источнике красоты, гармонии, неизъяснимых наслаждений. Пушкин любил.
Транксрипт:

Над проектом работали: Ученики 11 класса: Ученики 11 класса: Алипова Анна Алипова Анна Табачук Даша Табачук Даша Валиев Сергей Валиев Сергей Микушев Дмитрий Микушев Дмитрий Калиненко Олеся Калиненко Олеся

Задачи: Познакомить класс с особенностями цикла Познакомить класс с особенностями цикла Рассказать, когда создавался цикл (история создания) Рассказать, когда создавался цикл (история создания) Отразить, какие идеи легли в основу цикла, кикие темы могут быть выявлены в стихотворениях Отразить, какие идеи легли в основу цикла, кикие темы могут быть выявлены в стихотворениях Выяснить, что подвигло поэта к созданию этого цикла Выяснить, что подвигло поэта к созданию этого цикла Раскрыть образ «прекрасной дамы» в стихотворениях А.А. Блока Раскрыть образ «прекрасной дамы» в стихотворениях А.А. Блока

"Всякое стихотворение - покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звезды... Из-за них существует стихотворение..." (Александр Блок)

Всю лирику Блок позднее сам разделил на три тома, которые отразили три этапа его пути. В каждом томе своя главная философская идея, лирический герой поворачивается к нам какой – то своей стороной, дан в развитии. Каждый том представляет завершенную поэтическую систему. 1 том лирики. Стихи 1897 – 1904 годов. Центральное место занимает цикл «Стихи о Прекрасной Даме» (1901 – 1902 года стихи). В цикл вошли 128 стихотворений, из которых всего 9 имеют собственные названия. Начальный период творческого пути А. Блока отмечен страстным ожиданием вселенского обновления. В «Стихах о Прекрасной Даме» ( ) звучат мистические грезы об идеале, идея-мечта о грандиозных событиях, ожидание «огненных бурь» и потрясений. В «Стихах и Прекрасной Даме» намечается оригинальное свойство блоковского восприятия мира – искренность переживаний. Поэт не боится упреков в откровенности поэтического представления интимного мира, утверждая, что лишь любовь является источником познания мира. Чувство, убеждает поэт, упраздняет эгоизм, приближает личность к абсолютным категориям Красоты и Добра, раскрывает божественную сущность мироздания и ценность человеческой жизни. В цикле «Стихи о Прекрасной Даме» поэт возрождает идеал средневекового рыцарства, утверждает мысль о подвиге во имя чувства. Лирический герой пересматривает традиции средневековой литературы. Тема подвига получает в поэзии Блока новой звучание: на смену мужественному служению идеалу приходят мотивы интуитивно- вдохновенного проникновения в чудо любви, ожидание и предощущения «тайного союза» с чувственной природой мироздания. Тем не менее ощущается, что Блок отдает явное предпочтение антиаскетизму. Прекрасная Дама уничтожает «страх сердечный», она поет «сладостно и нежно», навеки «ласковые сны».

Вхожу я в темные храмы, Совершаю бедный обряд. Там жду я Прекрасной Дамы В мерцаньи красных лампад. В тени у высокой колонны Дрожу от скрипа дверей. А в лицо мне глядит, озаренный, Только образ, лишь сон о Ней. О, я привык к этим ризам Величавой Вечной Жены! Высоко бегут по карнизам Улыбки, сказки и сны. О, Святая, как ласковы свечи, Как отрадны Твои черты! Мне не слышны ни вздохи, ни речи, Но я верю: Милая - Ты. 25 октября 1902 Я долго ждал - ты вышла поздно, Но в ожиданьи ожил дух, Ложился сумрак, но бесслезно Я напрягал и взор и слух. Когда же первый вспыхнул пламень И слово к небу понеслось, - Разбился лед, последний камень Упал, - и сердце занялось. Ты в белой вьюге, в снежном стоне Опять волшебницей всплыла, И в вечном свете, в вечном звоне Церквей смешались купола. 27 ноября 1901

Сюжет блоковского цикла «Стихи о Прекрасной Даме» это сюжет ожидания встречи с возлюбленной, встречи, которая преобразит мир и героя, соединит землю с небом. Участники этого сюжета «он» и «она». Я жду призыва, ищу ответа, Немеет небо, земля в молчаньи, За желтой нивой - далёко где-то – На миг проснулось мое воззванье. Из отголосков далекой речи, С ночного неба, с полей дремотных, Всё мнятся тайны грядущей встречи, Свиданий ясных, но мимолетных. Я жду - и трепет объемлет новый. Всё ярче небо, молчанье глуше... Ночную тайну разрушит слово... Помилуй, боже, ночные души! На миг проснулось за нивой, где-то, Далеким эхом мое воззванье. Всё жду призыва, ищу ответа, Но странно длится земли молчанье. 7 июля 1901

В данном цикле отразились любовный роман молодого поэта с будущей женой Л. Д. Менделеевой и увлечение философскими идеями Вл. Соловьева. В учении философа о Душе мира, или Вечной Женственности, Блока привлекала мысль о том, что именно через любовь возможно устранение эгоизма, единение человека и мира. «Высокая» любовь к миру открывается человеку через любовь к земной женщине, в которой нужно суметь прозреть ее небесную природу.

Многопланов облик героини. С одной стороны, это вполне реальная, «земная» женщина, каждое свидание с которой открывает в ней лирическому герою какую- либо новую черту. «Она стройна и высока, // Всегда надменна и сурова». Герой видит ее «каждый день издалека» или встречается с ней «на закате». В разные встречи на ней может быть «сребристо-черный мех» или «белое платье». Она скрывается «в темные ворота» и т. п. С другой же стороны, перед нами небесный, мистический образ «Девы», «Зари», «Величавой Вечной жены», «Святой», «Ясной», «Непостижимой»... То же можно сказать и о герое цикла. «Я и молод, и свеж, и влюблен» вполне «земная» самохарактеристика. А далее он уже «безрадостный и темный инок» или «отрок», зажигающий свечи. Драматизм ситуации ожидания в противопоставлении земного и небесного, в заведомом неравенстве лирического героя и Прекрасной Дамы. В их отношениях возрождается атмосфера средневекового рыцарства: предмет любви лирического героя вознесен на недосягаемую высоту, его поведение определяется ритуалом самозабвенного служения. «Он» влюбленный рыцарь, смиренный инок, готовый к самоотречению схимник. «Она» безмолвная, невидимая и неслышимая; бесплотное средоточие веры, надежды и любви лирического героя.

Символика цикла навеяна символикой Владимира Соловьева (символика света и огня = свет, сиянье, лучи, пламень, солнце, звезда). Но у Блока ко всему этому огромное значение и внимание придается цветовым эпитетам. У Соловьева цветовые эпитеты (голубой, золотой, белый, алый, розовый, алый) ограничены, не повторяются. Блок же расширяет их возможности. Можно говорить о ПОЭТИКЕ ЦВЕТА у Блока. «Ты отходишь в сумрак алый» «А потом засветимся В лунной синеве. Молодая, золотая, Ярким солнцем залитая…» «При жолтом свете веселились» «Пою я, серый соловей, В моей темнице многоцветной!» Цвет в поэтике Блока становится не столько носителем реального цвета, сколько средством эмоционально – символической оценки, передает субъективно окрашенный, индивидуальный образ предмета, мысли, явления, чувства.

Алый нежный ласковый цвет зари; знак любви, которая есть или была. Красный знак тревоги, трагедии; знак и память огня, пожара; оттенок угрожающего, зловещего, страшного. Багряный \\ багровый \\ багрянец обычно на зелено – сером фоне ……. Сквозь серый дым от краю и до краю Багряный свет Зовет, зовет к неслыханному раю, Но рая – нет, О чем в сей мгле безлунной, красно – серой Колокола… Розовый «розовые цепи» = любовные связи; «розовое утро» = утро любви Желтый цветовое прилагательное, но в сниженных контекстах; жОлтый – синоним душевной сытости, самодовольства, хамства. В стих. «Фабрика» жОлтый цвет = электрический свет, фальшивый, обманчивый, фальшиво солнца. положительные оценки желтого объединяются в рамках таких эпитетов как золотой \\ золото \\ янтарь \\ янтарный == синонимы счастливого. Голубой \\ лазурный прорыв в запредельное, прекрасная нездешняя мечта («желанный обман»); лазурный == возвышенное, заветное, прекрасное. Белый может быть метафорическим и конкретным «Вот предчувствие белой зимы: Тишина колокольных высот…» здесь белая не только цвет снега, но и «чистота, ясность», поэтому и «тишина колокольни».

Интернет-ресурс Д. Е. Максимов. «Поэзия и проза А. Блока», Л.: Сов.писатель 1975 г З. Г. Минц. «Блок и русский символизм» М.: Наука 1980 г Мочульский К. В. Александр Блок // Мочульский К. В. А. Блок. А. Белый. В. Брюсов. М Минц З. Г. Лирика Александра Блока. Вып Тарту, Блок А. А. Собрание сочинений, тт. 1–8. М. – Л., 1960–1963. Блоковский сборник, вып. 1–14. Тарту, 1964–1998.