Теоретические основы компетентностного подхода в образовании.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Л.В.Блинова, директор МОУ «Каслинская СОШ 27». Компетентностный подход в современном образовании Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от
Advertisements

Что такое «компетентностное образование» и как к нему перейти? Исполнитель- зам.директора по УВР МОУ СОШ СП Новая Балкария Ачабаева Е.Д.
ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ. В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность.
КОМПЕТЕНЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ. образовательные системы во многом ориентированы на запоминание фактической информации и заучивание определенного ряда приемов;
КГБСКОУ СКШИ 8 вида 11 КГБСКОУ СКШИ 8 вида 11 Тема: Формирование ключевых компетенций на уроках математикиФормирование ключевых компетенций на уроках математики.
Формирование ключевых компетенций школьника. Компетентность ОБЛАСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗНАЮЩИЙ, СВЕДУЩИЙ В ОПРЕДЕЛЁННОЙ ОБЛАСТИ Цель: помочь выпускнику.
Ключевые компетентности И. И. Миронова, методист ИМО УО г. Казани Компетентностная модель современного учителя.
ЧАЙКИНА ИРИНА ВИКТОРОВНА, учитель истории и обществознания МОУ-средней общеобразовательной школы 2 г.Тавды.
Черногаева Елена Владимировна учитель географии ГОУ СОШ 1151 Компетентностный подход как механизм реализации качественного образования в рамках ФГОС (по.
Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания.
Компетентностный подход в образовании (А. В. Хуторской) Кривенко Я. В.
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. поставила задачу существенной модернизации.
Проект новых стандартов: компетентностный подход.
Ключевые компетенции Компетенция - круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. Компетенция - это способность успешно отвечать на.
Тема педсовета: Компетентностный подход в образовании: задачи педагогической деятельности учителя начальной школы по введению ФГОС НОО Цели: Осознание.
Формирование ключевых компетенций Щепанцова Е.И., учитель английского языка МБОУ Нижнеингашская СОШ1 2014г. ФГОС.
Компетентностный подход в обучении как условие преемственности начального и среднего естественнонаучного образования. Компетентности и компетентностный.
«Ходьбе можно научиться только на собственных ногах, школа должна быть школой действия, она должна учить ребенка мыслить, а не пичкать его знаниями» (Л.С.
Формирование ключевых компетенций на уроках географии Жукова Ольга Владимировна Учитель географии МОУ «Колыванская средняя общеобразовательная школа» 2011.
К вопросу о формировании ключевых компетенций младших школьников Учитель начальных классов МОУ «СОШ 27 с углубленным изучением отдельных предметов» Филимон.
Транксрипт:

Теоретические основы компетентностного подхода в образовании

Основателемкомпетентностного подхода был Аристотель, который изучал состояние человека, обозначаемое греческим atere – «…сила, которая развивалась и совершенствовалась до такой степени, что стала характерной чертой личности…»

Из документов по модернизации российского образования до 2010 года «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбу страны…». «Новая парадигма образования должна быть ориентирована на формирование потребностей в постоянном пополнении и обновлении знаний, совершенствовании умений и навыков, их закреплении и превращении в компетенции…».

Понятия «Компетенция» и «компетентность» Компетенция - это то, что человек должен уметь делать в соответствии с установленными стандартами. Это ТРЕБОВАНИЯ, предъявляемые к человеку в соответствии с занимаемой должностью, или живущему в определенных условиях. (то, что надо) Компетентность характеризует конкретного человека: аспекты его восприятия, понимания, целеполагания и поведения, стоящие за осмысленной деятельностью. Компетентность – это степень выраженности компетенций, проявляющаяся в деятельности индивида и характеризующая его как профессионала или обывателя, адаптированного к условиям жизни. (то, что есть)

Различия знаниевой и компетнтностной парадигм в образовании Идеология знаниевой парадигмы Идеология компетентностной парадигмы «знание»«умение»«навык» Адекватно-профессиональная реакция на: а) задачи, поставленные руководством б)задачи, алгоритмически заложенные в должностную инструкцию Знаю что «готовность»,«способность»,«ответственность»,«понимание»,«мировоззрение» Адекватно-профессиональная реакция на: а) задачи (виды деятельности), обусловленные особенностями века; б) задачи, обусловленные особенностями общественно- политического строя; в) задачи, диктуемые требованиями специальности. Знаю как

Виды компетенций

Понятие профессиональной компетенции По К.В.Шапошникову «профессиональная компетентность» - это готовность и способность специалиста принимать эффективные решения при осуществлении профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность «…характеризуется совокупностью интегрированных знаний, умений и опыта, а также личностных качеств, позволяющих человеку эффективно проектировать и осуществлять профессиональную деятельность во взаимодействии с окружающим миром…» По К.В.Шапошникову «профессиональная компетентность» - это готовность и способность специалиста принимать эффективные решения при осуществлении профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность «…характеризуется совокупностью интегрированных знаний, умений и опыта, а также личностных качеств, позволяющих человеку эффективно проектировать и осуществлять профессиональную деятельность во взаимодействии с окружающим миром…»

Профессиональные компетенции специалиста

Компетенции бизнес-тренера

Профессионально-педагогические компетенции. В 70 – 80 годах ХХ века в США разработана концепция оценки компетентности педагога, базирующаяся на «трех китах» деятельности и личности : «знать, делать, быть». По П.Ф. Каптереву профессионально-компетентностные характеристики педагога делятся на: По П.Ф. Каптереву профессионально-компетентностные характеристики педагога делятся на:объективные: степень знания учителем своего предмета, степень знания учителем своего предмета, степень владения методологией науки и глубина его научных знаний, степень владения методологией науки и глубина его научных знаний, владение общими дидактическими и методическими принципами, владение общими дидактическими и методическими принципами, способность комплексно воспринимать особенности детской психологии способность комплексно воспринимать особенности детской психологии субъективные: субъективные: преподавательское искусство, преподавательское искусство, педагогический талант, педагогический талант, творчество творчество

Профессиональные компетенции современного учителя По Т.Е. Исаевой у педагога выделяются 1) адаптационно-цивилизационные компетенции 2) социальные компетенции 3) социально-организационные компетенции 4) профессиональные (предметные / методические) – совокупность знаний, умений, методов обучения, способов трансляции профессионально- корпоративного опыта, обусловленных спецификой преподаваемой дисциплины и избираемых в соответствии с педагогической системой, которой придерживается преподаватель 5) коммуникативные 6) ценностно-смысловые – обеспечивают человеку сохранение «самости» в любых условиях.

Структура компетенций педагога

Понятие образовательной компетенции Образовательные компетенции представляют собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся, связанные с их способностью целевого осмысленного применения комплекса знаний, умений и способов деятельности в отношении определенного междисциплинарного круга вопросов. Образовательные компетенции представляют собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся, связанные с их способностью целевого осмысленного применения комплекса знаний, умений и способов деятельности в отношении определенного междисциплинарного круга вопросов. Образовательная компетенция – это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально- значимой продуктивной деятельности. Образовательная компетенция – это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально- значимой продуктивной деятельности.

Трехуровневая иерархия компетенций школьника 1) ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования; 1) ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования; 2) общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей; 2) общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей; 3) предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов. 3) предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

Ключевые компетенции

Ключевые компетенции школьника 1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

Ключевые компетенции школьника 2. Общекультурные компетенции. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно- нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно- досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

Ключевые компетенции школьника 3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно- познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

Ключевые компетенции школьника 4. Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

Ключевые компетенции школьника 5. Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

Ключевые компетенции школьника 6. Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско- общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности

Ключевые компетенции школьника 7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

Структура ключевых компетенций ученика

Общеучебные умения и навыки, как основа образовательных компетенций

Пример общеучебных умений и навыков (5класс) 1. Учебно-организационные: ставить учебную задачу; понимать последовательность действий; сравнивать полученные результаты с учебной задачей; оценивать свою деятельность и деятельность других; правильно оформлять и вести тетрадь. 2. Учебно-информационные: работать с учебником и дополнительной литературой; различать повествование, описание, рассуждение; составлять на основании текста таблицы, схемы, графики; осуществлять наблюдения за объектом в соответствии с алгоритмом; владеть различными видами пересказа. 3. Учебно-логические: выделять главное; составлять простой план; сравнивать факты, явления, события по заданным критериям; давать определение по существенным признакам; высказывать суждения, подтверждать их фактами; обобщать, подытоживать информацию. 4. Учебно-коммуникативные: высказывать суждения; задавать уточняющие вопросы; слушать друг друга; распределять работу при совместной деятельности; участвовать в учебном диалоге; организовывать работу в группе.

Блоки личностных качеств, подлежащих развитию при формировании общеучебных умений и навыков 1) когнитивные (познавательные) качества - умение чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса и др.; 1) когнитивные (познавательные) качества - умение чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса и др.; 2) креативные (творческие) качества - вдохновленность, фантазия, гибкость ума, чуткость к противоречиям; раскованность мыслей, чувств, движений; прогностичность; критичность; наличие своего мнения и др.; 2) креативные (творческие) качества - вдохновленность, фантазия, гибкость ума, чуткость к противоречиям; раскованность мыслей, чувств, движений; прогностичность; критичность; наличие своего мнения и др.; 3) оргдеятельностные (методологические) качества - способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать её достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка и др.; 3) оргдеятельностные (методологические) качества - способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать её достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка и др.; 4) коммуникативные качества, обусловленные необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками; умение отыскивать, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии (электронная почта, Интернет) и др. 4) коммуникативные качества, обусловленные необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками; умение отыскивать, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии (электронная почта, Интернет) и др. 5) мировоззренческие качества, определяющие эмоционально- ценностные установки ученика, его способность к самопознанию и самодвижению, умения определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, в природе, государстве, национальные и общечеловеческие устремления, патриотические и толерантные качества личности и т.п. 5) мировоззренческие качества, определяющие эмоционально- ценностные установки ученика, его способность к самопознанию и самодвижению, умения определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, в природе, государстве, национальные и общечеловеческие устремления, патриотические и толерантные качества личности и т.п.

Результаты международных исследований по тесту PISA у 15-летних подростков (2006 г.) Страна Естествознание (место) Математика (место) Чтение (место) Финляндия121 Япония2614 Гонконг3110 Корея432 Лихтенштейн555 Австралия6114 Макао7915 Нидерланды849 Чехия91324 Новая Зеландия Канада11713 Франция Бельгия14811 Германия США Россия Италия Бразилия Тунис414041

Компетентностная задача по математике ( 3 класс) Корабль с 23 пассажирами на борту терпит бедствие. Для спасения пассажиров можно воспользоваться лодками, каждая из которых вмещает не более 7 человек. Сколько лодок потребуется для спасения всех людей? Ответ округлите в соответствии с математическими правилами. Сколько лодок потребуется для спасения всех людей? Ответ округлите в соответствии с математическими правилами. Нужны ли для решения этой задачи еще какие-то данные? Нужны ли для решения этой задачи еще какие-то данные?

Псевдокомпетентностая задача по географии Вам необходимо совершить перелет из Смоленска в Красноярск. Есть две авиакомпании: первая совершает перелет по маршруту Смоленск-Москва-Рязань-Пермь- Красноярск. Вторая – по маршруту Смоленск-Краснодар-Красноярск. Средняя скорость самолетов у компаний одинаковая. Расценки первой авиакомпании – 4 руб/км. У второй – 4 руб.70 коп./км. В каждом промежуточном пункте самолет в тратит на стоянку 1 час 45 мин. 1.Какую компанию Вы изберете, если для Вас важна скорость перелета? 2.Какой компанией Вы воспользуетесь, если Вам важна цена билета? 3.Какой оптимальный маршрут с точки зрения цены и времени Вы предложите сами, если самолет может лететь без пересадки не более км? (чартер) Для решения воспользуйтесь линейкой и картой России в масштабе 1 : Если Вы вылетаете из Смоленска в 7.00 в какое время Вы договоритесь о вашей встрече в Красноярске при перелете самолетом Первой компании? Второй компании? 5. Какую необходимую для Вас информацию Вы можете получить у перевозчика? Сформулируйте вопросы по телефону.

Компетентностная задача по географии Ваши друзья из Европы выразили желание совершить путешествие по Сибири с целью знакомства с её достопримечательностями с учетом собственных профессиональных интересов. Предложите им железнодорожный (или автодорожный) маршрут и подготовьте его рекламу, если в составе группы путешественников 1.Ихтиологи и орнитологи 2.Географы и геологи 3.Климатологи 4.Экономисты и специалисты по инвестициям в добывающие отрасли 5.Бизнесмены, имеющие собственный бизнес в промышленности и сельском хозяйстве 6. Люди, выбирающие себе место для возможной эмиграции 7.Специалисты по русскому народному фольклору 8.Специалисты по малым народностям Может ли подобная поездка быть полезной не только путешественникам но и России? Почему? Что нужно сделать для того, чтобы реализовать интересы России в этой поездке?

Эффективными при формировании образовательных компетенций являются педагогические технологии личностно- ориентированного образования