Новосибирск, 14 октября 2010 г. Мировой опыт: стимулы и рычаги модернизации. Почему Россия не слезает с «сырьевой иглы»? Сергей Дьячков, DSO Consulting.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Новосибирск, 24 ноября 2009 г. Национальный капитал в развитых капиталистических странах и России Сергей Дьячков, DSO Consulting
Advertisements

Принимай инвестиционные решения САМ! Китай – новая надежда или "вторая Япония"?
Макроэкономическая ситуация и стратегия Группы Алексей Савченко, CTF Holdings Limited Совет ИТ Альфа Групп, 14 Марта 2009 г.
Роль государства в экономике России. Российская экономика уникальный формирующийся рынок, в том смысле, что по своей сути является усеченным вариантом.
ПРОГНОЗ ЗАРПЛАТЫ ПО ОТРАСЛЯМ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И НАЦИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ДО 2015 ГОДА МОСКВА, ИЮНЬ 2004 ©Институт народнохозяйственного прогнозирования ПРИЛОЖЕНИЕ.
Экономическая политика. Что такое открытая экономическая политика государства –Экономические цели государства. –Основные направления экономической политики.
Экономика и государство Prezentacii.com. Экономические функции государства. Какой инструмент регулирования экономики выбрать? Денежно-кредитная (монетарная)
Особенности экономики США
Анализ влияния повышения ставки ндс на экономику страны
Уровень ВВП Экономика Аргентины развивается благодаря большому запасу полезных ископаемых, высокой грамотности населения и обладает крупным сектором,
Причины государственного вмешательства в экономику.
Финансовая система России в посткризисном мире Данилов Ю.А. директор Фонда «Центр развития фондового рынка», председатель Попечительского совета Фонда.
Экономика и государство. Экономические функции государства.
Внешние условия развития: поступательное развитие мировых центров, сохранение трендов глобализации высокие темпы роста мировой экономики за счет Китая.
Широкую известность получила немецкая модель рыночной экономики, которую называют социальным рыночным хозяйством. Для социально рыночного хозяйства Германии.
ЧЕМ ОПАСНА БЕЗРАБОТИЦА В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА?
Глава 5. Экономика мира 34. Россия в международной экономике.
Ядро ПериферияПолупериферия Страны Западной Европы, Северной Америки, Японии, в него входят самые сильные государства с усовершенствованной системой.
Развивающиеся страны План: 1. Развивающиеся страны как подсистема мировой экономики. 2. Дифференциация развивающихся стран. 3. НИС Юго-Восточной Азии.
Трансформационные процессы в экономике Китая Выполнила ст. гр. ЕК -16 М Ефимчук Екатерина.
Транксрипт:

Новосибирск, 14 октября 2010 г. Мировой опыт: стимулы и рычаги модернизации. Почему Россия не слезает с «сырьевой иглы»? Сергей Дьячков, DSO Consulting

Мировой опыт: стимулы и рычаги модернизации. Почему Россия не слезает с «сырьевой иглы»? Новосибирск, 14 октября 2010 г. Что такое модернизация?

Мировой опыт: стимулы и рычаги модернизации. Почему Россия не слезает с «сырьевой иглы»? Новосибирск, 14 октября 2010 г. «Модернизация – усовершенствование, улучшение, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества. Модернизируются в основном машины, оборудование, технологические процессы. Модернизация – изменение в соответствии с требованиями современности: придание современного характера чему-либо, приспособление к современным взглядам, идеям, потребностям. Модернизация – макропроцесс перехода от традиционного общества к современному обществу. Сегодня понятие модернизации в таком социальном смысле рассматривается преимущественно в трех различных значениях: 1) как внутреннее развитие стран Западной Европы и Северной Америки, относящееся к европейскому Новому времени; 2) догоняющая модернизация, которую практикуют страны, не относящиеся к странам первой группы, но стремящиеся их догнать; 3) процессы эволюционного развития наиболее модернизированных обществ (Западная Европа и Северная Америка), то есть модернизация как некий перманентный процесс, осуществляющийся посредством проведения реформ и инноваций, что сегодня означает переход к постиндустриальному обществу» («Википедия»)

Мировой опыт: стимулы и рычаги модернизации. Почему Россия не слезает с «сырьевой иглы»? Новосибирск, 14 октября 2010 г. Текущий диагноз: крах «постиндустриальных» иллюзий

Мировой опыт: стимулы и рычаги модернизации. Почему Россия не слезает с «сырьевой иглы»? Новосибирск, 14 октября 2010 г. «Волны Кондратьева» (К-циклы) в мировой экономике (версия): гг. (Первый К-цикл, «промышленная волна»; рост – гг., снижение – гг.); гг. (Второй К-цикл, «транспортная и технологическая волна»; рост – гг., снижение – гг.); е гг. (Третий К-цикл, «электрическая, телефонная и автомобильная волна»; рост – гг., снижение – е гг.); гг. (Четвертый К-цикл, «химическая и нефтехимическая волна»; рост – гг., снижение – гг.); (?) гг. (Пятый К-цикл, «IT- и ТНК-волна»; рост – гг., снижение – гг.) (?)

Мировой опыт: стимулы и рычаги модернизации. Почему Россия не слезает с «сырьевой иглы»? Новосибирск, 14 октября 2010 г. Структура экономики Евросоюза – «постиндустриальная». Более 70% всей добавленной стоимости создается в секторе услуг Структура валовой добавленной стоимости в ЕС по отраслям-производителям в 2007 г. (Eurostat)

Мировой опыт: стимулы и рычаги модернизации. Почему Россия не слезает с «сырьевой иглы»? Новосибирск, 14 октября 2010 г. Структура экономики России – индустриальная. Более 50% всей добавленной стоимости создается в секторе реального производства Структура валовой добавленной стоимости в России по отраслям-производителям в 2007 г. (Росстат)

Мировой опыт: стимулы и рычаги модернизации. Почему Россия не слезает с «сырьевой иглы»? Новосибирск, 14 октября 2010 г. Экономика Европы «обречена на инновации» ввиду насыщенности рынков и нарастания глобальной конкуренции Доли инновационных предприятий в странах Европы в 2006 г., % от всех предприятий (Eurostat)

Мировой опыт: стимулы и рычаги модернизации. Почему Россия не слезает с «сырьевой иглы»? Новосибирск, 14 октября 2010 г. Экономика России – «нефтезависимая». Коэффициент корреляции между объемами валового продукта России и ценами на нефть (в приведенных ценах) в гг. составляет 0,9255 Индексы внутреннего валового продукта России и сопоставимых мировых цен на нефть в гг. (2000 = 1,0; Росстат, U.S. Department of Energy)

Мировой опыт: стимулы и рычаги модернизации. Почему Россия не слезает с «сырьевой иглы»? Новосибирск, 14 октября 2010 г. Из крупных стран Европы сравнимое с российским падение объемов внутреннего валового продукта испытали только Ирландия и Финляндия Динамика валового продукта Евросоюза, крупнейших стран Европы и России в гг., изменение реальных объемов в % к объему предшествующего года (Eurostat, Росстат)

Мировой опыт: стимулы и рычаги модернизации. Почему Россия не слезает с «сырьевой иглы»? Новосибирск, 14 октября 2010 г. Наиболее сильно кризис ударил по занятости в странах с наиболее высокими долями услуг в экономике и по «сырьевой» России Уровни безработицы в странах Евросоюза, крупнейших стран Европы и России в марте 2010 г., % всего трудоспособного населения (Eurostat, Росстат по методике МОТ)

Мировой опыт: стимулы и рычаги модернизации. Почему Россия не слезает с «сырьевой иглы»? Новосибирск, 14 октября 2010 г. Ни «постиндустриальная», ни сырьевая модели экономики не выдержали испытания нынешним экономическим кризисом. Более или менее адекватно противостоять кризису смогли лишь немногие максимально диверсифицированные страновые и региональные экономики.

Мировой опыт: стимулы и рычаги модернизации. Почему Россия не слезает с «сырьевой иглы»? Новосибирск, 14 октября 2010 г. Без модернизации промышленности Россия будет страной Третьего мира, никакие «Скольковы» ее не спасут

Мировой опыт: стимулы и рычаги модернизации. Почему Россия не слезает с «сырьевой иглы»? Новосибирск, 14 октября 2010 г. Показатели подушевых валового продукта страны, инвестиций и доходов населения в США в 1928 г. и в России в 2007 г. (U.S. Census Bureau, Росстат, расчеты DSO Consulting) Средний россиянин в 2007 г. был по своему экономическому положению похож на среднего американца в 1928 г.

Мировой опыт: стимулы и рычаги модернизации. Почему Россия не слезает с «сырьевой иглы»? Новосибирск, 14 октября 2010 г. «В 1973 г. Мартин Купер из компании Motorola создал первый в мире мобильный телефон – но сегодня Motorola контролирует лишь 4,7% этого рынка против 37,8% у Nokia, а по итогам 2009 г. показала убыток в $51 млн против прибыли в $8,28 млрд у Samsung. Все знают, что интернет создан в Америке – ну и что, ведь сейчас на США приходится только 12,6% его пользователей в мире. Мировую известность технологии тоже приносят относительно условно: лишь 7% пользователей системы Skype знают, что она изобретена… в Эстонии. Современный мир пока еще остается миром индустриальным. На сырье в 2009 г. приходилось 16,1% мирового товарооборота, на услуги – 18,9%. 65% занимали промышленные товары. Среди 20 крупнейших американских экспортеров 15 – индустриальные гиганты и лишь пять – технологические… Среди 100 крупнейших по капитализации европейских компаний небанковского сектора – 62 промышленные (т. е. несырьевые и нетелекоммуникационные); их суммарная стоимость составляла на начало 2010 г. более $1,2 трлн. Саудовская Аравия – великая нефтедержава, но в 2009 г. ее экспорт в США был в 1,5 раза меньше, чем ирландский… Распространение лейбла Made in Russia – вот что должно стать национальной идеей модернизирующейся России. Но, к сожалению, за беседами об инновациях (несомненно, важными и нужными) этот единственно значимый индикатор успеха отечественной модернизации мало кому интересен» (В. Иноземцев, «Ведомости», )

Мировой опыт: стимулы и рычаги модернизации. Почему Россия не слезает с «сырьевой иглы»? Новосибирск, 14 октября 2010 г. Индустриальные модернизации Четвертого К-цикла

Мировой опыт: стимулы и рычаги модернизации. Почему Россия не слезает с «сырьевой иглы»? Новосибирск, 14 октября 2010 г. Япония: технологичный экспорт по указке государства

Мировой опыт: стимулы и рычаги модернизации. Почему Россия не слезает с «сырьевой иглы»? Новосибирск, 14 октября 2010 г. Послевоенный спад и война в Корее как стартовая площадка «После окончания второй мировой войны японская экономика, преобразованная милитаристами в военную машину, требовала широкомасштабной конверсии и реструктуризации. Ее производственные мощности оказались практически полностью непригодными для мирного производства. Усугубили ситуацию американские оккупационные власти. Они ввели запредельные налоги и создали профсоюзы, ликвидировали картели и национализировали землю… Послевоенное промышленное производство составляло всего 40% от уровня 1937 г. В аналогичной ситуации оказалось и сельское хозяйство. С 1949 г. Япония интегрирована в международную финансовую систему, в которой доминировал американский доллар. В рамках Бреттон-Вудской системы курс йены к доллару был установлен на уровне 360 к 1. Начало «холодной войны» и война в Корее снова дали заказы японской «оборонке». За оружие платили американцы. Уже в 1951 г. уровень промышленного производства превысил довоенный. Проявив лояльность к победителям, Япония весной 1952 г. получила право на реальное восстановление суверенитета. К 1953 г. последствия большинства реформ оккупационных властей были устранены. Профсоюзы ослаблены, налоги снижены, вновь сформированы традиционные картели. Кроме того, усилился государственный кредитный контроль в Японском банке развития, Экспортно-импортном банке и Управлении трастовых фондов…

Мировой опыт: стимулы и рычаги модернизации. Почему Россия не слезает с «сырьевой иглы»? Новосибирск, 14 октября 2010 г. Государство как стимулятор производства и потребления В х гг. Япония не испытывала недостатка в американских инвестициях… Именно американские деньги дали толчок для начала внутреннего бума Японии. К тому же, США стали ведущим торговым партнером Японии как в импорте, так и в экспорте. В годы корейской войны ВНП Японии прирастал на 12,1% в год. Правительство разработало программу искусственного расширения внутреннего производства… Субсидировалось производство дорогих синтетических заменителей более дешевого импортного сырья. Сократился ввоз дешевых пищевых продуктов. Производство стали, электротехнического оборудования, автомобилей и кораблестроения в значительной мере субсидировались государством… Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП), в котором во времена его расцвета было занято более 25 тыс. человек, решило, что рынку нельзя доверять выявление инвестиционных приоритетов и только государство может создать промышленность, выпускающую высокотехнологичную продукцию. С 1950 г. по 1990 г. МВТП поддерживало десять отраслей. Когда экономисты сравнили качественные характеристики работы этих десяти точек роста (производительность труда и объем производимой добавленной стоимости) с другими секторами, то обнаружили, что рыночные лидеры работали гораздо лучше…» (К. Фирсов, «БелГазета», )

Мировой опыт: стимулы и рычаги модернизации. Почему Россия не слезает с «сырьевой иглы»? Новосибирск, 14 октября 2010 г. Государство как стимулятор производства и потребления «[Давид Кьяваччи, Свободный университет Берлина:] Японские власти вмешались в процесс и дали гарантии сталелитейным компаниям, что будут держать стоимость угля на низком уровне, если те будут производить больше стали. Судостроительным компаниям при этом дали гарантии низких цен на сталь, если те будут активно строить корабли. И так далее… Вообще, японцы активно делали ставку на эффект объема. Например, автомобильный сектор был разделен на сегменты: дорогие машины, средний класс, маленькие машины, – чтобы каждый производитель специализировался в своей нише и выигрывал от объема производства. Наконец, многим иностранным компаниям был фактически закрыт путь на японский рынок, единственная возможность для зарубежной фирмы открыть производство в Японии существовала только в виде создания совместного предприятия, разумеется, с целью заимствования технологий японскими компаниями... Японцы вообще заняли протекционистскую позицию. Скажем, они прекрасно понимали, что зависят от импорта ресурсов. Чтобы иметь возможность их закупать, им нужна была валюта, а следовательно, Япония была зависима от экспорта своей продукции. Поэтому вся [обрабатывающая] экономика была нацелена на завоевание экспортного преимущества. Власти четко сказали: те компании, которые добиваются успехов в экспорте, получают любую поддержку от правительства…» (С. Сумленный, «Эксперт», N 1/2010)

Мировой опыт: стимулы и рычаги модернизации. Почему Россия не слезает с «сырьевой иглы»? Новосибирск, 14 октября 2010 г. Успех перестройки (модернизации) экономики Японии в х гг. был обусловлен: – Вначале – высоким уровнем инвестирования из США (в том числе размещением оборонных заказов во время Корейской войны); – Затем – административной и финансовой поддержкой со стороны японского государства отраслей, признанных перспективными, прежде всего – ориентированных на экспорт обрабатывающих отраслей (автомобилестроение, кораблестроение, машиностроение, технологичные отрасли); – Кроме того, японское государство инвестировало значительные объемы строительства (прежде всего, инфраструктурного и жилищного) – так, в 1960-х гг. ежегодная доля государства в инвестициях в строительство составляла 33-40%.

Мировой опыт: стимулы и рычаги модернизации. Почему Россия не слезает с «сырьевой иглы»? Новосибирск, 14 октября 2010 г. Схожими с японским путями модернизации прошли несколько позже еще как минимум две азиатские страны – Южная Корея и Тайвань. Основное отличие модернизационной практики Южной Кореи состояло при этом в жесткой централизации финансового сектора (так, в 1961 г. были национализированы все банки страны; их реприватизация состоялась лишь в 1980-х гг.). Отличие модернизационной практики Тайваня состояло в государственной поддержке всех отраслей и всех (в том числе малых) предприятий, имевших экспортные заказы. Кроме того, тайваньское государство первым в Азии начало строить за свой счет индустриальные центры (ставшие впоследствии технопарками). Крупнейший технопарк Тайваня – Синьчжу, в нем в конце XX в. производилось до 15% всей товарного продукции Тайваня.

Мировой опыт: стимулы и рычаги модернизации. Почему Россия не слезает с «сырьевой иглы»? Новосибирск, 14 октября 2010 г. Франция: дирижизм и панъевропейство

Мировой опыт: стимулы и рычаги модернизации. Почему Россия не слезает с «сырьевой иглы»? Новосибирск, 14 октября 2010 г. Послевоенный спад и бегство капитала «Экономические итоги Второй мировой войны были чрезвычайно негативными для Франции. Война и оккупация нанесли большой ущерб французскому хозяйству. Объем промышленного производства в первые месяцы после освобождения страны сократился в 2,5 раза по сравнению с довоенным уровнем, были выведены из строя две трети железнодорожных линий, 80% мощностей нефтеперерабатывающей промышленности. Общие потери, связанные с войной и оккупацией, оценивались в 1000 млрд франков 1938 года, что превышало четвертую часть национального достояния Франции, против одной десятой, как было в итоге Первой мировой войны. К этому надо добавить негативный эффект фактического отсутствия обновления оборудования, причем к шести годам войны надо приплюсовать предвоенный период десяти лет депрессии. В результате разрушений, роста устарелости оборудования отставание Франции в области промышленного производства от других развитых стран увеличилось… Тяжелым грузом для экономики и политики Франции в XIX и первой половине XX века было ростовщичество. За период годов промышленное производство увеличилось в три раза, а объем французских капиталов, помещенных за границей, – в шесть раз. По словам французского экономиста М. Пикемаля, государственный заем был «классическим элементом экономического пейзажа вплоть до 1939 года». В итоге «объем вывезенных капиталов превышал общую сумму капиталовложений во французские промышленные предприятия»…

Мировой опыт: стимулы и рычаги модернизации. Почему Россия не слезает с «сырьевой иглы»? Новосибирск, 14 октября 2010 г. Государство как дирижер Для всего исторического развития французской экономии традиционно присуща большая роль государства в жизни общества. С 10% стоимости национального имущества доля государственной собственности выросла в итоге реформ Народного фронта в 30-е годы и огосударствления, осуществленного в первые годы после Второй мировой войны, примерно до 30%… Модернизация сопровождалась интенсивным процессом концентрации и централизации производства, банковского дела, чему способствовали правительственные мероприятия. Государство финансировало исследовательские работы в области атомной энергетики, участвовало в ряде промышленных компаний, владело железными дорогами, крупными военными предприятиями, акциями крупных авиационных и морских транспортных предприятий. Экономическая политика, проводимая во Франции, получила название дирижизма. Ее основными чертами стали прямые административные методы вмешательства в экономику (контроль за ценами, эмиссией ценных бумаг, кредитной деятельностью и т. д.), активная предпринимательская деятельность государства и прямое финансирование капиталовложений, государственное планирование. Большую роль в формировании этой политики и ее осуществлении сыграли генерал де Голль и некоторые его последователи…» (Г. Черников, «Эксперт», N1/2010)

Мировой опыт: стимулы и рычаги модернизации. Почему Россия не слезает с «сырьевой иглы»? Новосибирск, 14 октября 2010 г. Успех перестройки (модернизации) экономики Франции в х гг. был обусловлен: – Дирижерской ролью государства, прямо или косвенно управлявшего ключевыми инфраструктурными отраслями (энергетикой, транспортом и путями сообщений, банковской деятельностью) и регулировавшего правила финансового и делового оборота; – Административной и финансовой поддержкой со стороны французского государства деятельности и развития крупнейших частных корпораций; – Поддержкой государством усилий частных компаний по проведению международной экспансии, внедрению в международное разделение труда и созданию транснациональных корпораций.

Мировой опыт: стимулы и рычаги модернизации. Почему Россия не слезает с «сырьевой иглы»? Новосибирск, 14 октября 2010 г. Значительное участие государства в модернизации пострадавшей от Второй мировой войны национальной экономике происходило и в Западной Германии. Так, Западная Германия получила по «плану Маршалла» 1,5 млрд. долл. из 13 млрд. долл., направленных США в Западную Европу в качестве кредитов. Эти деньги были направлены в качестве кредитов и прямых инвестиций в экономику страны. Государство ФРГ осуществило потрясающие по своим объемам реформы Аденауэра-Эрхарда в сфере жилищного строительства, стимулировав рост потребления и производства в целом ряде отраслей. Кроме того, западногерманское государство совместно с профсоюзами влияло на процессы установления уровней заработных плат в отраслях, установило низкие пошлины на ввоз сырья и стимулировало экспортную деятельность производителей.

Мировой опыт: стимулы и рычаги модернизации. Почему Россия не слезает с «сырьевой иглы»? Новосибирск, 14 октября 2010 г. Все перечисленные примеры объединяет как минимум: – То, что модернизации происходили в разрушенных войнами (Япония, Южная Корея, Франция, Западная Германия) или аграрных (Тайвань) странах; – То, что государство стимулировало (финансировало, софинансировало, создавало режимы благоприятствования) развитие выбранных им отраслей общественного хозяйства; – То, что ни одна из этих стран не была крупным мировым поставщиком сырья. При этом во всех перечисленных странах, кроме, возможно, Западной Германии, модернизации происходили в условиях ограничения гражданских свобод, а в Японии и Южной Корее – на фоне прогрессирующей коррупции в среде государственных служащих и аффилированных с ними предприятий.

Мировой опыт: стимулы и рычаги модернизации. Почему Россия не слезает с «сырьевой иглы»? Новосибирск, 14 октября 2010 г. Неолиберальные модернизации Пятого К-цикла

Мировой опыт: стимулы и рычаги модернизации. Почему Россия не слезает с «сырьевой иглы»? Новосибирск, 14 октября 2010 г. США: «рейганомика»

Мировой опыт: стимулы и рычаги модернизации. Почему Россия не слезает с «сырьевой иглы»? Новосибирск, 14 октября 2010 г. «Рейганомика» вывела США из «кондратьевского» кризиса «Рейганомика» – экономическая политика администрации США в период президентства Р. Рейгана, проводившаяся с 1981 по 1988 г. Основывалась на концепции приоритета предложения и была направлена на снижение инфляции и уровня безработицы. Включала: а) ограничение роста государственного вмешательства в экономику за счет замораживания и сокращения расходов на социальные программы и программы поддержания уровня жизни, при этом расходы на оборону не подвергались сокращению; б) сокращение масштабов государственного регулирования частного предпринимательства; в) поощрение действий Федеральной резервной системы по удержанию темпов роста денежной массы на неинфляционном уровне, достаточном для обеспечения экономического роста; г) снижение ставок личного подоходного налога и налога на прибыль (до 28%)» (

Мировой опыт: стимулы и рычаги модернизации. Почему Россия не слезает с «сырьевой иглы»? Новосибирск, 14 октября 2010 г. Великобритания: «тэтчеризм»

Мировой опыт: стимулы и рычаги модернизации. Почему Россия не слезает с «сырьевой иглы»? Новосибирск, 14 октября 2010 г. «Тэтчеризм» избавил Британию от статуса «больного человека Европы» «Тэтчеризм – в Великобритании – экономическая политика гг., основывавшаяся на: – Дерегулировании частного сектора экономики; – Приватизации коммерческих организаций, контролируемых государством и местными органами власти; – Монетаризме; – Переходе от прямого налогообложения к косвенному; – Перераспределении доходов в пользу «творцов общественного богатства». М.Тэтчер – премьер-министр Великобритании» (

Мировой опыт: стимулы и рычаги модернизации. Почему Россия не слезает с «сырьевой иглы»? Новосибирск, 14 октября 2010 г. Модернизации Пятого К-цикла содержат в себе, в частности: – Снижение влияния государства на развитие экономики, предоставление большей экономической свободы частному бизнесу; – Либерализацию финансовых рынков и рынков услуг, «постиндустриализацию»; – То, что ни одна из модернизировавшихся стран не была крупным мировым поставщиком сырья. Крупными поставщиками финансовых и смежных услуг в Пятом К-цикле стали, в частности, США, Великобритания, Западная Германия и Ирландия.

Мировой опыт: стимулы и рычаги модернизации. Почему Россия не слезает с «сырьевой иглы»? Новосибирск, 14 октября 2010 г. «Эксперт», N 33/2010

Мировой опыт: стимулы и рычаги модернизации. Почему Россия не слезает с «сырьевой иглы»? Новосибирск, 14 октября 2010 г. «Эксперт», N 33/2010

Мировой опыт: стимулы и рычаги модернизации. Почему Россия не слезает с «сырьевой иглы»? Новосибирск, 14 октября 2010 г. «Есть еще одна закономерность, проявляющаяся в рамках Кондратьевских «больших волн». С ними в большой степени связана цикличность либерализации и «огосударствления» экономической жизни, то есть смена господствующей модели управления экономикой и многими социальными процессами. Период острого и затяжного кризиса в рамках понижательной фазы Кондратьевского цикла объективно требует перестройки всей системы организации управления в экономике, которая выражается в усилении роли и функций государства в хозяйственной системе с резким сокращением поля применения либеральных схем и методов хозяйствования» (А. Айвазов, А. Кобяков)

Мировой опыт: стимулы и рычаги модернизации. Почему Россия не слезает с «сырьевой иглы»? Новосибирск, 14 октября 2010 г. Сказанное, видимо, означает, что: – Основными приложениями будущих модернизаций в Шестом К-цикле станут новые производственно-технологические кластеры: возможно, био- и фармацевтические технологии, «зеленые» технологии, энергосберегающие технологии, а также смежные этим секторам производства и услуги; – В каждой из модернизируемых экономик основным «прогрессором» должно стать государство; – Модернизации будут происходить с параллельным ограничением экономических свобод бизнеса и гражданских свобод в обществе; – На рынке мировой торговли произойдет смена лидеров; как минимум, в их число вошел в последние годы Китай; – Ни одна из модернизировавшихся стран не будет из числа крупных мировых поставщиков сырья.

Мировой опыт: стимулы и рычаги модернизации. Почему Россия не слезает с «сырьевой иглы»? Новосибирск, 14 октября 2010 г. Россия: страна сырьевой бюрократии

Мировой опыт: стимулы и рычаги модернизации. Почему Россия не слезает с «сырьевой иглы»? Новосибирск, 14 октября 2010 г. «Сценарий 70-80» «…Кризис показал политической элите, что если (1) сохранять статус-кво и не расшатывать лодку, (2) создавать резервы, (3) сохранить высокий уровень участия государства в банковской системе, (4) надеяться на высокие цены на нефть, то никакие кризисы нынешней системе не страшны. Зачем проводить значительные экономические реформы, когда и так все в порядке? Мы считаем, что российское правительство должно было извлечь два других важных урока из кризиса. Первый в том, что проблемы, унаследованные после 10 лет экономического роста, чрезвычайно серьезны и чуть не привели к полному коллапсу экономики во время кризиса. Из-за недостатка экономических реформ Россия по- прежнему зависима от цен на нефть. А коррупция, неэффективность госаппарата и госкомпаний, монополизация и негибкость экономики не позволяет государству эффективно бороться с кризисом. Второй урок в том, что кризис так и не стал толчком для проведения экономических реформ…

Мировой опыт: стимулы и рычаги модернизации. Почему Россия не слезает с «сырьевой иглы»? Новосибирск, 14 октября 2010 г. «Сценарий 70-80» Что ждет российскую экономику? Наиболее вероятный вариант развития событий это «сценарий 70-80». Без значительных экономических реформ 10-е гг. станут новым периодом брежневского застоя с ценами на нефть в $70-80, вяло растущей экономикой – как в е гг. прошлого века – и с рейтингами политиков на уровне 70-80%. Если цены на нефть останутся высокими, у элит не будет стимулов проводить реструктуризацию экономики и создавать политические и экономические институты, способствующие долгосрочному экономическому росту. В этом случае на смену идеологии «суверенной демократии» и экономики быстрого нефтяного роста нулевых годов приходит не идеология модернизации и кардинальных реформ, а идеология застойного «сценария 70-80». Россия не сможет сократить отставание от развитых стран. В худшем случае Россия повторит судьбу СССР, а в лучшем – через 10 лет мы будем опять обсуждать те же самые вопросы: необходимость модернизации и диверсификации экономики, борьбы с коррупцией и извлечения уроков из очередного кризиса» (С. Гуриев, О. Цывинский, «Ведомости», )

Мировой опыт: стимулы и рычаги модернизации. Почему Россия не слезает с «сырьевой иглы»? Новосибирск, 14 октября 2010 г. Россия должна сравнительно немного, но опять надеется на цену нефти «По итогам 2009 г., по данным Евростата, дефицит бюджета стран еврозоны составил 6,3% ВВП, стран ЕС – 6,8%. Рекордсменами по уровню госдолга стали Италия (115,8%), Греция (115,1%), Бельгия (96,7%), Венгрия (78,3%), Франция (77,6%) и Португалия (76,8%). Немного отстали Германия, Мальта, Великобритания, Австрия, Ирландия и Нидерланды. Нужно сворачивать фискальные меры стимулирования, их постоянное использование говорит о структурной слабости экономики, отмечает Юлия Цепляева из BNP Paribas. Для России снижение бюджетного дефицита мера скорее профилактическая, уровень госдолга слишком низок, чтобы вызывать серьезные опасения (по данным Минфина, в 2009 г. – 8,3% ВВП, прогноз на 2010 г. – 11,5% ВВП), а если среднегодовая цена барреля нефти будет на уровне $80, дефицит бюджета-2010 может оказаться на уровне 4,5%, говорит Цепляева» (А. Чечель, Н. Искер-заде, «Ведомости», )

Мировой опыт: стимулы и рычаги модернизации. Почему Россия не слезает с «сырьевой иглы»? Новосибирск, 14 октября 2010 г. Модернизации в такой стране не будет DSO Consulting