Итоги деятельности Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации в 2007 году и задачи на 2008 год Заседание Коллегии 25 марта 2008.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Москва, 3 апреля 2012 г. Приоритеты долгосрочного экономического развития России Министр экономического развития Российской Федерации Э.С.Набиуллина.
Advertisements

ГУЭР Заставка о Программе ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ ПО РАЗВИТИЮ И ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
РОЛЬ ТПП В ОКАЗАНИИ СОДЕЙСТВИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА Г.А. Дементьев, генеральный директор Торгово-промышленной палаты РМЭ.
Комплексная программа развития международного и межрегионального сотрудничества субъекта РФ Москва, 2008.
1 Возможности участия Внешэкономбанка в развитии особых экономических зон 16 октября 2007, Москва ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯБАНК РАЗВИТИЯ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ.
Государственная программа «Развитие внешнеэкономической деятельности» Цель и задачи Усиление позиций России в глобальной экономике, улучшение качественных.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ГОРОДА МОСКВЫ «СТИМУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ НА ГГ.»
План совместных действий Фонда инфраструктурных и образовательных программ и Санкт- Петербурга по стимулированию спроса на инновационную, в том числе нанотехнологическую,
IX Международная конференция ГУ-ВШЭ, апрель 2008 Россия 2020: Глобальные вызовы и риски Министр экономического развития и торговли Российской Федерации.
Инвестиции в промышленную модернизацию Чухланцев Д.О. Председатель Подкомитета по региональной инвестиционной политике ТПП РФ, Генеральный директор Группы.
1 Цюрих марта 2007 года БАНК РАЗВИТИЯ - ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ Российский экономический и финансовый форум в Швейцарии.
Студент 3 курса з/о Группы ЭЗ-31 Мамытов С.А 1. Предпосылки: высокий уровень физического износа коммунальных сетей государственная и муниципальная монополия.
КОМИТЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ И ТОРГОВЛИ Выполнил: Березовский Д.К. Группа:5221/3.
Вариант ВВП второй первый 4.74,45 Промышленность второй первый Инвестиции второй
СТРОИТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК ЕГО РАЗВИВАТЬ?
Съезд Российского союза промышленников и предпринимателей Предпринимательский климат в России: ключевые направления работы А.Н. Шохин Президент РСПП Москва,
Основные принципы и механизмы ускоренного привлечения частных инвестиций в реализацию Национального проекта МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Российской.
ТЕРРИТОРИЯ БИЗНЕСА ФОРУМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ. Государственная поддержка малого бизнеса.
Территория «старой» Москвы 1090 кв.км Территория «новой» Москвы с учетом присоединения 1600 кв.км около 2700 кв. км Постоянное население Москвы 11,5 млн.
Состояние в условиях кризиса, инструменты поддержки, эскизы перспектив развития МОНОГОРОДА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.
Транксрипт:

Итоги деятельности Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации в 2007 году и задачи на 2008 год Заседание Коллегии 25 марта 2008 г. ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ РЕЗЕРВАМ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ОСОБЫМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ЗОНАМИ

Итоги деятельности Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации в 2007 году и задачи на 2008 год Министр экономического развития и торговли Российской Федерации Э.С. Набиуллина

3 Содержание Риски и проблемы социально-экономического развития 2. Итоги года и основные результаты работы Министерства Приоритеты деятельности Министерства на 2008 год и среднесрочную перспективу

123 4 Итоги года и основные результаты работы Министерства Итоги деятельности Министерства

123 5 ВВП, производство, инвестиции Рост в % к предыдущему году Среднегодовые темпы роста в гг. – 7% Повышение доли российской экономики в глобальной с 2,7% до 3,2% По масштабам экономики Россия переместилась с 10 на 7 место в мире

123 6 Динамика выпуска в промышленности Выпуск, 2007 г. в % к предыдущему году рост машиностроительных отраслей - 15,3%.

123 7 Виды экономической деятельности с наиболее высоким темпом роста капитальных вложений в 2007 году (оценка МЭРТ) в % к пред. году Инвестиции: лидеры по отраслям

123 8 Концепция долгосрочного развития Концепция долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации Срок реализации – 12 лет – максимальный в новейшей истории России для такого рода документов Открытый режим разработки – постоянные обсуждения с представителями всех значимых соц.групп, наукой, экспертами Предсказуемость действий Правительства в долгосрочной перспективе Практическая направленность – одновременная подготовка пошагового плана мер по реализации

123 9 Дополнительная капитализация Банка развития на 180 млрд.руб., капитализация РВК на 30 млрд.руб. 3 соглашения по инвестпроектам Нижнего Приангарья, юго-востоку Читинской области и г.Нижнекамску 13 Инвестиционных соглашений в рамках «промсборки» Институты развития и ЧГП Федеральный закон от 17 мая 2007 г. 82-ФЗ «О Банке развития» Меморандум о деятельности Банка развития, начало его полноценного функционирования Первый конкурсный отбор юрлиц для передачи им в доверительное управление средств РВК Начало реализации инфраструктурных проектов Инвестфонда Соглашения в рамках режима «промышленной сборки» с иностранными и российскими производителями автомобилей и автокомпонентов

Институты развития и ЧГП: Особые экономические зоны Поправки в законодательство, предусматривающие создание портовых особых экономических зон Открытие первой особой экономической зоны промышленно-производственного типа в Елабуге (Республика Татарстан). Декабрь 2007 года: в четырех технико-внедренческих особых экономических зонах (Зеленоград, Дубна, Санкт-Петербург, Томская область) зарегистрировано 44 резидента, деятельность которых направлена на разработку новых высоких технологий

Прирост числа компаний за 2007 год – (до 1,1 млн. компаний) Новых рабочих мест за 2007 год – (до 10 млн. человек) Темпы прироста валового оборота и инвестиций в основные средства составляют в среднем 25% - 30% ежегодно Развитие малого бизнеса Принят закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» Выделено 3,8 млрд. рублей из федерального бюджета на комплекс мероприятий по поддержке малого бизнеса. Результаты: создаются 120 бизнес-инкубаторов, 38 уже открыты. управляющие компании региональных венчурных фондов Москвы, Томской области и Красноярского края инвестировали в малые компании 400 млн. рублей – первые венчурные инвестиции в малый бизнес создано 20 фондов гарантий, к концу года их совокупные активы превысили 3 млрд. рублей

Снятие препятствий для развития СРО, возможности по передаче им отдельных регулирующих функций Принятие «антирейдерского пакета» обеспечит должную законодательную основу для защиты прав собственности и эффективного правосудия Корпоративное управление и саморегулируемые организации При активном участии Минэкономразвития принят закон «О саморегулируемых организациях», определивший статус, права и обязанности СРО Министерством подготовлен «антирейдерский пакет» из 5 законопроектов, которые внесены Правительством в ГД и приняты в первом чтении. Цель – пресечение недобросовестных корпоративных захватов бизнеса с использованием неточностей и «лазеек» в законодательстве

Социальное развитие Фонды целевого капитала НКО Принята разработанная Министерством нормативно-правовая база Пенсионная система Законопроект, направленный на стимулирование дополнительных взносов на накопительную часть трудовой пенсии и государственную поддержку формирования пенсионных накоплений Формирование института автономных учреждений в целях перехода от содержания учреждений к оплате предоставляемых ими конкретных социальных услуг Принята разработанная Министерством нормативно-правовая база

Внешнеэкономическая политика Развитие торгово-экономических отношений в рамках СНГ и ЕврАзЭС: подписаны документы, являющиеся ключевыми для функционирования таможенного союза и единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана Вступление в ВТО: завершение двусторонних переговоров по вступлению в ВТО

СПЭФ реально стал мировым брэндом Подписано соглашений на общую сумму $13,5 млрд., из них $6,5 млрд.- – в рамках проектов ЧГП Санкт-Петербургский экономический форум Конференционная часть: Посетителей – 9 тыс. человек, из них 2,5 тыс. человек можно отнести к мировой элите Стран участниц – 65 Топ-менеджеров крупнейших компаний мира – 200 человек Выставочная часть: 9 выставок на площадях 7 павильонов (более 9 тыс. кв.м.) Регионов России – 41 Компаний – участниц - 300

Риски и проблемы социально- экономического развития Итоги деятельности Министерства

Вызовы Глобальный контекст: мировой финансовый кризис, угроза снижения темпов роста мировой экономики Макроэкономические проблемы Структурные проблемы Повышение реального обменного курса рубля Ускорение темпов инфляции Недостаток долгосрочных финансовых ресурсов для развития Низкая инновационная активность предприятий Удельный вес инновационной продукции промышленности – 5,5% (страны ЕС – 25-30%) Доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, 9,6% (ведущие страны ЕС – 40-50%) Недиверсифицированная структура экономики Недостаток квалифицированных кадров Низкая производительность труда Низкая конкурентность рынков

Структура инвестиций Распределение инвестиций в основной капитал по видам деятельности, 2007 г., % к итогу

Проблема квалифицированных кадров Источник: ВЦИОМ, опрос бизнеса по заказу РСПП, 2007 % от опрошенных

Производительность труда Отрасль промышленности Ед. измерени я Россия Зарубежные страны/компани и Авиастроение Выработка на одного занятого в компании тыс. $ /чел. в год Военный сектор Гражданский сектор (США, ЕС) Автомобилестроение Производительность труда (производство автомобилей на одного занятого в год) шт. год/ чел (в среднем по ЕС) Гражданское судостроение Производительность труда чел. часов /тонна конструкци й (Южная Корея) Транспортное машиностроение Выработка на одного занятого в компании тыс. долларов /чел. год (Франция, Канада) Ракетно-космическая промышленность Выработка на одного занятого в отрасли тыс. долл./чел. год 14,8 493,5 (США) 126,8 (ЕС) Нефтехимия Затраты нефти на 1 тонну произведенного этилена тонн (США) 24 (Германия) 29 (Япония)

Темп роста инвестиций*, % Доля банковских кредитов*, % Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 125,239,7 Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака 110,419,0 Обработка древесины и производство изделий из дерева 110,627,5 Целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность 109,122,0 Химическое производство 104,821,0 Производство резиновых и пластмассовых изделий 131,122,6 Производство прочих неметаллических минеральных продуктов 145,524,1 Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 98,017,7 Производство машин и оборудования 112,022,9 Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 121,410,1 Производство транспортных средств и оборудования 138,610,6 Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 130,012,5 Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 112,817,9 Потребность в долгосрочных финансовых ресурсах * Данные по крупным и средним предприятиям и организациям за 2007 год

Приоритеты деятельности Министерства на 2008 год и среднесрочную перспективу Итоги деятельности Министерства

Приоритеты Содействие бизнесу в переходе к инновационному развитию Развитие малого и среднего бизнеса 6.6. Система стратегического управления Обеспечение благоприятных условий для ведения российскими компаниями внешнеэкономической деятельности Обеспечение конкурентности рынков 3. Развитие человеческого капитала

Конкурентность рынков Стимулирование создания новых предприятий Развитие биржевых механизмов Таможенно- тарифное регулирование запуск биржи нефти и нефтепродуктов повышение эффективности созданных бирж (цемент, минеральные удобрения и т.д.) расширение сферы применения биржевых механизмов снижение административных барьеров в торговле развитие конкуренции в торговле, пресечение использования доминирующего положения стимулирование прогрессивных форм организации торговли активное использование средств таможенно-тарифного регулирования в целях создания конкурентных условий на рынках с низкой конкуренцией снижение административных барьеров на начало бизнеса улучшение доступа к инфраструктуре и финансовым ресурсам упрощение процедур выделения земельных участков Регулирование внутренней торговли

Земельные отношения Вовлечение в хозяйственный оборот государственных и муниципальных земель (в первую очередь в области жилищного строительства и развития инфраструктуры), которые не используются для обеспечения государственных и муниципальных нужд Повышение прозрачности процедур предоставления государственных и муниципальных земель для целей промышленного строительства Сокращение административных барьеров при оформлении прав собственности на земельные участки Содействие со стороны государства в области формирования рынком стандартов кредитования под залог земельных участков Задачи государственной политики

Содействие в переходе на инновационную модель Развитие бизнеса на основе инновационной модели Инфраструктура поддержки инноваций - институты развития Непрерывное образование, эффективное взаимодействие науки, образования и бизнеса Инновационная ориентация гос.программ, гос.инвестиций, гос.закупок и закупок естественных монополий Налоговые и амортизационные стимулы Технические регламенты Конкуренция

Инвестиции и инновационное развитие Переход от стадии апробации Институтов развития к их полноценной работе Концессии Банк развития ОЭЗ РВК запуск первых концессионных проектов устранение недостатков концессионного законодательства расширение сферы применения концессионных механизмов инвестирование в экономику более 100 млрд. руб. на основе принципов частно-государственного партнёрства, в том числе в инновационные проекты полноценный запуск всех технико-внедренческих и промышленно-производственных зон переход от проектной к «строительной» фазе по ОЭЗ остальных типов выделение 12 млрд. руб. на покупку паев венчурных фондов линия финансовой поддержки проектам на посевной стадии внедрение нефинансовых механизмов поддержки венчура

Малый бизнес - проблемы Доступ к недвижимости Подключение к сетям Доступ к финансированию Административные барьеры Отказано в подключении – 60% заявок Издержки малого бизнеса по присоединению (менее 100 кВт) – 43 млрд.руб/год Цена подключения: Центральный округ Москвы – 102 тыс.руб/кВт Оценка общей потребности малого и среднего бизнеса в кредитах – 1 трлн.руб. Реальный объем кредитования – около 250 млрд. Общие затраты малых предприятия на организацию и проведение проверок около 9,8% выручки или 1,4 трлн.руб. Подавляющее большинство договоров аренды на срок 1 год 19% арендаторов госимущества ежегодно сталкиваются с риском непродления договора Доступность производственных помещений по опросам в 20 раз хуже, чем офисных

Малый бизнес - решения Доступ к недвижимости Подключение к сетям Доступ к финансированию Снижение административных барьеров формирование перечней регионального и муниципального имущества для аренды малыми предприятиями законодательное закрепление требований к процедуре сдачи в аренду компаниям МСБ гос. и муниципальной собственности выделение целевым образом земельных участков под застройку офисами эконом-класса для малого бизнеса. прозрачность установления платы, сроков присоединения, стандартов договоров; субсидирование для малого и среднего бизнеса стоимости присоединения расширение практики формирования с участием федерального бюджета региональных фондов гарантий, увеличение объемов финансирования таких фондов развитие институтов микрофинансирования уведомительный порядок начала деятельности замена отдельных видов контроля и разрешительных процедур на декларирование, страхование ответственности, предоставление финансовых гарантий передача ряда контрольных и надзорных полномочий саморегулируемым организациям.

Обеспечение благоприятных условий для ведения российскими компаниями внешнеэкономической деятельности Внешнеэкономическая стратегия Осуществление и поддержка глобальных проектов (энергетика, транспорт и т.д.), создание благоприятных внешних условий для экономического развития Поддержка экспансии (товары, услуги и инвестиции) эффективного и конкурентоспособного российского бизнеса за рубежом приоритеты и задачи внешнеэкономической политики на долгосрочную перспективу «страновые» и «региональные» приоритеты внешнеэкономической деятельности совершенствование инструментов внешнеэкономической политики конкретизация основные направления таможенно-тарифной политики, страновые планы мероприятий по реализации стратегии, планы продвижения экспорта, график развития интеграционных процессов стран СНГ и т.д.

Развитие человеческого капитала Рост инвестиций в человеческий капитал – важнейшее условие перехода на инновационный путь развития Модернизация социальных секторов экономики Создание экономических условий, направленных на развитие пенсионной системы Создание экономических условий, направленных на развитие пенсионной системы Развитие социального партнерства, благотворитель- ности и некоммерческого сектора Приоритетные национальные проекты и демографическая политика Развитие рынка труда Модернизация бюджетного сектора экономики и формирование института автономных учреждения

Необходимость стратегического управления Реализация крупномасштаб- ных проектов (инфраструктура, технологии, соц.сфера) Расширение горизонтов планирования в бизнесе Необходимость увязки во времени ресурсов, выделения приоритетов, координации деятельности всех органов власти Необходимость в долгосрочном целеполагании Потребность бизнеса в долгосрочных ориентирах государства Система стратегического управления

Стратегическое управление Концепция долгосрочного развития Долгосрочный прогноз Среднесрочный прогноз Среднесрочная программа Отраслевые стратегии Сводный доклад ДРОНДы министерств и ведомств Схемы размещения объектов инфраструктуры Планы действия Правительства Взаимоувязка, согласование по времени и ресурсам, Правовое определение статуса и соподчиненности документов: ФЗ «О государственном прогнозировании и социально- экономическом развитии» ФЦП и ФАИП

Превращение в инструмент консолидации ресурсов на приоритетных направлениях развития экономики Введение профессионального проектного управления ФЦП на постоянной основе с самостоятельностью и ответственностью госзаказчика Превращение в инструмент консолидации ресурсов на приоритетных направлениях развития экономики Введение профессионального проектного управления ФЦП на постоянной основе с самостоятельностью и ответственностью госзаказчика Совершенствование ФЦП Ограничено количество реализуемых ФЦП Обеспечено стопроцентное финансирование программных мероприятий из федерального бюджета Введен ежеквартальный мониторинг реализации ФЦП Особый акцент делается на мониторинге достижения показателей Инструмент дополнительного финансирования текущей деятельности министерств Уже сделано Сейчас Нужно сделать

Иные важные задачи Министерства экономические аспекты создания и развития национальной инновационной системы (совместно с Минобрнауки) диверсификация структуры экономики «сопровождение» административной реформы корпоративное законодательство развитие финансовой системы, формирование в экономике долгосрочных финансовых ресурсов регулирование в сфере естественных монополий экономика природопользования (совместно с МПР) политика в сфере земли и недвижимости политика в сфере управления и приватизации госимущества

36 Спасибо за внимание Итоги деятельности Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации в 2007 году и задачи на 2008 год

Итоги деятельности Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации в 2007 году и задачи на 2008 год Заседание Коллегии 25 марта 2008 г. ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ РЕЗЕРВАМ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ОСОБЫМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ЗОНАМИ