Развитие МСП в Восточной Азии и роль местного самоуправления – опыт Малайзии К. Мигара О. Де Силва Всемирный Банк Формирование благоприятной нормативно-правовой.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Advertisements

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ Кластерный подход в развитии инновационной экономики региона Ноябрь 2009 года.
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности ГБОУ СПО Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей» Преподаватель.
Состояние в условиях кризиса, инструменты поддержки, эскизы перспектив развития МОНОГОРОДА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
1 Программа повышения финансовой устойчивости предприятий региона Москва, 2009.
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности ГБОУ СПО Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей» Преподаватель.
Магистрант: Каспаров И.Г. Научный руководитель: к.э.н., доцент Карпусь Н.П. РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ.
Хабаровск, Третий Дальневосточный международный экономический форум 30 сентября 2008 Приоритеты и потенциал развития российского Дальнего Востока: Чем.
Выполнила студентка 2 курса технологического факультета Потапова Надежда.
Рынок труда: сущность и особенности. Рынок труда - особая подсистема рыночной экономики, в которой взаимодействуют с одной стороны - работодатели, с другой.
Содействие развитию микро-, малых и средних предприятий (МСП) в России – инициативы и перспективы д-р Норберт Клоппенбург, Ростов-на-Дону,
Чухланцев Д.О. Председатель Подкомитета по региональной инвестиционной политике ТПП РФ, Генеральный директор Инвестиционой группы «ТОНАП»
СТРОИТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК ЕГО РАЗВИВАТЬ?
Конкурентоспособность России: состояние и перспективы Кристалина Георгиева Всемирный банк 23 июня 2006 г.
НИС развивающихся стран Ван Вэйдун Ли Бинь Лю Сыцзя.
Тема урока: Финансы в экономике. План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение.
Экономические причины появления городов Экономисты выделяют две основные экономические причины появление городов: 1) сравнительное преимущество, которое.
Company LOGO Источники финансирования инновации Манатауов А.М.
Внешнеторговая политика зарубежных стран: цели, основные направления развития.
Транксрипт:

Развитие МСП в Восточной Азии и роль местного самоуправления – опыт Малайзии К. Мигара О. Де Силва Всемирный Банк Формирование благоприятной нормативно-правовой базы для развития малого и среднего бизнеса в России Научно-практическая конференция Санкт-Петербург, Россия, сентября 2003 г.

2 Малое и среднее предпринимательство в Восточной Азии Введение Почему Восточная Азия? Роль малых и средних предприятий (МСП) в Восточной Азии и факторы, обеспечившие их развитие Три пути развития МСП: Япония, Корея и Тайвань Более пристальный взгляд на нормативно-правовую среду: пример Малайзии Изменение нормативной базы Сказка двух городов (регионов) – неодинаковые успехи МСП в штате Пенанг и долине Келанг В чем причина несхожести результатов? – роль местных властей и институтов ("официальные и неофициальные нормы") Значение для выбора стратегии Выводы и заключения Выводы по результатам рассмотрения конкретного примера Общие выводы по результатам изучения опыта Восточной Азии

3 Введение – почему Восточная Азия? В регионе зафиксированы потрясающие показатели экономического роста, особенно, в таких странах, как Япония, Корея, Тайвань, Сингапур, Малайзия и Китай. Вот лишь несколько примеров (источник: SIMA): Среднегодовой рост ВВП Китая в период с 1980 по 2002 г. составил 9.47% (в предкризисный период, г., среднегодовой показатель роста ВВП составлял 10.05%, а в послекризисный период, г., %); В Республике Корея среднегодовой показатель роста за тот же период составил 6.81% (среднегодовой рост в предкризисный период – 7.56%, и в послекризисный период – 4.67%); Тайвань (Китай) продемонстрировал в гг. среднегодовой рост ВВП 8.14% (среднегодовой рост в предкризисный период – 6.90%, и в послекризисный период – 7.85%); В Малайзии в тот же период среднегодовой показатель роста ВВП находился на отметке 6.27% (среднегодовой рост в предкризисный период – 7.36%, и в послекризисный период – 3.18%).

4 Почему Восточная Азия? Среднегодовой рост ВВП в четырех странах Восточной Азии в период с 1980 по 2002 г. Источник: база данных SIMA (Всемирный Банк)

5 Факторы, способствовавшие росту МСП в Восточной Азии МСП сыграли важную роль с точки зрения обеспечения занятости и объемов условно-чистой продукции. В Японии доля рабочих мест в обрабатывающей промышленности остается довольно стабильной и составляет порядка 70%-74%. Доля МСП в условно-чистой продукции и общем объеме производства также стабильна. В Корее роль МСП претерпела серьезные изменения: доля рабочих мест в обрабатывающей промышленности выросла с 46% в 1975 году до 69% в 1999 году; доля в общем объеме условно-чистой продукции выросла за тот же период с 32% до 47%. Данные за послекризисный период указывают на то, что МСП могли сыграть значительную роль в обеспечении экономического подъема. В последние 22 года МСП играли важную роль в экспорте и зарубежных инвестициях. Так, например 35% всего экспорта пришлось на долю МСП. Кроме того, МСП проникли на рынок зарубежных инвестиций быстрее, чем крупные предприятия. МСП сыграли решающую роль в экономике Тайваня, которая по сути является экономикой, ориентированной на МСП (отчасти в силу ряда политэкономических причин режим, основанный в 1948 году, стал оказывать поддержку МСП, а не крупным предприятиям. В Китае МСП в значительной мере выиграли от процесса либерализации (как показывают некоторые данные). Несмотря на то, что рост доли создаваемых рабочих мест оставался относительно неизменным, данные по объемам условно-чистой продукции указывают на увеличение доли в общем объеме производства с 57% в 1980 году до порядка 66% в 1996 году (Wang & Yao, 2002).

6 Факторы, способствовавшие росту МСП в Восточной Азии Роль МСП в смягчении шоков, инновационной деятельности и обеспечении экономического роста (за счет более высокой совокупной производительности факторов производства). Недавний доклад о ситуации в Индонезии, составленный в рамках исследования, которое проводилось при поддержке Института Всемирного Банка ( Small Firm Dynamism in East Asia ), показывает, что во время кризиса 1997 года хорошие результаты были продемонстрированы МСП, имевшими выходы на внешние рынки (отчасти в силу серьезного обесценивания рупии). Однако, если рассмотреть показатели индонезийского малого и среднего бизнеса в целом, бóльшая часть МСП после кризиса имела в своем штате меньше работников, чем до него. Аналогичная ситуация отмечена и в Тайланде. Эти факты указывают на то, что не все МСП способны эффективно смягчать шоки, и, следовательно, "размер предприятия" сам по себе не является решающим фактором. Ключевыми характеристиками МСП, способствовавшими их выживанию, стало то, что большинство из них занималось экспортной деятельностью и достигло необходимой экономии масштаба и повышенной производительности.

7 Факторы, способствовавшие росту МСП в Восточной Азии В Корее и Малайзии меньшее количество небольших фирм сообщило о том, что численность их персонала после кризиса уменьшилась – это свидетельствует о меньшем объеме сокращений. Данный результат указывает на то, что МСП смогли выступить в качестве "смягчителей шока". Факты, полученные в Тайланде, показывают, что во время экономических спадов небольшие фирмы, особенно, те, что заняты в сфере обслуживания, "поглощают" рабочую силу, сокращенную крупными предприятиями. Согласно всеобщему мнению, в экономике Кореи доминировали крупные корпорации (чоболы). Однако роль МСП за последние 25 лет возросла, и на их долю теперь приходится большее число рабочих мест и большая доля в условно-чистой продукции. Согласно некоторым данным Корея сумела быстро восстановиться после кризиса 1997 года, главным образом, благодаря возросшей доле МСП в промышленной структуре страны.

8 Факторы, способствовавшие росту МСП в Восточной Азии Экономика, в структуре которой преобладают МСП, способна с большей легкостью адаптироваться к экзогенным шокам и циклическим колебаниям, чем экономика, в которой доминируют крупные корпорации – это подтверждает опыт Тайваня времен кризиса 1997 года. Тайвань – это еще один показательный пример. Тайвань – одна из стран, на которых финансовый кризис 1997 года сказался в наименьшей степени. Следует также отметить, что нормативная база Тайваня устанавливает низкие барьеры для выхода на рынок и, что еще важнее, для ухода с него. Поддержка неэффективных МСП исключительно с целью создания рабочих мест дает мало выгод. Наличие низких барьеров с обеих сторон служит молодым компаниям стимулом для выхода на рынок и вступления в конкуренцию с остальными его участниками за сбыт своей продукции и технологий. Выживают при этом те МСП, которым в ходе этой конкуренции удается сделаться более жизнестойкими.

9 Факторы, способствовавшие росту МСП в Восточной Азии Росту МСП в странах Восточной Азии способствовал ряд факторов: Субподряд (особенно, в Японии). В Японии отношения субподряда обеспечили выживание в условиях экономической цикличности. В то же время данные по Тайваню не свидетельствуют о положительной взаимозависимости между субподрядом и ростом совокупной производительности факторов производства. Организация кластеров/агломерация (процесс "перетекания" знаний географически ограничен, что особенно актуально, когда речь идет о "неформализованных" знаниях); Более эффективная координация взаимодействия между государством и бизнесом; Нормативная база, предусматривающая низкие барьеры не только для выхода на рынок, но и для ухода с него (процесс продуктивного разрушения ); Финансовая и техническая поддержка со стороны государственных ведомств; Ориентация на экспорт и тесное сотрудничество с многонациональными корпорациями (не только в рамках договоров субподряда, но и других договоренностей, таких как лицензионные соглашения и т.д.). В случае с корейскими МСП серьезный акцент делается на их непосредственном участии в экспорте. Политическая поддержка региональных и местных властей, предоставляющих доступ к государственным испытательным, исследовательским и опытно-конструкторским центрам, услуги обучения без отрыва от производства (в Японии) и т.д.; Общая макроэкономическая и политическая стабильность; Благоприятная для рынка политическая ситуация и нормативно-правовая база.

10 Три пути развития МСП: Япония, Корея и Тайвань В промышленной политике каждой из трех вышеназванных стран придавалось разное значение поддержке МСП. Отношение варьировалась от относительно активной поддержки в Тайване до почти полного игнорирования (по крайней мере, до конца 1970-х) в Корее. Япония находится где-то посередине – в этой стране степень поддержки крупных корпораций более или менее соответствовала степени поддержки МСП в результате реализации концепции, известной как "двойная структура". В Японии во время Второй мировой войны МСП были задействованы, главным образом, в гражданских отраслях; сразу после войны у них появилась возможность воспользоваться дефицитом промышленных товаров. Этот период известен как "бабье лето" в развитии МСП, так как никакого контроля над ними не осуществлялось. Однако в ранний послевоенный период политика в отношении МСП стала носить протекционистский характер. К середине 1950-х политика государства в отношении МСП переориентировалась с протекционизма на поддержку и модернизацию. К 1970-м акценты сместились еще сильнее – со стимулирования ориентированного на рост крупномасштабного производства на поддержку высококачественного, информационно насыщенного производства, осуществляемого в соответствии с "политикой интенсивного использования знаний", которая проводилась Советом по выработке политики в отношении малого и среднего предпринимательства.

11 Три пути развития МСП: Япония, Корея и Тайвань В Корее МСП стали играть важную роль только после 1977 года. План развития тяжелой и химической промышленности от 1973 года предусматривал поддержку шести основных отраслей: цветной металлургии, машиностроения, кораблестроения, электронной и химической промышленности, поскольку был в значительной степени ориентирован на замещение импорта. Поворот в сторону МСП произошел под влиянием целого ряда факторов, таких как изменение технологий, относительные цены на факторы производства, источники финансовой поддержки, колебания темпов роста условно-чистой продукции для разных секторов и периодов времени, относительная важность экспорта, изменение правовых барьеров (в меньшей степени) и действующих налогов, а также разница в уровне заработной платы в крупных корпорациях и МСП. Главное заключается в том, что переориентация промышленной политики Кореи на МСП НЕ БЫЛА обусловлена стремлением проводить промышленную политику. Акцент в нормативной базе сместился с замещения импорта в направлении ориентированной на экспорт политики индустриализации. В связи с этим значение МСП стало возрастать. На Тайване промышленная политика с самого начала была ориентирована на поддержку класса малых предпринимателей, причем, главным образом, по причинам политэкономического характера. Японские торговые компании сыграли важную роль в обеспечении развития тайваньских МСП, занятых в промышленном производстве, активно используя отношения субподряда и осуществляя экспортные операции через сеть таких МСП и экспортных торговцев.

12 Три пути развития МСП: Япония, Корея и Тайвань Любопытно, что в 1960-х гг. в обрабатывающей промышленности Тайваня (ориентированной, главным образом, на экспорт) крупным корпорациям со штатом работников более 500 человек принадлежала большая доля от общего объема занятости, чем крупным компаниям Кореи. Это свидетельствует о различиях в акцентах промышленной политики двух стран в то время. Однако к 1976 году на долю крупных корейских компаний уже приходилось самое большое число рабочих мест, и, напротив, доля крупных тайваньских компаний в общем объеме занятости стала к этому времени наименьшей (что свидетельствует о возрастании роли МСП на Тайване). Структура географического распределения (агломерация): В Корее географическая концентрация как МСП, так и крупных предприятий была выше, чем на Тайване. Главная причина этого в том, что Тайвань имеет более развитую и равномерно распределенную сельскую инфраструктуру, что положительным образом сказалось как на занятости, так и на распределении доходов. В Корее МСП, расположенные в сельской местности, утратили свои конкурентные преимущества. На Тайване состав малых предприятий очень часто обновляется, что обусловлено низкими регулятивными барьерами для выхода на рынок и ухода с него. Начинающий предприниматель может относительно легко организовать новое предприятие, которое будет выступать как субподрядчик других компаний, и, таким образом, получить готовый рынок сбыта для своей продукции без необходимости продвижения собственного товарного знака (сокращение расходов на рекламу и НИОКР).

13 Три пути развития МСП: Япония, Корея и Тайвань Итак, три страны прошли, применительно к МСП, три разных пути индустриализации. В Японии "двойная структура" обеспечила рост МСП параллельно с поддержкой крупных предприятий. Политика, проводившаяся в Корее до середины 1970-х, была ориентирована, главным образом, на крупные компании. На Тайване же развитию МСП большое значение придавалось с самого начала, и, как и в Японии, важную роль в этом сыграл субподряд. Вместе с тем на Тайване отношения субподряда строились иначе – в основном они устанавливались между многочисленными независимыми филиалами и иностранными фирмами. МСП на Тайване редко работали на материнскую компанию. Наличие на Тайване плотных сетей субподрядных организаций в пределах отдельно взятых отраслей сделало возможными низкие издержки и барьеры для выхода на рынок. Эти сети позволяли фирмам использовать большее число субподрядчиков в период подъема, стимулируя, таким образом, приход новых игроков, и сокращая их число в период спада. Можно сказать, что на Тайване эти сети выступили в качестве основных "буферов" в периоды шоков. Один из политических уроков, который вытекает из тайваньского опыта развития МСП и относительной устойчивости страны, продемонстрированной ею в период кризиса в Восточной Азии, заключается в том, что государственная политика, позволяющая рыночным механизмам избавлять экономику от малопроизводительных фирм, способствуя выходу на рынок и развитию фирм высокопроизводительных, успешно сработала. Если бы нормативная база использовала в качестве основного или единственного критерия "масштабы" предприятия, а не его "производительность", она не дала бы таких результатов.

14 Малайзия: изменение нормативной базы Общая нормативно-правовая база и малые и средние предприятия (МСП): Официальная политика не предусматривала поддержки МСП вплоть до 1970-х гг. Но и в последующий период развитие МСП осуществлялось несогласованно и с пробуксовками. Реальная прямая поддержка стала поступать от Министерства промышленного развития после принятия Генерального плана развития промышленности от 1986 года. Основополагающая концепция рынка, первоначально принятая в 1983 году, была дополнена рядом новых программ, таких как "Программа обмена субподрядами" 1986 года и "Программа развития компаний-поставщиков" 1992 года. Особо важную роль сыграло то, что правительство распространило на МСП налоговые льготы, призванные способствовать развитию экспорта. В тот же период были осуществлены и некоторые другие институциональные и организационные изменения. Среди них: создание Фонда индустриально- технической помощи (Industrial Technical Assistance Fund [ITAF]) и сопутствующей системы гарантий по кредитам; а также учреждение в 1990 году самостоятельной Корпорации в поддержку МСП (SMI Development Corporation [SMIDEC]), призванной обеспечивать проведение мероприятий, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства.

15 Малайзия: изменение нормативной базы Многонациональные корпорации, работающие в электронной промышленности, не осуществляли своей деятельности в Малайзии до 1970-х гг. Только после принятия в 1971 году Закона о зонах свободной торговли и реального открытия таких зон в 1972 году присутствие крупных производителей электронной продукции в Малайзии сделалось значительным. Зарождению реального доверия способствовали согласованные усилия правительства, направленные на поддержку фирм-производителей экспортной продукции. Закон о зонах свободной торговли предусматривал предоставление финансовых льгот в форма "статуса первопроходца": освобождение от импортных и экспортных сборов и временное освобождение от уплаты налогов на срок от 5 до 10 лет, что означало, что компания не должна платить 35-процентный налог на доходы юридических лиц и 5-процентный налог на строительство. По истечении срока действия "статуса первопроходца" компании предоставлялась дополнительная налоговая скидка на капиталовложения (рассчитывавшаяся от утвержденной суммы инвестиций и т.д.), которая действовала еще 5-10 лет. Там, где не создавались зоны свободной торговли, фирмам предоставлялась поддержка в форме статуса "лицензированных производственных складов". Лицензированные производственные склады получали те же льготы, что и фирмы, работавшие в зонах свободной торговли.

16 Малайзия: изменение нормативной базы Поправки к Закону о занятости от 1955 года и Закону о производственных отношениях от 1967 года способствовали более жесткому контролю со стороны профессиональных организаций. Правительство не разрешало создания профсоюзов в полупроводниковой отрасли до 1989 года. Местные/региональные власти согласились субсидировать предоставление земли, воды, электроэнергии и другой физической инфраструктуры. Несмотря на то, что потенциально приход многонациональных корпораций создавал условия для появления местных станкостроительных фирм, на деле этого не происходило до конца 1980-х гг. Существовавшая в то время нормативно-правовая база предусматривала немного стимулов для их развития. Можно даже утверждать, что она сдерживала рост местной станкостроительной отрасли. Одна из главных причин такого положения вещей заключалась в том, что значительная часть этих фирм была сосредоточена в руках этнических китайцев, а политика официальных властей, направленная на поддержку коренных малайцев-"бумипутра", носила довольно дискриминационный характер по отношению к китайским предпринимателям в целом.

17 Малайзия: изменение нормативной базы Нормативная база того времени возводила целый ряд барьеров для местных МСП, принадлежавших этническим китайцам. Например, фирмы со штатом 25 и более сотрудников и оплаченной долей акционерного капитала свыше 250,000 рупий были обязаны получать лицензии на условиях, определявшихся национальной программой этнической реструктуризации. Нормативная база резко ограничивала возможность местных предприятий выступать в качестве поставщиков многонациональных корпораций, действовавших в зонах свободной торговли, а также лицензированных производственных складов. Многонациональные корпорации предпочитали импорт покупке вводимых факторов производства у местных фирм, так как это избавляло их от обременительных таможенных процедур. На вводимые факторы, приобретаемые многонациональными корпорациями у местных фирм, и товары, поставляемые местным фирмам многонациональными корпорациями, распространялись стандартные таможенные пошлины, в то время, как экспортно-импортные операции многонациональных корпораций были беспошлинными! Не удивительно, что многонациональные корпорации предпочитали импорт без пошлин изделиям местного станкостроения, на которые распространялись налоги и пошлины. Местные станкостроительные фирмы зависели от импорта металла и оборудования. На эти товары распространялись импортные тарифы. В связи с этим многонациональные корпорации предпочитали прямой импорт, за который они не плотили пошлин, покупке (по более высокой цене) вводимых факторов у местных фирм, зависевших в своем производстве от облагаемого пошлинами импорта.

18 Малайзия: изменение нормативной базы По перечисленным причинам развитие станкостроительной отрасли шло в 1970-е годы весьма медленными темпами, а у многонациональных корпораций отсутствовали стимулы для развития местного потенциала. Отношения субподряда между многонациональными корпорациями и местными станкостроительными фирмами были редкими и нерегулярными. Местная станкостроительная отрасль, представленная, главным образом, китайцами и не поддерживавшаяся по этой причине государством, стала получать серьезную поддержку только после того, как ей был присвоен статус одной из стратегических отраслей, подлежащих развитию согласно Генеральному плану развития промышленности от 1986 года. Законом о поддержке инвестиций от 1986 года для местных фирм были установлены те же льготы по уплате пошлин, что и для предприятий, действовавших в зонах свободной торговли или имевших статус лицензированных производственных складов, а также введены стимулы для ведения экспортной деятельности, такие как двойное снижение налога на экспорт и рефинансирование экспортных кредитов. В результате этой политики многонациональные корпорации получили доступ к налоговым льготам и смогли выйти на рынок третей страны (Малайзии), где дешевая, неорганизованная рабочая сила была в избытке. Этому начальному этапу не был присущ значительный технический прогресс. Только в 1990-е годы в законодательство были внесены изменения, приравнявшие торговлю с предприятиями, действующими в зонах свободной торговли, и лицензированными производственными складами к экспорту и импорту, и, таким образом, освободившие ее от пошлин.

19 Малайзия: "Сказка двух городов (регионов)" Исходные данные: Пенанг и долина Келанг – два региона, в которых зародилось производство оборудования для микроэлектронной промышленности. Оба региона действовали в одинаковых общеполитических и нормативно- правовых условиях. Утверждается, что местные станкостроительные фирмы, действовавшие в долине Келанг, осуществляли свою деятельность в более благоприятных условиях по следующим причинам: Это был крупный центр колониальной торговли. Куала-Лумпур, главный город долины Келанг, одновременно являлся административной и деловой столицей Малайзии. Порт Келанг заменил Пенанг в качестве главного порта страны; здесь же был расположен (и расположен до сих пор) главный международный аэропорт. Здесь располагались все основные административно-правительственные органы, включая все министерства и Управление промышленного развития Малайзии. Хорошая инфраструктура Куала-Лумпура и наличие в нем коммерческих и административных центров служили многонациональным корпорациям стимулом к тому, чтобы обосновываться в долине Келанг.

20 Малайзия: "Сказка двух городов (регионов)" Результат: Пенанг не имел ни одного из названных преимуществ. Однако, с начала 1980-х годов станкостроительные фирмы, расположенные в Пенанге, стремительно развивались. Причем, несмотря на то, что предприятия обоих регионов действовали в одних и тех же нормативно-правовых условиях. Многонациональные корпорации, представляющие микроэлектронную промышленность, стали главными поставщиками технологий и покупателями вводимых факторов, которые производились местными фирмами Пенанга. Подобно предприятиям долины Келанг, фирмы Пенанга начинали с простого производства и продолжали заниматься им до тех пор, пока присутствие многонациональных корпораций в микроэлектронной промышленности Малайзии не сделалось значительным. На начальном этапе поддержка со стороны центрального правительства была незначительной. Этот период был отмечен неблагоприятными для деятельности нормативно-правовыми условиями, при которых у многонациональных корпораций отсутствовали стимулы для установления крепких связей с местными фирмами.

21 "Сказка двух городов" – почему рознятся результаты? Почему результаты неодинаковы? Исходные условия и результаты, относящиеся к данному примеру, схожи с аналогичными показателями других стран, которые мы тщательно проанализировали. Некоторые страны, имеющие меньше природных ресурсов, такие как Япония, Сингапур, Тайвань, развиваются гораздо быстрее, чем страны, имеющие богатые запасы, такие как Бразилия, Нигерия и т.д. Если судить по исходным условиям, которые обеспечивали очевидное преимущество долине Келанг, можно сравнить ситуацию, в которой фирмы Пенанга были вынуждены конкурировать с компаниями Келанга, с библейской притчей о Давиде, который встретился на поле боя с Голиафом. Фирмы Пенанга во многом уступали своим конкурентам из долины Келанг. Общий ответ на поставленный вопрос можно сформулировать так: многое зависит от институтов. Институты как система писаных и неписаных правил игры во многом определяют то, как страны/фирмы используют ресурсы (физические и людские ресурсы, а также знания, информацию и т.д.) в целях производства товаров и услуг. Эти институты являются фактором, определяющим операционные издержки предприятия, порядок его взаимодействия с другими организациями, принимаемые им решения и так далее.

22 "Сказка двух городов" – почему рознятся результаты? В чем заключаются основные причины успеха штата Пенанг? Главным фактором успеха стала роль местного самоуправления штата в установлении первоначальных связей с действовавшими в Пенанге многонациональными корпорациями, а в дальнейшем в оказании поддержки в форме предоставления доступа к инфраструктуре и выполнения других необходимых условий. Сотрудничество между малыми и средними предпринимателями из числа этнических китайцев и властями штата Пенанг было более активным, чем сотрудничество между китайскими бизнесменами и политической партией, которая имела большинство в правительстве штата Селангор в долине Келанг. Этническая и классовая близость, существовавшая в штате Пенанг, благоприятствовала эффективному взаимодействию между фирмами и властями штата, а лидирующее положение политической группы, находившейся у власти в Пенанге, помогло местным фирмам в установлении связей с многонациональными корпорациями. Иными словами, власти штата обеспечили так необходимую координацию действий, что позволило добиться значительного сокращения операционных издержек, сопутствовавших установлению этих важных и жизненно необходимых связей. Относительная независимость местных политических лидеров штата Пенанг от федеральных властей позволила им более активно поддерживать МСП.

23 "Сказка двух городов" – почему рознятся результаты? Показательным примером выполнения властями штата Пенанг своей координирующей функции стало создание в 1989 году Пенангского центра развития профессиональных навыков, призванного решить проблему растущего дефицита профессионально подготовленных кадров. Представительство Китайской торговой палаты в Пенанге тесно сотрудничало с Корпорацией развития Пенанга, которая, в свою очередь, активно взаимодействовала с правительством штата Пенанг и многонациональными корпорациями в области поддержки ориентированных на экспорт предприятий обрабатывающей промышленности и компаний, занимающихся сборочным производством и проведением испытаний. Многонациональные корпорации заручились поддержкой правительства штата Пенанг в деле привлечения местных фирм-поставщиков, которые до этого весьма неохотно шли на участие в рискованной и не гарантирующей успеха деятельности, такой как точное машиностроение. Для преодоления проблемы координации и содействия связям между многонациональными корпорациями и местными фирмами были выстроены специальные системы отношений. К их числу относятся отношения между бывшими поставщиками продукции и услуг низшего порядка, различные торговые и промышленные ассоциации, отношения между знакомыми, оказывающими друг другу поддержку, и т.д. Благодаря этим отношениям нужная информация быстро распространялась среди представителей местной индустрии, причем сопутствующие издержки были низкими, а то и вовсе отсутствовали.

24 "Сказка двух городов" – почему рознятся результаты? Чего не хватало долине Келанг Политической партии, которую возглавляли малайцы-"бумипутра" (этнические малайцы, составляющие большинство населения страны), принадлежало большинство в правительстве штата Селангор. В отличие от Корпорации развития Пенанга, роль Корпорации экономического развития штата Селангор ограничивалась развитием инфраструктуры и сдачей в аренду земли для промышленной застройки. По сути, и эта ее роль исчерпана после того, как вся земля оказалась арендована. Корпорация экономического развития штата Селангор не играла официальной роли в поддержке местного производства. На штат не оказывалось ни какого политического давления с целью добиться от него поддержки местных производителей, представленных не малайцами-"бумипутра". В отличие от Корпорации развития Пенанга, Корпорация экономического развития штата Селангор не выполняла ни одной координирующей функции, а местное самоуправление штата проявляло мало инициативы в содействии связям между многонациональными корпорациями и местными фирмами. Корпорация экономического развития штата Селангор не налаживала связей, не создавала коалиций и не строила партнерских отношений, способных обеспечить согласованность действий властей штата и бизнеса. Политика "бумипутра" стала одним из главных препятствий для развития сетей, организованных по этническому принципу. В результате малые и средние предприятия станкостроительной отрасли, большая часть которых принадлежала этническим китайцам, не получали необходимой институциональной поддержки.

25 Уроки, вынесенные из рассмотренного примера, и их значение для выработки стратегии Нормативные барьеры серьезно тормозят развитие МСП. Реформа нормативно-правовой базы, т.е. устранение административных барьеров, представляет собой необходимое, но не достаточное условие для развития МСП. Показатели развития МСП в двух регионах/городах/штатах с одинаковыми нормативными базами могут серьезно различаться в результате несходства ряда других институциональных факторов, действующих на местном/региональном уровне. Роль местных властей имеет большое значение, особенно, в таких аспектах, как координация действий большого числа игроков и создание благоприятных условий для деятельности местных фирм и установления ими необходимых связей. Проявление инициативы, направленной на стимулирование роста МСП, даст положительный результат. Политика должна быть нацелена на обеспечение развития, и не должна подчиняться таким критериям, как национальная принадлежность, религия и т.д. Лица, определяющие политику, должны помнить об опасностях, которые таит в себе политический курс, преследующий узкие политические цели, а также о последствиях такого курса.

26 Общие выводы, сделанные в ходе изучения опыта развития МСП в Восточной Азии Размеры предприятий как таковые не были единственным критерием при оказании поддержки МСП в Восточной Азии; производительность была. Субподряд, а не вертикальная интеграция (стремление делать все своими силами), стал одним из главных факторов развития МСП в Восточной Азии. МСП в странах Восточной Азии были слабо "защищены" от конкуренции. Напротив, проводившаяся политики в общем и целом "стимулировала" появление новых и новых МСП. Развитие МСП не было простым результатом устранения немногочисленных административных барьеров. Основную роль сыграли другие факторы, такие как наличие благоприятного инвестиционного климата, институциональные реформы (правовая база/установление связей/производственные процессы и т.д.), финансовая база, связи с многонациональными корпорациями и т.д. Развитие МСП. Конкуренция на внешних рынках создала необходимые стимулы, для внедрения этими предприятиями соответствующих технологий, рыночных стратегий и т.д. В результате у МСП появилась возможность добиваться лучших результатов.

27 Общие выводы, сделанные в ходе изучения опыта развития МСП в Восточной Азии Поддержка экспорта, а не замещение импорта, стала краеугольным камнем ориентированной на рынок политики и нормативно-правовой базы. Общая макроэкономическая и политическая стабильность обеспечила благоприятные условия для развития МСП. Важно, чтобы нормативная база устраняла барьеры не только для выхода на рынок, но и для ухода с него. Поддержка местных/региональных властей в решении таких задач, как проведение открытых испытаний, организация центров НИОКР, профессиональное обучение без отрыва от производства и т.д., стала одним из главных факторов развития МСП. Самостоятельность местных властей в вопросах установления связей и оказания поддержки местным МСП. Поддержка МСП должна преследовать иные цели, нежели просто обеспечение занятости. МСП играют важную роль как "смягчители" шоков и источники новаций.