Развитие региональных авиаперевозок в России Москва, 2010 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ОПЫТ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПОСТАВОК ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ДЛЯ МЕСТНЫХ АВИАЛИНИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫМ АВИАКОМПАНИЯМ.
Advertisements

Особенности формирования и ведения сводной бюджетной росписи Заместитель начальника сводного бюджетного отдела министерства финансов Краснодарского края.
Мониторинг состояния и потребности рынка региональных и местных авиаперевозок в современных самолетах 2013 г.
Тема: Бюджетирование ориентированное на результат (БОР) 1.Нововведения в бюджетный кодекс РФ. Введение новых статей в БК: Статья 158. Бюджетные полномочия.
Министерство регионального развития Российской Федерации О мерах по реализации Федерального закона от 2 декабря 2013 г. 349-ФЗ «О федеральном бюджете на.
21% населения России (2 место среди округов) 5 городов с численностью населения более 1 млн. человек 6 субъектов РФ с численностью населения более 2,5.
ИТОГИ производственно-хозяйственной деятельности гражданской авиации за 2005 год Москва, март 2006 г.
Принципы бюджетной системы Лекция 2. 1 Принцип единства бюджетной системы означает единство бюджетного законодательства, принципов организации и функционирования.
М ] ф Государственная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года Воронин Филипп Игоревич.
Семинар для глав муниципальных районов, городских округов Республики Бурятия О РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ г 83-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ 2007 год Расходы местных бюджетов. Расходные обязательства муниципальных образований.
Внедрение нового механизма предоставления целевых межбюджетных трансфертов в объеме фактической потребности Отдельные вопросы бюджетной классификации 7.
«Стандарт качества муниципальных образовательных услуг »
ДЕПАРТАМЕНТ СЕЛЬСКОГО РАЗВИТИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Москва, 9 октября 2014 г. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации КРУГЛЫЙ СТОЛ «О реализации.
О порядке обеспечения учебниками в учебном году.
Региональная программа «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций Красноярского края на 2011 год»
1 2 Доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в годах, млрд. рублей.
Утверждение тарифов Определение: параметров производственной деятельности организаций, включая инвест.программы совместно с ДЭПиР - размера бюджетных.
"АвиаФОРУМ 2008" 1 Гражданская авиация как инструмент социального развития регионов Председатель Комитета Государственной Думы РФ по транспорту С. Н. Шишкарев.
"Бюджет для граждан" – один из инструментов реализации проекта "Открытое Правительство", который призван повысить открытость органов власти в отношении.
Транксрипт:

Развитие региональных авиаперевозок в России Москва, 2010 г.

Обеспечение транспортной доступности – одна из приоритетных государственных задач Более 60% территории страны относится к районам Крайнего Севера, где авиа- ция, зачастую, является единственным средством обеспечения транспортной доступности. Это вся территория 13-ти и часть территорий 11-ти субъектов РФ. В этих районах проживает более 20 млн. чел., в том числе представители около 30 коренных малочисленных народов.

В 19 регионах России местное авиасообщение является социальным видом транспорта В 8 из них авиация – основной способ обеспечения круглогодичной транспортной доступности (Ненецкий АО, Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО, Красно- ярский край, Камчатская обл., Чукотский АО, Магаданская обл., Республика Саха).

Магаданская область – типичный регион, где авиация – социально-значимый вид транспорта Все действующие авиамаршруты – социально значимы и не имеют транспортной альтернативы, но они лишь часть из ранее обширной сети местных воздушных линий. Из 60 аэропортов и площадок сегодня функционирует лишь пятая часть.

Проблемы развития региональных авиаперевозок в районах Сибири и Дальнего Востока Низкая плотность населения и его низкая платежеспособность обуславливают низкую интенсивность пассажиропотоков. Это, в свою очередь, определяет высокую себестоимость авиаперевозок, вследствие высоких удельных затрат на содержание аэродромной сети и использования воздушных судов малой вместимости. Себестоимость авиаперевозок в большинстве случаев превышает возможности населения по оплате услуг воздушного транспорта, что определяет убыточность деятельности его авиапредприятий на рынке местных перевозок. Это, в свою очередь, приводит к закрытию авиалиний, банкротству авиаперевозчиков, сокращению аэродромной сети и других объектов наземной инфраструктуры. Ситуацию усугубляет высокая стоимость авиационного топлива, низкий уровень технического совершенства эксплуатируемых воздушных судов, нехватка квалифицированных авиационных специалистов из-за общего оттока населения из регионов.

Объемы местных авиаперевозок Несмотря на ежегодно растущий объем поддержки местных авиаперевозок из региональных бюджетов, в целом ситуация на данном сегменте рынка пока принципиально не меняется. Пассажирооборот, выполняемый на местных воздушных линиях, сохраняется примерно на уровне 2001 года. Для возрождения сети местных авиалиний необходимы дополнительные усилия, в том числе на федеральном уровне.

Численность аэродромов гражданской авиации Сокращение объемов перевозок ведет к развалу наземной авиатранспортной инфраструктуры. Количество аэродромов классов «Г», «Д» и «Е» сокращается в среднем на 8% ежегодно, в том числе за счет их перевода в статус площадок. Как следствие, качество предоставляемых воздушным транспортом услуг и его конкурентоспособность на региональном уровне снижается.

Количество действующих аэродромов воздушного транспорта (на начало года)

Состояние основных фондов региональных авиаперевозок – критическое В отрасли доминирует тенденция старения основных фондов: как парка ВС, так и наземной инфраструктуры. Средний возраст регионального парка превысил 30 лет. Износ основных фондов аэродромной сети приблизился к 80%.

Существующие объемы господдержки социальных авиаперевозок недостаточны В ряде регионов действуют собственные программы по субсидированию авиамаршрутов. Наилучшие результаты в этом отношении достигнуты в Архангельской области, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском АО, Красноярском крае, Сахалинской области, Республике Саха (Якутия), Камчатском крае и др. В целом по России размер региональных субсидий авиакомпаниям после 2000 года увеличился почти в 10 раз – до 1,6 млрд. руб. в год. Субсидируется более 20 тысяч рейсов на 427 маршрутах, на которых перевозится около 1 млн. человек. Но для обеспечения минимально необходимой авиатранспортной доступности в районах Крайнего Севера страны, объем местных авиаперевозок должен быть увеличен еще в 2 раза. Для решения государственной задачи обеспечения транспортной доступности в отдаленных населенных пунктах средствами воздушного транспорта возможностей только регионов недостаточно. Необходима консолидация федеральных и региональных средств бюджетной поддержки на системной основе.

Обобщенные оценочные данные по местным социальным авиамаршрутам

Оценка размера субсидирования социальных авиаперевозок регионами Плановый на 2009 год объем субсидий из региональных бюджетов и составлял 2,8 млрд. руб. Планировалось выполнение более 27 тысяч социальных рейсов и перевозок более 1 млн. пассажиров. Основные потребители субсидий – субъекты Уральского и Дальневосточного федеральных округов, а именно: Ханты- Мансийский, Ямало-Ненецкий и Чукотский АО, Красноярский и Камчатский края, Сахалинская область, республики Саха (Якутия) и Коми. Объем средств, выделяемый регионами на текущее содержание местной аэродромной сети превышает 1,9 млрд. рублей в год. На реконструкцию и строительство объектов, задействованных в социальных перевозках, требуется 23 млрд. рублей в ближайшие годы. На 2009 год предусмотрены бюджетные субсидии северным аэропортам в размере 1,7 млрд. руб.

Развитие местных авиаперевозок требует государственной поддержки Потребный объем субсидирования местных социальных авиаперевозок из федерального бюджета в дополнение к возможностям регионов на 2009 год оценивается в 0,9 млрд. рублей. При этом общий объем субсидий оценивается в размере 3,7 млрд. рублей (по 18 субъектам федерации). Для решения проблемы транспортной доступности к гг. объем субсидирования должен возрасти еще в 2-3 раза.

Потребности в финансировании из федерального бюджета социальных перевозок по магистральным авиалиниям Помимо местных авиаперевозок в России существует проблема обеспечения устойчивых транспортных связей между удаленными уголками страны. Исходя из угрозы активизации дезинтеграционных процессов, к категории социальных следует относить и ряд магистральных (межрегиональных) авиационных маршрутов. Объемы потребной господдержки таких маршрутов только по 5 регионам превышают 14,5 млрд. рублей. В 2009 году на финансирование магистральных перевозок из Восточной Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока в европейскую часть страны государство выделило 1,78 млрд. рублей, в 2010 г. планируется выделить 2,5 млрд. рублей.

Концепция развития социальных авиаперевозок Выполнение авиаперевозок по социальному маршруту Правительства субъектов РФ предложения по перечню социальных маршрутов, объемам и источникам субсидирования Формирование единого государственного реестра социальных маршрутов Правительство РФ утверждение реестра социальных маршрутов Минтранс РФ и субъектов РФ Формирование пакета государственных заказов на выполнение авиаперевозок Правительства РФ и субъектов РФ ежегодное определение лимитов бюджетов всех уровней по субсидированию авиаперевозок конкурсное заключение контрактов с авиакомпа- ниями на обслуживание социальных маршрутов ежегодное определение приоритетных направлений социальных перевозок, исходя из лимитов бюджетов Федеральный бюджет межбюджетный трансфер Региональные бюджеты выплата субсидий авиакомпаниям Авиакомпании оплата аэропор- товых и аэрона- вигационных сборов выполнение перевозок по контракту Концепция предусматривает консолидированное субсидирование из бюджетов всех уровней авиакомпаний, выполняющих на конкурсной основе перевозки по авиалиниям, признанным социальными.

Основные положения концепции развития социально значимых местных авиаперевозок Создание государственного реестра социальных авиационных маршрутов, являющегося основанием для предоставления субсидий на перевозки. Регистрация маршрутов осуществляется по представлениям Правительств субъектов Российской Федерации, включающим оценку размера потребных субсидий. Субсидии предоставляются авиакомпании, осуществляющей перевозки по социальному маршруту, на конкурсной основе. Размер субсидии должен обеспечить авиакомпании рентабельность этих перевозок при социальном уровне тарифа и с учетом расходов на содержание удаленного аэропорта. Предоставление субсидий по социальным авиаперевозкам за счет средств федерального бюджета должно носить обоснованный местными условиями, адресный и конкурсный характер, стимулируя и дополняя усилия регионов по поддержке местного воздушного сообщения, но не заменяя их. Распоряжение средствами федерального бюджета, выделяемыми на предоставление субсидий по социальным перевозкам, предлагается поручить Федеральному агентству воздушного транспорта, в том числе, в части распределения между субъектами Российской Федерации объемов ассигнований на эти цели. Схема социально-значимых авиационных маршрутов определяет базовую аэродром- ную сеть местного авиасообщения для каждого из регионов.

Предложение по механизму федеральной поддержки авиаперевозок по социальным маршрутам Принятие на федеральном уровне законодательного акта о возможности субсидирования авиаперевозок по социальным местным маршрутам из средств федерального бюджета. В рамках его реализации должны быть введены в действие: – «Положение о государственном реестре социальных авиационных маршрутов». – «Правила возмещения российским авиакомпаниям части затрат на выполнение пассажирских авиаперевозок по социальным авиационным маршрутам за счет средств федерального бюджета».

Государственный реестр социальных авиационных маршрутов Ведение реестра осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере воздушного транспорта РФ, в порядке, установленном Правительством РФ. Действующие и планируемые к открытию местные социальные авиационные маршруты включаются в реестр (и исключаются из реестра) по представлению Правительств субъектов РФ. Отнесение конкретного местного авиационного маршрута к числу социальных осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположен этот маршрут, с учетом транспортных и геоэкономических особенностей субъекта РФ. Критерии отнесения маршрута к числу социальных предусматривают: а) социальную значимость маршрута в регионе, заключающуюся в обеспечении круглогодичной транспортной доступности для населения или важности маршрута для обеспечения социально-экономического развития региона; б) низкую платежеспособность населения, обуславливающую необходимость установления на маршруте социального авиационного тарифа, уровень которого не обеспечивает окупаемость экономически обоснованных расходов авиакомпании на выполнение рейсов по этому маршруту.

Принципы субсидирования авиаперевозок за счет федерального бюджета Субсидирование осуществляется только по маршрутам, включенным в единый государственный реестр местных социальных авиационных маршрутов. Средства на цели субсидирования определяются Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, исходя из возможностей бюджета и общих потребностей экономики, и доводятся до субъекта РФ в рамках межбюджетных отношений посредством межбюджетных трансфертов, носящих целевой характер. Получателем субсидии является авиакомпания, выбираемая на конкурсной основе. При этом на авиакомпанию накладываются обязательства по регулярному выполнению перевозок по социальному маршруту в определенный период календарного года, в том числе в части частоты выполнения рейсов, количества предоставляемых пассажиромест, предельному уровню тарифов. Обязательства авиакомпании по перевозке и государственные обязательства по их субсидированию оформляются в виде государственного контракта, заключаемого уполномоченным органом исполнительной власти. Приоритетными маршрутами для субсидирования авиаперевозок (в пределах лимитов бюджетных обязательств) являются те, которые обеспечивают максимальный эффект для повышения уровня транспортной доступности.