Лекция по дисциплине «Региональное управление» Анализ регионального развития.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Крупный экономический район – это целостная территориальная часть народного хозяйства страны, имеющая свою производственную (рыночную) специализацию и.
Advertisements

АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Министерство регионального развития Российской Федерации По данным мониторинга на 31 января 2013 года Территориальное планирование в субъектах Российской.
100% 83 региона млрд. руб. 99% 70 регионов Респ. Хакасия; Чеченская Респ.; Чукотский АО; Магаданская обл.; Кабардино-Балкарская Респ.; Респ. Северная Осетия-Алания;
Мурманская обл. Респ. Карелия Калининградская область Псковская обл. Брянская обл. Белгородская обл. Краснодарский край Кабардино-
Территориальная структура России в начале XXI века.
ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО ЛЕЧЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОССИЯ 2010 Министр здравоохранения и социального.
Территориальная структура России в начале XXI века.
11 ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЗДОРОВЬЕ» за 2009 год РОССИЯ 2010.
Экономические районы России. Северный Северный Северо-Западный Северо-Западный Центральный Центральный Волго-Вятский Волго-Вятский Центрально- Чернозёмный.
Министерство регионального развития Российской Федерации Доклад о ситуации в экономике, финансово-банковской и социальной сферах субъектов Российской Федерации.
Государственный строй. Рассматривают 2 важных момента: Формы правления (ФП) Формы административно- территориального устройства (ФАТУ)
По состоянию системы образования Санкт-Петербурга и Российской Федерации, а также отдельных субъектов РФ на период 2007 года по индикаторам доклада Заместителя.
Федеральные округа Российской Федерации Подготовила Студентка 1-го курса, группы Морева Екатерина.
Оценка возможности повышения инвестиционной привлекательности экономики России Рыкова Инна Николаевна, д.э.н., директор Института инновационной экономики.
Заключенные Соглашения Роскосмоса с субъектами Российской Федерации – эффективный механизм внедрения результатов космической деятельности в регионы Центральный.
Викторина для учащихся 7-9 классов Выполнила учитель английского языка Насырова Ф. И.
Что за выборы такие? Р.Ф.Туровский Центр политических технологий.
Факторы оценки уровня инновационного развития регионов д.э.н. Е.Б. Ленчук (ИЭ РАН, г. Москва) Интерра 2011 Г. Новосибирск.
Исследование региональной структуры рынков жилья в России Косарева Н.Б., Сиваев Д.С., Туманов А.А. XI Международная научная конференция по проблемам развития.
Транксрипт:

Лекция по дисциплине «Региональное управление» Анализ регионального развития

2 Вопросы лекции: 1. Система обоснований регионального развития. 2. Объекты и предмет анализа регионального развития. 3. Задачи анализа регионального развития на федеральном и субфедеральном уровне. 4. Методы анализа регионального развития. 5. Оценка уровня развития региона. 6. Оценка региональных кризисных ситуаций. 7. Оценка конкурентоспособности регионов.

3 Документы, определяющие региональную экономическую политику РФ

4

5 Цели и задачи анализа регионального развития (федеральный аспект) (часть 1) п/п Цели анализаЗадачи анализа IОценка тенденций и результатов экономического развития (Ранее – повышение роли восточных районов; сейчас – добывающих районов; возрастание разрыва) 1. Определить сдвиги в территориальной структуре России, изменение роли экономических районов в формировании макроэкономических показателей; выявить группы районов, существенно различающихся по динамике макроэкономических показателей, и определить причины этих тенденций. 2. Оценить территориальный аспект динамики и структурных изменений в промышленности и сельском хозяйстве. 3. Оценить изменения в специализации регионов и динамику межрегиональных связей; определить тенденции интеграции (дезинтеграции) регионов. 4. Оценить территориальный аспект динамики и структуры инвестиций. 5. Определить группы регионов, существенно различающихся по уровню экономического развития и выявить их особенности; оценить тенденции усиления однородности (неоднородности) экономического пространства. 6. Оценить финансовую обеспеченность регионов, в том числе за счет различных видов поступлений из федерального бюджета. IIОценка тенденций и результатов социального развития. (Центр – депопуляция; Север и Д.В. – отток, Краснодарский и Ставропольский края, ЦЧЭР, Москва – приток) 1. Оценить региональные особенности демографических процессов. 2. Оценить территориальную дифференциацию уровня жизни, занятости и социального расслоения населения. 3. Оценить направления и интенсивность миграционных процессов. 4. Оценить территориальную дифференциацию бюджетной обеспеченности регионов; выявить регионы-доноры и дотационные регионы, тенденции в изменении состава соответствующих групп.

6 Цели и задачи регионального развития (федеральный аспект) (часть 2) п/п Цели анализаЗадачи анализа IIIВыявление региональных кризисных ситуаций и причин их возникновения. 1. Выявление региональных кризисных ситуаций в экономической сфере (чрезмерный спад производства, разрушение экономического потенциала и т.п.) и причины их возникновения. 2. Выявление регионов с острыми социальными проблемами (депопуляция, безработица, нищета населения), для решения которых необходимо применять меры федеральной региональной политики. 3. Выявление регионов с особенно острыми нарушениями экологии, определение кризисных процессов, локализация и минимизация отрицательных последствий которых требует мер общегосударственного характера. 4. Определить причины неустойчивости социально-политического положения регионов и региональных межэтнических конфликтов. IVВыявление предмета рассогласований федеральных и региональных интересов. 1. Оценка различий в подходах к распределению государственной собственности между федерацией и ее субъектами (по вопросам, относящимся к совместному ведению). 2. Оценка различий по методам распределения налоговых доходов между федеральными и региональными бюджетами. 3. Оценка различий в подходах к распределению трансфертов между Федерацией и ее субъектами. 4. Оценка различий в подходах федеральных и региональных органов управления по отношению к вопросам экономической поддержки экстремальных территорий.

7 Цели и задачи регионального развития (федеральный аспект) (часть 3) п/п Цели анализаЗадачи анализа V Оценка результативности региональной федеральной политики. 1. Оценка степени выполнения задач по региональному развитию, определенных Указом Президента и правительственными программами. 2. Оценка степени выполнения и результативности мероприятий Федеральных целевых программ, имеющих четкий региональный адрес. 3. Оценка позитивного или негативного влияния тенденций в экономике и социальной сфере на достижение основных целей региональной политики. VI Оценка размещения природно-ресурсного потенциала. 1. Оценка размещения минерально-сырьевых, земельных и лесных ресурсов как базы развития сельскохозяйственного производства и добывающих отраслей промышленности. 2. Оценка размещения трудового потенциала (включая оценку качества трудовых ресурсов). 3. Оценка размещения производственного потенциала и транспортной инфраструктуры. 4. Оценка размещения научного потенциала. 5. Комплексная оценка природно-ресурсного потенциала различных регионов. VII Оценка состояния региональных рынков. 1. Оценка рынков важнейших видов продукции по регионам, специализированным на их производстве. 2. Оценка важнейших параметров рынка труда в кризисных регионах. 3. Оценка региональных особенностей рынка инвестиций. VIII Оценка состояния институциональной инфраструктуры регионального развития. 1. Оценка состояния правовой базы регионального развития в стране и регионах различных типов. 2. Оценка различий в инвестиционной привлекательности регионов. 3. Оценка различий в уровне развития рыночной инфраструктуры регионов различных типов.

8 Состав хозяйственного комплекса региона и принципиальная схема связей с объективными факторами и условиями его развития

9 Укрупненная схема регионального экономического механизма

10 Цели и задачи анализа социально-экономического развития субъектов Федерации (субфедеральный аспект) (часть 1) п/п Цели анализаЗадачи анализа IОценка результатов и тенденций экономического развития. 1. Определить динамику производства и изменения в структуре хозяйственного комплекса региона, выявить причины негативных тенденций. 2. Определить тенденции в изменении специализации региона в территориальном разделении труда и оценить их соответствие имеющимся ресурсам и условиям. 3. Определить уровень комплексности хозяйства и выявить возможности его повышения. 4. Определить тенденции в результативности хозяйственной деятельности предприятий и в изменении финансовых ресурсов региона. 5. Выявить проблемы экономического характера, для решения которых требуется государственная поддержка. 6. Оценить экономическую эффективность развития промышленности и сельскохозяйственного производства в регионе. IIОценка результатов и выявление проблем социального развития. 1. Оценить изменения в уровне жизни и потребления (в т.ч. в реальных доходах) населения и выявить причины сложившихся тенденций. 2. Определить интенсивность процессов расслоения общества и численность населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума. 3. Оценить тенденции в изменениях численности населения и трудовых ресурсов. 4. Оценить тенденции в изменениях структуры занятости населения. 5. Определить отраслевую и территориальную структуру безработицы. 6. Оценить масштабы скрытой безработицы и неполной занятости. 7. Оценить бюджетную обеспеченность населения, а также обеспеченность бюджета собственными финансовыми ресурсами.

11 Цели и задачи анализа социально-экономического развития субъектов Федерации (субфедеральный аспект) (часть 2) п/п Цели анализаЗадачи анализа IIIОценка состояния природопользования и экологии. 1. Оценить степень использования различных видов природных ресурсов. 2. Оценить тенденции в состоянии экологии, и определить их причины. 3. Определить города и территории, характеризующиеся сверхнормативными загрязнениями и другими серьезными нарушениями экологического равновесия. 4. Выявить экологические проблемы, связанные с хозяйственной деятельностью на территории сопредельных регионов. 5. Выявить основные источники загрязнения по городам и отдельным территориям. 6. Определить возможную степень удовлетворения потребностей в осуществлении природоохранных мероприятий за счет собственного финансирования. IVОценка внешнеэкономических связей. 1. Оценить динамику и интенсивность межрегиональных связей и их роль в хозяйственной жизни региона. 2. Оценить самообеспеченность региона в средствах производства и товарах народного потребления, в том числе в топливе и продовольствии. 3. Оценить конкурентоспособность профильных производств на региональном, внутрироссийском и мировом рынках. 4. Оценить степень и выгоды интеграции региона в соответствующем крупном экономическом районе.

12 Цели и задачи анализа социально-экономического развития субъектов Федерации (субфедеральный аспект) (часть 3) п/п Цели анализаЗадачи анализа VОценка результативности государственной региональной политики. 1. Определить степень реализации основных целей реформы. 2. Дать обобщенную характеристику мероприятиям федеральных целевых программ, реализуемым на территории региона, оценить ход и результаты их выполнения. 3. Оценить степень завершенности распределения правовых полномочий в вопросах совместного ведения и определить круг вопросов, по которым между Федерацией и регионом остаются существенные расхождения. VIВыявление региональных кризисных ситуаций. 1. Определить отрасли (производства), подверженные глубокому кризису, выявить причины и возможные последствия этого кризиса. 2. Выявить города и районы, находящиеся в кризисной ситуации в экономической, социальной или экологической сферах. 3. Определить причины и возможности изменения ситуации собственными силами. VIIОценка предпосылок и потенциальных возможностей социально- экономического развития региона. 1. Оценка наличия и использования природных ресурсов. 2. Оценка социально-исторических особенностей и демографических тенденций. 3. Оценка наличия, структуры, состояния и использования производственного потенциала. 4. Оценка финансового потенциала. 5. Оценка научно-технического потенциала. 6. Оценка кадрового потенциала. 7. Оценка транспортно-географического и геополитического положения. 8. Оценка состояния производственной, социальной и рыночной инфраструктуры. 9. Оценка инвестиционной привлекательности региона.

13 Принципиальная схема диагностики экономики региона

14 Методы анализа регионального развития (часть 1) п/ п Методы и направления анализа Предмет анализа Федеральный аспектРегиональный аспект 1Изучение динамики Макроэкономические и демографические показатели субъектов федерации ВРП, объемы производства отраслей промышленности, сельского хозяйства, численности населения, занятых и безработных, финансовых и бюджетных показателей. 2Изучение структуры Территориальная структура объемов производства, населения, занятости Отраслевая структура производства, структура ВРП, половозрастная структура населения, распределение населения по уровню доходов и др. 3Изучение уровня развития Сопоставление уровня развития регионов Интегральная оценка экономического развития, оценка инвестиционной привлекательности, оценка уровня жизни населения, оценка качества трудового потенциала и т.п. 4Сравнительные характеристики регионов Сопоставление абсолютных и удельных (на душу населения, на единицу территории) показателей экономического и социального развития Сопоставление показателей региона со среднероссийскими параметрами, с показателями экономического района или регионов соответствующего типа. 5Характеристика рядов (совокупностей) регионов Ранжирование регионов по отдельным показателям; оценка плотности рядов и размаха вариации -

15 Методы анализа регионального развития (часть 2) п/ п Методы и направления анализа Предмет анализа Федеральный аспектРегиональный аспект 6Изучение наличия и использования ресурсов -Наличие и использование запасов минерально-сырьевых ресурсов, водных, земельных и лесных ресурсов, трудовых ресурсов, производственных мощностей и т.п. 7Оценка степени достижения нормативов Оценка степени достижения региональных социальных нормативов Оценка степени обеспеченности населения объектами здравоохранения, образования, жилищного хозяйства; оценка степени соответствия доходов населения региональному прожиточному минимуму; оценка выполнения экологических нормативов и т.п. 8Оценка роли регионов в территориальном разделении труда Оценка межрайонных связей Оценка специализации и локализации отдельных производств; выделение профилирующих отраслей. 9Оценка степени воздействия территориальных факторов Оценка тесноты связи между различными территориальными факторами и результирующими показателями на основе анализа региональных рядов. Оценка тесноты связи на основе анализа динамических рядов

Коэффициент локализации (специализации), где Cir- коэффициент специализации i-отрасли в регионе r; dir- доля региона r в объеме выпуска i-ой отрасли; dr - доля региона r в объеме валового выпуска страны. 16

Оценка комплексности развития хозяйства региона Комплексность развития хозяйства региона характеризуется с помощью балансовых расчетов наличия и использования трудовых ресурсов, минерально-сырьевых и топливно- энергетических ресурсов, водных, лесных и земельных ресурсов, мощностей взаимосвязанных сельскохозяйственных и перерабатывающих производств и т.д. Определенное содержательное значение для анализа экономики региона имеют несколько десятков балансов, методология разработки которых имеет существенное отличие от аналогичных балансовых расчетах по стране в целом. 17

В региональной экономике широкое распространение получили методы интегральной оценки разнородных составляющих таких комплексных понятий, как «уровень экономического развития», «уровень социального развития», «инвестиционная привлекательность», «экономический потенциал», «природно-ресурсный потенциал», «экологическая емкость территории» и т.п. Для обобщающей оценки используются обычно многофакторные модели. Как правило, каждый фактор по регионам оценивается по отношению к какой-либо стандартной величине (среднее значение по России, минимальное или максимальное значение в совокупности регионов) и полученные значения взвешиваются с помощью коэффициентов, отражающих влияние каждого из факторов. 18 Интегральные оценки

19 Расчет интегральной сравнительной оценки Экономические районы Численность населения Промышленно е производство Сельскохозяйстве нное производство Денежные доходы населения на душу, в % к РФ (3) Розничная торговля Инвестиции в основной капитал Уровень безработицы, % (6) % к РФ на душу в % к РФ (1) % к РФна душу в % к РФ (2) % к РФна душу в % к РФ (4) % к РФна душу в % к РФ (5) Северный3,96,4164,12,769,297,53,487,24,5115,411,3 Северо-Западный5,45,194,43,361,193,95,296,35,5101,97,8 Центральный20,315,978,316,782,3151,540,5199,523,5115,87,7 Волго-Вятский5,74,477,26,4112,361,43,256,12,543,99,0 Центрально- Черноземный 5,44,379,69,5175,973,83,666,72,648,19,4 Поволжский11,612,7109,512,6108,673,08,875,99,682,89,9 Северо- Кавказский 12,24,032,814,4118,066,67,863,99,073,817,0 Уральский14,017,1122,113,797,980,810,071,411,078,61,6 Западно- Сибирский 10,416,3156,711,6111,596,99,086,523,2223,112,2 Восточно- Сибирский 6,28,2132,35,995,279,94,572,64,369,414,8 Дальневосточный4,95,6144,33,265,374,64,081,64,387,812,5 РФ100, ,0 10,8

20 Балльная оценка экономических районов по показателям социально-экономического развития за 2000 год Промышлен- ное производ- ство на душу, % к РФ Сельскохо- зяйствен- ное производст во на душу, % к РФ Денежные доходы на душу, % к РФ Розничная торговля на душу, % к РФ Инвести- ции в основной капитал на душу, % к РФ Уровень безрабо- тицы, % Сумма баллов Северный Северо- Западный Центральный Волго-Вятский Центрально- Черноземный Поволжский Северо- Кавказский Уральский Западно- Сибирский Восточно- Сибирский Дальневосточ- ный

21 Изменение положения некоторых субъектов Федерации по отношению к среднероссийским показателям РегионыПроизводство ВРП на душу населения (в % к РФ) Изменения в результате корректировки «+», «-» гр.3 – гр.2 Весомость изменения гр.4/гр.2, % по отчетным данным по скорректирован ным данным Республика Башкортостан 103,7125,5+21,9+21,0 Курская область71,091,1+20,1+28,3 Белгородская область76,9101,1+24,2+31,5 Республика Татарстан123,1170,2+47,1+38,3 Ульяновская область74,6111,9+37,3+50,0 Сахалинская область110,962,2-48,7-43,9 Магаданская область173,290,4-82,8-47,8 Камчатская область142,868,8-74,0-51,8 Республика Саха (Якутия) 208,692,2-116,4-55,8 Чукотский АО198,668,2-130,4-65,7

22 Блок-схема взаимосвязей региональных кризисных ситуаций, причин их возникновения и угроз национальной безопасности

23 Укрупненная классификация российских регионов по показателям социально - экономического развития КлассГруппаРегионы 1. «успешные регионы» (30) 1. «столичный мегаполис» (1) Москва 2. «разработчики углеводород- ного сырья» (3) Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО, Ненецкий АО 3. «развитые динамичные регионы» (9) Санкт-Петербург, Ленинградская обл., Калининградская обл., Московская обл., Липецкая обл., Тюменская обл., Новосибирская обл., Омская обл., Томская обл. 4. «опорные регионы» (15) Орловская обл., Рязанская обл., Тульская обл., Ярославская обл., Вологодская обл., Башкортостан, Татарстан, Удмуртия, Нижегородская обл., Пермская обл., Самарская обл., Свердловская обл., Челябинская обл., Красноярский край, Кемеровская обл. 5. «эффективно реструктуриру- емые регионы севера» (2) Чукотский АО, Эвенкийский АО

24 Укрупненная классификация российских регионов по показателям социально-экономического развития (Часть 2) КлассГруппаРегионы 2. пробле мные регион ы» (58) 6. «освоенные регионы севера и востока с умеренной динамикой» (9) Карелия, Коми, Мурманская обл., Таймырский (Долгано- Ненецкий) АО, Иркутская обл., Якутия, Хабаровский край, Магаданская обл., Сахалинская обл. 7. «стагнирующие регионы» (24) Владимирская обл., Ивановская обл., Костромская обл., Смоленская обл., Архангельская обл., Новгородская обл., Псковская обл., Кировская обл., Брянская обл., Воронежская обл., Калужская обл., Курская обл., Тамбовская обл., Ростовская обл., Марий Эл, Пензенская обл., Саратовская обл., Ульяновская обл., Курганская обл., Бурятия, Хакасия, Читинская обл., Приморский край, Камчатская обл. 8. «трудоизбыточные южные регионы» (14) Белгородская обл., Краснодарский край, Адыгея, Кабардино- Балкария, Дагестан, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия – Алания, Ставропольский край, Астраханская обл., Волгоградская обл., Мордовия, Чувашия, Оренбургская обл., Алтайский край 9. «слаборазвитые инвестируемые регионы» (5) Республика Алтай, Амурская обл., Еврейская АО, Агинский Бурятский АО, Тверская обл. 10. «деградирующие республики и автономии» (6) Ингушетия, Калмыкия, Тыва, Коми-Пермяцкий АО, Усть- Ордынский Бурятский АО, Корякский АО

25 Классификация российских регионов по факторам и условиям экономического развития (часть 1) ГруппаРегионы 1. «крупнейшие научные центры» (5) Москва, Московская обл., Нижегородская обл., Санкт- Петербург, Калужская обл. 2. «центры наукоемкой промышленности» (10) Приморский край, Омская обл., Самарская обл., Пермская обл., Томская обл., Челябинская обл., Свердловская обл., Новосибирская обл., Ульяновская обл., Ленинградская обл. 3. «лидеры топливного комплекса» (3) Ямало-Ненецкий АО, Ханты-Мансийский АО, Ненецкий АО 4. «диверсифицирован- ные регионы с хорошей транспортной сетью» (11) Ярославская обл., Пензенская обл., Тульская обл., Тверская обл., Калининградская обл., Рязанская обл., Саратовская обл., Башкортостан, Татарстан, Воронежская обл., Владимирская обл. 5. «удаленные регионы с высокой фондовооруженнос- тью труда» (10) Еврейская АО, Амурская обл., Бурятия, Эвенкийский АО, Таймырский АО, Сахалинская обл., Хабаровский край, Читинская обл., Хакасия, Карелия

26 Классификация российских регионов по факторам и условиям экономического развития (часть 2) ГруппаРегионы 6. «освоенные регионы севера и востока со средней фондовооруженнос- тью труда» (13) Корякский АО, Камчатская обл., Магаданская обл., Тюменская обл., Якутия, Мурманская обл., Чукотский АО, Красноярский край, Иркутская обл., Тува, Кемеровская обл., Архангельская обл., Коми 7. «аграрно-индустриаль- ные регионы с приемлемой капитальной базой» (16) Ростовская обл., Краснодарский край, Астраханская обл., Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Дагестан, Алтайский край, Ивановская обл., Псковская обл., Ингушетия, Брянская обл., Новгородская обл., Смоленская обл., Кабардино-Балкария, Орловская обл., Белгородская обл. 8. «аграрно-индустриаль- ные регионы с изношенной капитальной базой» (20) Агинский Бурятский АО, Коми-Пермяцкий АО, Оренбургская обл, Удмуртия, Волгоградская обл., Курганская обл., Кировская обл., Р.Алтай, Ставропольский край, Вологодская обл., Липецкая обл., Усть-Ордынский Бурятский АО, Мордовия, Тамбовская обл., Марий Эл, Курская обл., Чувашия, Северная Осетия – Алания, Адыгея, Костромская обл.

27 Принципиальная схема анализа социально-экономических особенностей развития и оценки инвестиционных возможностей регионов

28 Содержание основных понятий Конкурентные преимущества региона – совокупность благоприятных внутренних и внешних факторов, предпосылок и условий, обеспечивающих возможность его устойчивого социально- экономического развития. Конкурентная позиция региона – равнодействующая всего комплекса его конкурентных преимуществ и действующих ограничений хозяйственного развития, рассматриваемая в контексте текущей экономической конъюнктуры и состояния рынков товаров его профилирующих отраслей (отраслей специализации). Потенциальная конкурентоспособность региона – способность региональной системы к устойчивому саморазвитию и обеспечению стабильного роста благосостояния населения на основе высокой эффективности межрегиональных и внешнеэкономических связей. Реальная конкурентоспособность региона - реально достигнутые результаты использования его конкурентных преимуществ в процессе текущей хозяйственной деятельности (степень фактической реализации конкурентной позиции региона на мировом, общероссийском и региональном рынках).

29 Взаимосвязь факторов конкурентного развития, конкурентной позиции и конкурентоспособности экономики региона

30 Уровневые (статические) показатели региональной конкурентоспособности Объем валового регионального продукта (с учетом уровня покупательной способности) на душу населения (в % в РФ); Общий объем экспорта (в страны ближнего и дальнего зарубежья) на душу населения (в % к РФ); Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП); Объем частных инвестиций на душу населения (в % к РФ); Сальдо прибылей и убытков организаций всех отраслей экономики на одного занятого.

31 Динамические показатели региональной конкурентоспособности Темпы роста реальных денежных доходов населения; Изменение (в процентных пунктах) доли прибыльных организаций во всех отраслях экономики; Прирост за расчетный период числа организаций, по отношению к их общему количеству на начало периода; Индекс динамики (в реальном выражении) налоговых и иных поступлений в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

32 Коэффициент отраслевой концентрации промышленного производства Херфиндаля-Хиршмана где xi – объем произведенной в i-той отрасли продукции, а 13 – число отраслей. Коэффициент может изменяться от 0 (все отрасли представлены в равной мере) до 1 (все промышленное производство в регионе обеспечивается одной отраслью)

33 Коэффициент отраслевой концентрации промышленного производства в РФ (часть 1) КоэффициентРегионы 0,11-0,15Волгоградская обл., Пермская обл. 0,16-0,18Кировская обл., Орловская обл., Иркутская обл., Новосибирская обл., Алтайский край, Московская обл., Ленинградская обл., Усть-Ордынский Бурятский АО, Ростовская обл., Респ. Марий Эл, Саратовская обл. 0,20-0,22Новгородская обл., Омская обл., Тульская обл., Еврейская АО, Свердловская обл., Мурманская обл., Костромская обл., Смоленская обл., Курская обл., Ставропольский край, Брянская обл., Ярославская обл. 0,23-0,25Томская обл., Воронежская обл., Пензенская обл., Псковская обл., Респ. Башкортостан, Амурская обл., Калининградская обл., Респ. Дагестан, Тверская обл., Москва 0,26-0,28Приморский край, Нижегородская обл., Респ. Алтай, Карачево-Черкесская Респ., Тамбовская обл., Респ. Бурятия, Ивановская обл., Удмуртская Респ., Рязанская обл.

34 Коэффициент отраслевой концентрации промышленного производства в РФ (часть 2) КоэффициентРегионы 0,29-0,31Белгородская обл., Калужская обл., Хабаровский край, Владимирская обл., Кемеровская обл., Респ. Адыгея, Респ. Тыва, Респ. Калмыкия, Респ. Татарстан, Санкт- Петербург, Таймырский АО 0,32-0,34Краснодарский край, Респ. Мордовия, Чувашская Респ., Респ. Карелия, Кабардино-Балкарская Респ., Оренбургская обл., Респ. Хакасия, Респ. Северная Осетия-Алания, Архангельская обл. 0,36-0,38Читинская обл., Курганская обл. 0,41-0,44Челябинская обл., Чукотский АО, Самарская обл. 0,45-0,47Ульяновская обл., Коми-Пермяцкий АО, Респ. Коми, Сахалинская обл. 0,48-0,50Вологодская обл., Астраханская обл., Респ. Ингушетия

35 Коэффициент отраслевой концентрации промышленного производства в РФ (часть 3) КоэффициентРегионы 0,51-0,53Корякский АО, Липецкая обл., Камчатская обл., Магаданская обл. 0,58-0,59Красноярский край, Эвенкийский АО 0,63Респ. Саха (Якутия) 0,74Агинский Бурятский АО 0,82-0,84Тюменская обл., Ханты-Мансийский АО-Югра 0,95-0,96Ямало-Ненецкий АО, Ненецкий АО