Богатство слов не составляет еще богатство языка. Гибкость, плавность, выразительность и вразумительность, разнообразие, наконец, удобное согласование.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация на тему: «Осень…» Выполнила учитель начальных классов Романова С.В.
Advertisements

Виды односоставных предложений 1 вариант Выделить грамматические основы 2 вариант Выделить грамматические основы Идут белые снеги, как по нитке скользя…
Урок русского языка для 8 классов на тему: Урок русского языка для 8 классов на тему: Виды односоставных предложений Презентацию подготовил учащийся 8.
Односоставные предложения главный член – сказуемое главный член – подлежащее определён- но-личное неопреде- лённо- личное обобщённо- личное безличное.
Частотность употребления в стихотворениях Н.Колычева односоставных предложений Рассмотрено 10 стихотворений, всего 114 предложения, из них односоставных.
Осень. Сказочный чертог, Всем открытый для обзора. Просеки лесных дорог, Заглядевшихся в озера. Как на выставке картин: Залы, залы, залы, залы Вязов, ясеней,
Синтаксические структуры художественных текстов Экспрессия назывных предложений.
Назывные предложения. Односоставные предложения. 8 класс.
Борис Пастернак Золотая осень. Мы познакомимся с лирическими произведениями русских поэтов XX века; 2 Мы научимся определять в стихотворении настроение.
Методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме: Урок русского языка в 6 классе Описание природы
Исследовательская работа на тему: «Назывные предложения в художественной литературе» Выполнила: Толочко Диана, ученица 9 «А» класса МБОУ лицея 9 г.Сальск.
Подготовлен учителем Заволжского лицея Голубевой Е.А г. Урок литературы в 5 классе.
Назывные предложения. *** Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца. Ряд волшебных.
Ночь улица фонарь аптека. 1. Характер грамматической основы Найдите назывные предложения. Подчеркните грамматическую основу, дайте её характеристику (состав,
Средства художественной выразительности. Эпитет – это одно слово ( обычно прилагательное ) в переносном смысле, которое говорит об отношении автора к.
Как весел грохот летних бурь, Когда, взметая прах летучий, Гроза, нахлынувшая тучей, Смутит небесную лазурь И опрометчиво-безумно Вдруг на дубраву набежит,
Муниципальное общеобразовательное учреждение Ремонтненская гимназия 1 С. Ремонтное год.
Виды односоставных предложений (на примере произведений Ф.И. Тютчева)
Федор Тютчев " ПРИХОД ВЕСНЫ " Зелень нивы, рощи лепет, В небе жаворонка трепет, Теплый дождь, сверканье вод,- Вас назвавши, что прибавить ? Чем иным тебя.
Тема: Односоставные предложения с главным членом – подлежащим. Назывные предложения.
Транксрипт:

Богатство слов не составляет еще богатство языка. Гибкость, плавность, выразительность и вразумительность, разнообразие, наконец, удобное согласование живого слова с понятием умственного языка – вот что необходимо. В.И.Даль

Отличительная черта русского синтаксиса – свобода передвижения слов внутри предложения. Она придает изобразительный заряд каждой синтаксической конструкции, которая сопровождается еще одним экспрессивным средством – интонацией, придающей предложению «жизнь», естественность, звучание, эмоциональность

Поражает богатство синтаксической синонимики, то есть возможность передать одно и то же содержание разными синтаксическими конструкциями

Попробуем подобрать синтаксические синонимы к предложению «Учитель должен учить» Обязанность учителя – учить. Учитель должен быть у-чи-те-лем. Учителю надо учить. Учитель – и будь учителем. Ты учитель – ты и учи! Что же учителю и делать, как не учить! Кому и учить, как не учителю?!

Конструкции со значением сравнения Конструкции со значением сравнения Период Экспрессия односоставных предложений

Способ выраженияПримеры 1. Сложноподчиненное предложение с придаточными сравнения (союзы что, как, как будто, будто, словно, точно) Он говорил с нами так спокойно, будто ничего не произошло 2. Сравнительный оборот с союзами что, как, как будто, будто, словно, точно Застыл, как изваяние 3. Существительное в Д.П. с предлогом подобно, через слова подобный, похожий Жужжало подобно пчеле 4. Существительное в Т.П.Завертелся волчком 5. Наречие, соответствующее моделям по- …ому, по- …ему, по-..и Ходить по-утиному, сидеть по- турецки 6. Фразеологические оборотыБежать как на пожар 7. Существительные в И.П. в роли сказуемого или приложения Глаза как блюдца

Определите, каким способом выражено сравнение в данных отрывках художественных произведений Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял (М.Лермонтов) Морозной пылью серебрится его бобровый воротник (А.Пушкин) На глаза осторожной кошки похожи твои глаза (А.Ахматова) Руки милой – пара лебедей – в золоте волос моих ныряют (С.Есенин) Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи (Ф.Тютчев) Лед неокрепший на речке студеной словно как тающий сахар лежит (Н.Некрасов) Ее глаза – как два тумана, полуулыбка, полуплач, ее глаза – как два обмана, покрытых мглою неудач (Н.Заболоцкий)

Вспомните, какой стилистический прием называется отрицательным сравнением. Используя данные примеры, расскажите об этом приеме. То не ветер ветку клонит, Не дубравушка шумит; То мое сердечко стонет, Как осенний лист, дрожит. Не кукушечка, братцы, во сыром бору Куковала, куковала. Не соловьюшка, братцы, в зеленом саду Громко свищет…свищет. Добрый молодец в неволюшке Слезно, горько плачет…плачет. Не осенний мелкий дождичек Брызжет, брызжет сквозь туман: Слезы горькие льет молодец На свой бархатный кафтан.

Выразительно прочитайте текст. Кто его автор? Используя данный отрывок, расскажите о развернутых сравнениях. Чичиков все еще стоял неподвижно на одном и том же месте, как человек, который весело вышел на улицу с тем, чтобы прогуляться, с глазами, расположенными глядеть на все, и вдруг неподвижно остановился, вспомнив, что он позабыл что-то, а уж тогда глупее ничего не может быть такого человека: вмиг беззаботное выражение слетает с лица его; он силится припомнить, что позабыл он, не платок ли, но платок в кармане, не деньги, но деньги тоже в кармане; все, кажется, при нем, а между тем какой-то неведомый дух шепчет ему в уши, что он позабыл что-то.

Необычайно экспрессивны односоставные предложения, в частности назывные. В них синтаксической природой заложены огромные изобразительные возможности: называя предметы, художники слова рисуют картины природы, обстановку, описывают состояние героя и дают оценку происходящему. Как на фотографии, запечатлевают они одно мгновение, один кадр. Они фиксируют только настоящее время (Бой. – ср.Был бой. Будет бой). Выразительность номинативных предложений наглядно продемонстрирована в знаменитом «безглагольном» стихотворении А.Фета «Шепот, робкое дыханье, трели соловья…». Но и поэты 20 в., и современные поэты питают особую склонность к номинативным предложениям.

*** Осень. Сказочный чертог, Весь открытый для обзора. Просеки лесных дорог, заглядевшихся в озера. Как на выставке картин : Залы, залы, залы Вязов, ясеней, осин В позолоте небывалой. Липы обруч золотой, Как венец на новобрачной. Лик березы под фатой, Подвенечной и прозрачной. Б. Пастернак

В лингвистике известно, что номинативными предложениями широко пользуются при записи в личных дневниках, письмах, записных книжках, т.е. в тех жанрах, которым свойственна непосредственность изложения мыслей, быстрота фиксации основных, главных деталей. Определите, как эта особенность языка используется в следующих поэтических текстах. Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертанья столицы во мгле. Сочинил же какой-то бездельник, Что бывает любовь на земле. А.Ахматова Третий класс. Температура. Значит, в школу не идти. Апельсин. Лимон. Микстура. Сладковатая почти. В.Соколов