Цели урока: 1. Повторить изученный материал по теме «Правописание корней с чередованием а - о, е – и»; 2. Развивать умение видеть, находить в художественном.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Орфограммы корня: Очарование – чары Питание – подпитывать Портфель директор Собирать - соберу.
Advertisements

Презентацию подготовила обучающаяся 10 А класса муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа 289 с углублённым изучением.
Правописание слов с чередующимися гласными в корнях.
1. Видеть чередующиеся гласные А13 Проверяемая безударная гласная 1. Видеть чередующиеся гласные Бер//бира Пер//пира Дер//дира Тер//тира Чет//чита Мер//мира.
Чередование гласных в корнях слов Бер-бир, пер-пир, мер-мир, стел-стил, дер-дир тер-тир,блест-блист и др. И Если после корня есть суффикса а Выбирать.
Дистанционное обучение Трудные вопросы орфографии Занятие 3 Безударные гласные.
Корни с чередованием Задание А 5. Корни, в которых правописание гласной зависит от ударения 1)ГАР-ГОР (под ударением пи­шется А, без ударения О) ЗАГАР.
Материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
Презентация по теме: «Чередующиеся гласные в корне».
Чередование гласных в корне. Вставьте пропущенные буквы Аб_туриент, ад_оптация, инв_юстиции, асс_цитация, в_кансия, к_нт_агент, ут_эпический, ан_логия,
1 Подготовь рассказ по плану ! - Что такое корень - Что присоединяется к корню? - Как выделяется корневая морфема? - Что может происходить в корне слова?
Безударные гласные в корне слова Интерактивный плакат Пермский край, Куединский район, с. Большой Талмаз, МОУ «Большеталмазская ООШ», учитель русского.
Безударная гласная в корне проверяемая непроверяемая чередующаяся проверочное слово проверочное слово слово +значение словарь.
1. -кос-//-лаг- пишутся если после корня стоит суффикс А -кос-//-лож- пишутся если после корня нет суффикса А Например: косаться, коснуться, полагать,
Безударные гласные в корнях слов. «Школа здоровья и индивидуального развития» Красногвардейского района. Русский язык, 10-11классы. Курсовая работа Мелешкиной.
Звуки речи. Звуки речи гласные согласные [а], [и], [о], [у], [э], [ы] ударные безударныезвонкиеглухие твердыемягкие [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [й],
Гласные в корне. Гласные в корне. проверяемыенепроверяемые чередующиеся.
Чередование согласных и гласных в корнях. Чередование звуков в корнях Гласные Согласные Сочетание звуков.
Русский язык в таблицах и схемах Гласные -а-о, -е-и в корнях с чередованием Часть 1.
Чередующиеся корни -ЛАГ- -ЛОЖ- Предлагать – предложить Излагать – изложить Полагаться – положиться.
Транксрипт:

Цели урока: 1. Повторить изученный материал по теме «Правописание корней с чередованием а - о, е – и»; 2. Развивать умение видеть, находить в художественном тексте изобразительно-выразительные средства языка, вырабатывать навык комплексного анализа текста, учить работать со словом с точки зрения не только грамматической, но и функционально- семантической; 3. Воспитывать бережное отношение к слову, любовь к русскому языку, интерес к творчеству писателей. Урок-повторение в 9 классе по теме « Правописание букв а-о, е-и в корнях с чередованием».

Дмитрий Николаевич Ушаков( ). Дмитрий Николаевич Ушаков( ).

от суффикса – а-от места ударенияот согласного от смысла -каса- -кос- а- если после корня стоит суф.-а-. о, если нет суф.-а- прикасаться, коснуться -гор- -гар- Загар, подгорелый искл.: выгарки -раст- -рос- - -ращ- выращенный, растениеи скл.: росток, отрасль, ростовщик,Ростисл ав, Ростов - лага- -лож- положить, прилагать искл.: полог -бер- - -бира- -дер- - -дира- -мер- - -мира- -пер- - -пира- -тер- - -тира- -блест- - -блиста- -жег- - -жига- -стел- - -стила- -чет- - -чита- искл.: сочетать, сочетание -зар- - зор- под удар.та буква, которую слышим, без ударения - а зорька, зарница искл.: зоревать -клан- - -клон-,- твар- - твор-,- плав- - плов-.Кланяться – поклониться - поклонение, творчество- творить- творец;утварь(устар.) плавать,плавучесть, поплавок; пловец. -скак- - скоч- скакать- выскочить; искл.: скачок, скачу. -мак- = погружать в жидкость, обмакнуть, -мок- = пропускать жидкость, вымокнуть. -равн- = «равный, одинаковый», -ровн-= «ровный, прямой».

-а(я)- -им-, -а(я)- - -ин-. -а(я)- -им-, -а(я)- - -ин-. Сочетания –им- (-ин-)пишутся в том случае, если после них стоит суффикс –а- (сжимать - сжать, снимать - снять).

Текст Дни стояли невыносимо жаркие, горячие, но в небольшом дубовом лесочке стояла живительная свежесть. Глянцевитые листья растений свежи, будто их только что обмакнули в блестящий воск.На торфяни- стой почве в изобилии произрастают целые семьи грибов. Из чащобы на опушку выскочил заяц, потихоньку стал пробираться от деревца к деревцу. А впереди расстилалась равнина. Лучи солнца касались верхушек деревьев. Но вот и вечер. Скоро поднимется луна, озарит таинственным светом всю окрестность, на небе загорятся звёзды. И начнётся великое таинство ночи.

задание Можно ли назвать данный отрывок текстом? Каковы признаки текста? Какова тема и основная мысль отрывка? К какому типу текста можно отнести этот отрывок? Как вы определили его стиль? Почему? О чём вы подумали, что представили себе, прочитав этот текст, что почувствовали? Обратим внимание на изобразительно-выразительные средства, лексику, использованные в этом отрывке. Какие части речи преобладают в описании?

-Сравнения -Эпитеты -Олицетворения Какими изобразительно-выразительными средствами языка передаёт автор зрительные впечатления?

Сравнения Помогают глубже, ярче показать описываемый предмет, ярко и эмоционально раскрывают картину, изображаемую художником слова. -Облака, как весенний запоздалый снег; -Облака,плоские и продолговатые,как опустившиеся, паруса, -Тучи, как нахмуренные брови.

-Эпитеты Металлическое сверкание листьев; Золотые чашечки куриной слепоты; Серебряные капельки росы; Жар раскалённой земли;

тест -Олицетворения Листья мёртвые; Листья дрожащие; Грибы сидели семьями; Ветерок просыпался и играл ; Ветерок резвился и щекотал.

Синтаксические конструкции. Какие? Какова их роль? Можно ли отнести к корням с чередованием слово косые?