Философия Лекция 3 Старший преподаватель кафедры философии Панькова Наталья Михайловна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Философия Макиенко Марина Алексеевна. Философия эпохи Средневековья.
Advertisements

Средневековая философия: патристика и схоластика
Философия эпохи Средневековья (V - XIV в.в.) Philosophia est ancilla theologiae.
Философия эпохи Средневековья II – XV вв.. Философия Средневековья - религиозная, христианская.
Тема урока:. Задачи урока: 1. Формирование представлений об особенностях средневековой философии. 2. Развитие умения самостоятельного построения логических.
Тема: Философия средних веков 1. Проблематика и специфика средневековой философии. 2. Философско-теологическое учение Августина Блаженного. 3. Философские.
Средневековая философия (4 – 15 вв.) Общие характеристики средневековой культуры: 1)приоритет религии (религия доминирует в культуре, преобладание в философии.
ТЕМА 3 Средневековаяфилософия. План 1. Основные черты средневековой философии. 2. Средневековая патристика. 3. Средневековая схоластика. Реализм и номинализм.
Философия Средних веков и эпохи Возрождения. Периодизация и особенности философии Средних веков В истории философии Средних веков выделяют два основных.
Спор об универсалиях
ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ
Философия Ф. Аквинского. Борьба номинализма и реализма в средневековой философии.
Фома Аквинский Материал подготовлен студенткой магистратуры Рыканцевой Ольгой.
Кафедра «Философии и психологии» Преподаватель Н.А.Царева Лекция 7. Религиозная концепция бытия.
Подготовил: Сагатканов А. студент группы 248, ОМ Проверил: Молдагалиев С.Е. Средневековая схоластика: Философия Аквинского.
I в. до н. э.V в. н. э. римская философия начала активно развиваться под сильным влиянием греческой. Наряду с римлянами, к римской философии относятся.
Средневековая философия Патристика МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии Prezentacii.com.
Тема 4 Западноевропейска я философия средневековья и нового времени.
Выполнила студентка Группы Ю-104 Чуева Яна. Христианская этика, или нравственное учение христианства, определяет моральные ориентиры человеческого поведения.
Средневековая философия. Выполнила студентка 4-2 группы Кузнецова Арина Преподаватель: Фураева А.А. Санкт-Петербург 2010 год.
Транксрипт:

Философия Лекция 3 Старший преподаватель кафедры философии Панькова Наталья Михайловна

Философия эпохи Средневековья 1. Основные характеристики философского мировоззрения эпохи Средневековья. 2. Философские направления Средневековья.

Основные характеристики философского мировоззрения эпохи Средневековья

Античность – политеизм – существование многих богов. Иудаизм, христианство, мусульманство: в основе – единобожие (или монотеизм). Усиление роли субъекта.

Особенности философского мировоззрения эпохи Средневековья 1. Теоцентризм 2. Креационизм 3. Провиденциализм

Теоцентризм – конкретно- исторический тип мировоззрения, характерный для средневековой философии.

Средневековая Фс ориентирована на религию. Бог - это абсолютное, совершенное, наивысшее бытие, источник жизни и блага.

Креационизм – учение о сотворении мира Богом из ничего. Бог – абсолютное начало, Остальной мир – его творение. Единственный способ познания сверхъестественного – вера.

Провиденциализм - понимание истории как осуществление заранее предусмотренного Богом плана спасения человека. Концепция линейного времени. Понятие прогресса.

2. Философские направления Средневековья. Патристика Схоластика Апологетика Классическая Догматика Ранняя Зрелая Поздняя

Патристика ( от греч. patér, лат. pater отец) – учение «отцов церкви» Совокупность философских и теологических доктрин христианства I – VIII вв. н.э. Представители: Тертуллиан (II-III вв. н.э.); Августин Аврелий (IV-V вв. н.э.); ; Григорий Нисский; Ансельм Кентерберрийский. Соборы: Никейский (325 г.) (двуединая природа И. Христа) Халкидонский (451 г.) (Триединство Бога)

Августин Аврелий ( гг.) Основные труды: «Исповедь», «О граде Божьем» «О граде Божием» - «первая мировая история». Человеческая история - есть борьба двух враждебных царств - царства приверженцев всего земного, врагов божьих, то есть светского мира (civitas terrena или diaboli), и царства Божия (civitas dei). Царство Божие Августин отождествляет с римской церковью. Основной тезис: «Верую, чтобы понимать!»

Учение Августина Блаженного: Бенедетто Бонфильи. Св. Августин и Св. Себастьян, XV в. При сотворении мира Бог заложил в материальный мир в зародыше формы всех вещей, из которых они затем самостоятельно развиваются. Бог бестелесен, а значит божественное начало бесконечно и вездесуще. Сотворив мир он позаботился о том, чтобы в мире царил порядок.

Учение Августина Блаженного Человек - это душа, которую вдохнул в него Бог. Тело (плоть) презренны и греховны. Душа есть только у людей, животные её не имеют. Человек создавался Богом, как свободное существо, но, совершив, грехопадение, сам выбрал зло и пошёл против воли Бога. Так возникает зло, а человек становится несвободным. Человек несвободен и неволен ни в чём, он всецело зависит от Бога.

Характерные черты средневековой философии: На первое место средневековые философы ставили нравственность. Мир представлен в виде иерархии на вершине которой Бог. Вершина общества человеческого – двойная: император и папа. Природа стоит ниже человека.

Теодицея – оправдание Бога С. Ботичелли. Св. Августин В мире творится зло. Почему Бог допускает зло? Все сотворенное Богом в той или иной мере причастно к абсолютной доброте. Поэтому в природе, в людях, в обществе заключено добро. Зло - не сила, которая существует сама по себе, а ослабленное добро, необходимая ступень к добру. Видимое несовершенство является частью мировой гармонии. Мучащее человека зло в конечном счете оборачивается добром. Так, например, человека наказывают за преступление (зло) с целью принести ему добро через искупление и муки совести, что приводит к очищению. Иными словами, без зла мы не знали бы, что такое добро.

Схоластика – (от греч. scholastikos - школьный, ученый) - совокупность философских учений, в рамках которых осуществляется попытка рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение. Схоластика – синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля. Основные направления: Реализм Фома Аквинский; Дунс Скотт Номинализм Иоанн Росцелин; Уильям Оккам; Иоанн Буридан.

Основные проблемы схоластики: Проблема веры и разума; способы познания Спор об универсалиях: Как всеобщее существует в частном?

Проблема универсалий роды и виды существуют ли в реальности или же только в мысли? если допустить, что они существуют реально, то телесны они или бестелесны? и существуют ли они отдельно от чувственных вещей или же в самих вещах?

Номинализм: философское учение, согласно которому имена свойств, классов и отношений не являются собственными именами, то есть именами отдельных единичных «сущностей» - реальных или идеальных, а суть только общие имена, своего рода переменные, вместо которых можно подставлять имена единичных сущностей (например, вместо общего имени «человек» - собственные имена «Пётр», «Павел», «Анна», «Мария» и т.д.) Реальны только единичные вещи. Реализм: приписывает действительность общим идеям. Таким образом, этот реализм есть то, что с другой точки зрения называется идеализмом (Платон). Откуда люди знают о Боге, если в единичных вещах он не дан? Реальны только общие понятия.

Фома Аквинский (1225 – 1274 гг.) Основное произведение: «Сумма теологий» Объединяет христианское вероучение с философией Аристотеля; Проблема веры и разума; Пять доказательств бытия Бога. Основной тезис: «Понимаю, чтобы верить!»

Петр (Пьер)Абеляр ( гг.) Жан Виньо «Каноник Фульбер застает врасплох Абеляра и Элоизу» Представитель концептуализма – философского учения, согласно которому познание проявляется вместе с опытом, но не исходит из опыта. Бог дал человеку все силы для достижения благих целей, следовательно, и ум, чтобы удержать в пределах игру воображения и направлять религиозное верование. Вера, по Абеляру, основывается на убеждении, достигнутом путём свободного мышления; потому вера, приобретённая без содействия умственной силы и принятая без самостоятельной проверки, недостойна свободной личности. Единственными источниками истины являются диалектика и Священное писание. Даже апостолы и отцы церкви могли заблуждаться. Т.о. любая официальная догма церкви, не основанная на Библии, в принципе могла быть ложной.

Иоанн Дунс Скот ( гг.) Индетерминист - признавал первенство воли над умом как у человека, так и у Бога; придавал громадное значение индивидуальности, индивидуальной свободе (в отличие от Ф. Аквината). С точки зрения Д. Скота, всё действительное познается только эмпирически, через своё действие. Внешние вещи действуют на нас в чувственном восприятии, и наше познание со стороны реальности своего содержания зависит от предмета, а не от субъекта. Преподавал богословие в Оксфорде и Париже. Собрание сочинений Скота включает 12 томов.

Уильям Оккам ( гг.) Сторонник номинализма. Существует только индивидуальное, а универсалии существуют только благодаря абстрактному мышлению в человеческом уме. Существенный вклад сделал в теорию познания. Один из величайших логиков всех времен. Был убежден в рациональности мира и наличии изначальной гармонии слова и бытия. Бритва Оккама - принцип, лаконично сформулированный, как: «Не должно множить сущее без необходимости» или более современным языком: «Не следует умножать сущности сверх необходимого».

Задание к самостоятельной работе: Прокомментируйте высказывание И.Бродского: «Неверье – слепота, но чаще – свинство!» с позиции средневековых философов. Спасибо за внимание!