Влияние деятельности социально-психологической службы школы на развитие адаптивных качеств школьника. Булычева Т.В. старший преподаватель кафедры педагогики.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ.
Advertisements

«Личность успешная по образовательному маршруту»..
Самоуправление в лицее 1580 при МГТУ им. Н. Э. Баумана.
Внеурочная деятельность младших школьников в рамках ФГОС второго поколения в МБОУ «Верхнеачакская СОШ»
Развитие у обучающихся способности к самоорганизации, самореализации на основе компетентного подхода в воспитании.
- это научно обоснованная система социально - экономических, психолого - педагогических, медико - биологических и производственно - технических мер по.
Психолого-педагогическое сопровождение детей- инвалидов в условиях инклюзивного образования Педагог-психолог МОУ СОШ 34 Литовченко И.А.
Совместное заседание Кафедры педагогики и МО классных руководителей.
Управление процессом интеграции основного и дополнительного образования в гимназии 3 Управление процессом интеграции основного и дополнительного образования.
Программа воспитательной работы с классом «Твой выбор» Составила: Пелагеина Елена Владимировна МБОУ гимназия г. Советский.
Роль классного руководителя в предпрофильной подготовке и профильном обучении учащихся Маргорина А.В. - председатель школьного методического объединения.
Зам. директора МОУ «СОШ 14» Власова Анна Вячеславовна «Связь общего и дополнительного образования – формирование основ гражданско – нравственной культуры.
Программа « Волшебные острова» 1.воспитание направлено на всестороннее развитие ребёнка, основой развития младшего школьника является нравственное формирование.
Раздел I Паспорт Программы развития Раздел II Содержание программы Раздел III Цель, задачи, основные направления, этапы программы развития, Раздел IV основные.
Составила: Гришина Е.В., учитель начальных классов высшей квалификационной категории.
Муниципальное образовательное учреждение Набережная средняя общеобразовательная школа Каргатского района Новосибирской области Аналитический отчёт педагога-психолога.
Основные задачи и функции классного руководителя в свете реализации приоритетного национального проекта «Образование»
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ муниципального образовательного учреждения Березовской средней общеобразовательной школы 1.
Программа социокультурной внеаудиторной воспитательной деятельности по профессии «Повар, кондитер»
«ВВЕДЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ: ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ.
Транксрипт:

Влияние деятельности социально-психологической службы школы на развитие адаптивных качеств школьника. Булычева Т.В. старший преподаватель кафедры педагогики и психологии, Зеленодольский филиал Института экономики, управления и права (г. Казань)

Критерии эффективности совместной деятельности школьника и психолога субъективныеобъективные

Объективные критерии эффективности совместной деятельности школьника и психолога успешность собственно учебной деятельности (текущая и годовая успеваемость); стабильность в процессе учебы функционального состояния организма учащихся (гомеостаз психики и всего организма в целом); отсутствие резких сдвигов в состоянии психофизиологических функций; отсутствие ярко выраженных признаков утомления при выполнении учебной деятельности; когнитивные способности (память, внимание, восприятие мышление, способность мыслить нестандартно); индивидуально-типологические особенности личности, темперамент; учебная мотивация.

Субъективные критерии эффективности совместной деятельности школьника и психолога удовлетворенность процессом обучения; удовлетворенность коллективом и сложившимися в нем отношениями (психологическим климатом); проявление учащимся активности в учебной и общественной деятельности; принятие себя в той роли, которая на каждом жизненном этапе необходима (абитуриента, молодого рабочего, студента, военнослужащего срочной службы и т.п.); адекватная оценка своих способностей на настоящем этапе; наличие реального плана в профессиональном и личностном самоопределении; динамичность как способность реагирования на условия и адаптация (приспособление) к ним с оптимальным уровнем энергетических затрат.

Каждая российская школа должна стать школой для всех и каждого, на базе которой создавались бы благоприятные условия для формирования и развития адаптивных качеств личности, подготовки к самостоятельной жизни в новом, быстро меняющемся обществе.

Социально-психологическая служба Является необходимым компонентом системы среднего образования; Целесообразность ее функционирования определяется насущной потребностью школы в такой организации своей деятельности, которая бы обеспечила развитие индивидуальных особенностей и творческого отношения к жизни каждого школьника; Опираясь на свои профессиональные знания о возрастных закономерностях психического развития, психической деятельности и поведения человека, их зависимости от социума, организации учебно-воспитательного процесса, психолог обеспечивает возможности для индивидуального подхода к школьнику, определяет его способности, причины возможных отклонений от индивидуальной траектории развития; Психологическая служба способствует повышению эффективности учебно-воспитательной деятельности школы, формированию социально активной личности.

Основные цели СПС: Содействие формированию личности молодого человека; Содействие становлению индивидуальности и творческого отношения к жизни на всех этапах обучения; Развитие способностей и склонностей школьников; Изучение особенностей психического развития школьников, профилактика отклонений от индивидуальной траектории развития.

Деятельность социально-психологической службы связана с определенными трудностями: Недостаточность материально-технической базы (финансирование учебных заведений во все времена недостаточно); В сознании достаточно большого числа родителей укрепились диаметрально противоположные установки – одни родители считают, что воспитанием детей должна заниматься школа - родители самоустранились из процесса воспитания; другие – не только некомпетентно вмешиваются в УВП, но и используют различные рычаги власти, чтобы создать для своего ребенка привилегированные условия, порою в ущерб другим детям; Устаревшие индивидуальные установки сотрудников и преподавателей учебного заведения.

Стандарт школьного образования включает только два компонента, которые необходимы для формирования адаптивных качеств личности: «теоретические знания» - весь комплекс наук, которые формируют фундаментальную базу подготовки школьника; «практические знания» - область владения какими-либо умениями, навыками.

В образовательном школьном стандарте отсутствуют такие важные компоненты как «индивидуально-личностное развитие» «социально-психологические знания»

Социальный запрос современного общества к школе можно сформулировать следующим образом

Выпускник школы имеет: - Широкий кругозор, стремление и способность постоянно расширять этот кругозор. - Обладает навыками саморазвития и стремится самосовершенствованию. - Умеет оценивать себя, свои действия и поступки, действия и поступки окружающих. - Умеет проектировать на себя мир, соотносить свои ценности с общечеловеческими ценностями. - Здоров душой и телом. Физически совершенен и активен. - Владеет навыками саморегуляции состояния и настроения. - Социально зрелая личность, имеющая четкие социальные ориентиры, но не в ущерб нравственности. - Социально активный член общества, коллектива, семьи. - 0бладает навыками общения и взаимодействия с окружающими, причем, не теряя своего личностного Я, и соблюдая интересы других, коммуникабелен, то есть осуществляет основные человеческие функции – продолжает свой род и создает материальные условия для будущих поколений

Целеориентированные действия психолога в создании условий успешной адаптации школьника в период обучения нами были выстроены в систему социально-психологического стимулирования

Я Я - Духовное Я - Физическое Я - Социальное Я - Интеллектуальное

Программа «Я - Телесное» Участие в городских, районных, республиканских программах содействия здоровью. Распространение памяток по сохранению и укреплению здоровья; Организация встреч школьников со специалистами (нарколог, психотерапевт, венеролог, специалист из центра планирования семьи) медицинских учреждений (лекции, беседы); Реализация оздоровительных систем: соблюдение режима двигательной активности (кроме занятий физкультуры в соответствии с учебными программа и планами, играв настольный теннис в свободное от занятий время,, спортивно-массовая работа – зимние и летние Дни здоровья и спортивные праздники; Факультативный или элективный курс Мое здоровье в соответствии с учебными планами и программами. Ежегодные профилактические медицинские осмотры школьников и преподавателей; Психологическое просвещение школьников по различным вопросам физического и психического здоровья; Организация психологического консультирования школьников, педагогов, родителей; Психопрофилактическая работа со школьниками входящими в группу риска; Ежегодно в рамках школьного самоуправления проводится акция Мы, против наркотиков!, выпуск стенных газет, информационных и сигнальных листов, рекламных плакатов по антинаркотической тематике; Проведение Малых олимпийских игр в рамках шеолы, спортивных соревнований по летним и зимним видам спорта; Работа спортивных секций (мини футбол, волейбол, баскетбол).

Программа «Я - Социальное» Организация правового образования учащихся (с приглашением работников прокуратуры, милиции, наркоконтроля, налоговой инспекции); Проводим диагностические исследования школьной адаптации и психологическое сопровождение адаптационного периода; Создана программа Социально-психологическая адаптация школьников; Разрабатывается программа психологического сопровождения школьников при подготовке к ЕГЭ; Диагностическое исследование и консультирование, с целью активизировать стремление к самостоятельному и осознанному выбору профиля обучения и будущей профессии с учетом полученных знаний о себе, своих способностях, возможностях и перспектива их развития; Изучение социальных условий жизни школьников, нуждаются в своевременной психологической помощи; Создаем условия для успешного взаимодействия школьника со всеми участниками УВП; Психологическое просвещение как приобщение сотрудников и педагогов, школьников к психологическим знаниям;

Программа «Я - Духовное» - Создание комфортных условий для обучения (уютные учебные аудитории, стадион, актовый зал, столовая, библиотека с читальным залом, просторные рекреации для отдых в перерывах между лекциями, благоустроенная озелененная территория вокруг школы) - Систематическое знакомство с новинками литературы, искусства и использование интернт-технологий в учебно-воспитательном процессе; - Использование технологий гуманистического воспитания в учебно-воспитательном процессе; - Формирование толерантности у школьников (в рамках изучения предметов: истории Татарстана, история России и др., а так же предметов физико-математического цикла – умения принять чужую техническую идею); - Мероприятия направленные на формирование чувства патриотизма и гражданской позиции (Дни школы, День молодежи, День Республики, День города молодежные политические акции и др.); - Волонтерская помощь ветеранам ВОВ и ветеранам труда; - Изучение нравственного климата в учебных группах; - Участие школьников в художественной самодеятельности, КВН; - Организация экскурсий по музеям и театрам РТ и РФ. - Проведения различных конкурсов, литературных вечеров; театрализованных представлений; - Организация и проведение благотворительных концертов в День матери, День пожилого человека, 8 Марта, 9 Мая; Новый год, Сабантуй, день молодежи и т.п. - Проведение различных акций: Акция милосердия, Аукцион доброты и др. - Создание системы образовательно-воспитательных мероприятий, направленных на формирование адекватных жизненных ценностей

Программа «Я - Интеллектуальное» Реализация индивидуально-ориентированных технологий – школьники имеют право на индивидуальный график сдачи текущих семинаров, зачетов, контрольных; Участие в предметных олимпиадах и конкурсах; Участие в научных и научно-практических конференциях и семинарах; Ежегодное участие в научных и научно-практических конференциях; Использование модульных технологий обучения; технологий блочно-модульного обучения; разноуровневого обучение; коллективной системы обучения; ТРИЗа; Исследовательские методы в обучении; проектных методов обучения; технологии дебаты на предметах гуманитарного и технического цикла; лекционно-семинарско-зачетной системы обучения; рейтинговой системы обучения; технологии развития критического мышления; обучения в сотрудничестве; информационно-коммуникуционных технологий; системы инновационой оценки портфолио; технологий дистанционного обучения; компьютерных технологий; игровых технологий; Осуществление работы со школьниками: испытывающими трудности в обучении - консультации по развитию общих способностей психических процессов, отработке учебных навыков, выработке адекватной самооценки; со школьниками со средними способностями - развитие познавательной сферы, развитие коммуникативных способностей; со школьниками, одаренными – адекватная самооценка, понижение уровня тревожности, развитие творческих способностей; Консультирование одаренных детей и их родителей, с целью оказания психологической и методической помощи

Совместная работа психолога и классного руководителя с классом Классный руководитель ПСИХОЛОГ Завучи Актив школы Учебный класс Преподаватели

Спасибо за внимание