Содержание и требования федеральных государственных образовательных стандартов 3-го поколения Сообщение проректора по учебно- методической работе Г.А.Шабанова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
Advertisements

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) © Г.Н. Варковецкая, канд. пед. наук, ИПО РАО, 2008.
Особенности проектирования и реализации вузовских образовательных программ на основе ФГОС ВПО.
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
Основные образовательные программы Рекомендации по формированию.
Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
Учебно-методическая секция О разработке магистерских программ на основе Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального.
Консультация для преподавателей Муниципальное образовательное учреждение высшего профессионального образования Южно-Уральский профессиональный.
Москва, МГППУ 2013 Квалификации : Академический бакалавр Прикладной бакалавр.
Рекомендации по введению в вузах ФГОС ВПО III III поколения в области хореографического искусства и разработке основных образовательных программ АКАДЕМИЯ.
1 Дисциплина «Финансы» Интерактивные формы, используемые в процессе проведения семинарских (практических) занятий Группа ФК2-16с к.э.н., доцент Растеряева.
Конституционное право Российской Федерации Ведущая отрасль российского права. Устанавливает основополагающие принципы устройства общества и государства.
Реализация образовательных программ при переходе на ФГОС по специальностям – педиатрия, фармация Марина Михайловна Цветкова.
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ СОВЕТ 12 апреля 2010 г. « П роектирование образовательных программ на основе ФГОС ВПО в области «Образование и педагогика» (бакалавриат.
« Математика и информатика » I курс.12 группа Ефимова Валерия Игоревна Московский Государственный Областной Университет.
ПЕРЕЧЕНЬ КРИТЕРИЕВ показателей деятельности образовательного учреждения ВПО, необходимых для установления его государственного статуса Критерии показателей.
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавриата, которая включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных.
1 Дисциплина «ДКиФС», Раздел «Финансовая система» Интерактивные формы, используемые в процессе проведения семинарских (практических) занятий Группа ФК1-14,
Федеральный государственный образовательный стандарт ВПО.
Показатели оценки соответствия учебных планов требованиям ФГОС С.С. Андриянов - зам. начальника УМЛ и МО.
Транксрипт:

Содержание и требования федеральных государственных образовательных стандартов 3-го поколения Сообщение проректора по учебно- методической работе Г.А.Шабанова на научно-методическом занятии с заведующими кафедрами

Основные термины ФГОС вид профессиональной деятельности – методы, способы, приемы, характер воздействия на объект профессиональной деятельности с целью его изменения, преобразования; зачетная единица – мера трудоемкости образовательной программы ( з6 часов); компетенция - способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области (общекультурные и профессиональные); модуль – совокупность частей учебной дисциплины (курса) или учебных дисциплин (курсов), имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам воспитания, обучения; направление подготовки – совокупность образовательных программ различного уровня в одной профессиональной области; объект профессиональной деятельности – системы, предметы, явления, процессы, на которые направлено воздействие;

Основные термины ФГОС область профессиональной деятельности – совокупность объектов профессиональной деятельности в их научном, социальном, экономическом, производственном проявлении; основная образовательная программа бакалавриата (бакалаврская программа) - совокупность учебно-методической документации, включающей в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии; профиль – направленность основной образовательной программы на конкретный вид и (или) объект профессиональной деятельности; результаты обучения – усвоенные знания, умения, навыки и освоенные компетенции; учебный цикл - совокупность дисциплин (модулей) основной образовательной программы, обеспечивающих усвоение знаний, умений и формирование компетенций в соответствующей сфере научной и (или) профессиональной деятельности.

Выпускник вуза с квалификацией «бакалавр» должен обладать следующими компетенциями: МАКЕТ ФГОС Общекультурными Профессиональными ФГОС Юриспруденция Универсальные: -общенаучные; - инструментальные; - социально-личностные; -общекультурные Профессиональные -нормотворческой деятельности; - правоприменительной деятельности; - правоохранительной деятельности; -консультационной деятельности;

Общекультурные компетенции бакалавра (ОК) владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1); умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2); готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3); способен находить организационно - управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность (ОК-4); умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5); стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6); умеет критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7); осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 8); использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9); использует основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10); осознает сущность и значение информации в развитии современного общества; владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК-11); имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12); способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13); владеет одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-14); владеет основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК- 15) и т.д.)

Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация выпускников Наименование ООП Квалификация (степень) Нормативный срок освоения ООП, вклю- чая последип- ломный отпуск Трудоем- кость (в зачетных единицах Код в соот- ветствии с принятой классифи- кацией ООП Наименование ООП бакалавриата 62бакалавр 4 года240 ООП магистра 68магистр2 года120 1.Сроки освоения основной образовательной программы бакалавриата по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на один год на основании решения ученого совета высшего учебного заведения. 2.Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.

Основные образовательные программы бакалавриата РАЗДЕЛЫ физическая культура учебная и производственная практики итоговая государственная аттестация ЦИКЛЫ ( интервал 10 з.е.) гуманитарный, социальный и экономический цикл Базовая часть Вариативная часть математический и естественнонаучный цикл профессиональный цикл Базовая часть Вариативная часть Базовая часть Вариативная часть

Основные образовательные программы магистратуры РАЗДЕЛЫ практики и научно- исследовательская работа итоговая государственная аттестация ЦИКЛЫ

Требования к составлению учебного плана Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Суммарная трудоемкость базовых составляющих каждого учебного цикла должна составлять не более 50% от их общей трудоемкости. Базовая (обязательная) часть цикла «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: «История», «Философия», «Иностранный язык». Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». ООП должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает Ученый совет вуза

Структура ООП бакалавра Код УЦ Учебные циклы, частиТрудоем- кость Обязательные дисциплины Коды формируемых компетенций Б.1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл История, Философия, Базовая частьИностранный язык Вариативная часть Б.2 Мат. и естественнонауч. цикл Базовая часть Вариативная часть Б.3 Профессиональный циклБезопасность Базовая частьжизнедеятельности Вариативная часть Б.4 Физическая культура 2 (400 ч.) Б.5 Учебная и произ. практики 15 (10 н.) Б.6 Итоговая государственная аттестация 15 (10 н.) Общая трудоемкость ООП240

Требования к условиям реализации ООП бакалавриата Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Программа бакалавриата должна включать лабораторные практикумы и практические занятия В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее ___% аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более ___% аудиторных занятий. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.

Требования к условиям реализации ООП бакалавриата Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП в очной форме обучения составляет _____ академических часов. (В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в неделю при освоении ООП по очно-заочной (вечерней форме) не может составлять более 16 академических часов Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год при освоении ООП по заочной форме обучения не может составлять более 200 академических часов. Раздел «Физическая культура» трудоемкостью 2 зачетные единицы реализуется, как правило, в объеме 400 часов (очная форма), при этом объем практической, в том числе игровых видов подготовки, должен составлять не менее 360 часов. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули, курсы) становятся для них обязательными.

Требования к организации учебной и производственной практик Раздел «Учебная и производственная практики» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики. Практики могут проводиться в сторонних организациях (предприятиях, НИИ, фирмах) или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом. По итогам практики проводится аттестация, требования к которой будут указаны в ФГОС по каждой ООП. Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа студентов. В случае ее наличия при разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно определить виды, этапы научно-исследовательской работы, в которых студент должен принимать участие.

Кадровое обеспечение учебного процесса Требования к ППС ООП бакалавра ООП магистра 1 Базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью да 2 Иметь ученую степень и/или ученое звание, 60%80% 3 в т.ч. докторов наук, профессоров 8%12% 4 Преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений. ?%20% 5 % от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет. ?%нет По направлениям подготовки «Культура и искусство», к преподавателям с учеными степенями и/или учеными званиями приравниваются лица без ученых степеней и званий, имеющие государственные почетные звания, лауреаты международных и всероссийских конкурсов, лауреаты государственных премий в соответствующей профессиональной сфере

Требования к руководителям программ магистра При реализации магистерских программ, ориентированных на подготовку научных и научно-педагогических кадров, не менее 75% преподавателей, обеспечивающих учебный процесс, должны иметь ученые степени кандидата, доктора наук. Общее руководство научным содержанием и образовательной частью магистерской программы должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученую степень доктора наук и (или) ученое звание профессора соответствующего профиля, стаж работы в образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее 3 лет. Для штатного научно-педагогического работника вуза, работающего на полную ставку, допускается одновременное руководство не более чем двумя магистерскими программами; для внутреннего штатного совместителя - не более одной магистерской программой. Непосредственное руководство магистрантами осуществляется руководителями, имеющими ученую степень и ученое звание. Допускается одновременное руководство не более чем тремя магистрантами. Руководители магистерских программ должны регулярно вести самостоятельные исследовательские (творческие) проекты или участвовать в исследовательских (творческих) проектах, иметь публикации в отечественных научных журналах (включая журналы из списка ВАК) и/или зарубежных реферируемых журналах, трудах национальных и международных конференций, симпозиумов по профилю, не менее одного раза в пять лет проходить повышение квалификации.

Спасибо за внимание