Писатели не умирают, покуда их книги живы... Урок литературы в 7 классе Учитель: Толстихина Н.А.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
В.П.Астафьев Родился 2 мая 1924 г. в деревне Овсянка Красноярского края.
Advertisements

Виктор Петрович Астафьев родился в 1924 году в Красноярском крае. Детство писателя было трудным. Мальчику было всего семь лет, когда погибла его мать.
Первое знакомство с творчеством В.П. Астафьева.. Современная литература богата любимыми именами, но имя Виктора Петровича Астафьева особенно дорого всем.
В.П. Астафьев Рождённый Сибирью. Биографический этюд по произведениям писателя.
Тема: Свет пряничного коня. Тема : Свет пряничного коня.
«Уроки доброты в рассказе Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой» 1.
«Бабушкин пряник – светлая радость детства» По рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой »
Виктор Петрович Астафьев( ). -Он же российский и советский писатель, Герой Социалистическо го Труда, лауреат двух Государственных премий СССР.
«И близких всех душа не позабудет…» Рассказ В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» в контексте повести «Последний поклон».
В.П. Астафьев. Детские годы. Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924г. в с. Овсянка, что на берегу Енисея, недалеко от Красноярска. Мать – Лидия Ильинична,
Виктор Петрович Астафьев (1924 – 2001 г.г.) «Васюткино озеро» озеро» Урок литературы в 5 классе в 5 классе Смурова Т.Н., учитель русского языка и литературы.
«Васюткинами тропами» (по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро» Автор проекта: учитель русского языка и литературы Павлухина Л.А.
МКОУ Городокская СОШ 2 Астафьевские чтения. Зачем и как читать книги? « В книге ищи не буквы, а мысли ». Пословица « Книга учит даже тогда, когда вы этого.
Виктор Петрович Астафьев (1924 – 2001) Природы-матушки посланник, Сумевший обуздать свой век, Нет, он не Бог и не наставник, Он просто русский человек.
Н.А Некрасов «Крестьянские дети» Тема детства в произведении В них столько покоя, свободы и ласки, В них столько святой доброты! Я замер: коснулось души.
МБОУ СОШ 31 г. Красноярска Туезова Т.Ф. 2011г.. Звери, птицы, растения проживут и без нас, а мы без них обязательно погибнем (В. Астафьев). Человек должен.
МОУ "Янтиковская СОШ" Неофитова Елена Виктор Петрович Астафьев.
Виктор Петрович АСТАФЬЕВ ( ). Деревня овсянка под красноярском.
Виктор Петрович Астафьев (1924 – 2001 г.г.) «Васюткино озеро» озеро» Урок литературы в 5 классе в 5 классе Смурова Т.Н., учитель русского языка и литературы.
В.П.Астафьев «Васюткино озеро» учитель Веденяпина Ольга Геннадьевна МБОУ СОШ 83.
Транксрипт:

Писатели не умирают, покуда их книги живы... Урок литературы в 7 классе Учитель: Толстихина Н.А.

В.П.Астафьев. Повесть «Последний поклон» Рассказ «Деревья растут для всех» Жизненные уроки бабушки Екатерины Петровны

Эпиграфы Музыка, звучащая во мне на протяжении всего времени работы над «Поклоном», будет звучать до конца моих дней, и животворящий свет детства, выплеснувшийся на ее страницы, будет до последнего вдоха озарять мою жизнь В.П.Астафьев Бабушка, бабушка! Виноватый перед тобою, я пытаюсь воскресить тебя в памяти, рассказать о тебе людям… Непосильная это работа… Согревает меня лишь надежда, что люди, которым я рассказал о тебе, в своих бабушках и дедушка, в своих близких и любимых людях отыщут тебя и будет твоя жизнь беспредельна и вечна, как сама человеческая доброта. В.П.Астафьев

Ход урока Звучит запись выступления В.П.Астафьева

Вступительное слово учителя Прозвучал родной и до боли знакомый голос Виктора Петрович, который призывает нас к вдумчивому и серьезному разговору год объявлен годом В.П.Астафьева. Первого мая весь мир отметил восьмидесятилетие со дня рождения писателя. Мы с вами не могли остаться в стороне. Серьезно занялись чтением и осмыслением рассказов, вошедших в повесть «Последний поклон». Провели уроки по рассказам: «Далекая и близкая сказка», «Зорькина песня», «Гуси в полынье». С большим вниманием прослушали композицию «Мальчик в белой рубашке», в которой используется музыка О.Меремкулова. Сегодня знакомство с еще одним рассказом В.П.Астафьева.

Тест: «Биография и творчество В.П.Астафьева» 1. В каком селе Красноярского края родился В.П.Астафьев Малаховка Новоселовка Овсянка Шушенское 2. Кто из поэтов был учителем литературы у Астафьева? В.Белкин И. Рождественский К. Лисовский В. Назаров 3. Какую специальность он приобрел, закончив ФЗУ? Токарь Слесарь Повар Составитель поездов

Тест: «Биография и творчество В.П.Астафьева» 1. В каком селе Красноярского края родился В.П.Астафьев Малаховка Новоселовка Овсянка Шушенское 2. Кто из поэтов был учителем литературы у Астафьева? В.Белкин И. Рождественский К. Лисовский В. Назаров 3. Какую специальность он приобрел, закончив ФЗУ? Токарь Слесарь Повар Составитель поездов

4. Как называлось школьное сочинение В.П.Астафьева, положенное позднее в основу рассказа «Васюткино озеро»? «Спасен» «Жив» «Трудные испытания» Заблудился» 5. Назовите воинское звание Виктора Петровича Младший лейтенант Старший лейтенант Рядовой Майор 6. Какое из произведений входит в книгу «Последний поклон»? «Кража» «Далекая и близкая сказка» «Звездопад» «Царь-рыба»

4. Как называлось школьное сочинение В.П.Астафьева, положенное позднее в основу рассказа «Васюткино озеро»? «Спасен» «Жив» «Трудные испытания» Заблудился» 5. Назовите воинское звание Виктора Петровича Младший лейтенант Старший лейтенант Рядовой Майор 6. Какое из произведений входит в книгу «Последний поклон»? «Кража» «Далекая и близкая сказка» «Звездопад» «Царь-рыба»

7. Узнай героя: «Роста он был небольшого, хром на одну ногу и …У него были очки. Единственный человек в селе, у которого были очки. Они вызывали пугливую учтивость не только у нас, ребятишек, но и у взрослых… На скрипке редко, очень, правда, редко играл… тот загадочный, не из мира сего человек…» Витя Потылицын Кеша Вася-поляк Кольча-младший 8. Узнай героя: «Ее губы мелко-мелко- задрожали, но она не позволила ослабиться себе еще раз, не расплакалась, захлопнула крышку сундука, пошла в куть.» Тетка Августа Бабушка Екатерина Петровна Тетка Васеня Танька

7. Узнай героя: «Роста он был небольшого, хром на одну ногу и …У него были очки. Единственный человек в селе, у которого были очки. Они вызывали пугливую учтивость не только у нас, ребятишек, но и у взрослых… На скрипке редко, очень, правда, редко играл… тот загадочный, не из мира сего человек…» Витя Потылицын Кеша Вася-поляк Кольча-младший 8. Узнай героя: «Ее губы мелко-мелко- задрожали, но она не позволила ослабиться себе еще раз, не расплакалась, захлопнула крышку сундука, пошла в куть.» Тетка Августа Бабушка Екатерина Петровна Тетка Васеня Танька

9. «Занимался…рыбалкой и охотой, без особого, правда, успеха. Менял лошадей, собак и засорил завезенными из города чудищами благородную породу охотничьих лаек в наших окрестных селах… Дедушка Дед Павел Дядя Коля Левонтий 10. «Я всегда был в семье на особом положении. И мне всегда отделялся самый лучший, самый сладкий кусок». Алешка Кольча – младший Санька Витя Потылицын

9. «Занимался…рыбалкой и охотой, без особого, правда, успеха. Менял лошадей, собак и засорил завезенными из города чудищами благородную породу охотничьих лаек в наших окрестных селах… Дедушка Дед Павел Дядя Коля Левонтий 10. «Я всегда был в семье на особом положении. И мне всегда отделялся самый лучший, самый сладкий кусок». Алешка Кольча – младший Санька Витя Потылицын

Беседа по прочитанным рассказам писателя Какова главная тема повести «Последний поклон»? Главной темой «Последнего поклона» является тема взросления человека, становления личности главного героя Вити Потылицина. Взрослый человек Виктор Петрович Астафьев рассказывает, отчитывается, как прожил жизнь, что ему помогло выстоять, пройти войну. Почему повесть так называется? Книга так называется потому, что Виктор Петрович благодарит (кланяется) Сибирской земле, людям (прежде всего бабушке Екатерине Петровне), которые помогли ему пережить сиротство, стать великим писателем. Обобщение. «Страницы детства» - так первоначально назвал свою книгу Виктор Петрович. Он захотел записать события минувшего, вновь собрать вокруг себя всю свою родню, вернуть милую Овсянку, какой она была в тридцатых годах: до каждой прядки тумана, до одуванчика. Он благодарен жизни за то, что в сиротстве у него была крепкая семья.

Словарная работа Перед чтением рассказа обратим внимание на диалектные слова: Легота – простор, свобода, легкость Зипун – крестьянская одежда; рабочий кафтан без воротника. Гарус - шерстяная пряжа Куделя – вычесанный и перевязанный пучок льна, пеньки, изготовленный для пряжи

Комментированное чтение рассказа «Деревья растут для всех» учителем и обсуждение по вопросам: Как поняли рассказ? Где и когда происходит действие? Назовите героев рассказа. В какой жизненной ситуации оказался Витя Потылицын? Как Витя боролся с болезнью? Чем и как помогала ему бабушка? Что мы знаем о бабушке из других рассказов? Какие жизненные уроки бабушки усвоил Витя Потылицын? (доброты, сочувствия, понимание природы, восхищения русским народным языком, понимания смысла жизни) Учащиеся делают выводы, опираясь на текст рассказа

Чем объяснить, что в речь бабушки Виктор Петрович вводит много диалектов, пословиц, загадок? Ответ: Чтобы показать красоту народной речи, основанной на фольклоре; именно понимание красоты русского языка оказало огромное влияние на формирование писательского мастерства Виктора Петровича Инсценирование отрывка из рассказа от слов: «Осенью бабушка вернулась из лесу…» (беседа) Как изменился Витя Потылицын за время болезни? Ответ: Открыл мир, усвоил бабушкины уроки, преодолел хворь, начал задумываться о смысле жизни. Почему я не обозначила в теме урока: «Жизненные уроки для Вити Потылицына»? Учащиеся подводятся к пониманию, что эти жизненные уроки нужно усвоить и читателям

«Осенью бабушка вернулась из лесу с большой круглой корзиной. Посудина эта была по ободья завалена разной растительностью – бабушка любила повторять, что кто ест «луг», того бог избавит от вечных мук, и таскала того «лугу»домой много. Из-под травы и корней сочной рыбьей икрой краснели рыжики и на самом виду выставлен подосиновик, про который такая складная загадка есть: маленький, удаленький, сквозь землю прошел, красну шапочку нашел! Я любил пошариться в бабушкиной корзине. Там и мята и зверобой, и шалфей, и девятишар, и кисточки багровой, ровно бы ненароком упавшей туда брусники – лесной гостинец, и даже багровый листик с крепеньким стерженьком – ер-егорка пал в озерко, сам не потонул и воды не всколебнул, да еще эта модница осенняя, что под ярусом - ярусом висит, будто зипун с красным гарусом, розетка рябины. К корзине, как у дядюшки Якова – товару всякого, и про всякое растение есть присказка иль загадка, складная, ладная. В корзине обнаружилось что-то, завязанное в бабушкин платок. Я осторожно развязал его концы. Высунулась лапка маленькой лиственницы. Деревце было с цыпленка величиной, охваченное желтым куржаком хвои. Казалось, оно вот-вот зачивкает и побежит. Мы пошли за сарай, выкопали коноплю, крапиву и сделали для маленькой лиственницы большую яму. В яму я принес навозу и черной земли в старой корзине. Мы опустила лиственницу вместе с комочком в яму, закопали ее так, что остался на верху лишь желтый носок.»

Проверка домашней работы Несколько учащихся зачитывают домашнее сочинение на тему: «Для чего я живу на свете?»

Подведение итогов урока Умер Виктор Астафьев. Тяжелая горесть гложет, Хочется крикнуть: «Оставьте, Этого быть не может! Вы живы, Виктор Петрович, Мы в дом заходим к Вам, Туда, где живут герои Повести «Перевал» И вас вспоминаем часто, Когда далеко слышна, Людям неся несчастья, «Где-то гремит война». Вы живы и, без сомненья, Как прежде, нам всем близки, Ваши произведенья Возвышенны и высоки. Вы живы, Виктор Петрович, Умели Вы так сказать, Что иногда, не скрою, Слезы блестят на глазах. Певец сибирского края, Открытый, светлый, правдивый. Писатели не умирают Покуда их книги живы. Чтение наизусть стихотворения Марка Юдалевича.

Домашнее задание Используя второй эпиграф, написать сочинение: «Моя бабушка», «Мой дедушка»