1 Учебно-методический совет МАИ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ФГОС ВПО СЕМИНАР 11 Москва, МАИ, 21 сентября 2011.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НИУ МАИ: СОСТОЯНИЕ ДЕЛ, ПРОБЛЕМЫ, ВОЗМОЖНЫЕ РЕШЕНИЯ Национальный фонд подготовки кадров Москва, 29 ноября 2011 Сыпало.
Advertisements

1 Учебно-методический совет МАИ ПОДГОТОВКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ МАИ СЕМИНАР 13 Москва, МАИ, 22 декабря 2011.
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
Разработка вузами основных образовательных программ.
1 Учебно-методический совет МАИ РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НИУ МАИ: СОСТОЯНИЕ ДЕЛ, ПРОБЛЕМЫ, ВОЗМОЖНЫЕ РЕШЕНИЯ СЕМИНАР 12 Москва, МАИ, 23 ноября.
ПЕРЕЧЕНЬ КРИТЕРИЕВ показателей деятельности образовательного учреждения ВПО, необходимых для установления его государственного статуса Критерии показателей.
Главный документ в университете – образовательная программа.
1 Учебно-методический совет МАИ АУДИТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НИУ МАИ СЕМИНАР 14 Москва, МАИ, 21 февраля 2012.
1 Методические указания по формированию ООП ФГОС ВПО РАЗРАБОТКА ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ СТАНДАРТАМ.
УМКД, рабочая программа дисциплины и ФОС. - Основная профессиональная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП ВПО) – совокупность.
Кыргызский технический университет им. И.Раззакова (КТУ им. И. Раззакова) О РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО.
1 РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НИУ МАИ М.Ю.Куприков, А.Ю.Сидоров, К.И.Сыпало Москва, МАИ, 5 июля 2011.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) © Г.Н. Варковецкая, канд. пед. наук, ИПО РАО, 2008.
1 Методические указания по формированию ООП ФГОС ВПО РАЗРАБОТКА ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ СТАНДАРТАМ.
1 Методические указания по формированию ООП ФГОС ВПО ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ И ШАБЛОНОВ ПРОГРАММ ДИСЦИПЛИН, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ФГОС ВПО СЕМИНАР.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
1 Проект кафедр ВМ-1 и ВМ-2 «Разработка электронных УМК по дисциплинам «Линейная алгебра», «Основы математического анализа», «Дискретная математика», «Теория.
1 Учебно-методическое объединение по образованию в области авиации, ракетостроения и космоса ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НА ОСНОВЕ.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Гунявина Наталья Леонидовна, начальник Управления методического обеспечения.
Методика проектирования учебных планов подготовки бакалавров и магистров по направлению «Менеджмент» в РГАУ-МСХА Методика проектирования учебных.
Транксрипт:

1 Учебно-методический совет МАИ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ФГОС ВПО СЕМИНАР 11 Москва, МАИ, 21 сентября 2011

22 Семестровые планы 1 курса: проблемы 1.Большое количество вариантов учебных графиков; 2.Большое разнообразие вариантов изучения одних и тех же дисциплин по часам АЗ (особенно лекции); 3.Плохое сведение групп разных направлений в потоки (в рамках факультетов), большое количество потоков; 4.Большое количество групп малой численности, экономически не выгодное распределение учебной нагрузки (особенно по магистрам); 5.Слишком высокая насыщенность аудиторными занятиями в семестрах; 6.Пороговые значения общей трудоемкости только в семестрах; 7.Плохая возможность формирования индивидуальных учебных планов для отстающих, восстанавливающихся и переводящихся; 8.Существенная несбалансированность нагрузки по физической культуре по семестрам; 9.Разнообразие вариантов дисциплины «Введение в авиационную и ракетно- космическую технику» по зачетным единицам, распределению АЗ; 10.Разнообразие вариантов дисциплины «История и методология науки и техники» по зачетным единицам, распределению АЗ 11.Игнорирование дисциплин по выбору студентов

33 Семестровые планы 1 курса: возможные решения 1.Унификация учебных графиков в рамках факультетов за счет внедрения распределенных практик (можно наряду с выделенными); 2.Унификация потоковых дисциплин (базовые части циклов ГСЭ и МЕН); 3.Укрупнение групп на 2012 год приема – количество студентов в группе должно быть человек (бакалавриат, специалитет), 5-10 человек (магистратура); 4.Обязательное распределение часов физической культуре в соответствии с рекомендациями кафедры 008, прежде всего, унификация лекций и ПЗ в рамках потоков; 5.Унификация дисциплины «Физическая культура в профессиональной деятельности» для очно-заочной и заочной форм обучения 6.Пересмотр планов на уменьшение аудиторной и общей нагрузки в семестрах; 7.Проверка формирования индивидуальных учебных планов для отстающих (по средним значениям «хвостов»); 8.Унификация вариантов дисциплины «Введение в авиационную и ракетно- космическую технику»; 9.Унификация вариантов дисциплины «История и методология науки и техники»; 10.Четкое соблюдение регламента по коррекции учебных и семестровых планов;

44 Организационные изменения Управление образовательных программ (УОП) Отдел проектирования образовательных программ Отдел образовательных технологий и средств обучения Отдел информационно-методического обеспечения учебного процесса Учебные, семестровые планы Программы дисциплин, практик Внедрение и использование образовательных технологий и средств обучения различной направленности Создание, доработка и ввод в эксплуатацию информационно- аналитической системы университета (ООП и учебная часть)

55 Принципы создания учебных планов 1.Версионность – т.е. автоматическое создание версий графиков, учебных и семестровых планов на каждый год обучения с последующей ручной коррекцией плана на следующий год обучения; 2.Ориентированность учебного плана на результаты обучения (т.е. на содержание и связность программ дисциплин, практик) при соблюдении требований стандарта и приказов по МАИ; 3.Сбалансированность АЗ и СРС, желательное уменьшение АЗ; 4.Обязательное согласование учебных планов в учебно-методических комиссиях по циклам (на уровне информационной системы) 5.Последующая индивидуализация семестровых планов для каждого обучающегося – ведение индивидуального учебного плана с регистрацией дисциплин по выбору, переводных долгов и т.п.;

УОП 66 Коррекция текущих семестровых планов: регламент Коррекция шаблонов учебных планов направления/специальности (дисциплины, размещение Лк, Пз, Лр, КР, Реф) Коррекция учебных планов профилей/специализаций программ (дисциплины, размещение Лк, Пз, Лр, КР, Реф) Коррекция семестровых планов направления, профиля, выпускающей кафедры (размещение потоков и обеспечивающих кафедр) Коррекция учебных графиков направления/специальности Упорядочение названий дисциплин, корректировка часов и потоков Изменения выпускающих и обеспечивающих кафедр: Названия дисциплин, Семестры, Часы, Потоки, Выпускающие каф. Руководство

77 Ориентированность на содержание БД компетенций ОС НИУ ФГОС ВПО: компетенции, результаты обучения ОС НИУ МАИ: компетенции, результаты обучения ООП проф. компетенции БД Д.Е. ОС НИУ Учебный план: Перечень и порядок освоения дисциплин; Матрица соответствия компетенций Рабочие программы дисциплин и практик: Содержание; Матрица соответствия компетенций; Контрольно-измерительные материалы Рабочие программы дисциплин и практик: Содержание; Матрица соответствия компетенций; Контрольно-измерительные материалы

88 Предпосылки разработки образовательных стандартов Статус национально-исследовательсокого университета Компетенции и требования промышленности Инновационная программ развития НИУ Ошибки и «неизмеримость» результатов обучения во ФГОС ВПО Унификация ООП в рамках университета Образовательный стандарт НИУ МАИ

99 Основные ограничения и возможности проектирования Требования образовательного стандарта должны быть «не ниже» требований ФГОС ВПО по соответствующим направлениям подготовки; Возможность изменения структуры циклов и их объема; Возможность введения дополнительных компетенций и результатов обучения; Возможность введения междисциплинарных (в том числе и «межцикловых») модулей; Возможность введения новых профилей, специализаций и даже направлений подготовки;

10 Основные принципы формирования образовательных стандартов НИУ МАИ 1.Постепенный ввод собственных стандартов, в первую очередь для направлений, подкрепленных профессиональными стандартами и требованиями; 2.Максимальное соответствие требованиям ФГОС ВПО с целью минимизации рисков ввода собственных стандартов, в том числе соблюдение структуры ООП и объема циклов; 3.Разработка собственных стандартов и соответствующих ООП в рамках жесткого регламента; 4.Введение общей минимальной гуманитарной, фундаментальной и общеинженерной компоненты в стандарты бакалавриата и специалитета; 5.Введение методики формирования структурированных, «измеримых» компетенций и результатов обучения, разработка матриц соответствия собственных результатов обучения с результатами по ФГОС ВПО; 6.Усложненные требования к рабочим программам дисциплин, практик и итоговой гос. аттестации; 7.Обязательное внедрение проблемного обучения на базе концепции учебно- проблемных лабораторий; 8.Обязательное введение междисциплинарных курсов; 9.Создание единого информационного пространства ООП НИУ

11 Проектирование рабочих программ 1.Разработать слой компетенций и соответствующих результатов обучения ОС НИУ МАИ для дисциплины. Cвязать компетенции ОС НИУ МАИ с компетенциями ФГОС ВПО. 2.Определить характер контрольно-измерительных материалов, сделать пример. 3.Разработать для спроектированных компетенций комплект унифицированных дидактических единиц, технологий обучения, определить виды занятий и контроля. 4.Обсудить в соответствующих учебно-методических комиссиях, УМС факультета и института, скорректировать при необходимости. 5.Утвердить и сформировать банк компетенций, дидактических единиц и КИМ ОС НИУ МАИ. 6.Оформить шаблон рабочей программы дисциплины, практики в ИАСУ МАИ. 7.Оформить рабочую программу дисциплины для каждой ООП в ИАСУ МАИ.

12 Обсуждение рабочих программ: первая очередь 1.История 2.Философия 3.Иностранный язык 4.Культурология 5.Социология 6.Политология 7.Русский язык и культура речи 8.Математический анализ 9.Линейная алгебра и аналитическая геометрия 10.Физика 11.Химия 12.Начертательная геометрия 13.Инженерная и компьютерная графика 14.Введение в АРКТ 15.История и методология (философия) науки, техники и технологии 16.Введение в специальность Срок: октября 2011 года – обсуждение на УМС МАИ

13 Компетенции ОС НИУ МАИ Уровни усвоения учебного материала Конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня Ключевые слова компетенции Образоват ельные технологии Контроль Знание + понимание воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы объясняет факты, правила, принципы; преобразует вербальный материал в математические выражения; предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных Иметь представление …. Готовность к освоению….. Лекции, обзорные экскурсии и т.д Тесты закрытой формы (выбор ответов из заданных), ассоциативные тесты Применениеприменяет законы, теории, методы в конкретных практических ситуациях; Уметь применять в стандартной ситауции Лекции+ПЗ +Лаб+ДЗ,Р Р Тесты открытой формы (самостоятельная формулировка ответов), задания на установление последовательности Применение+ана лиз (устойчивое применение) вычленяет части целого; выявляет взаимосвязи между ними; определяет принципы организации целого; видит ошибки и упущения в логике рассуждения; проводит различие между фактами и следствиями; оценивает значимость данных. Владеть методологией … Лекции+ПЗ +Лаб+КР,К П Экзамен- собеседование, Защита КР, КП Синтез+оценка демонстрирует умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. предлагает план проведения эксперимента или других действий; составляет схемы задачи оценивает соответствие выводов имеющимся данным; оценивает значимость того или иного продукта Готовность к разработке… Готовность к созданию… Квалифика ционная работа ИГА

14 Введение в АРКТ группапризнак потока поток в ИАСУ обеспеч. кафедрапреподаватель ЛкЛрПрЗ 3О-107Б каф. 310профессор Постников В.А О-108Б О-109Б О-110Б2680 3О-111Б О-112Бк О-111Б О-108Б О-113Б каф. 310профессор Постников В.А О-114Б О-115Б О-104Б О-102Б О-101Б 13 каф. 106профессор Брусов В.С О-102Б О-103Б О-101Б О-105Б каф. 601доцент Зернов В.И О-106Б О-107Б О-109Б О-101Б доцент Волков А.А О-102Б О-103Б О-104Б О-110Б О-111Б О-108Б О-109Б О-101Б, 120Би каф. 310профессор Постников В.А О-102Б О-103Б О-104Б О-105Б О-106Б О-101Б каф. 201доцент Карасев В.Н О-105Б О-106Б Б В-101Б В-101Б ХО-101Б О-104Б

15 Концепция магистратуры 1.Выделение в составе профессионального цикла модулей; 2.Выделение в составе модулей дисциплин, имеющих лекционную направленность на формирование уровня «знаком», «знает» компетенций стандарта. Формирование единых потоков направления для изучения данных дисциплин. 3.Выделение в составе модулей курсовых проектов, направленных на формирование уровня «владеет», «способен» компетенций стандарта. Формирование единых потоков магистерской программы для изучения данных дисциплин 4.Укрупнение потоков 5.Перенос дисциплин в расписании на вечернее время

16 Учебная часть ИАСУ МАИ: физические лица и списки студентов

17 Учебная часть ИАСУ МАИ: приказы

18 Учебная часть ИАСУ МАИ: индивидуальный учебный план

19 Учебная часть ИАСУ МАИ: ведомости

20 Учебная часть ИАСУ МАИ: учебная книжка