Мужчина и его любовь в рассказе А.П. Чехова «Дама с собачкой» Урок литературы в 10 классе.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
В. Шаламов «Водопад» Урок литературы в 11 классе. Обучение композиционному анализу поэтического текста.
Advertisements

А.П.Чехов «Душечка» Урок литературы в 9 классе. Ясинская Светлана Георгиевна МОУ «СОШ 22» Череповец.
Идея перемещения объектов предложена Hans Werner Hofmann Электронный путеводитель- практикум по литературе для учеников 9-11.
А.П.Чехов «Ионыч» Урок литературы в 10 классе. Обучение композиционному анализу прозаического текста.
План-конспект урока по литературе (7 класс) на тему: Урок-исследование с учеником в роли учителя
Овладение приемами работы с художественным текстом Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием (ответ на вопрос: «Почему.
ТЕЗИСЫ «А ДУШУ МОЖНО ЛЬ РАССКАЗАТЬ?» М.Ю.Лермонтов Читатель - это не только человек, который читает книги, но тот, который задумывается над всем что он.
ТЕЗИСЫ Читатель это не только человек, который читает книги, но тот, который задумывается над всем, что он прочитал, каждый читатель должен стать и соавтором,
Тема любви в рассказе А. П. Чехова «Дама с собачкой» Фадеева Т.В. МОУ гимназия 3 имени М.Ф. Панькова г. Хабаровска.
ЕГЭ по русскому языку: как писать сочинение Задание С.
Петрова Елена Юрьевна, учитель МБОУ «Острожская СОШ» Оханского района Пермского края.
А.П. Чехов «Дама с собачкой». Слушаем и работаем с текстом Отметьте в вашем тексте эпизоды, не вошедшие в композицию. Отметьте в вашем тексте эпизоды,
Художественные особенности рассказа Л. Н. Толстого «После бала»
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку Полудницына Эльвира Алимчановна, учитель русского языка и литературы, МОУ ТШИ.
А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Историческая основа повести. Стилистика и жанр пушкинских страниц.
Использование информационных технологий на уроках внеклассного чтения Урок литературы по роману М.Ш.ШОЛОХОВА.
8.1 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста 8.2 Средства связи предложений в тексте 8.3 Стили и функционально-смысловые.
В. П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа « Фотография, на которой меня нет »
Как писать сочинение- рассуждение в формате ЕГЭ (методические рекомендации)
(// - такими двумя вертикальными косыми линиями отмечены варианты формулировки одного и того же задания)
Транксрипт:

Мужчина и его любовь в рассказе А.П. Чехова «Дама с собачкой» Урок литературы в 10 классе

Ясинская Светлана Георгиевна МОУ «СОШ 22» Череповец

Содержание 1. Подготовка к уроку. Подготовка к уроку. 2. Эпиграф к уроку. Эпиграф к уроку. 3. Цель урока. Цель урока. 4. Повторение. Повторение. 5. Проверка домашнего задания. Проверка домашнего задания. 6. Композиционный анализ текста. Композиционный анализ текста. 7. Смысл рассказа. Смысл рассказа. 8. Рефлексия. Рефлексия. 9. Домашнее задание. Домашнее задание.

Подготовка к уроку Домашнее задание для всего класса. Чтение рассказа Дама с собачкой, составить план рассказа. Индивидуальные задания. Три ученика готовят выразительное чтение фрагментов I, III глав, сравнение Каменного гостя Пушкина с рассказом Чехова (Дон Гуан и Дмитрий Гуров).

Эпиграф Художник серых людей и серых будней. Строй жизни, сотканный из этих нелепостей, не рвется. (В.Ключевский) Вы согласны с этим высказыванием о А.Чехове? Почему?

Цель урока Дама с собачкой - это рассказ о курортном романе или о настоящей любви? Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на этот вопрос, используя композиционный анализ текста.

Повторение Что такое композиция? Назовите композиционные приемы. Что такое повтор? Что такое усиление? Какова роль противопоставления? Какова роль монтажа? Что такое языковая композиция? Что включает в себя композиционный анализ?

Композиция Структуру художественного текста можно описать, если вычленить различные точки зрения, то есть авторские позиции, с которых ведётся повествование (повествователь, рассказчик, персонаж). Б.Успенский

Композиция Композиция – это состав и определённое расположение частей, элементов и образов произведения в некоторой значимой временной последовательности. А.Есин

Композиционные приёмы 1.Повтор 2.Усиление 3.Противопо ставление 4.Монтаж А.Есин

Языковая композиция Языковая композиция – сопоставление, противопоставление, чередование словесных рядов в художественном тексте. В.Виноградов

Композиционный анализ прозаического текста 1.План текста (микротемы), сюжетная схема. 2.Опорные точки композиции. 3.Повторы и противопоставления. 4.Композиционные приёмы, их роль. 5.Сильные позиции текста. 6.Языковая композиция. Ключевые слова, словесные ряды. 7.Вид и тип композиции. 8.Роль эпизода в тексте. 9.Система образов персонажей. 10.Смена точек зрения в структуре текста. 11.Временная организация текста.

Проверка домашнего задания Чтение и обсуждение планов рассказа «Дама с собачкой». О чем идет речь в каждой главе? Краткий пересказ сюжета.

План рассказа 1 глава. Встреча Дмитрия Гурова и Анны Сергеевны в Ялте. 2 глава. Любовь (?) и расставание. 3 глава. Встреча героев в городе С. 4 глава. Любовь и самое сложное и трудное только еще начинается.

Композиционный анализ текста Чем интересна композиция рассказа?

Тематические повторы Тематические повторы: в 1 и 3 главах, во 2 и 4 главах повторяются события. Сопоставим эти главы. Что же в них изменяется?

Глава 1 Ученик выразительно читает фрагмент со слов И вот однажды, под вечер, он обедал в саду… до слов Она засмеялась. Зачем Гуров знакомится с женщиной? Какой образ жизни ведет герой?

Индивидуальное задание Дон Гуан Пушкина и Дмитрий Гуров Чехова. Сравнительная характеристика.

Глава 3 Ученик выразительно читает фрагмент Но прошло больше месяца… Что случилось с героем?

Лингвистический анализ Лингвистический анализ эпизода со слов Приехал он в С. утром… Зачем автору три раза нужен эпитет серый? Почему у всадника отбита голова? Почему швейцар неправильно выговаривает фамилию Дидерица?

Глава 3 Ученик выразительно читает фрагмент со слов В первом антракте муж ушел курить…. Что изменилось к 3 главе? Сделайте вывод.

Вывод Итак, с Гуровым в городе С. происходит подлинное перерождение… Возникновение подлинной, внутренней близости двух личностей все преображает. В Ялте, как мы помним, пока Анна Сергеевна плакала, Гуров ел арбуз, демонстрируя свое неуязвимое безразличие к страданию другого. В Москве же, в Славянском базаре, он в аналогичной ситуации заказывает себе чай. Тематически адекватный жест приобретает прямо противоположный смысл. Чаепитие – действие сугубо домашнее, повседневно-бытовое, покойное. Подлинной близостью две личности создают вокруг себя атмосферу домашней интимности (на героине, например, его любимое серое платье). В.Тюпа

Финал рассказа Чтение финала рассказа. Почему …самое сложное и трудное только еще начинается? Прочитайте первое и последнее предложения. Сопоставьте их. Какова роль каждого?

Смысл рассказа Почему рассказ называется Дама с собачкой (ведь речь идет о любви Гурова)? Это рассказ о курортном романе или о настоящей любви? Мы пришли к идее чеховского рассказа с помощью композиционного анализа. Какие приемы композиции использовал автор и зачем?

Символ Дама с собачкой стала символом того душевного перелома, который произошел с Гуровым. Внутреннее перерождение, возрождение человека под влиянием любви к женщине.

Настоящая любовь История, рассказанная в Даме с собачкой, - это не просто история тайной любви и супружеской неверности. Главное событие рассказа - перемена, которая под влиянием этой любви происходит. На протяжении всего рассказа господствует точка зрения Гурова, его глазами смотрит читатель, в нем, прежде всего, происходит перемена. В.Катаев

Композиционные приёмы Повтор и противопоставление

Рефлексия Напишите миниатюру Серые люди и серые будни в Даме с собачкой.

Домашнее задание 1. Для всего класса. Чтение рассказа Ионыч. Составить план, найти композиционные приемы. 2. Индивидуальные задания. В чем смысл названия рассказа Ионыч. Анализ первого и последнего предложений в каждой главе. Сравнительная характеристика Гурова и Старцева.