Проект открытого урока Многоаспектный анализ синтаксической единицы (словосочетания) Учитель Горелышева С.А.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Обобщение знаний по теме «Глагол» Исследование слова «сверкать»
Advertisements

Изучение стилистики на уроках русского языка в старших классах.
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
Программа элективного курса "Система подготовки учащихся 9-го класса к ГИА по русскому языку " Рабочую программу составила учитель русского языка и литературы.
Урок-зачёт в 10 классе « Комплексный анализ текста». Выполнила: Воеводина Г. В. Учитель русского языка и литературы МБОУ СШ »2.
Подготовка девятиклассников к государственной итоговой аттестации по русскому языку (за курс основной школы) по новой модели.
Программа курса по выбору для 9 класса по русскому языку « Культура речи – зеркало души»
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА Автор программы: О.С. Евсейко – учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории. Отличник народного.
Тема урока Словосочетание.Главное и зависимое слово в словосочетании.
Активизация познавательной деятельности обучающихся при работе с текстом.
МОУ « СОШ 21 г. Владимира » 5 « А » класс Учитель : Кочеткова О. А г. С русским языком можно творить чудеса, или Изобразительно - выразительные средства.
Нестандартные олимпиадные задания Учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ 56 УИМ» г.Магнитогорска Галина Г.Р.
Семинар для учителей русского языка и литературы «Проведение промежуточного муниципального мониторинга образовательных достижений учащихся 9-х классов.
Федорченко Наталия Владимировна, учитель русского языка и мировой литературы общеобразовательной школы І-ІІ ступеней города Ржищев Киевской области.
Урок-зачёт как средство связи и контроля за знаниями учащихся «Союз»
Методика преподавания словообразования. ПЛАН: 1. Значение, место, содержание, принципы обучения морфологии на уроках русского языка. 2. Методика изучения.
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ФГОС (РУССКИЙ ЯЗЫК). Общая характеристика программы Примерная программа по русскому языку для основной школы составлена на основе.
Лексические ресурсы выразительности речи. Что делает нашу речь выразительной? Как происходит изменение словарного запаса языка?Как происходит изменение.
Комплексный анализ текста как одна из форм подготовки к экзаменам. 8 класс Урок русского языка Учитель Рыбакова Е.Н.
Подготовка к заочному этапу по русскому XVII турнира им. М.В. Ломоносова.
Транксрипт:

Проект открытого урока Многоаспектный анализ синтаксической единицы (словосочетания) Учитель Горелышева С.А.

Структура проекта открытого урока Образовательная область – филология Образовательная область – филология Предмет – русский язык Предмет – русский язык Класс – 8 В Класс – 8 В Учитель – Горелышева С.А. Учитель – Горелышева С.А. Тема – Многоаспектный анализ синтаксической единицы Тема – Многоаспектный анализ синтаксической единицы Тип урока – повторительно-обобщающий Тип урока – повторительно-обобщающий Форма урока – урок-исследование Форма урока – урок-исследование Оборудование: Оборудование: Дидактический раздаточный материал,рисунки и иллюстрации на тему «Утро в лесу», аудиозапись «Звуки леса», таблички- выводы, карточки Дидактический раздаточный материал,рисунки и иллюстрации на тему «Утро в лесу», аудиозапись «Звуки леса», таблички- выводы, карточки

Методология Методы: Методы: Репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, иллюстративный, синергетический, личностно ориентированный, творческий, алгоритмический Репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, иллюстративный, синергетический, личностно ориентированный, творческий, алгоритмический Формы организации учебной деятельности: Формы организации учебной деятельности: Фронтальная беседа-опрос, фрагмент комплексного анализа текста, самостоятельная работа (тестирование), лингвистический эксперимент, комментированное письмо, творческая работа (редактирование, конструирование, речеведческая деятельность), микроисследование стилистических возможностей языковых средств, синтаксическая минутка, словарно-орфографическая работа. Фронтальная беседа-опрос, фрагмент комплексного анализа текста, самостоятельная работа (тестирование), лингвистический эксперимент, комментированное письмо, творческая работа (редактирование, конструирование, речеведческая деятельность), микроисследование стилистических возможностей языковых средств, синтаксическая минутка, словарно-орфографическая работа.

Повторить, обобщить и закрепить знания о строении и грамматическом значении словосочетания, способах подчинительной связи в с/с, стилистических и изобразительно- выразительных возможностях с/с в тексте, синонимии синтаксических конструкций, основные функции с/с в тексте. Повторить, обобщить и закрепить знания о строении и грамматическом значении словосочетания, способах подчинительной связи в с/с, стилистических и изобразительно- выразительных возможностях с/с в тексте, синонимии синтаксических конструкций, основные функции с/с в тексте. Развивать умение находить в тексте, редактировать и конструировать с/с с разными видами подчинительной связи, умение подбирать синонимические конструкции с/с, умение предупреждать речевые ошибки в лексической сочетаемости слов; развивать навык комплексного анализа текста и синтаксического разбора с/с. Развивать умение находить в тексте, редактировать и конструировать с/с с разными видами подчинительной связи, умение подбирать синонимические конструкции с/с, умение предупреждать речевые ошибки в лексической сочетаемости слов; развивать навык комплексного анализа текста и синтаксического разбора с/с. Воспитывать культуру устного ответа, любовь к родному слову и интерес к предмету. Воспитывать культуру устного ответа, любовь к родному слову и интерес к предмету.

Модель урока Ступенчатаяструктура Применение на практике Усвоение Открытие истины познания Исследование Подготовкак обучению

Иллюстрации на тему «Утро в лесу» Рисунки «Симфония утра» Карточки- выводы Карточки- выводы

Основное содержание урока Целеполагание Целеполагание Фронтальная беседа-опрос беседа-опрос Фрагмент комплексного анализа текста (Орфографический и пунктуационный анализ текста, микроисследование текста как синтаксической единицы, микроисследование стилистических возможностей языковых средств с помощью филологического анализа и прослушивания аудиозаписи) Словарно- орфографи ческая работа. Самостоятельная работа (тестирование с творческим заданием) Синтаксическая минутка Лингвистический эксперимент: Комментированное письмо Творческая работа и работа по культуре речи: Конструирование с/с и восстановление с/с без речевых ошибок (редактирование) Работа по карточкам Домашнее задание (дифференциро ванное)

Виды анализа Комплексный Комплексный Орфографический Орфографический Пунктуационный Пунктуационный Синтаксический Синтаксический

Словарная работа Аспект – точка зрения, взгляд на что-либо. Аспект – точка зрения, взгляд на что-либо. Многоаспектный анализ – разноуровневый. Многоаспектный анализ – разноуровневый. Разделы: фонетика, морфемика, лексика, морфология, синтаксис, стилистика. Разделы: фонетика, морфемика, лексика, морфология, синтаксис, стилистика. ЗАПОМНИ: дирижер симфония

Орфографический и пунктуационный анализ Симфония утра. Симфония утра. Тот____ кто ноч…вал много раз у костра в лесу____ н…когда не забудет охотнич…и весенние ночлеги. Чудес…но наступает пред…утренний час в лесу. Кажется, невид…мый дирижер поднял волшебную палоч…ку____ и по его знаку начинает…ся прекрасная симфония утра. По…чиняясь палочке невидимого дирижера_____одна за другою гаснут над лесом звезды. Нар…стая и зам…рая в макушках деревьев_____ над головами охотников проносится предрас…ветный ветер. Как бы включаясь в музыку утра_____ слышится пение первой проснувш…йся птички – зорянки. Тот____ кто ноч…вал много раз у костра в лесу____ н…когда не забудет охотнич…и весенние ночлеги. Чудес…но наступает пред…утренний час в лесу. Кажется, невид…мый дирижер поднял волшебную палоч…ку____ и по его знаку начинает…ся прекрасная симфония утра. По…чиняясь палочке невидимого дирижера_____одна за другою гаснут над лесом звезды. Нар…стая и зам…рая в макушках деревьев_____ над головами охотников проносится предрас…ветный ветер. Как бы включаясь в музыку утра_____ слышится пение первой проснувш…йся птички – зорянки.

Самопроверка Симфония утра. Тот, к к к кто ночевал много раз у костра в лесу, никогда не забудет охотничьи весенние ночлеги. Чудесно наступает предутренний час в лесу. Кажется, невидимый дирижер поднял волшебную палочку, и и и и по его знаку начинается прекрасная симфония утра. Подчиняясь палочке невидимого дирижера, одна за другою гаснут над лесом звезды. Нарастая и замирая в макушках деревьев, над головами охотников проносится предрассветный ветер. Как бы включаясь в музыку утра, слышится пение первой проснувшейся птички – зорянки.

Комплексный анализ Тема, идея текста. Что отражено в его заглавии? Тема, идея текста. Что отражено в его заглавии? К какому стилю речи можно отнести этот текст? Обоснуйте свое мнение. К какому стилю речи можно отнести этот текст? Обоснуйте свое мнение. К какому типу речи (описанию, повествованию, рассуждению) мы отнесем текст? К какому типу речи (описанию, повествованию, рассуждению) мы отнесем текст? Какие грамматические изобразительно- выразительные средства языка делают это описание таким ярким? Какие грамматические изобразительно- выразительные средства языка делают это описание таким ярким? Установите тип связи предложений в тексте. Установите тип связи предложений в тексте.

Тестирование с творческим заданием 1. Среди данных сочетаний слов найдите с/с: дирижер поднял, первой птички, в течение вечера. 2. Укажите с/с, в котором неверно выделено главное слово: пение птички, чудесно наступает, над головами охотников. 3. Среди пар с/с укажите синонимичные: ночевал в лесу – ночевка в лесу, весенние ночлеги – ночлеги весной, пение птички – голоса птиц. 4. Найдите ошибочно построенные с/с: гаснут над лесом, беспокоиться за птиц, в макушках над головами, в музыку утра. 5. Продолжите ряд. (Грамматическое значение, строение словосочетания, способы подчинительной связи в с/с) весенние ночлеги… подчиняясь палочке… чудесно наступает… слышится пение...

Стилистические возможности языковых средств: фонетические (ассонанс, аллитерация); над головами проносится симфония утра предрассветный ветер л лексические Повторяющиеся с/с? Синонимичные с/с? Антонимичные с/с? Эмоционально-окрашенные с/с? Стилистически окрашенные с/с?); грамматические (определительные, обстоятельственные, объектные значения с/с; разные виды грамматической связи в с/с; разнообразный состав морфологических единиц); словообразовательные - изменяемые и неизменяемые части речи (проснувш…йся птички, н…когда не забудет…); - словосочетания, соответствующие одной и той же словообразовательной модели

Синтаксический разбор и языковой (конструирование и редактирование) - Включите словарные слова в с/с так, чтобы в одном с/с они стали главным, а в другом – зависимым словом: Симфония, дирижер - Произведите синтаксический разбор с/с из предложения. Н Нар…стая и зам…рая в макушках деревьев_____ над головами охотников проносится предрас…ветный ветер. - Найдите с/с, соответствующее схеме: сущ. с предл. + сущ.; управл.; определит.знач. - Восстановите с/с без речевой ошибки: восхищаться красотой – преклоняться (предлог)… красот…; вера в будущее – уверенность (предлог)… будущ…; прикасаться к росе – касаться рос…. - Постройте на основе данных словосочетаний предложение: час появления солнца, особенно нарастают, звуки музыки, в самый торжественный час, лесная музыка.

Лингвистический эксперимент Посуш…ся птички 3 – Проснувш…ся птички 3 – ? ? зв. – гл. ? ? зв. – гл. ¬ ۸۸ ۸ ¬ ۸۸ ۸ ао посыпа…ся 2 – Рано просыпа…ся 2 – ? ? зв. – гл. ? ? зв. – гл. ۸ ¬ ۸ ۸ ۸ ¬ ۸ ۸

Индивидуальная работа по карточкам Карточка 1 Карточка 1 - Включите каждое словарное слово в словосочетание так, чтобы в одном словосочетании оно стало главным, а в другом – зависимым словом: - Включите каждое словарное слово в словосочетание так, чтобы в одном словосочетании оно стало главным, а в другом – зависимым словом: Симфония, дирижер Симфония, дирижер Например: дом в лесу – вышел из дома Например: дом в лесу – вышел из дома Карточка 2 Карточка 2 - Восстановите словосочетания без речевой ошибки: - Восстановите словосочетания без речевой ошибки: восхищаться красотой – преклоняться (предлог)… красот…; восхищаться красотой – преклоняться (предлог)… красот…; вера в будущее – уверенность (предлог)… будущ…; вера в будущее – уверенность (предлог)… будущ…; прикасаться к росе – касаться рос…. прикасаться к росе – касаться рос…. Нар…стая и зам…рая в макушках деревьев_____ над головами охотников Нар…стая и зам…рая в макушках деревьев_____ над головами охотников проносится предрас…ветный ветер. проносится предрас…ветный ветер. - Найдите в данном предложении словосочетание, соответствующее схеме: - Найдите в данном предложении словосочетание, соответствующее схеме: сущ. с предл. + сущ.; управл.; именное; определит.знач. сущ. с предл. + сущ.; управл.; именное; определит.знач. - Произведите синтаксический разбор данного словосочетания. - Произведите синтаксический разбор данного словосочетания.

Результаты урока Общие итоги. Общие итоги. «5» - 3, «4» - 8, «3» - 4. Тесты. Тесты. «5» - 3, «4» - 9, «3» - 3. Творческое задание (повыш. уровень сложности) Творческое задание (повыш. уровень сложности) «5» - 2, «4» - 9, «3» - 4.