Государственно-частное партнёрство. Метод затраты -эффект. Лекция 7.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Государственно-частное партнёрство. Метод затраты - эффект. Лекция 4 2 февраля 2012 г.
Advertisements

«Урбанизация» концессий ЕВГЕНИЯ ЗУСМАН Руководитель Практики ГЧП и инфраструктуры Москва 4 декабря 2014.
Студент 3 курса з/о Группы ЭЗ-31 Мамытов С.А 1. Предпосылки: высокий уровень физического износа коммунальных сетей государственная и муниципальная монополия.
Создание Технопарка на базе Концессионного соглашения Используя инструменты концессионного соглашения, можно решить вопросы о передаче имущества, целесообразно.
Тема 3. Формы и механизмы реализации программ развития.
Обзорная презентация по дисциплине « И нвестиционная деятельность »
Концессия как инструмент развития инфраструктуры в условиях ограниченного бюджетного финансирования Быханов М.Г. Директор по инвестициям в инфраструктурные.
Разминка Являются ли следующие утверждения верными? Величина земельной ренты уменьшится, если кривая спроса на землю сдвинется вправо вверх. Предложение.
О системе государственно - частного партнёрства в Великобритании.
ГЧП как инструмент обеспечения новых районов объектами социальной инфраструктуры.
Организация финансирования проектов в секторе ЖКХ. Практический опыт ОАО «Евразийский» Пузанов Дмитрий Владимирович Заместитель генерального директора.
Логистика товарных потоков региона Организации Черноморского Экономического Сотрудничества.
1 Возможности участия Внешэкономбанка в развитии особых экономических зон 16 октября 2007, Москва ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯБАНК РАЗВИТИЯ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ.
Структурирование и подготовка ГЧП проектов в дорожной инфраструктуре Юрий Халимовский Старший юрист практики юридических услуг для инфраструктурных проектов.
ГОСУДАРСТВО КАК ПОСТАВЩИК ОБЩЕСТВЕННЫХ БЛАГ ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛ СТУДЕНТ РАНХИГС ЩЕРБАКОВ ИГОРЬ.
Консалтинговая группа «Лекс» ООО «Лекс – Консалтинг» ПУРТОВ НИКОЛАЙ ФЕДОРОВИЧ «Приоритетные задачи реализации государственно-частного партнерства в Тюменской.
Российские модели проектов ГЧП. Системные проблемы и пути их решения СЕМИНАР «РАЗВИТИЕ ПОТЕНЦИАЛА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ.
0 Здравоохранение России, государственно-частное партнерство и фондовый рынок Международная Гильдия Финансистов Комиссия по государственно-частному партнерству.
Л.8 Государственно – частное партнерство (ГЧП) НИУ ВШЭ проф. Коссов В.В. Магистратура 13 марта 2014 В.КоссовГЧП.
Аспекты финансирования развития инфраструктуры Сиваев Сергей Борисович Институт экономики города Москва 26 мая 2011г.
Транксрипт:

Государственно-частное партнёрство. Метод затраты -эффект. Лекция 7

План лекции 1. Теория государственно частного партнерства (ГЧП). 2. Причины, вызвавшие становление ГЧП, краткая история. 3. Концессионные договора, объекты концессионных соглашений. 4. Соглашения о разделе продукции. Примеры соглашений, действующих в России. 5. Контракты жизненного цикла. 6.Формы возмещения государством затрат бизнесу в ГЧП. 7. Метод «затраты-эффект» как инструмент для учёта выгод и затрат вне сферы рынка. 8. Платные автомобильные дороги как пример концессионных соглашений– организация финансирования, строительства и эксплуатации. 9. Пример ГЧП в России. 10. Организация управления мега проектами ГЧП.

1.1 Теория ГЧП Обоснование способов привлечения бизнеса для решения задач, находящихся вне сферы рынка, ответственными за которые являются власти, государственные и/или муниципальные. Нахождение за пределами рынка требует особых методов оценивания затрат и результатов и возмещения затрат бизнесу.

1.0 Определение ГЧП «ГЧП – это в большинстве случаев закреплённое договором долгосрочное сотрудничество государственных исполнительных органов, с одной стороны, и частного сектора экономики – с другой, при котором необходимые для получения взаимной выгоды ресурсы (например, «ноу-хау», средства производства, капитал, персонал и т.д.) вносятся в качестве капитала в совместное предприятие, создаваемое в определённой организационно-правовой форме, а имеющиеся риски проекта оптимально распределяются и управляются в соответствии с компетентностью партнёров».

В.КоссовГЧП 1.2 Краткая история Возник в 1933 в Великобритании. В 1933 принят Private Finance Initiative – созданы консультационные органы из представителей бизнеса и государства для подготовки проектов. За 10 лет привлечено млрд.ф.стер. частных денег в объекты гос. собственности. Частный бизнес разрабатывает, строит и управляет: больницы, школы, тюрьмы

В.КоссовГЧП 1.3 Формы сотрудничества 1. Контракты на выполнение работ 2. Концессии – самый популярный и рассчитан на десятки лет. В Англии концессии выдавались уже в 17 веке. Ост- Индская компания. Во Франции коммунальные концессии с середины 19 века. Россия – строительство ЖД в 19 веке. Концессии убила чудовищная коррупция при их распределении. Во многих городах коммунальные сети и общественный транспорт были в концессионном управлении.

ГЧП как союз ГЧП это союз властей и бизнеса для реализации общественно значимых проектов в разнообразных сферах деятельности от научно- исследовательских работ и строительства автомагистралей до обеспечения общественных услу

Факторы, обуславливающие эффект ГЧП 1.Использование заинтересованности, свойственной управлению в частной компании, что по существу приводит к частичной приватизации задач, за которые отвечают власти. 2.Экономия бюджетных средств – частник делает на свои.

В.КоссовГЧП Объекты концессионного соглашения 0) специально созданное и(или) реконструируемое имущество по соглашению; 1) автомобильные дороги; 2) инженерные сооружения транспортной инфраструктуры; 3-4) объекты железнодорожного и трубопроводного транспорта; 5) порты, морские и речные; 6 ) суда, морские, речные и смешанного типа; 7) аэродромы, объекты единой системы организации воздушного движения; 8) гидротехнические и электротехнические сооружения (ГЭС); 9) объекты коммунального хозяйства, 10) метрополитен и общественный транспорт; 11) медицинские объекты; 12) и объекты социально-культурного и социально-бытового назначения. Объектом концессионного соглашения не может быть земля.

6.1 Виды ГЧП 1. Модель кооперации) - ГЧП со смешанным составом учредителей - СП как хозяйственные общества. 2. Модель оператора - частная структура возводит и эксплуатирует объект инфраструктуры, выступает в роли застройщика и берёт на себя связанные с этим риски. Финансирование осуществляется путём взимания платы с пользователей объекта. 3.Модель концессии (эксплуатации объекта). Частный партнёр на основе договора за плату лишь осуществляет от имени государственного партнёра эксплуатацию объекта. 4. Модель передачи объекта – промежуточная между 2 и 3. 5.Модель БОТ - модель оператора, предусматривающая строительство объекта «под ключ». Срок – от 30 лет.

В.КоссовГЧП 6.2 Роль государства 1.Не входить в конкурентный сектор. 2.Гарантировать возмещение затрат.

В.КоссовГЧП 6.3 Формы возмещения затрат бизнесу. 1.Создание объектов по концессионному договору. Закон принят в 2005 г. Платные автодороги. 2.Создание управляющих компаний. Первыми в России начало РАО «ЕЭС России» - управляющая компания каскадом волжских ГЭС. Российские коммунальные системы (РКС). 3.Утверждение тарифов для естественных и локальных монополий. 4.Долгосрочные договора с поставкой продукции по фиксированным ценам (заключаются в США электрическими компаниями с муниципалитетами. Под них кредитование инвестиционных проектов).

7.1 метод «Затраты-эффект» Оценка проектов –выявление последствий от реализации проекта и представление их описания политикам для принятия решений. Описания последствий не всегда сводимы.

7.2 История использования 1. В США в 1960 г. для решения проблем, связанных с развитием образования и здравоохранения; 2. Строительство дорог в Англии и США в годах. 3. Канада с 1994 г. для обоснования строительства дорог.

7.3 История использования 1. В США в 1960 г. для решения проблем, связанных с развитием образования и здравоохранения; 2. Строительство дорог в Англии и США в годах. 3. Канада с 1994 г. для обоснования строительства дорог.

7.4 Готовность платить Суверенитет потребителя – возможность выбирать товары по своему усмотрению (без оглядки) на социальные или моральные нормы). Готовность платить суверенного потребителя. Сколько человек готов заплатить за изменения в его окружении? Если человек готов платить, то он безразличен к изменениям.

7.5 Готовность платить = ждать транспорт С1С1 С0С0 Q1Q1 Q2Q2 G A Время ожидания, минут Число поездок

7.6 Расчёт эффектов 1.Каждый из Q 0 готов заплатить за сокращение времени ожидания (С 0 - С 1 ). Эффект - прямоугольник С 0 AFC 1. 2.Появляется (Q 1 - Q 0 ) новых пользователей, часть из которых готова платить (С 0 - С 1 ), а часть вообще что-либо платить. Эффект – треугольник ABF =50% новых пользователей, готовых платить. «Правило одной половины». Для расчёта надо знать только число новых пользователей и стоимость экономии для старых пользователей. Функцию спроса можно не знать.

7.7 Смысл ABF Следует ли эффект для новых пользователей, ABF, считать частью экономии времени? Развилка – две точки зрения. 1я: Считать, поскольку это результат проекта. 2я: Не считать, поскольку до проекта они транспортом не пользовались. = В любом случае выгоды реальны

Стоимость времени В Канаде для неделовых поездок взрослых стоимость времени принята равной 50% от средней зарплаты. Коррекция возможна по прямоугольнику путём включения в (С 0 - С 1 ) официальной цены времени. Это невозможно для треугольника. Важно: соотношение их площадей.

В.КоссовГЧП Направления ГЧП - промышленность 1) Освоение В. Сибири 2) Тимано-Печорская провинция 3) Арктический шельф Без создания ключевых элементов инфраструктуры их разработка невозможна. 4) Разведка новых месторождений- их оконтуривание и продажа. 5) Сетевая инфрастуктура. 6) Ипотека – земельные участки, длинные деньги 7) ОАК -Объединённый авиастроительный консорциум – до 2020 г. RRJ, далее – рывок. 8) Энергомашиностроение – из-за размера рынка – монополия. Парогазовая турбина.

В.КоссовГЧП Проблемы, подлежащие решению. 1.Правительство должно выработать линию по государственной собственности: что не трогать, что приватизировать, что в концессию. Пока же «атрофия воли» «Эксперт» 2004/39 стр Пригласить иностранные управляющие компании для проведения конкурсов и контроля

В.КоссовГЧП Особая сфера ГЧП – маловероятные события с чрезвычайными последствиями. Примеры: Новый Орлеан, землетрясение в Армении – крайне редкие события с тяжёлыми исходами. Трансвааль-парк. Решение: составление СНиПов с учётом вероятности катастрофических событий. повышает, но снижает стоимость страховок. Последствия – стоимость строительства; рост привлекательности ценных бумаг, основанных на риске катастроф. Итог – глобальное снижение убытков. Партнёры: Государство (СНиПы и строительный контроль) и страховые компании.

В.КоссовГЧП Резюме (начало) 1) ГЧП – привлечение государством частных инвесторов к созданию и управлению объектами. Необходимые условия: государство не занимается коммерческой деятельностью; оно гарантирует инвестору возмещение понесенных затрат. 2) Основные формы обеспечения возврата вложений частному инвестору: * концессионные договора; * долгосрочные контракты на поставку государству и муниципальным предприятиям продукта по фиксированным ценам; *регулирование тарифов локальных и естественных монополий

В.КоссовГЧП Резюме (окончание) 3) Прямое участие в финансировании в обмен на собственность. Важен опцион на её продажу частному инвестору. 4) Необходимость взаимного доверия бизнеса и власти. 5) Правительству России важно определиться со своей собственностью : оно владеет 42% основных фондов страны. Возможные решения - оставить у себя, приватизировать, сдать в концессию. Важна принципиальная схема, конкретизируемая применительно у ситуации.