Античность История психологии лекция 2. Первые представления о душе Первые представления о душе Система первобытных верований 1. Мифология 2. Художественное.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сфера духовной культуры Цель урока – освоить понятия: душа, дух духовность, духовная жизнь, духовная культура, культура. уметь – характеризовать духовную.
Advertisements

Человек, индивид, личность.. ЧЕЛОВЕК С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА Одно из специфических свойств человека- анализ самого себя Каков он человек?
Философия - первая исторически сложившаяся форма теоретического сознания, которая приобретает теоретический и понятийный характер. В самом общем смысле.
Познание. Занятие 5. Познавательная деятельность..
Тема 1. 1.Структура и основные формы бытия 2.Становление проблемы бытия в западноевропейской философии (античность, средневековье, Новое время). 3.Попытки.
Тема 1.3. Виды знаний.. Проверка домашнего задания (темы 1.1 и 1.2)
ЧЕЛОВЕК. ИНДИВИД. ЛИЧНОСТЬ.. Вопрос о происхождении и сущности человека по-разному решается наукой и религией, хотя между ними и появляются сегодня точки.
Проблема человека как предмет осмысления в современной философии и науке. 1. Бытие человека как философская проблема. 2. Природа и сущность человека. 3.«Я-образ»
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
Психология Лекция 2. Психика человека: сущность, структура, функции в жизнедеятельности человека.
Познание. Блок 1. Понятие и история гносеологии..
Проблема человека как предмет осмысления в современной философии и науке. 1. Бытие человека как философская проблема. 2. Природа и сущность человека. 3.«Я-образ»
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
1 Человек современного физического типа тыс. лет назад. Часть природы, биологическое, телесно-чувственное существо (Л. Фейербах) Творец духовной.
Гносеология слово греческого происхождения («гнозис» знание и «логос» слово, учение). Теория познания отвечает на вопросы, что такое познание, каковы.
Философия Эпикура Выполнил студент группы Мар -15 Мухаметгалеев Виталий.
Обществознание. Познание – это духовная деятельность, направленная на приобретение и развитие знания. Знание – сила. Ф. Бэкон Формы познания Чувственное.
Познание и знание Урок 1 Выполнила: Мосина ИГ, учитель истории и обществознания МОУ «Яйская СОШ 2»
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их.
Транксрипт:

Античность История психологии лекция 2

Первые представления о душе Первые представления о душе Система первобытных верований 1. Мифология 2. Художественное народное творчество 3. Религия Специфичны по способу получения, по форме воплощения, по своему назначению - утилитарность

Первые научные представления о душе Направлены на объяснение души и ее функций Направлены на объяснение души и ее функций Возникли в древней философии как Возникли в древней философии как учение о душе первая форма знаний, в системе которой начали развиваться психологические представления учение о душе первая форма знаний, в системе которой начали развиваться психологические представления Являлись «первой научной гипотезой древнего человека… которой мы сейчас обязаны существованием нашей науки» Являлись «первой научной гипотезой древнего человека… которой мы сейчас обязаны существованием нашей науки» Л.С. Выготский

Античная философия Психологические проблемы- часть философии как способа рационального объяснения мира Древняя Греция, Рим Древняя Греция, Рим Древняя Индия и Китай Древняя Индия и Китай Проблема преемственности в развитии психологических знаний, взаимовлияния, взаимодействия Проблема преемственности в развитии психологических знаний, взаимовлияния, взаимодействия

Античная философия Ряд представлений о природе и психике созвучны в философских школах древней Греции, Индии и Китая Ряд представлений о природе и психике созвучны в философских школах древней Греции, Индии и Китая - Поиск первоначал, первооснов природных явлений - Понимание души как источника движения - Приписывание психического всей физической природе - Идея переселения души

Античная философия Определяющее воздействие на развитие европейской культуры оказала философия Древней Греции. Психологические представления западно-европейской мысли берут свое начало в Античности Определяющее воздействие на развитие европейской культуры оказала философия Древней Греции. Психологические представления западно-европейской мысли берут свое начало в Античности «в многообразных формах греческой философии уже имеются в зародыше, в процессе возникновения почти все позднейшие типы мировоззрений» «в многообразных формах греческой философии уже имеются в зародыше, в процессе возникновения почти все позднейшие типы мировоззрений» (Ф. Энгельс) Сложились классические формы философии, гармонично сочетавшие мировоззренческие этические, онтологические, гносеологичекие аспекты. Сложились классические формы философии, гармонично сочетавшие мировоззренческие этические, онтологические, гносеологичекие аспекты. Связаны с науками, направлены на познание мира, утверждали роль опыта и разума Связаны с науками, направлены на познание мира, утверждали роль опыта и разума

Античная философия Восточная философская мысль Глубина Глубина Духовность Духовность Представления о человеке Представления о человеке Путях его совершенствования Путях его совершенствования Проблема синтеза идей Проблема синтеза идей век – К.Г. Юнг (архетипы коллективного бессознательного), Э. Фромм век – К.Г. Юнг (архетипы коллективного бессознательного), Э. Фромм Современность – психологические идеи в буддизме. Методика прогрессивной релаксации Джейкобсона, АТ Современность – психологические идеи в буддизме. Методика прогрессивной релаксации Джейкобсона, АТ

Психологические идеи античности Психологические идеи античности Античную психологию питал гуманизм греческой культуры с идеями полноты жизни как гармонии телесных и духовных сторон, полноты жизни как гармонии телесных и духовных сторон, культом живого, здорового и прекрасного тела, культом живого, здорового и прекрасного тела, любви к земной жизни. любви к земной жизни. интеллектуализма, интеллектуализма, преклонения перед разумом преклонения перед разумом

Основные положения материалистического учения о душе в античной философии Материалистическое учение о душе сложилось и развивалось как часть материалистической философии (6 в.до н.э.) Фалес (вода), Анаксимандр, Анаксимен (воздух), Гераклит (огонь-Логос, разум)– учение о 4-х стихиях, лежащих в основе всего сущего Гераклит – Логос (огонь) это закон, который, несмотря на изменения, оставляет строй целого неизменным. Душа- часть божественного огня, которая продолжает существовать и после выхода из тела (смерти)

Учение о душе в античной философии Эмпедокл – учение о двух силах, управляющих смешением и разделением элементов мира Связующая – Любовь Разъединяющая –Ненависть Из 4-х элементов образуют весь мир З.Фрейд – соответствие психоаналитической теории о двух первоначальных инстинктах – стремление к Эросу и стремление к деструктивности (Танатосу), которые направляют жизнь отдельного человека и развитие культуры в целом. Психоаналитическая концепция – основа творчества многих художников и писателей 20в.

Учение о душе в античной философии Атомистический материализм – вершина античного материализма (Демокрит, Левкипп 5 в. до н.э.) Эпикур (4-3 в. До н.э.) Лукреций, стоики (3 в. До н.э.) в связи с изменением исторической ситуации акценты смещались с анализа природы вещей (Демокрит) на анализ проблемы самого человека (Эпикур) и решение личностью нравственных задач (стоики) в связи с изменением исторической ситуации акценты смещались с анализа природы вещей (Демокрит) на анализ проблемы самого человека (Эпикур) и решение личностью нравственных задач (стоики) согласно стоикам, лишь путем сосредоточения на своей внутренней жизни можно обрести свободу и независимость от внешнего мира согласно стоикам, лишь путем сосредоточения на своей внутренней жизни можно обрести свободу и независимость от внешнего мира

Античный атомистический материализм Демокрит: сущее - 2 начала - бытие (неделимые атомы) и небытие (пустота). Все состоит из атомов Демокрит: сущее - 2 начала - бытие (неделимые атомы) и небытие (пустота). Все состоит из атомов Все качества (вкус, цвет) возникают в человеческом восприятии и являются продуктом соединения атомов Все качества (вкус, цвет) возникают в человеческом восприятии и являются продуктом соединения атомов Эпикур: идея самопроизвольного и спонтанного отклонения атомов, т.е. наличие в самой материи источника ее движения Эпикур: идея самопроизвольного и спонтанного отклонения атомов, т.е. наличие в самой материи источника ее движения

Античный атомистический материализм Стоики: учение о стадиях эволюции мира. Вселенная как разум. Идея мирового цикла. Жизнь мира состоит из мировых циклов, которые бесконечно повторяются Стоики: учение о стадиях эволюции мира. Вселенная как разум. Идея мирового цикла. Жизнь мира состоит из мировых циклов, которые бесконечно повторяются Над миром властвуют два начала- закономерность, с которой следуют возникновение и уничтожение, и рок, или судьба, как их проявление в единичной человеческой жизни Над миром властвуют два начала- закономерность, с которой следуют возникновение и уничтожение, и рок, или судьба, как их проявление в единичной человеческой жизни

Античный атомистический материализм На основе физических представлений разрабатывалось психологическое учение о душе, познании, чувствах, воле, а также ставились и решались практические вопросы в области человеческого поведения На основе физических представлений разрабатывалось психологическое учение о душе, познании, чувствах, воле, а также ставились и решались практические вопросы в области человеческого поведения

Учение о душе Учение о душе Душа - причина движения тела, продукт организации тела, не существует вне тела. Душа - причина движения тела, продукт организации тела, не существует вне тела. Материализация души – душа не только рассматривается в единстве с телом (в этом Материализация души – душа не только рассматривается в единстве с телом (в этом состоит признак всякого материалистического представления о душе) - она но сама является телом состоит признак всякого материалистического представления о душе) - она но сама является телом Аргумент- если душа движет телом, значит, она сама телесна, поскольку механизм действия души на тело мыслится как материальный процесс по типу толчка Аргумент- если душа движет телом, значит, она сама телесна, поскольку механизм действия души на тело мыслится как материальный процесс по типу толчка Идея панпсихизма Идея панпсихизма

Учение о душе Эпикур, Лукреций, стоики – продолжили разработку идеи Демокрита о душе Эпикур, Лукреций, стоики – продолжили разработку идеи Демокрита о душе Эпикур - душу имеют только те существа. Которые моут ощущать Стоики - 8 частей души: Управляющее начало (разум, инстинкт)- ведущая часть дущи, и 7 подчиненных ему: 1) зрение, 2) обоняние, 3) вкус, 1) зрение, 2) обоняние, 3) вкус, 4) слух, 5) осязание, 6) воспроизводящая часть, 7) голос и органы речи 4) слух, 5) осязание, 6) воспроизводящая часть, 7) голос и органы речи

Учение о познании В античном материализме различается 2 вида познания – 1) ощущение(восприятие) и 2) Мышление Ощущения не возникают из ничего и не обманывают. Ошибки – от вмешательства разума (Эпикур) Чувственное познание, «темное», ограниченное, т.к. не может проникнуть в суть вещей (Демокрит)

Учение о познании Учение Демокрита об ощущении содержит противоречие - в противопоставлении того, что существует «поистине» (объективно) и только «в общем мнении»(чувственные качества) - Философская проблема первичных и вторичных качеств, развитая в Новое Время (Локк, 17 в.) - Восприятие- естественный физический процесс. Образ возникает без участие субъекта и лишь улавливается им (мы видим посредством вхождения в нас идолов-образов) - Образы могут восприниматься любыми частями тела

Учение о познании Теория Демокрита- наивный способ решить проблему процесса восприятия, но важно, что она сделана с материалистических позиций. Эпикур – целостная природа восприятия: все чувственные качества улавливаются не отдельно, а в сопровождении с целым (гештальт?) Лукреций – останавливался на некоторых вопросах восприятия – силе воздействия, способной производить ощущения, восприятии расстояния. С его т.зр., чувства дают истинное познание Стоики – при рождении управляющая часть души - «Tabula rasa», готовая воспринять любые записи

Учение о познании Мышление- продолжение ощущения, светлый род познания (Демокрит) Мышление - дает знание общего в виде понятий, или общих представлений, в этом его преимущество перед ощущениями, которые дают единичные представления Мышление - дает знание общего в виде понятий, или общих представлений, в этом его преимущество перед ощущениями, которые дают единичные представления Процесс познания понимается как неразрывный процесс от чувственной ступени к мышлению. Их механизмы сходны. Оба возникают потому, что извне приходят образы

Учение о познании – внешнее и внутреннее мышление Стоики – внешнее и внутреннее мышление Внутренний разум – способность следить за соотношением вещей в ситуации и умение правильно намечать соответствующее поведение. Образуется на основе восприятия поведение. Образуется на основе восприятия Внешнее мышление, или речь – речевое мышление, превращение внутренних мыслей во внешнее рассуждение анализ слова как явления языка анализ слова как явления языка Различие обозначаемого, обозначающего и объекта. Различие обозначаемого, обозначающего и объекта. начало учения о слове и его происхождении (этимология). начало учения о слове и его происхождении (этимология). проблема значения слова проблема значения слова

Проблема чувств в античной психологии Чувства в атомистической психологии рассматривались в связи с этическими проблемами как основание этики. удовольствие-неудовольствие как показатели полезного и вредного (Демокрит). Это критерии решения относительно того, к чему стремиться и чего избегать Это критерии решения относительно того, к чему стремиться и чего избегать Цель- спокойное расположение духа, безмятежное состояние души, свободной от страстей. Достигается, если сделать свои удовольствия независимыми от преходящих вещей, через умеренность и гармоническую жизнь

Проблема чувств в античной психологии Чувства- помеха (Эпикур), для достижения удовлетворенного состояния нужно избегать душевных забот. Цель жизни- разумное удовольствие, свобода от неудовольствия, телесных страданий и душевных тревог Главные чувства, нарушающие спокойствие духа, от которых он призывал освободиться: 1. Страх смерти 2. Страх перед богами Способ победы над ними – теоретическое познание

Проблема чувств в античной психологии Лукреций – чувства целиком зависят от разума, иначе они вводят человека в заблуждение Стремления + чувствования = аффекты Аффекты – чрезмерные противоразумные и противоестественные движения души. Связанные с неправильным представлением о вещах Связанные с неправильным представлением о вещах Желание- неразумное стремление или поиски ожидаемого блага Удовольствие- неразумное возбуждение от наличного блага Скорбь- неразумное душевное сжатие от наличного зла

Проблема чувств в античной психологии 26 аффектов (стоики), классы аффектов 1. Удовольствие (радость, наслаждение, веселость) 2. Неудовольствие (печаль, страдание) и его разновидности (обида, сострадание, зависть, уныние, печаль, горе и дт.) 3. Желание – потребность, ненависть, гнев, любовь, злоба, досада) 4. Страх (боязнь, нерешительность, стыд, испуг, потрясение, беспокойство)

Проблема чувств в античной психологии Три стадии нарастания аффективного состояния Три стадии нарастания аффективного состояния 1. Под влиянием внешних воздействий наступают физиологические изменения в организме; аффекты телесны и без телесных изменений нет аффектов 2. Непроизвольно возникающее мнение о том, что произошло и как нужно реагировать. Это психический, но непроизвольный компонент 3. Вмешательство разума разум не дает влечению превратиться в аффект (на основе сужения о ценности происходящего с т.зр. добра и зла) разум не дает влечению превратиться в аффект (на основе сужения о ценности происходящего с т.зр. добра и зла) разум дает неправильное суждение и аффект возникает разум дает неправильное суждение и аффект возникает

Проблема чувств в античной психологии Аффект имеет свое основание в неправильном суждении – ошибка разума. Аффект имеет свое основание в неправильном суждении – ошибка разума. Его возникновение или невозникновение зависит от разума. При отсутствии разума аффектов нет – есть естественные влечения (дети, животные, слабоумные) Его возникновение или невозникновение зависит от разума. При отсутствии разума аффектов нет – есть естественные влечения (дети, животные, слабоумные) Стоики: Отрицательное отношение к аффектам+ наличие добрых страстей (радость, осторожность, воля) Стоики: Отрицательное отношение к аффектам+ наличие добрых страстей (радость, осторожность, воля) Радость (разумное возбуждение) – наслаждение Радость (разумное возбуждение) – наслаждение Осторожность(разумное уклонение) – страх Осторожность(разумное уклонение) – страх Воля (разумное возбуждение)- желание Воля (разумное возбуждение)- желание

Проблема чувств в античной психологии Рецептура по борьбе с аффектами (стоики) 1. Не дать аффекту принять внешнее выражение, бороться с внешним проявлением страстей. Внешнее выражение укрепляет аффект 2. Не преувеличивать аффект воображением 3. Не спешить с одобрением аффекта «оттянуть последний этап нарастания аффекта» (досчитать до 10) и создать расстояние между аффектом и деятельностью в направлении аффекта 4. Отвлечься на воспоминания другого рода, например, при страхе вспоминать примеры мужества и выдержки 5. Разоблачить действия, на которые толкает аффект

Проблема воли и характера в античной психологии Проблема воли разрешается на основе учения о необходимости и случайности Проблема воли разрешается на основе учения о необходимости и случайности «ничто не происходит случайно, есть некоторая определенная причина для всего, о чем мы говорим, что оно произошло спонтанно и случайно» «ничто не происходит случайно, есть некоторая определенная причина для всего, о чем мы говорим, что оно произошло спонтанно и случайно»Демокрит Все существующее в мире подчинено необходимости. Все существующее в мире подчинено необходимости. Жесткий детерминизм Жесткий детерминизм Движение души всецело обусловлено извне Движение души всецело обусловлено извне Отрицание свободы Отрицание свободы

Проблема воли и характера в античной психологии Эпикур - каждый человек наделен свободой воли Он находится не только под воздействием внешних сил, но и является активным действующим субъектом, смеющимся над судьбой, исполняющим намерения и достигающим блага при жизни Он находится не только под воздействием внешних сил, но и является активным действующим субъектом, смеющимся над судьбой, исполняющим намерения и достигающим блага при жизни

Проблема воли и характера в античной психологии Лукреций: диалектическая концепция соотношения свободы воли и необходимости Стоики: поскольку все в действительности подчиняется закономерности, происходящее с отдельным человеком разум воспринимает как необходимое и естественное неумолимое действие объективных обстоятельств. Человеку остается добровольно принимать предписанной судьбой. В этом следовании необходимости заключается свобода – подчинение осознанной необходимости соединяются с утверждением чувства внутренней свободы, которое и делает человека способным отстаивать себя вопреки обстоятельствам (идея, развитая далее в христианстве) В этом следовании необходимости заключается свобода – подчинение осознанной необходимости соединяются с утверждением чувства внутренней свободы, которое и делает человека способным отстаивать себя вопреки обстоятельствам (идея, развитая далее в христианстве)

Проблема воли и характера в античной психологии Вера стоиков в силу души перед судьбой – уважение к сильному характеру Вера стоиков в силу души перед судьбой – уважение к сильному характеру Характер – это определенность, печать своеобразия, которая отличает поступки одного человека от другого и вызывает специфическое отношение человека к миру, себе и другим людям Характер – это определенность, печать своеобразия, которая отличает поступки одного человека от другого и вызывает специфическое отношение человека к миру, себе и другим людям Наиболее ценные черты характера: мужество, самообладание, спокойствие духа, справедливость Наиболее ценные черты характера: мужество, самообладание, спокойствие духа, справедливость Характер основывается на мировоззрении (представлении о благе, зле и безразличном) Характер основывается на мировоззрении (представлении о благе, зле и безразличном)

Проблема воли и характера в античной психологии Проблема воли и характера в античной психологии Формирование характера- через закаливание духа долгими упражнениями, совершение поступков и наблюдение на поступками героев и размышлением над ними Формирование характера- через закаливание духа долгими упражнениями, совершение поступков и наблюдение на поступками героев и размышлением над ними Любой человек способен воспитать в себе сильный характер Любой человек способен воспитать в себе сильный характер Человек в философии стоицизма – свободное существо, действующее в соответствии с долгом. Человек в философии стоицизма – свободное существо, действующее в соответствии с долгом. Идеал человека – независимость от внешних обстоятельств, автономность, самодостаточность Идеал человека – независимость от внешних обстоятельств, автономность, самодостаточность

Вопросы к семинарскому занятию по теме 2 (самостоятельная проработка) 1) Идеалистическая психология Платона 2) Учение Аристотеля о душе 3) Учение античных врачей 4) Психологические идеи Древней Индии и Древнего Китая