Особенности литературного процесса второй половины XIX века Урок литературы в 10 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 46 Захаровой.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика.
Advertisements

Общественно - политическое положение в России в середине XIX века Урок литературы в 10 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ.
Русская литература в первой половине XIX века. Начало XIX века – время культурного и духовного подъёма в России Огромное влияние на культуру России того.
Тест по литературе Эфендиев Муртаза «Игалинская СОШ» 10 класс.
Особенности русской критики 2 половины XIX века Многообразие направлений в русской критике.
Выполнила : Чаунина Елена 10 е / м класс. Жизнь России второй половины XIX века кажется тихой и спокойной - ни войн, ни революций, ни глобальных потрясений,
Шедевры русской литературы 19 века.. Русская литература всегда отличалась необыкновенной чуткостью к решению нравственных вопросов. Великий поэт гордился.
Иван Александрович Гончаров ( гг) Обзор жизни и творчества.
Верность простым истинам: духовно-нравственные ценности на уроках литературы МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БАРАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ.
Презентация к уроку по литературе (10 класс) на тему: Русская литература XIX века в контексте мировой культуры
Наши первые шаги Урок повторения в 5 классе. Вопрос 1 Что такое литература?
Литература России в первой половине XIX в.. Начало XIX века – время культурного и духовного подъёма в России. Рост национального самосознания народа в.
Рассказ по плану.. Главной отличительной особенностью литературы XIX века стало обращение писателей к непосредственной жизни, действительности. Уже не.
Л.Н.Толстой Роман «Война и мир» Урок литературы в 10 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 46 г.Белгорода Захаровой Л.Н. Prezentacii.com.
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Литература ст. преподаватель кафедры ФО Сверкунова Е. В.
8 класс Р УССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА.
У читель русскогоыка и литературы МБОУ » СОШ 6» г. Чебоксары Козлова Р. В.
Целью данной работы является анализ актуальной этической и социально- критической проблематики романа "Милый друг" Мопассана.
Новые УМК по литературе издательства «Русское слово» как средство подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ (базовый и профильный уровни)
4 блока теоретических понятий в курсе литературы в школе 1) понятия, связанные с развитием историко-литературного процесса; 2) литературоведческие понятия,
Транксрипт:

Особенности литературного процесса второй половины XIX века Урок литературы в 10 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 46 Захаровой Л. Н.

Цель Дать представление об отличительных чертах литературы второй половины XIX века Русские писатели и критики о литературе второй половины XIX века ( урок рассчитан на 2 часа )

Основные положения лекции Вторая половина XIX века ставит Россию перед выбором дальнейшего пути развития. В литературе, как и в жизни, встает вопрос : « Кто виноват ?» и « Что делать ?». Происходит решительная демократизация художественной литературы. Литература приобретает гражданский пафос.

Специализация литературы : Гончаров, Толстой – эпики, Левитов, Успенский – очеркисты, Островский – драматург, Некрасов, Тютчев, Фет – лирики и т. д. Сюжеты романов просты, локальны, семейственны, но через эти сюжеты художники слова поднимаются до проблем общечеловеческого звучания.

Основные проблемы, поднимаемые в романах : взаимосвязь героя с миром, взаимопроникновение стихий жизни, отречение от личного блага, стыд за общественное благополучие, этический максимализм, нежелание участвовать в несовершенстве мира.

М. М. Пришвин так писал : «Никакая положительная деятельность в России не может выдержать критики Обломова: его покой таит в себе запрос на высшую ценность, на такую деятельность, из-за которой стоило бы лишиться покоя… Иначе и быть не может в стране, где всякая деятельность, направленная на улучшение своего существования, сопросождается чувством неправоты, а только деятельность в которой личное сливается с делом для других, может быть противопоставлена обломовскому покою».

Новый герой отражает состояние личности в эпоху общественных преобразований ; он, как и страна, стоит на пути к самосознанию, пробуждению личностного начала. Герои разных произведений ( Тургенева, Чернышевского, Гончарова, Достоевского ) полемичны по отношению друг к другу, но эта черта их объединяет.

А. Н. Островский говорил об этом так : «В иностранных литературах … произведения, узаконивающие оригинальность типа, то есть личность, стоит всегда на первом плане, а карающая личность – на втором плане и часто в тени; а у нас в России наоборот. Отличительная черта русского народа – отвращение от всего резко определившегося, от всего специального, личного, эгоистически отторгшегося от общечеловеческого, кладет и на художество особенный характер; назовем его характером обличительным. Чем произведение изящнее, тем оно народнее, чем оно народнее, тем больше в нем обличительного элемента».

Повышенные требования к личности человека. Самопожертвование – национальная черта. Благо других – высшая нравственная ценность. Личность, по Толстому, представляется в виде дроби : нравственные качества _________________________ самооценка

Источник русской силы и русской мудрости и Толстой, и Чернышевский видят в народном чувстве. Судьба человеческая в единстве с судьбой народа не оборачивалась принижением личностного начала, наоборот, на высшей стадии духовного развития герой приходит к народу ( роман - эпопея « Война и мир »).

Домашнее задание Знать содержание опорного конспекта Подготовить индивидуальные сообщения по жизненному и творческому пути И. А. Гончарова « Сон Обломова »