Андрей Индык, Руководитель проектов Центра энергоэффективности ИНТЕР РАО ЕЭС Автоматизированная система управления энергоэффективностью (АСУЭ) Москва 24-26.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Российское энергетическое агентство сСистема «Управление энергосбережением» для администраций районов и муниципальных образований.
Advertisements

Реализация проектов энергосбережения в различных секторах экономики.
Российское энергетическое агентство Система «Управление энергосбережением» для администраций районов и муниципальных образований.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ.
Департамент энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
Обеспечение практической реализации закона об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
«1С:Документооборот 8». Зачем автоматизировать документооборот? Единая информационная база документов Возможность параллельного выполнения операций Непрерывность.
25 февраля 2014 Министерство энергетики Московской области Совещание по вопросу разработки муниципальных программ в области энергосбережения и повышения.
Лекция 5 Региональные, муниципальные законы и постановления в области энергосбережения.
Российское энергетическое агентство Source: Тимур Иванов Генеральный директор.
Министерство энергетики Московской области Разработка муниципальных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Московской области.
Source: 2 Об Агентстве Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российское энергетическое агентство» (РЭА) Минэнерго России было создано 22 декабря.
1 Презентация программного комплекса для создания, сбора, обработки и анализа энергопаспортов АРМ «СРО» АРМ «Энергоаудитор»
1 Правовая база в сфере энергосбережения Основные нормативно-правовое акты Федерального уровня: Федеральный закон от ФЗ «Об энергосбережении.
ДЕПАРТАМЕНТ ТОПЛИВА, ЭНЕРГЕТИКИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАРИФОВ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ Докладчик – начальник отдела департамента топлива, энергетики и регулирования.
Единая интегрированная автоматизированная информационная система мониторинга и управления эффективностью энергосбережения на объектах города Москвы Департамент.
Актуальные вопросы энергосбережения в Республике Саха (Якутия) Заместитель Председателя ГКЦ-РЭК РС(Я) Трофимов Максим Макарович Государственный комитет.
«Основы энергоменеджмента и повышения энергетической эффективности наукоемкого предприятия» (в объеме 104 часа) Министерство образования и науки Российской.
Программа повышения квалификации ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ.
ЗАО НПК «Джоуль-Мед» Автоматизированная система контроля и мониторинга «Энергоменеджмент» ФЗ 261 ПП 726 ПП 419.
Транксрипт:

Андрей Индык, Руководитель проектов Центра энергоэффективности ИНТЕР РАО ЕЭС Автоматизированная система управления энергоэффективностью (АСУЭ) Москва ноября 2011

2 Центр энергоэффективности ИНТЕР РАО ЕЭС ООО «Центр энергоэффективности ИНТЕР РАО ЕЭС» – дочерняя компания ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» и Госкорпорации «Росатом», является единым централизованным органом, ответственным за реализацию, координацию и контроль проектов в области энергосбережения и повышения энергоэффективности 50 % Миссия Центра - содействие снижению энергоемкости ВВП России путем внедрения новейших экологически безопасных и энергоэффективных технологий во всех сферах российской экономики 50 %

Обеспечение исполнения требований Федерального закона от г. 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Контроль выполнения Программ энергосбережения, и повышения энергетической эффективности организаций Повышение энергоэффективности организаций 3 Цели создания системы

4 Требования ФЗ-261 До 1 января 2011 года провести оснащение зданий, строений, сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов и ввод их в эксплуатацию; Провести первое энергетическое обследование в период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 31 декабря 2012 года, последующие энергетические обследования - не реже чем один раз каждые пять лет; Утвердить и реализовать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, содержащие: Целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности и их значения, достижение которых должно быть обеспечено в результате реализации программ; Мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, ожидаемые результаты (в натуральном и стоимостном выражении), включая экономический эффект от проведения этих мероприятий; Обеспечить снижение потребления энергетических ресурсов в течение пяти лет не менее чем на 15% от фактического объема потребления энергетических ресурсов в базовом году в сопоставимых условиях.

5 Сложности при реализации требований ФЗ-261 Меняющаяся и не до конца сформированная нормативная база; Разнородность инфраструктуры (различные учетные системы, приборы учета с разными интерфейсами, отсутствие приборов учета и т.д.); Неподготовленность лиц ответственных за энергосбережение; Необходимость собирать, хранить и обрабатывать большой объем разнородной и увеличивающейся в объеме информации (энергопрофили, энергопаспорта, данные о реализации мероприятий, данные о фактической экономии и потребленных ресурсах по всем объектам и т.д.); Необходимость производить вычисления и выполнять обработку собранных данных по сложным алгоритмам в условиях изменяющихся требований законодательства (расчет экономии в сопоставимых условиях и удельных величинах, расчет целевых показателей и индикаторов, прогнозирование потребления и т.д.);

6 Структура системы «Центр мониторинга и управления энергоэффективностью» Компании Серверные мощности Отчетность во внешние организации (ФСТ, МинЭнерго, др.) Рабочие места ответственных за энергосбережение и повышение энергоэффективности в организациях Витрина для Топ-менеджмента шлюз Цели, задачи, планы, обучение Планы, отчеты, отклонения Фактическое энергопотребление, энергопрофили, энергопаспорта Корпоративные программные платформы и информационные системы Существующие системы учета ТЭР Цифровые приборы учета ресурсов Ручной ввод данных о потреблении Раздел «Энергоэффективность» на сайте организации Раздел «Энергоэффективность» на портале организации Энергоаудиторы, СРО Государственная информационная система «Энергоэффективность»

Задачи АСУЭ Формирование энергопрофиля (характеристики объектов, данные о потреблении энергоресурсов) организаций, отдельных объектов. Ведение реестра дочерних и зависимых организаций, сбор, хранение и обработка энергопаспортов; Сбор и передача данных о фактическом потреблении энергоресурсов. Автоматизированный сбор данных об энергопотреблении объектов (сбор данных с установленных приборов учета энергоресурсов и датчиков, взаимодействие с эксплуатируемыми системами учета ТЭР (АИИС КУЭ, АСКУТЭ)); Мониторинг хода реализации программ энергосбережения и повышения энергоэффективности, расчет целевых показателей и индикаторов энергоэффективности, контроль фактического исполнения реализуемых мероприятий; Оценка эффективности реализуемых мероприятий на основе фактических данных, прогнозирование энергопотребления и анализ структуры потребления, расчет экономии в сопоставимых условиях с выбором алгоритмов расчета, выделение лучшего опыта используемых решений; Автоматизированное формирование регламентированной (ФСТ, Минэнерго и др.) и внутрикорпоративной отчетности, ведение базы типовой отчетности, предоставление инструментов генерации нетиповых отчетных форм, интеграция с ГИС «Энергоэффективность»; Формирование специализированных витрин данных по энергосбережению для Топ-менеджмента с инструментами мониторинга ситуации в организации, раздел «Энергоэффективность» на портале организации и сайтах дочерних и зависимых организаций; Организация технической, справочно-нормативной и методологической поддержки пользователей, ведение базы информационных, обучающих и пропагандистских материалов в сфере энергосбережения, удаленное обучение и тестирование ответственных за энергосбережение; 7

8 Энергопрофиль организации Ведение реестра дочерних и зависимых организаций; Хранение и обработка энергопрофилей объектов потребления с учетом производственной иерархии; Ведение топологии средств измерения, точек измерения и точек учета на объектах; Подготовка к проведению обязательных обследований (в части предварительного сбора информации и получения предзаполненных энергетических паспортов на основе данных энергопрофиля); Сбор, хранение, обработка и анализ энергетических паспортов, полученных по результатам энергетических обследований; Автоматизированный обмен паспортами с Энергоаудиторами и СРО.

9 Сбор данных Автоматизированный сбор данных о потреблении с различных датчиков и приборов учета через специализированное устройство сбора и обработки данных (ПТК «Энергомонитор»); Импорт данных из эксплуатируемых в организациях систем учета ТЭР (АИИС КУЭ, АСКУТЭ и т.д.); Сбор данных о потреблении ТЭР с использованием специализированных форм (ручной ввод данных); Достоверизация собранных данных. Системы технического учета энергоресурсов Системы коммерческого учета ТЭР(АИИС КУЭ) Существующие системы: ПТК «Энергомонитор» Цифровые приборы учета и датчики АРМ ответственного в организации Центр мониторинга и управления энергоэффективностью Программно-технический комплекс «Энергомонитор» обеспечивает: Сбор данных с приборов учета и датчиков (порты RS232, RS485, ZigBee, 1-wire); Хранение показаний на встроенной памяти; Передачу данных для дальнейшей обработки (Ethernet (в т.ч. WiFi), или опционально GSM); Управление потреблением (включение/выключение по времени, по событиям, в ручном режиме)

10 Мониторинг Мониторинг и контроль хода реализации программ энергосбережения и повышения энергоэффективности; Планирование и моделирование комплекса мероприятий по энергосбережению (в т. ч. из базы типовых мероприятий) на основе подбора оптимального графика повышения энергоэффективности; Выбор методологии и расчет целевых показателей и индикаторов на основе достоверизированных фактических данных; Мониторинг значений целевых показателей и индикаторов энергоэффективности; Мониторинг фактического исполнения реализуемых мероприятий программы. Мониторинг потребления ресурсов (в том числе в сопоставимых условиях);

11 Анализ и прогнозирование Оценка эффективности реализуемых мероприятий на основе фактических данных; Анализ и прогнозирование потребления энергоресурсов на основе подходов когнитивного анализа данных: – Прогнозирование на основе неполных и противоречивых данных; – Прогнозирование с учетом сезонности и изменяющихся характеристик объекта; – Анализ влияния специальных факторов; Сравнение профиля потребления организации, с аналогичными организациями, выявление случаев ненормативного потребления и аномальных отклонений; Расчет экономии в сопоставимых условиях с выбором алгоритмов расчета (в т. ч. специфичных для организации); Групповое сравнение объектов по выбранному набору критериев; Анализ влияния реализуемых мероприятий, выделение лучшего опыта используемых решений.

12 Визуализация информации Витрина энергосбережения для Топ-менеджмента с инструментами мониторинга ситуации в организации (в т.ч. с использованием мобильных решений); Специализированные витрины данных по энергосбережению ситуационных центров управления энергоэффективностью; Раздел «Энергоэффективность» на портале организации: – События и мероприятия; – Карта проектов энергоэффективности; – Реестры рекомендованных решений и технологий; – Справочно-информационный центр (методологии, технические и пр. материалы); – Коммуникационные инструменты для ответственных (форумы, блоги); Раздел «Энергоэффективность» на сайтах дочерних и зависимых организаций.

13 Отчетность и интеграция Автоматизированное формирование регламентированной отчетности с отслеживанием изменений требований законодательства: – В федеральные органы (ФСТ, Минэнерго и пр.); – Региональные органы (РЭКи, Ростехнадзор). Автоматизированное формирование внутрикорпоративной отчетности, на основе сформированной базы типовых отчетов; Инструменты генерации нетиповых отчетных форм; Интеграция с ГИС «Энергоэффективность» (создаваемой в рамках Постановления 391), в том числе в части формирования и предоставления отчетности: – Обязательная отчетность в рамках постановления 1225; – Отчетность по формам сбора ФГУ «Российское энергетическое агентство»; – Прочая регламентированная отчетность. Государственная информационная система «Энергоэффективность»

14 Пропаганда и обучение Пропаганда – Информационные материалы; – Визуальные материалы ; Обучение – Программы обучения и повышения квалификации персонала в сфере энергосбережения; – Инструменты удаленного обучения и тестирования ответственных за энергосбережение на предприятиях; – Видео и методические материалы; Информационная поддержка – Техническая, справочно-нормативная и методологическая поддержка пользователей; – Нормативные и методические документы; – База информационных, обучающих и пропагандистских материалов в сфере энергосбережения.

15 Ключевые преимущества В настоящее время в большинстве организаций внедрено и эксплуатируется значительное количество систем, направленных на решение задач диспетчеризации, сбора данных о потреблении ТЭР, учета этой информации (АИИС КУЭ, АСТУЭ и др.). Необходимо отметить, что данные решения ориентированы, прежде всего, на учет ресурсов и направлены на автоматизацию работы служб главных энергетиков и прочих профильных подразделений, но не решают конкретной задачи повышения энергетической эффективности, т.к. не реализуют следующих функций: Работа с программами повышения энергетической эффективности (мониторинг и контроль хода реализации программ и их фактического исполнения, оценка эффективности реализуемых мероприятий на основе фактических данных, визуализация информации); Прогнозирование и анализ структуры потребления; Формирование, хранение, анализ и обработка энергопрофилей и энергетических паспортов, связь этих данных с программными мероприятиями, потреблением; Инструменты специализированной отчетности (в рамках требований Федерального законодательства); Инструменты пропаганды и обучения ответственных за энергосбережение. При этом в рамках функционирования АСКУЭ осуществляется информационное взаимодействие с эксплуатируемыми в организациях системами учета ТЭР.

16 АСУЭ в информационной инфраструктуре Планирование ресурсов организации (ERP-система) Управление основными фондами организации (EАМ-система) Управление энергоэффективностью организации (АСУЭ) Единая база НСИ АИИС КУЭАСТУЭ Системы учета ТЭР...

17 Результат внедрения системы По данным Центра международного промышленного сотрудничества ЮНИДО (UNIDO - кумулятивный эффект от внедрения систем класса Energy Managment System и технологий энергетического менеджмента (в т.ч. стандарта ISO 50001) дает эффект до 3% ежегодной экономии от потребляемых ресурсов. Минимальная оценка 0,5%. Применение автоматизированной системы управления энергосбережением обеспечивает: Структурирование работ в части управления энергосбережением: Повышение точности прогнозирования; Введение правильного электронного документооборота; Автоматизированное формирование стандартной отчетности; Контроль энергопотребления: Выявление ненормативного потребления; Выделение лучшего и худшего опыта; Ведение единой базы объектов и профилей : Точечное применение усилий; Тиражирование лучшего опыта; Обучение и пропаганду: Применение проверенных методик, рекомендаций; Применение малозатратных организационных мероприятий; Повышение общей культуры потребления энергоресурсов.