Урок русского языка 10 класс. Глагол как часть речи Должны знать: -определение части речи -определение части речи -грамматические категории глагола -грамматические.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Глагол как часть речи. Глагол как часть речи имеет грамматические категории: - вида; - залога (только у переходных глаголов); - времени; - лица; - числа,
Advertisements

Глагол - окончания. Что такое глагол? Глагол - это часть речи, которая обозначает действие предмета, отвечает на вопросы: Что делает? Что сделал?
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ГЛАГОЛА I. Часть речи. Общее значение. - вид II. Морфологические признаки. III. Синтаксическая роль. 1. Начальная форма (неопределённая.
Повторение изученного по теме " Глагол " в 6- м классе.
Глагол Часть речи. Обозначает действие предмета..
Глагол – ЧР – действие предмета Что делать? Что сделать? Неопределенная (начальная) форма инфинитив Окончания - ть ти чь Играть нести беречь.
Морфологический разбор глагола. Урок русского языка в 5 классе Учитель: Ташкинова Любовь Юльевна.
1. Инфинитив, неопределенная, начальная форма – Н.ф. ть, чь, ти, тся и ться что делать? Что сделать?
Общее грамматическое значение Морфологические признаки (постоянные, непостоянные) Синтаксическая роль Общее грамматическое значение Морфологические признаки.
Глагол Обозначает: действие или состояние предмета. Вопросы: Что делать? Что сделать? Постоянные признаки: 1. Вид (совершенный и несовершенный); 2. Спряжение.
Памятка «Что я должен знать о глаголе». 1. Спряжение глаголов. I спряжение Окончания на Е ЕТ, ЕТЕ, ЕМ, ЕШЬ Окончания на УТ, ЮТ ___________________ Глаголы.
I и II спряжение глаголов. Общее понятие. Цель: - сформировать понятие о спряжении (изменении глаголов по лицам и числам); - развивать умение определять.
Глагол Слова,которые обозначают действия людей,животных или предметов. Отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать? Что делал? Что делает? Что сделает?
Глагол Презентация по русскому языку для 5 класса. Составила Павлушина Ярослава Петровна, учитель русского языка и литературы.
Что делать? Что делал? Что делала? Что делали? Что будет делать? Что сделать? Что сделал? Что сделала? Что сделали?
Глагол 5 класс План: Понятие о глаголе Постоянные признаки Непостоянные признаки Правописание не с глаголамиПравописание не с глаголами Способы образования.
Имя существительное Подсказка. Если какое-нибудь существительное окажется в предложении вместе с предлогом, не забудь об этом упомянуть. Это важно! Морфологический.
О чем это ? Интересная часть речи В русском языке живет. Кто что делает расскажет: Чертит, пишет иль поет. Вышивает или пишет, Или забивает гол, Варит,
Что без меня предметы? Лишь названья. Но я приду – всё в действие придёт: Летит ракета. Люди строят зданья. И рожь в полях растёт. О какой части речи говорится.
изменение глагола по лицам и числам и система его личных окончаний –это СПРЯЖЕНИЕ.
Транксрипт:

Урок русского языка 10 класс

Глагол как часть речи Должны знать: -определение части речи -определение части речи -грамматические категории глагола -грамматические категории глагола Должны уметь: -делать морфологический разбор -делать морфологический разбор

инфинитив Что делать? Что сделать? - ть - ть - ти - ти - чь - чь - сти - сти

Категория вида Совершенный вид что сделать ? что сделать ? Несовершенный вид что делать? что делать?

Переходность/ непереходность Переходные глаголы Д.п.- прямой объект (В.п. без предлога) (В.п. без предлога) Непереходные глаголы Д.п.- прямой объект (любая др.форма ) (любая др.форма )

Возвратные глаголы радуется радуется

Категория наклонения наклонение изъявительное глаголы настоящего, прошедшего, будущего времени условное глагол + бы (б) повелительное выражает побуждение к действию

Категория времени до момент речи после до момент речи после Прошедшее настоящее будущее

спряжение спряже ние число 1 спряжение 1 спряжениеед.ч. 1 спряжение мн.ч. 2 спряжение ед.ч. мн.ч. лицо 1лицо-у,-ю-ем-у,-ю-им 2 лицо -ешь-ете-ишь-ите 3 лицо -ет-ут,ют-ит-ат,ят

Две основы Формообразование глагола От основы инфинитива От основы инфинитива Прошедшее время глагола Причастия прошедшего времени Условное наклонение Деепричастия совершенного вида От основы настоящего времени От основы настоящего времени Повелительное наклонение Причастия настоящего времени Деепричастия несовершенного вида

Работа с деформированным текстом задание: расположите предложения так, чтобы получился текст А. Между прочим, Хлестаков, герой гоголевского «Ревизора», желая поразить воображение чиновников и говоря, что ест суп, который под крышкой прибыл из Парижа, имел в виду именно консервы. Б. Наполеон Бонапарт сразу понял, что техническая новинка имеет стратегическое значение, и сделал огромный государственный заказ. В. Ровно 200 лет назад парижский повар Франсуа Аппер открыл способ хранения продуктов в герметических банках. Г. Согласно историческим документам в меню французского солдата входили мясной и овощной супы, пюре из фасоли с шампиньонами и- без десерта никак нельзя- клубничное пюре

Проверь себя задание: сделать морфологический разбор выделенных глаголов А. Ровно 200 лет тому назад парижский повар Франсуа Аппер открыл способ хранения продуктов в герметической банке. Б. Наполеон Бонапарт сразу понял, что техническая новинка имеет стратегическое значение, и сделал огромный государственный заказ. В. Согласно историческим документам в меню французского солдата входили мясной и овощной супы, пюре из фасоли с шампиньонами и – без десерта нельзя – клубничное пюре. Г. Между прочим, Хлестаков, герой гоголевского «Ревизора», желая поразить воображение чиновников и говоря, что ест суп, который под крышкой прибыл их Парижа, имел в виду именно консервы.

Варианты выполнения задания Открыл- глагол Н.ф.- открыть Постоянные признаки: -совершенный вид -невозвратный-переходный -1 спряжение Непостоянные признаки: -изъявительное наклонение -прошедшее время -3 лицо -ед.ч.-м.р. В предложении является сказуемым Поразить- глагол Н.ф.- поразить Постоянные признаки: -совершенный вид -невозвратный-непереходный -2 спряжение Непостоянные признаки: -нет-нет-нет-нет-нет В предложении является сказуемым

Работа дома П. 48, упражнение 265.

Благодарю за работу