В. Шаламов «Водопад» Урок литературы в 11 классе. Обучение композиционному анализу поэтического текста.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Мужчина и его любовь в рассказе А.П. Чехова «Дама с собачкой» Урок литературы в 10 классе.
Advertisements

Обучение композиционному анализу художественного текста на уроках литературы в средней школе.
Идея перемещения объектов предложена Hans Werner Hofmann Электронный путеводитель- практикум по литературе для учеников 9-11.
А.П.Чехов «Душечка» Урок литературы в 9 классе. Ясинская Светлана Георгиевна МОУ «СОШ 22» Череповец.
Афанасий Фет «Шёпот, робкое дыханье…» Урок литературы в 9 классе.
Теория литературы. Лирические произведения. Подготовка к ЕГЭ по литературе.
Художественные особенности рассказа Л. Н. Толстого «После бала»
Петрова Елена Юрьевна, учитель МБОУ «Острожская СОШ» Оханского района Пермского края.
Как рождается рождается художественный художественный образ образ.
А.А.Фет «Тополь». Композиционный анализ поэтического текста. Урок литературы в 10 классе.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ.
Кокунина Елена Владимировна, к.ф.н., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 37 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Выборга Имманентный.
А.П.Чехов «Ионыч» Урок литературы в 10 классе. Обучение композиционному анализу прозаического текста.
ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Обучение анализу поэтического текста Круглова И.В. к.п.н., методист ГБОУ ГМЦ ДОгМ.
Типичные вопросы по лирическим произведениям. Как называется разновидность лирики, к которой принадлежит данное стихотворение?// К какой жанрово-тематической.
Анализ лирического стихотворения Восприятие. Истолкование. Оценка.
Тема грозы в произведениях Л.Н.Толстого («Отрочество» глава «Гроза»), В.В. Набокова («Гроза»), А.С. Пушкина («Туча»), Ф.И. Тютчева («Весенняя гроза»)
Как писать сочинение- рассуждение в формате ЕГЭ (методические рекомендации)
Руководитель: Учитель высшей категории Лынник А. Е.
Художественный анализ текста как элемент подготовки к ЕГЭ по литературе.
Транксрипт:

В. Шаламов «Водопад» Урок литературы в 11 классе. Обучение композиционному анализу поэтического текста.

Ясинская Светлана Георгиевна МОУ «СОШ 22» Череповец

Содержание 1.Задание. Композиция текста, виды, типы.Задание. Композиция текста, виды, типы. 2.Задание. Композиция стихотворения «Водопад».Задание. Композиция стихотворения «Водопад». 3.Задание. Языковые уровни стихотворения Шаламова.Задание. Языковые уровни стихотворения Шаламова. 4.Домашнее задание.Домашнее задание.

Задание Дайте определение композиции. Назовите композиционные приёмы. Что такое языковая композиция? Назовите типы композиции. Назовите виды композиции. Назовите приёмы анализа поэтического текста.

Композиция художественного произведения Что такое композиция? Это прежде всего установление центра, центра зрения художника. А.Н.Толстой

Структуру художественного текста можно описать, если вычленить различные точки зрения, то есть авторские позиции, с которых ведётся повествование (повествователь, рассказчик, персонаж). Б.Успенский

Композиция – это состав и определённое расположение частей, элементов и образов произведения в некоторой значимой временной последовательности. А.Есин

Композиционные приёмы 1.Повтор 2.Усиление 3.Противопо ставление 4.Монтаж А.Есин

Языковая композиция Языковая композиция – сопоставление, противопоставление, чередование словесных рядов в художественном тексте. В.Виноградов

Типы композиции 1.Простые (линейные) 2.Сложные (трансфор мационные) А.Есин

Виды композиции 1.Кольцевая 2.Зеркальная 3.Линейная 4.Умолчание 5.Ретроспекция 6.Свободная 7.Открытая и т.д. А.Есин

Композиционный анализ поэтического текста 1.Строфы и стихи. Микротема каждой части. 2.Языковая композиция. Ключевые слова, словесные ряды. 3.Композиционные приёмы. Повтор, усиление, антитеза, монтаж. 4.Сильные позиции текста. Название, эпиграф, первое и последнее предложения, рифмы, повторы.

Стихотворение В.Шаламова «Водопад» Учимся анализировать поэтический текст. Композиционный анализ.

Задание Определите микротемы каждой строфы. Найдите ключевые слова и постройте словесные ряды. Сопоставьте первое и последнее предложения, название. Определите вид композиции и композиционные приёмы. Вывод.

Определите микротемы каждой строфы. Первая строфа. Ночной водопад. Вторая строфа. Замороженная пена. Третья строфа. Водопад.

Найдите ключевые слова и постройте словесные ряды. Водопад: бурлит, бросает, скалит зубы, потеха, смех, целые века. Пена: замороженная, пены клочья, выносится, объятья ледяного плена, стынущая волна. Жизнь: наша, моленья наши, тоска.

Сопоставьте первое и последнее предложения. Оба предложения о жестоком и безжалостном водопаде. Создаётся кольцо, из которого никогда не вырваться, это навсегда. Почему название «Водопад»? Главный герой, он везде, от него никуда не уйти. Какие слова в рифме? Ключевые слова, несущие идею.

Определите вид композиции и композиционные приёмы. Вид – кольцевая. Приёмы – повтор и контраст.

Охарактеризуйте композицию стихотворения. Композиция текста кольцевая, использован тематический повтор в первой и третьей строфах. Главный композиционный приём – противопоставление. В стихотворении контрастны словесные ряды. Ряд «водопад» ассоциируется с жестокостью, насилием, а ряды «пена» и «жизнь» - с жертвой, страхом. Сильные позиции текста подтверждают ощущение безжалостности, безысходности.

Задание Найдите приёмы звукописи в тексте Шаламова. Какую роль играют имена существительные и глаголы? Какие лексические пласты есть в тексте? Каков порядок слов в предложениях?

Фонетический уровень текста. В первой строфе ассонанс на «а», аллитерация на «б,р,л,н».Во второй строфе аллитерация на «н,л», ассонанс на «а».В третьей строфе ассонанс на «а», аллитерация на шипящие. Обнаруживается приём контраста на уровне фонетики: первая и вторая строфы противопоставлены третьей строфе (звонкие согласные – шипящие).

Морфологический уровень текста. В тексте преобладают имена существительные. С помощью глаголов создаётся антитеза «пена» - «водопад».

Лексический уровень текста. В первой и третьей строфах есть все три группы лексики: нейтральная (лунная), книжная (лампада), разговорная (скалит). Вторая строфа противопоставлена первой и третьей на уровне лексики.

Синтаксический уровень текста. На уровне синтаксиса прослеживается контраст: обычный порядок слов – инверсия. Таким образом, на всех языковых уровнях текста мы обнаружили антитезу в качестве композиционного приёма.

Домашнее задание Напишите сочинение на тему «Человек и мир в стихотворении В.Шаламова «Водопад».