Приёмы эффективного чтения Райская Лариса Матвеевна, доц.каф.РЯЛ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЧТЕНИЕ Чтение – рецептивный вид речевой деятельности, связанный со зрительным восприятием речевого сообщения, закодированного с помощью графических символов,
Advertisements

Конспект. Конспектирование Библиотечный урок для 9-10-х классов.
Автор Мерзякова Л.А. (ИМО) Работа с печатными изданиями Консультация для старшеклассников.
Технология продуктивного чтения технология формирования типа правильной читательской деятельности.
Выполнили студентки 503 группы ИСОбр: Мягкова М. В. Савельева Е.С. Сыропятова Е. А.
УЧИМСЯ КОНСПЕКТИРОВАТЬ занятие в рамках работы элективного курса «Исследовательская деятельность учащихся 9-ых классов»
КАК РАБОТАТЬ С УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ МЕТОДЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ.
Дуйсехан Д Жарылгап А. Реферат-резюме – это краткое изложение информации на основе одного источника. Главное условие этого вида работы – отсутствие субъективных.
Обучение чтению Выполнила: Студентка 4 курса АОД Чуткова (Казакова ) Анастасия.
«МЕТОДИКА КОНСПЕКТИРОВАНИЯ» Библиотечный урок. КАК СОСТАВИТЬ КОНСПЕКТ?
Тема : Составление конспектов. Конспектирование лекций как творческий процесс Выполнила: Тыныс А.А. Группа: 102 фк Приняла: Нурмаханова Г.К.
По степени проникновения в содержание и в зависимости от коммуникативных потребностей выделяют типы чтения: поисково-просмотровоепоисково-просмотровое.
Учитель английского языка МОУ СОШ 12 Арутюнян Наира Сергеевна. Интернет ресурс, используемый для определения уровня знаний и подготовки к ЕГЭ. Система.
1 Секреты успешной работы с печатными изданиями Библиотечный урок для старшеклассников.
ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ЧТЕНИЯ ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ЧТЕНИЯ Чтение – это рецептивный вид речевой деятельности, связанный со зрительным восприятием речевого.
Поскольку ваша задача - написать сочинение- рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи. Напомню,
Вдохновение по заказу КГС(К)ОУ «Алтайская краевая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа III-IV вида» Школьный диагностико-реабилитационный.
Трудности при овладении чтением (С.Н. Костромина, Л.Г. Нагаева Как преодолеть трудности в обучении детей. Чтение. – М.:АСТ; СПБ, 2008.)
Приемы работы с текстом. Возникающие проблемы: Как добиться, чтобы дети читали учебник; Как добиться, чтобы дети читали учебник; Как научить ребенка выделять.
1. Оптимизация работы с литературными источниками. 2. Основные этапы работы студентов с литературными источниками. 3. Ошибки, допускаемые студентами в.
Транксрипт:

Приёмы эффективного чтения Райская Лариса Матвеевна, доц.каф.РЯЛ

План: Недостатки традиционного чтения. Способы чтения. Недостатки традиционного чтения. Способы чтения. Интегральный алгоритм чтения. Интегральный алгоритм чтения. Дифференциальный алгоритм чтения. Дифференциальный алгоритм чтения. Способы фиксации прочитанного. Способы фиксации прочитанного.

Этапы чтения 1. Зрительное восприятие графических знаков – закодированного речевого сообщения. 2. Перевод графических знаков в звуковые. 3. Осмысление прочитанного: декодирование в мозгу звуковых знаков - перевод их в мыслеобразы.

Недостатки традиционного чтения: 1. Артикуляция – внутреннее проговаривание читаемого – замедляет чтение в 3-4 раза. 2. Малое поле зрение за 1 фиксацию – остановку взгляда на фрагменте текста (10-15 знаков) 3-4 фиксации на строку. на строку. 3. Регрессии – возврат взгляда на уже прочитанное (10-15 регрессий на 100 слов) прочитанное (10-15 регрессий на 100 слов)

4. Слабое развитие механизма смыслового прогнозирования текста приходится читать все знаки подряд. 5. Низкий уровень организации внимания. 6. Отсутствие гибкой стратегии чтения, программ обработки текста при чтении.

Способы чтения: 1. Ознакомительное. 2. Просмотровое. 3. Сканирующее. 4. УглублЁнное. 5. Быстрое чтение (свыше 650 слов/мин) * панорамное * панорамное * выборочное * выборочное

Основные приёмы рационального чтения Алгоритм чтения – последовательность умственных действий при восприятии основных фрагментов текста. Алгоритм чтения – последовательность умственных действий при восприятии основных фрагментов текста.

Интегральный алгоритм чтения Назван. текста АвторВыход.данные Основ-ное ФактыКритика Польза а/ достоверность б/ новизна

Методика овладения ИАЧ 1. Ежедневно медленно читать 1-2 интересных статьи в газете, держа листок с ИАЧ перед собой. 2. «Укладывать» информацию в блоки. 3. После прочтения закрыть глаза и проверить заполнение блоков. (1 неделя) 4. Ежедневно читать 1-2 статьи как можно быстрее, не глядя на схему ИАЧ, но представляя его мысленно.

Дифференциальный алгоритм чтения (ДАЧ) Для сложных учебных, научных и профессиональных текстов Для сложных учебных, научных и профессиональных текстов Этапы обработки текста: Этапы обработки текста: 1. Внимательно читая текст, подчёркивать карандашом ключевые слова в каждом смысловом абзаце текста. 2. Записать на листке бумаги смысловые ряды в виде словосочетаний или предложений, используя только ключевые слова и служебные – союзы и предлоги.

3. Сформулировать доминанту (основной смысл) всего текста или его раздела в форме простого или сложного предложения. Усвоение ДАЧ занимает 1 – 2 месяца при ежедневной тренировке. Пример обработки текста по ДАЧ: Пример обработки текста по ДАЧ:

Чтение как сложный и взаимосвязанный процесс складывается из восприятия и понимания читаемого, поэтому основным механизмом чтения на мозговом уровне является умение устанавливать звуко-буквенные соответствия по тексту и прогнозировать развёртывание языкового материала по определённой мозговой программе. Чтение как сложный и взаимосвязанный процесс складывается из восприятия и понимания читаемого, поэтому основным механизмом чтения на мозговом уровне является умение устанавливать звуко-буквенные соответствия по тексту и прогнозировать развёртывание языкового материала по определённой мозговой программе.

Смысловые ряды: 1) чтение – восприятие и понимание 1) чтение – восприятие и понимание 2) механизм – установить звуко- буквенные соответствия и прогнозировать материал 2) механизм – установить звуко- буквенные соответствия и прогнозировать материал

Доминанта Чтение – восприятие и понимание, а его механизм – соотнесение звуков с буквами и прогнозирование смысла читаемого Чтение – восприятие и понимание, а его механизм – соотнесение звуков с буквами и прогнозирование смысла читаемого

Житель Эфеса – одного из городов Малой Азии – Герострат, желая прославиться и сохранить своё имя в истории, сжёг в 356 г. до н.э. храм Артемиды, считавшийся одним из чудес архитектуры. Житель Эфеса – одного из городов Малой Азии – Герострат, желая прославиться и сохранить своё имя в истории, сжёг в 356 г. до н.э. храм Артемиды, считавшийся одним из чудес архитектуры. Имя преступника под страхом смерти было запрещено произносить в городах и сёлах Малой Азии. Имя преступника под страхом смерти было запрещено произносить в городах и сёлах Малой Азии. Но древнегреческий историк Феопом в своих сочинениях рассказал о страшном преступлении презренного честолюбца. Но древнегреческий историк Феопом в своих сочинениях рассказал о страшном преступлении презренного честолюбца. С того времени имя Герострата стало нарицательным, им стали называть тех, кто любым путём стремится стать знаменитым и предпочитает дурную славу безвестности. С того времени имя Герострата стало нарицательным, им стали называть тех, кто любым путём стремится стать знаменитым и предпочитает дурную славу безвестности.

Житель Эфеса – одного из городов Малой Азии – Герострат, желая прославиться и сохранить своё имя в истории, сжёг в 356 г. до н.э. храм Артемиды, считавшийся одним из чудес архитектуры. Имя преступника под страхом смерти было запрещено произносить в городах и сёлах Малой Азии. Имя преступника под страхом смерти было запрещено произносить в городах и сёлах Малой Азии. Но древнегреческий историк Феопом в своих сочинениях рассказал о страшном преступлении презренного честолюбца. Но древнегреческий историк Феопом в своих сочинениях рассказал о страшном преступлении презренного честолюбца. С того времени имя Герострата стало нарицательным, им стали называть тех, кто любым путём стремится стать знаменитым и предпочитает дурную славу безвестности. С того времени имя Герострата стало нарицательным, им стали называть тех, кто любым путём стремится стать знаменитым и предпочитает дурную славу безвестности.

В каких сочетаниях есть явно лишние слова, а в каких слово не лишнее, но необязательное для понимания смысла? Первое боевое крещение, плыть по течению, значительно улучшить, максимально использовать, скрытые резервы, современные требования, выпускаемая продукция, большие усилия, дальнейшее развитие, в данный момент времени, железная дорога, новое возрождение, в марте месяце, необычный феномен, тысяча человек народу, путеводная нить, проводить в последний путь, передовой авангард, потупить голову, впасть в отчаяние, предчувствовать заранее, прошлые заслуги, главное существо вопроса, активное участие. Первое боевое крещение, плыть по течению, значительно улучшить, максимально использовать, скрытые резервы, современные требования, выпускаемая продукция, большие усилия, дальнейшее развитие, в данный момент времени, железная дорога, новое возрождение, в марте месяце, необычный феномен, тысяча человек народу, путеводная нить, проводить в последний путь, передовой авангард, потупить голову, впасть в отчаяние, предчувствовать заранее, прошлые заслуги, главное существо вопроса, активное участие.

Способы фиксации прочитанного 1. Конспектирование 2. Реферирование 3. Аннотирование

Конспект краткая запись содержания прочитанного или услышанного Правила составления конспекта 1. Записать все выходные данные источника: автор, название, год и место издания. Если текст взят из периодического издания (газеты или журнала), то записать его название, год, месяц, номер, число, место издания.

2. Выделить поля слева или справа, можно с обеих сторон. Слева на полях отмечаются страницы оригинала, структурные разделы статьи или книги (названия параграфов, подзаголовки и т.п.), формулируются основные проблемы. Справа на полях записываются собственные выводы, ссылки на другие материалы, темы и проблемы для дальнейшей разработки вопроса.

3. В центральной части конспекта записывается краткое изложение содержания текста с цитатами из прочитанного текста. 4. Нужно сохранять структуру конспектируемого источника: его композицию, последовательность изложения, тематические разделы. 5. Пронумеровать страницы конспекта и составить в этой же тетради перечень содержащихся конспектов.