Обобщающий урок русского языка 6 класс Цели урока : обобщить и закрепить знания по теме « Фразеология »; развивать внимание, скорость мышления ; формировать.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МОУ Шатровская начальная общеобразовательная школа Внеклассный урок- исследования по русскому языку « Использование фразеологизмов». Программа «Школа 2100»
Advertisements

Фразеологизм – это устойчивое неделимое сочетание слов, которое можно заменить синонимом, одним словом. Phrasis – « выражение » Logos – « учение »
Фразеологизм – это устойчивое неделимое сочетание слов, которое можно заменить синонимом, одним словом. Phrasis – «выражение» Logos – «учение»
Цели урока : - познакомить учащихся с фразеологизмами ; - учить употреблять в речи фразеологизмы с целью ее обогащения ; - учить находить фразеологизмы.
Цели: 1 Знать о фразеологизмах – устойчивых сочетаниях слов, их роли в обогащении речи. 2 Усвоить структуру и семантику фразеологизмов. 3 Уметь употреблять.
ФРАЗЕОЛОГИЯ Урок русского языка в 6 классе Выполнила: учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ24» Перепелкина Юлия Олеговна.
Удивительный мир фразеологизмов. Мы сегодня не будем переливать из пустого в порожнее, а будем работать не покладая рук. И среди вас не будет ни одного,
Фразеологизм – это устойчивое неделимое сочетание слов, которое можно заменить синонимом, одним словом. Phrasis – «выражение» Logos – «учение»
Методический материал к уроку русского языка в 6 классе на тему: «Фразеологизмы». Урок составила: учитель русского языка и литературы 1 квалификационной.
Дружнее этих двух ребят на свете не найдёшь. О них повсюду говорят: «Водой не разольёшь».
Шутливо, да не очень Автор: Воронович Мария Владимировна.
Путешествие в страну Лексикологию. Фразеологизм – это устойчивое неделимое сочетание слов, которое можно заменить синонимом, одним словом. Фразеологизмы.
Урок русского языка в 3 классе Выполнила: учитель МОУ СОШ 117 Самарина Наталья Владимировна.
Урок разработан учителем русского языка и литературы МБОУ лицея 64 г. Краснодара Урок разработан учителем русского языка и литературы МБОУ лицея 64 г.
Free Powerpoint TemplatesPage 1 Изучение фразеологизмов в 6-ом классе.
Фразеологизмы и их роль в русском языке Проект : Почему мы так говорим?
Почему мы так говорим? Ещё великий М.Ломоносов называл устойчивые сочетания «фразесами», «российскими пословиями», предлагая включать их в словари. Учёные.
Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ Урок русского языка в 5 классе Подготовила учитель МОУ СОШ 9 им. М. В. Водопьянова г. Липецка Тихонина Л. М. Тихонина Л. М.
«Фразеологизмы» «Фразеологизмы» 20 марта марта 2012 ГБОУсредняяобщеобразовательная школа 47 имени Д.С. Лихачева Учитель русского языка и литературы.
Транксрипт:

Обобщающий урок русского языка 6 класс

Цели урока : обобщить и закрепить знания по теме « Фразеология »; развивать внимание, скорость мышления ; формировать чувство ответственности за результат своего труда ; стимулировать стремление к творчеству и самовыражению ; активизировать эмоциональную сферу ; формировать правила речевого поведения.

Для тех, кто интересуется историей, культурой своего народа, фразеология – одна из самых увлекательных и занимательных сфер языка. Н. М. Шанский.

Фразеологизм – это устойчивое неделимое сочетание слов, которое можно заменить синонимом, одним словом. Phrasis – « выражение » Logos – « учение »

Фразеологизмы – это средства выразительности языка

Украшают ли фразеологизмы нашу речь ? Нужны ли они ? Когда их уместно употреблять ?

Глупые сороки. Нашли сороки в лесу кусок сыру. Обрадовались, думали, где припрятать, чтобы вороны не нашли. Вороны любят сыр, об этом еще Крылов писал. Уже видно, что вороны увидели сыр. Вот одна кружится, потом другая, третья. Сейчас незаметно украдут. Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Вдруг появилась лиса. Съела сыр, пока сороки спорили, и ушла. Удалилась, чтобы ее не поймали. Когда сороки увидели пропажу, лиса была уже далеко. Так и надо сорокам ! Нечего было от сыра отвлекаться да спорить !

Глупые сороки. Нашли сороки в лесу кусок сыру. Не помня себя от радости стали совет держать, где его припрятать, чтобы вороны не нашли. Вороны - известные любительницы сыра, об этом еще Крылов писал. Уже видно, что вороны нюхом почуяли находку. Вот одна кружится, потом другая, третья. Того и гляди украдут средь бела дня из - под носа. Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Откуда ни возьмись появилась лиса. Съела сыр под шумок и ушла как ни в чем не бывало.. Удалилась подальше от греха.. Когда хватились сороки а, лисы и след простыл. Поделом сорокам ! Не надо было ворон считать !

Хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, затаив дыхание ? Учитесь употреблять в своей речи фразеологизмы. Фразеологизмы делают нашу речь образной, выразительной, эмоциональной.

Сфера употребления фразеологизмов Стили речи книжный разговорный публицистический

Распределить фразеологизмы по сфере употребления : разговорный, книжный, публицистический ( работа по вариантам ) Водить за нос, ломать голову, сложить оружие, сдержать слово, карточный домик, из года в год, краеугольный камень, ломать голову, кривить душой, гадать на кофейной гуще, дамоклов меч, под открытым небом.

Проверь себя ! Книжный : сложить оружие, карточный домик, дамоклов меч, краеугольный камень. Публицистический : сдержать слово, под открытым небом, из года в год. Разговорный : водить за нос, ломать голову, кривить душой, гадать на кофейной гуще.

Откуда берутся фразеологизмы Исконно русские сматывать удочки, расправлять крылья Старославянские как зеницу око, не от мира сего Из разных профессий сгущать краски, ход конем, привести к общему знаменателю Крылатые слова из мифологии ахиллесова пята, нить Ариадны, дамоклов меч Крылатые слова и выражения, созданные писателем Голый король Счастливые часов не наблюдают

1.Топорная работа; без сучка и задоринки; снять стружку; разделать под орех. 2.На один покрой; трещать по швам; семь раз отмерь, один раз отрежь; шито белыми нитками. 3.Доводить до белого каления; между молотом и наковальней. Калачом не заманишь; заварить кашу; толочь воду в ступе; попасть как кур в ощип.

Ставить в тупик; зеленая улица; на всех парах. Позолотить пилюлю; как рукой сняло; затаить дыхание.

Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что изменилось? Предложения запишите. 1. Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал. 2. Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила. 3. Кирилл целый день бездельничал. 4. Мы догадывались, что он нас обманывает. 5. Первого сентября Оля проснулась очень рано. Справочный материал: повесить нос, водить за нос, ни свет ни заря, бить баклуши, пропустить мимо ушей.

Его проглатывают ; он подвешен у другого ; за него тянут, заставляя высказаться. Не цветы, а вянут ; не ладони, а ими хлопают ; не белье, а их развешивают доверчивые люди. Ее толкут в ступе или носят в решете люди, которые занимаются бесполезным делом ; ее набирают в рот, когда молчат. Он в голове у несерьезного человека ; его советуют поискать в поле ; на него бросают слова и деньги.

«Море по колено» ничто не страшно. «Мухи не обидит» кроткий человек. «Как две капли воды» очень похожи друг на друга.

«Тянуть кота за хвост» надолго затягивать какое-либо решение или дело. «Не разлей вода» дружные ребята. «Витать в облаках» мечтать.

«Плясать под чужую дудку» беспрекословно выполнять волю другого человека. «Сесть на шею» быть обузой для другого человека. «Водить за нос» обманывать.

1. Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя пропускал мимо ушей. 2. Ира узнала, что поездка откладывается, и повесила нос. 3. Кирилл целый день бил баклуши. 4. Мы догадывались, что он нас водит за нос. 5. Первого сентября Оля проснулась ни свет ни заря.

Художник-иностранец продолжает изучать русский язык. Но во фразеологизмах он никак не может разобраться. Запишите фразеологизмы, которые здесь им изображены.

Вспомните фразеологические обороты, начало которых дано в тексте. 1. Надо самому отвечать за свои поступки, а не прятаться На садовом участке ребята работали дружно, старались не ударить… 3. Бросились искать приезжего. а его и след У Сережи с Мишей дружба крепкая: их водой Ты всегда преувеличиваешь, делаешь из мухи… 6. Мы его расспрашиваем, а он словно воды Обиделся Петя на замечания товарищей, надулся как …

Какие предложения содержат ошибки в употреблении фразеологизмов? Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие. Женя остановилась, до глубины души восхищенная чудесной музыкой. Котенок был очень некрасивым, глаз не оторвать. Мы дружно работали сложа руки. Мы с другом долго спорили, но в конце концов нашли общий язык. Яшка сломя голову остановился.

Мы исходили городок буквально вдоль и поперек. И так устали мы в дороге, что еле …

Товарищ твой просит украдкой ответы списать из тетрадки. Не надо ! Ведь этим ты другу окажешь …

. Дружнее этих двух ребят на свете не найдешь. О них обычно говорят : водой …

Фальшивят, путают слова, поют кто в лес, кто по дрова. Ребята слушать их не станут : от этой песни уши …

. Признаки фразеологизмов В их составе нельзя заменять слова по своему желанию. Слова теряют свою самостоятельность Не создаются в речи, а, как и слова, используются готовыми, требуют запоминания. Признаки свободных сочетаний Любое из слов можно заменить другими словами. Слова сохраняют свою смысловую самостоятельность Создаются в речи, не требуют запоминания.

« А теперь, не разгибая спины, поднимите руки вверх », - сказал тренер. Ребята трудились не разгибая спины до самого вечера. Витя упал, а старший брат поднял его и поставил на ноги. Родители поставили на ноги сына.

Прочитайте текст. Кто больше найдет фразеологизмов в тексте? Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох. – Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки. И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и в конце концов показать, где раки зимуют... (По Э.А. Вартаньяну)

Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох. – Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки. И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и в конце концов показать, где раки зимуют... ( По Э. А. Вартаньяну )

Светлая голова Кладезь премудрости Семи пядей во лбу Ума палата Голова на плечах

1. Не зги не видно1. Не жалея сил 2. Обводить вокруг пальца2. Яблоку негде упасть 3. Работать засучив рукава3. Хоть глаз выколи 4. В одно мгновение4. Не успел оглянуться 5. Как сельдь в бочке5. И след простыл 6. Как ветром сдуло6. Сломя голову 7. От мала до велика7. Водить за нос 8. Со всех ног8. Все как один

1. Укажите фразеологизмы со значением «любить» 1. Как свои пять пальцев 2. Яблоку негде упасть 3. Души не чаять 4. Проще парёной репы 5. Носить на руках 6. Положа руку на сердце 2. Найдите фразеологизмы со значением «пропал без вести» 1. Во что бы то ни стало 2. Игра не стоит свеч 3. Ни слуху ни духу 4. Хоть караул кричи 5. Себе дороже 6. Хоть волком вой 7. Кровь из носу 8. Как в воду канул

3. Найдите фразеологизмы со значением «недружно» 1. Душа в душу 2. Засучив рукава 3. Играть на руку 4. Положа руку на сердце 5. Вставлять палки в колёса 6.Кривить душой 7. как кошка с собакой 8. Через пень в колоду

Правильные ответы: 1. 3, , , 7

НОС Задирать нос ; вешать нос ; встретиться носом к носу ; клевать носом ; не видеть дальше своего носа ; бояться носа показать ; не показывать носа ; остаться с носом ; держать нос по ветру. ГЛАЗ Мозолить глаза ( кому - нибудь ); хлопать глазами ; говорить в глаза ; пускать пыль в глаза ; глазом не моргнуть ; с глазу на глаз ; хоть глаза выколи ; смотреть чужими глазами ; открыть ( кому - нибудь ) глаза ; как бельмо на глазу. РУКА Отбиться от рук ; все валится из рук ; на скорую руку ; умывать руки ; сходить с рук ; своя рука владыка ; прибирать к рукам. НОГА Унести ноги ; встать на ноги ; встать с левой ноги ; потерять почву под ногами ; падать с ног ; сбиться с ног ; путаться под ногами ; ног под собой не чуять ; одна нога здесь, другая там.

Вы, конечно, слышали это выражение, а, возможно, употребляли в собственной речи со значением – « медлить, делать что - либо очень долго ». А задумывались ли вы над тем, что такое канитель и почему ее надо тянуть ? В старину медные, серебряные и золотые нити для церковных риз и офицерских эполет, а также для вышивки по бархату изготовлялись вручную. Мастера нагревали до белого каленья металл и осторожно вытягивали клещами тонкую проволоку, которая и называлась КАНИТЕЛЬ.

Мальчик Петя был чрезвычайно медлительным. Пустяковое, минутное дело он мог делать два часа, а то и больше. Однажды утром он собирался в школу. Мама его торопила : « Давай, Петенька, побыстрее !» А Петя отвечал : « Сейчас, мамочка, сейчас !» Прошло пять минут, а Петя еще из своей комнаты не вышел. Мама торопит сына, а Петя отвечает ей, что уже идет. Прошло еще пять минут, а Петя так и не показывается. Мама нервничает, кричит сыну : « Петя, ну что ты там канитель тянешь ?» Услышал наш Петя мамины слова, задумался. Наконец спохватился, выбежал из комнаты : « Мама, что я тяну ?» А мамины каблучки уже стучат по лестнице. Только тут Петя и заторопился. Успел Петя на урок. А на уроке учительница объясняла, что такое фразеологизмы, и Петя наконец - то понял, что ничего он не тянул, а просто непростительно медленно в школу собирался !

Это выражение происходит оттого, что в 14 столетии в Западной Европе знатность определялась длиною башмака. Башмак дворянина был в полтора фута, башмак барона в два фута, а башмак князя в два с половиной фута. Вот видите – по башмаку можно было узнать самого знатного. Впоследствии вместо ЖИТЬ НА БОЛЬШУЮ НОГУ стали говорить НА ШИРОКУЮ НОГУ.

Жила в однокомнатной квартире Марья Фёдоровна. По соседству жил Василий Петрович. Он был самый обыкновенный сосед, ничем не отличавшийся от других. Но с некоторых пор с ним стали происходить странные вещи. Василий Петрович купил соседнюю квартиру. С тех пор оттуда доносился шум. Однажды, когда двери его квартиры были открыты, Марья Фёдоровна увидела, что у Василия Петровича идёт ремонт. Марья Фёдоровна подумала : Ремонт не простой, а евро. Потом шум прекратился, и по лестнице затопали грузчики. Они несли новую кожаную мебель. Василий Петрович стал приезжать на шикарной машине и ходить в дорогих костюмах и в лакированных ботинках. На руках у него были кольца. Марья Фёдоровна, считая, сбилась со счёту. Вот сидят бабушки на скамейке около подъезда и обсуждают Василия Петровича. Тут Марья Фёдоровна и говорит : Наш Василий Петрович стал жить на широкую ногу.

А что такое баклуши ? Когда - то на Руси хлебали щи и ели кашу деревянными ложками. Десятки тысяч кустарей били баклуши, то есть кололи чурбачки липового дерева в качестве заготовок для мастера - ложкаря. Работа эта считалась пустячной, ее выполняли обычно подмастерья. Поэтому она и стала образцом не дела, а безделья.

Свыше двух с половиной тысяч лет тому назад в Вавилоне, а позже в Греции и Риме появились водяные часы ( клепсидра ), которые и были единственным прибором для измерения времени. Они представляли высокий сосуд с отверстиями в дне. Время измерялось количеством воды, вытекающей из сосуда, - время текло. Это буквальное течение времени осталось в ряде наших выражений : СРОК ИСТЕК, СКОЛЬКО ВОДЫ УТЕКЛО, ТЕКУЩИЙ ГОД.

Фразеологизмы отражают национальную самобытность языка. Во фразеологии запечатлен богатый исторический опыт народа. Изучение фразеологии повышает культуру речи и общую культуру человека. Правильное и уместное использование фразеологизмов придает речи особую выразительность, меткость, образность.

В Г К Вспомните и запишите как можно больше фразеологизмов, начинающихся на следующие буквы … Подберите фразеологизмы - антонимы к выражениям, записанным на карточках.

Спасибо за урок !!!! Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И хоть к концу урока мы немного устали, но не вышли из себя, а взяли себя в руки и продолжили работу. И в классе не было ни одного, кто бы смотрел на работу одноклассников сквозь пальцы. Молодцы !

Не то беда, что мы всегда Чего – нибудь не знаем, А то беда, что иногда Незнание скрываем. Кто пыжится, чтоб умным слыть И скрыть прорехи в знании, Тому весь век невеждой быть – Могу сказать заранее. А если знаешь сам, чего Не знаешь, не умеешь, Тогда добьешься своего, Узнаешь, поумнеешь. Красильникова В. Л. Красильникова В. Л.