Электронные учебные материалы Электронные учебные материалы к уроку литературы в 9 классе к уроку литературы в 9 классе по комедии А.Н.Островского по комедии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
В. Перов: Портрет писателя Александра Николаевича Островского, 1822 г г.
Advertisements

Цели: познакомиться с важнейшими фактами жизни и творчества писателя; Определить роль Островского в истории русской литературы.
А.Н.Островский - создатель русского национального театра Этапы биографии и творчества 1823 – 1886.
План-конспект урока по литературе (10 класс) по теме: Жизнь и творчество А .Н. Островского
Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ с УИОП г.Кирс Мировская Н.А.
«Колумб Замоскворечья» Очерк жизни и творчества А.Н. Островского.
Типичные вопросы по драматическим произведениям. В рамках какого литературного направления создавалось данное произведение? Классицизм, реализм Каким.
Личность – это человек как носитель каких-нибудь свойств, лицо. Толковый словарь С.И. Ожегова.
АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ОСТРОВСКИЙ, КАК « ОТЕЦ РУССКОГО ТЕАТРА ». Сделала Бадонышева Екатерина ученица 10 « О » класса.
Уроки литературы 11 класс ПЬЕСА М.ГОРЬКОГО «НА ДНЕ». ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА И КОНФЛИКТА. Разработан учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 1 г.Юрьевца.
Александр Николаевич Островский ( г.г.) Моя задача - служить русскому драматическому искусству. Другие имеют школы, академии, высокое покровительство,
Урок- презентация в 10 классе по литературе Учитель: Н.В. Кузнецова МОУ «Нагорно - Ивановская СОШ», Тарского М.Р., Омской области.
О СТРОВСКИЙ КАК ОСНОВОПОЛОЖНИК РУССКОГО ТЕАТРА. Именно с Островского начинается русский театр в его современном понимании: писатель создал театральную.
Александр Николаевич Островский КОЛУМБ ЗАМОСКВОРЕЧЬЯ.
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ 10 КЛАСС 1 урок А.Н.ОСТРОВСКИЙ. ЭТАПЫ БИОГРАФИИ И ТВОРЧЕСТВА 2урок ДРАМА «ГРОЗА». ИДЕЙНО- ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ. 3 урок Город Калинов.
Русский драматург, творчество которого стало важнейшим этапом развития русского национального театра.
Теория драмы ЕГЭ по литературе merelenko-su.uCoz.ru.
А.Н.ОСТРОВСКИЙ. «Моя задача – служить русскому драматическому искусству…» А.Н.Островский.
Внеклассное мероприятие по литературе. Театр – это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра. Театр – это такая кафедра, с которой можно.
Развитие Музыки и театра. Театр Для театра 19 века были характерны громкие монологи, эффектные положения, подготавливающие театральные уходы, то есть.
Транксрипт:

Электронные учебные материалы Электронные учебные материалы к уроку литературы в 9 классе к уроку литературы в 9 классе по комедии А.Н.Островского по комедии А.Н.Островского «Свои люди - сочтёмся» Составитель: Составитель: Рубиш Юлия Викторовна учитель русского языка и литературы учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 5 г.Светлого МОУ СОШ 5 г.Светлого Калининградской области Калининградской области © Rubish, 2008 © Rubish, 2008

Островский А.Н. «Свои люди – сочтёмся»

Островский Александр Николаевич ( года, Москва года, Щелыково, ныне Островского района Костромской обл.) - знаменитый русский драматург. Островский Александр Николаевич ( года, Москва года, Щелыково, ныне Островского района Костромской обл.) - знаменитый русский драматург.

Именно Александру Николаевичу Островскому обязан своим рождением русский национальный театр. Со своим неповторимым лицом, колоритом, жанровыми предпочтениями. И самое главное – со своим репертуаром. То есть с обширным набором пьес, которые можно ставить в течение сезона, постоянно разыгрывать на сцене, меняя афишу в зависимости от настроений публики. Именно Александру Николаевичу Островскому обязан своим рождением русский национальный театр. Со своим неповторимым лицом, колоритом, жанровыми предпочтениями. И самое главное – со своим репертуаром. То есть с обширным набором пьес, которые можно ставить в течение сезона, постоянно разыгрывать на сцене, меняя афишу в зависимости от настроений публики.

В. Перов: Портрет писателя Александра Николаевича Островского, 1822г г. В. Перов: Портрет писателя Александра Николаевича Островского, 1822г г.

Творческий путь Островского Ранний, , период поиска путей и вступления в большую литературу пьесой «Свои люди – сочтёмся» Ранний, , период поиска путей и вступления в большую литературу пьесой «Свои люди – сочтёмся» «Московитянский», , когда создаются народные комедии «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок». «Московитянский», , когда создаются народные комедии «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок». Предреформенный, , когда окончательно определяется литературная и мировоззренческая позиция Островского, создаются пьесы « В чужом перу похмелье», «Доходное место2, «Бесприданница», «Гроза». Предреформенный, , когда окончательно определяется литературная и мировоззренческая позиция Островского, создаются пьесы « В чужом перу похмелье», «Доходное место2, «Бесприданница», «Гроза». Пореформенный, Пореформенный,

Какую роль в творческой судьбе Островского сыграло биографическое обстоятельство жизнь в Замоскворечье

«Свои люди – сочтёмся»

Лекционный материал Особенности драматургии Островского на примере комедии «Свои люди – сочтёмся» Особенности драматургии Островского на примере комедии «Свои люди – сочтёмся»

Традиции русского театра в пьесе Островского Сама по себе интрига комедии, запрещённой к постановке на целых 11 лет, была весьма традиционна. Островский вообще не стремился к сюжетной новизне, он писал: "Драматург не изобретает сюжетов... Их даёт жизнь, история, рассказ знакомого, порою газетная заметка. У меня... все сюжеты заимствованы".

Особенности фабулы В центре комедии «Свои люди сочтёмся» богатый хозяин, ловкий приказчик, коварная дочь. Купец Большов затеял ложное банкротство, чтобы обмануть кредиторов, а приказчик Подхалюзин в конце концов обманул его самого и состояние присвоил, и дочь Липочку "завоевал". Действие развивается по принципу песочных часов: сила Большова постепенно слабеет, власть его "утекает", в какой-то момент часы переворачиваются и наверху оказывается Подхалюзин...

Использование в пьесе «говорящих имён» Классицизм предписывал комедиографу жёсткие правила. Зритель должен был заранее знать, как относится автор к тому или иному герою, следовательно, имена и фамилии подбирались говорящие. Стародум и Скотинины в фонвизинском «Недоросле» яркие примеры такого рода. Ранний Островский не отступает от этого правила. Если в центре действия мелкий пройдоха (в словаре Владимира Даля именуемый подхалюзой), то фамилия Подхалюзин напрашивается сама собой. А главному персонажу, богатому и сильному купцу, естественно дать кичливую фамилию Большов, библейское имя Самсон (в Библии это могучий герой, который утратил свою силу) и насмешливо-горделивое отчество Силыч.

Новаторство Островского – новый подход к героям Новой была не интрига. Новым был не принцип подбора имён. Новым был подход автора к героям. Театральное искусство куда более условно, чем эпическая проза и даже лирика; сценическое действо диктует драматургу свои жёсткие правила. Актёр не может играть хорошо, если нет зрительского отклика, ответной "волны" зрительного зала. При этом спектакль идёт недолго, разворачивается стремительно. Чтобы зритель сразу, не теряя времени, включился в ход событий, эмоционально отозвался на них, в героях должны узнаваться общие, типологические черты. (Вспомните, что такое театральные амплуа, мы с вами говорили о них, когда повторяли комедию Грибоедова «Горе от ума».)

В образе Большова зритель сразу узнавал черты купца современного, "образца" 1850-х годов. То же и с Подхалюзиным. Житейские наблюдения драматурга были сгущены, сконцентрированы, сфокусированы в его персонажах. И лишь затем эти свежие наблюдения оттенялись легко узнаваемым литературным фоном. (В Подхалюзине узнаётся тип Молчалина; некоторые сцены со страдающим Большовым напоминают пародию на шекспировского короля Лира.)

Особенности поэтики пьесы Речевые характеристики героев не просто вносили дополнительные краски в образ персонажа, не только подчёркивали его индивидуальность. Диалоги в комедиях и драмах Островского играли куда более серьёзную роль, они служили речевым аналогом действия. Что это значит? А вот что. Когда вы будете читать пьесы великого русского драматурга, то наверняка обратите внимание: при всей своей увлекательности они не слишком динамичны. Экспозиция в них очень долгая, а кульминация и развязка, напротив, стремительны и скоротечны. Интерес зрителя и читателя обеспечен совсем другим: ярким описанием нравов, напряжением моральных коллизий, которые встают перед героями. Откуда мы узнаём об этих коллизиях? Как раз из диалогов героев. По чему судим о колорите, самобытности? По речи персонажей. В том числе по их монологам.

Романтизация пьесы, интерес к внутреннему миру героев Островский переносил в драматургическую плоскость психологический опыт, накопленный русской повествовательной прозой. Он сознательно романизирует свои пьесы, то есть, подобно авторам русских психологических романов, смещает центр тяжести с интриги на внутренний мир человека. (Оттого их так интересно читать не менее интересно, чем смотреть в театре.)

Пьесы Островского – «модель» России Тем же объясняется ещё одна черта поэтики Островского. В его комедиях отсутствует фигура образованного героя-резонёра (как, допустим, Чацкий у Грибоедова). Практически все персонажи принадлежат к одному купеческому, реже дворянскому, ещё реже мещанскому сословию. В современном купечестве, как в капле воды, отражается вся Россия, оно оказывается как бы равнодействующей русской истории, сгустком русского народа. А купеческий дом, в котором сосредоточено действие многих комедий Островского, предстаёт малой "моделью" всей срединной России. Конфликт между старшим и младшим поколениями отечественного купечества, между стариной и новизной, который разворачивается прямо на глазах у зрителя, суммирует противоречия эпохи.

Проверка героев через нравственный выбор При всём том и это ещё один важный принцип Островского на все социальные проблемы драматург неизменно смотрит сквозь призму нравственности. Свой моральный (или чаще аморальный) выбор его герои делают в жёстко заданных общественных обстоятельствах, но обстоятельства важны не сами по себе. Они лишь обостряют вечные вопросы человеческой жизни: где правда, где ложь, что достойно, что недостойно, на чём стоит мир...

Контрольный вопрос В чём заключалась новизна ранних пьес Островского в интриге или в изображении героев? Каковы основные особенности его поэтики?