IV. Западноевропейская философия нового времени (XVII-XIX вв.) Понятийный аппарат схоластики, но цель исследования иная – абсолютно достоверное экспериментально-

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Advertisements

Немецкая классическая философия Общая характеристика немецкой классической философии. Критическая философия И. Канта. Идеалистическая философия И. Фихте.
Тема 7. Немецкая классическая философия Характерные черты и представители немецкой классической философии. И.Кант как родоначальник немецкой классической.
Вклад Маркса в развитие социологии Камиль Раджабов Дмитрий Хмыров } 3 МО 9 гр.
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
Познание. Блок 1. Понятие и история гносеологии Занятие 3.
Философия Нового времени. 1. Специфика философии Нового времени. 2. Эмпиризм и рационализм. 3. Характеристика философии эпохи Просвещения. 4. Немецкая.
Иммануил Кант (1724 – 1804) Подготовила Подготовила студентка 41 группы студентка 41 группы Сидоркина Василиса Сидоркина Василиса.
Философия Лекция 6 Немецкая философия Старший преподаватель кафедры философии Панькова Наталья Михайловна.
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их.
Философия XIX и XX вв. 1.Классическая философия XIX в. 2.Неклассическая философия XIX в. 3.Особенности философии ХХ в.
Аристотель ( г.г. до н.э.) Великий греческий философ, естествоиспытатель, основатель естествознания, ученый-энциклопедист. Ученик Платона. С 343.
Познание Блок 1: Понятие и история гносеологии. Занятие 2.
Презентация к уроку основ философии на тему : "Философия Нового времени"
Философские теории воли. Воля как волюнтаризм. А.Шопенгауер. Философские теории воли. Воля как волюнтаризм. А.Шопенгауер.
Познание. Занятие 5. Познавательная деятельность..
Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 21 Основания науки: нормы и идеалы науки, роль философских идей и принципов в обосновании научного знания (законы и.
Основы философии Тема 1 Характер философского знания и задачи философии МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии.
ВОЗМОЖНОСТИ И ГРАНИЦЫ ПОЗНАНИЯ Томский политехнический университет Брылина Ирина Владимировна.
Транксрипт:

IV. Западноевропейская философия нового времени (XVII-XIX вв.) Понятийный аппарат схоластики, но цель исследования иная – абсолютно достоверное экспериментально- математическое познание природы Человек – не просто часть космоса или одно из творений Бога, а «субъект» (тот, кто совершает действие), которому всё прочее дано как «объект» (то, над чем совершается действие): природа, а часто и другой человек Идея автономии разума: он способен достигать абсолютно достоверного знания, опираясь на собственные способности. Но: христианский характер философии сохраняется

Эмпиризм «Scientia est potentia» Индукция – основной способ обобщения и проверки данных эмпирического опыта посредством изучения свойств по возможности всех предметов определённого класса. Но: индукция редко может быть полной и абсолютно достоверной, она носит вероятностный характер Цель науки – преобразование природы в соответствии с потребностями человека: «Знание – сила» Френсис Бэкон ( ): всякое новое достоверное знание мы получаем путём эмпирического опыта (с помощью органов чувств) и наблюдения – с последующим обобщением и проверкой опыта

Дэвид Юм (XVIII век): реальны только ощущения, доказать существование соответствующих им предметов невозможно Джон Локк (XVII век): понятия разума формируются на основе ощущений. «В разуме нет ничего, чего прежде не было бы в чувствах» Эмпиристы – последователи Френсиса Бэкона:

Рене Декарт ( ): наиболее достоверны истины разума, извлечённые им из себя до всякого опыта (априори), как бы «врождённые» разуму «Cogito ergo sum» Рационализм Фундамент познания – несомненность существования мыслящего субъекта («мыслю, следовательно, существую»): исходя из этого, разум может обосновать истинность научного знания исключительно собственными средствами, не обращаясь к опыту Решающее значение метода: познание должно стать организованной деятельностью, постепенно устраняющей всё то, что пока остаётся непознанным

Универсальная наука, построенная на математических началах (mathesis universalis), должна охватить все области знания Готфрид Вильгельм Лейбниц ( ): универсальная наука требует универсального понятийного языка (characteristica universalis), построенного по образцу математики и формализующего типичные операции человеческого мышления создание счётных машин и компьютеров Бенедикт Спиноза ( ): сама философия должна быть построена по образцу геометрии – с чётким определением основных терминов, аксиомами и теоремами

Немецкая классическая философия Иммануил Кант ( ): основная задача теоретической философии – обоснование истинности математического и естественнонаучного знания («Критика чистого разума») Эмпиристы правы в том, что достоверным может быть только знание, связанное с предметами опыта, а рационалисты правы в том, что разум ещё до всякого опыта (априори) содержит в себе формы, упорядочивающие опыт: 1) формы чувственного восприятия – пространство и время + 2) формы рассудка – категории (качества, количества, отношения и модальности: существования, возможности, необходимости)

Предметы, как они существуют вне нашего восприятия («вещи в себе»), непознаваемы. Мы познаём только предметы опыта Субъективный идеализм: идеи упорядочивают мир (как у Платона), но они существует только в сознании человека (субъекта) как априорные формы познания Помимо эмпирического познания (познания предметов опыта) существует трансцендентальное (от лат. trans- cendere – «выходить за пределы») – познание тех априорных форм восприятия и рассудка, благодаря которым мы можем познавать предметы опыта

Математика и естествознание истинны, потому что они опираются на неизменные формы сознания (априорные формы восприятия и рассудка), упорядочивающие опыт Всё, что не относится к познанию эмпирических предметов – непознаваемо (бессмертие души, бесконечность мира, существование Бога) Будучи «вещью в себе», человек недоступен для собственного теоретического познания. Познать себя он может лишь практически – в нравственном поступке

«Поступай так, чтобы ты всегда относился к другому как к цели, а не только как к средству» Основание человеческой нравственности тоже имеет априорную форму («категорический императив» – безусловное повеление) Действуя в соответствии с императивом, человек выходит из-под влияния внешних причин и поступает по-настоящему свободно. В таком свободном поступке он впервые открывает самого себя

Иоганн Готлиб Фихте ( ) Понятие того, что находится за пределами познания («вещь в себе») самопротиворечиво – ведь мы знаем, что это непознаваемое существует Поэтому само «Я» (самосознание как всеобщая структура, присущая всем мыслящим существам) во взаимодействии с «не-Я» и создаёт предметы опыта, и познаёт их Если Кант утверждает, что субъект определяет, как существуют предметы опыта, то Фихте – что они вообще существуют: невозможно сказать, каковы были бы предметы опыта, если бы не было человеческого сознания, и можно было вообще что-либо сказать об их существовании

Самосознание абсолютно: это – единственная структура, которая является субъектом и в то же время – объектом для самой себя. Поскольку ничего больше не имеет такой структуры, то самосознание не могло возникнуть ни из чего иного, а само утвердило себя таким, как оно есть Абсолют – это то, что существует только благодаря самому себе + то, благодаря чему существует всё остальное «Вещей в себе не существует. Я – абсолютно»

Самосознание абсолютно только как тождество Я и не-Я, духа и природы, сознания и бессознательной материи Абсолют не может быть познан с помощью рассуждений, поскольку он сам является основой всякого знания и поэтому предшествует всякому рассуждению «Я и природа – одно» Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг ( )

Постичь абсолют можно лишь посредством интуиции – через переживание своего тождества с миром как единым целым. В этом переживании человеку открывается, что всё в мире тождественно всему и что всё есть одно Интуитивное познание абсолюта – это абсолютное знание «Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык...» Ф.И. Тютчев (близкий друг Шеллинга)

Георг Вильгельм Фридрих Гегель ( ): абсолютный идеализм (1) Развитие человеческого сознания совершается благодаря обществу, которое как бы принимает человека у природы со всеми его природными свойствами и стремлениями (2) В свою очередь, природа не является предельным источником происхождения человека – она управляется внешними ей, нематериальными законами (3) Эти законы – отражение идеальных структур, Понятий ( идеи Платона), во взаимосвязанном виде содержащихся в разуме абсолютной Идеи (= Бога)

В отличие от Канта Гегель видит источник порядка в природе не в конечном субъекте, а в абсолюте В отличие от Шеллинга Гегель понимает абсолют не как простое неразделимое тождество Я и природы, а как божественный разум, содержащий в себе систему Понятий Всякое развитие имеет духовную основу – диалектическое самодвижение Понятий в божественном разуме. Источник развития – противоречие каждого отдельного предмета с самим собой и его ограниченность по сравнению с всем существующим

Диалектическое развитие имеет три фазы: тезис (простое утверждение) – антитезис (его отрицание) – синтез (преодоление отрицания и его включение в новую целостность): бытие (наиболее общее (= пустое) понятие) небытие становление (синтез бытия и небытия) … абсолютная Идея (= Бог)

Эти законы организуют природу таким образом, что она порождает человека, а человек благодаря обществу и историческому опыту всего человечества в итоге оказывается способным познать как своё происхождение из природы, так и свой общий с природой исток – Идею. Цель истории – самопознание и свобода человечества «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук» Но развитие также реализуется в природе, обществе и человеческой истории. Хотя природа есть нечто внешнее по отношению к Идее, она, тем не менее, управляется в соответствии с законами Идеи (то есть в соответствии с Понятиями) «В человеке самопознание Духа приходит к завершению»

Критика немецкой классической философии. Отказ от христианства Гегель – вершина новоевропейской философии: попытка объединить все области знания (включая рациональное содержание христианства) на философских основаниях – но не по образцу математики (Декарт), а на принципах диалектики Три направления критики: 1. Исторический материализм (марксизм) – против теоретического отношения к действительности как к осуществлению идеи, за практическое преобразование общества на наиболее справедливых (коммунистических) началах

Людвиг Фейербах ( ): критика Гегеля с позиций антропологизма (áнтропос – греч. «человек») «Не Бог создал человека, а человек – Бога» Абсолютный идеализм Гегеля – это рационализированная религия, а религия – это «отчуждение» духовной сущности человека и наделение её самостоятельным бытием Но человек – не творение Бога, а наиболее совершенная часть вечной природы. Любовь к Богу – «отчуждённая» любовь к человеку, и она должна быть направлена на человека

Карл Маркс ( ) (1) Фейербах прав: человек – высшее существо для человека человеческая эмансипация (ликвидация отношений, при которых человек «обесчеловечен» – унижен и порабощён) Первично экономическое отчуждение: труда, его продукта, сущности человека и человека от человека преодоление «самоотчуждения» человека через ликвидацию частной собственности = возвращение человека «к самому себе» при коммунизме

(2) Человек определяется через общественные отношения, а общество изменяется не вследствие изменения сознания, но вследствие практики – деятельности, преобразующей общество и природу Основные виды практической деятельности – производственная (изменение природы при создании материальных благ для удовлетворения потребностей) и революционная (борьба за изменение общества) Формы собственности на средства производства определяют производственные отношения, а значит, характер общества и составляющих его классов (собственники средств производства господствуют над теми, кто на них трудится)

Периодизация истории: племенная, античная (рабовладельческая), феодальная, капиталистическая и будущая коммунистическая формы собственности и соответствующие типы обществ (3) Созданные буржуазией гигантские производительные силы переросли узкие рамки буржуазных производственных отношений. Они всё больше приобретают общественный характер и потому требуют общественной собственности (переход к коммунизму) «Буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества, и люди начинают сознательно сами творить свою историю»

Коммунизм: общественная собственность на средства производства (но общество не подчиняет себе индивида); труд как внутренняя потребность без «отчуждения» его продуктов от человека, человека от самого себя и людей друг от друга; потребление в соответствии с естественными потребностями; автоматизация производства жизненно необходимой продукции (4) Свой метод мышления Маркс определял как диалектический: но у Гегеля диалектика имеет своим основанием саморазвитие Духа, а у Маркса – материального производства «Капитал»

Фридрих Энгельс ( ): диалектический материализм «Законы диалектики: единство и борьба противоположностей (1), переход количества в качество и обратно (2), отрицание отрицания (3)» (1) Гегель прав: природа, как и общество, подчинена закономерностям диалектического развития. Но: Построить завершённую систему абсолютного знания в условиях непрерывного развития науки невозможно Развитие имеет не духовную, а материальную основу (2) Подтверждение диалектического устройства природы: науки (геология, термодинамика, теория эволюции) говорят о её развитии на основе законов диалектики

В.И. Ленин ( ): возможность социалистической революции в стране с несформировавшейся индустрией и капиталистическими отношениями + ключевая роль партии (а не самого пролетариата, пока не вполне осознавшего свою революционную роль) Л.Д. Троцкий: для осуществления социализма необходима революция в мировом масштабе (теория «перманентной» революции) И.В. Сталин: социализм может быть построен и в одной стране, если позволяют внутренние ресурсы «Партия должна взять на себя роль руководителя пролетариата!»

Франкфуртская школа марксизма. Теодор Адорно ( ): негативная диалектика «Современный пролетариат интегрирован в капиталистическую систему, поэтому вместо революции остаётся критиковать существующую капиталистическую идеологию во всех её проявлениях» Прежняя философия, в особенности диалектика Гегеля, стремилась к достижению абсолюта и замыканию всего существующего в системе Движение от тезиса к антитезису и синтезу (= отрицанию отрицания) – это форма оправдания существующего порядка вещей Философия должна быть критической – воплощать в себе дух постоянного отрицания: отрицать любые тенденции к замыканию в системе, к подчинению и манипуляции, к господству человека над человеком

2. Позитивизм – против умозрительных методов познания природы и общества Огюст Конт ( ): основатель позитивизма и научной социологии Три стадии интеллектуального развития человечества: теологическая («фиктивная», до 1300 г.), метафизическая («абстрактная», гг.), последняя и высшая – научная («позитивная», начиная с XIX в.) Философия, как и религия, уже сыграла свою роль в развитии человеческого познания и должна уступить место науке: только наука способна дать позитивное знание о мире, она должна охватить все сферы человеческой деятельности и обеспечить им прочное основание

Главное в науке – факты, несомненные и устойчивые данные; они приносят позитивное знание. Основное дело науки – собирать факты и систематизировать их, не строя теорий насчёт их возможных причин. Поэтому основной метод научного познания – наблюдение, а главная функция науки – описание Герберт Спенсер, Джон Стюарт Милль Наука и позитивная философия помогут создать саморегулирующееся общество, построенное на началах любви, порядка и прогресса

Джон Стюарт Милль ( ): инструментализм Научное знание – результат обобщения единичных фактов, приведенных в систему, которая устанавливает отношения между частными явлениями и более общими принципами (законами) Законы природы – проявления регулярности при обобщении опытных данных; полезны для объяснения и предсказания последних, но не дают знания, которое могут принести только конкретные факты или индуктивные умозаключения Но: индукция – умозаключение от частного к частному (а не к общему)

Развитие научного знания – последовательное накопление знаний о единичных фактах (ср. с учением схоластического номинализма). Общие утверждения, получаемые в результате индукции, играют полезную, но чисто инструментальную роль: они помогают сохранить знание о множестве конкретных фактов «Знание – это всегда знание единичного. Общие положения и теории – инструментальны»

3) Иррационализм – против представления о том, что мир основан на разумном порядке. Озабоченность проблемами отдельной личности – уникальной и несводимой к общим (рационалистически понимаемым) принципам мироздания Артур Шопенгауэр ( ): критика Гегеля на основе собственной интерпретации Канта; обращение к восточной философии – буддизму и Упанишадам (1) «Мир есть моё представление... Всё, что принадлежит и может принадлежать миру, неизбежно отмечено печатью этой обусловленности субъектом и существует только для субъекта» «Мир есть воля и представление»

(2) Мир есть воля. Кант: практическое познание, опирающееся на свободную волю, выше теоретического. Шопенгауэр: воля независима от разума, она есть «абсолютно свободное хотение», не имеющее причин и оснований, первоначало и абсолют. Рационализм ложен: воля (мотивы, желания, стремления) – не придаток разума, она сама направляет его деятельность (3) Бытие мира зависит от первого сознательного существа, но само это существо зависит от цепи событий в мире, предшествующих его жизни. Поэтому уже первое представление, с которого начинается бытие мира, неразрешимым образом противоречиво

Волевые начала развиваются в природе до высшей, человеческой, воли. Каждая высшая ступень поглощает собою все низшие и включает в себя их стремления Пессимизм (против оптимизма): всё в мире детерминировано, предопределено взаимосвязью причин и следствий; свободы не существует и особенно мучительно для человека осознание этого Но: чем сдержаннее потребности человека и чем больше сострадание к другим людям, тем больше надежд на спасение от зла и страданий «Мир как воля и представление»

Фридрих Ницше ( ): отказ от рационального обоснования мысли, ориентация не на истину, а на толкование и оценку, афоризм, притчу и поэзию (1) «Воля к власти» и «перспективизм». Основное свойство всего живого, жизни вообще – воля к власти. Это не желание власти, а стремление к максимальному самоутверждению – осуществлению собственных жизненных сил Истины не существует, есть лишь различные «перспективы», с которых каждый по-своему рассматривает, представляет, оценивает себя и мир. Поэтому невозможно в полной мере понять мир, не учитывая человека как силу, устанавливающую перспективы: «Против позитивизма, утверждающего, что существуют лишь факты, сказал бы я: нет, именно фактов не существует, а только интерпретация»

(2) Нигилизм. Начиная со времён Сократа в воле к власти торжествует отрицание, и жизнь приобретает слабые, упадочные формы: Сократ отверг трагическое восприятие жизни и примирение с ней в пользу безжизненного рационализма и морали, стал судить жизнь по мерке превосходящих её ценностей Это отрицание жизни было подхвачено Платоном, христианством, философией и наукой нового времени: они учат о «двух мирах» (реальном и идеальном), тогда как мир жизни един и целостен

«Нигилизм слабых»: «злопамятство» (насильственное ограничение сил жизни в других), нечистая совесть («жизнь недостойна без «высших» ценностей») Дальнейшие этапы: смерть Бога («Бог мёртв», человек убил Бога, встав на Его место и взвалив на себя новое бремя – человеческие ценности морали, пользы, прогресса), последний человек («всё суета сует и лучше погибнуть в бездействии») и человек, который желает гибели (воля к ничто – активное саморазрушение) Ничто больше не является истинным; Бог умер; нет морали; всё позволено

«Нигилизм сильных» – нигилизм побеждает себя, пробуждается новая воля к бытию «Переоценка ценностей» духовной аристократией: «...Нельзя ли перевернуть все ценности? и, может быть, добро есть зло? а Бог – выдумка и ухищрение дьявола? И может быть, в последней основе всё ложно? И если мы обмануты, то не мы ли, в силу того же самого, и обманщики?» (3) «Сверхчеловек»: «человек – это то, что должно быть преодолено». «Сверхчеловек» (Übermensch) – преобразование сущности человека; сосредоточение в человеке всего, что может быть утверждено, высшая форма бытия – свободное творчество во имя жизни («по ту сторону добра и зла»)

(4) Вечное возвращение и «любовь к судьбе» (amor fati) Мир находится в вечном становлении и возвращается к самому себе, поэтому желая чего- то, нужно желать и его вечного возвращения (абсолютное утверждение), любить свою судьбу в вечности «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла» «Человек – это канат над пропастью, натянутый между животным и сверхчеловеком»

Итог развития новоевропейской философии: кризис западного христианства и распад всеохватывающего мировоззрения, которое систематически объединяло бы все области человеческого знания и веры

эмпиризм рационализм Кант Фихте Шеллинг Гегель исторический иррационализм материализм (марксизм) позитивизм немецкая классическая философия