1 Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по образованию и науке ДУХАНИНА Любовь Николаевна, заместитель Председателя Комиссии Общественной палаты.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Одаренность в России: от феноменов к государственной политике.
Advertisements

1 Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по образованию и науке ДУХАНИНА Любовь Николаевна, заместитель Председателя Комиссии Общественной палаты.
Одаренность: обыденные и экспертные оценки Одаренность: обыденные и экспертные оценки.
Результаты реализации подпрограммы Ежегодно в школьном этапе Всероссийской олимпиады принимают участие более учащихся общеобразовательных учреждений;
1 О государственной поддержке талантливой молодежи в рамках приоритетного национального проекта «Образование» О государственной поддержке талантливой молодежи.
1 Премии для государственной поддержки способной и талантливой молодежи Вручаются ежегодно гражданам Российской Федерации лет. Премии повторно не.
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ «Порядок проведения олимпиад школьников» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации 285 от г.(с изменениями.
Работа с одаренными детьми и молодёжью в Алтайском крае и Сибирском федеральном округе: состояние и перспективы Абдуллаев Юрий Геннадьевич, заместитель.
1 Ханты-Мансийский автономный округ – Югра Департамент образования и молодежной политики Заседание координационного совета по поддержке одаренных детей.
Электронный мониторинг Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Петряева Е.Ю., руководитель службы мониторинга.
1 Вопросы реализации государственной молодежной политики в контексте основных направлений приоритетного национального проекта «Образование» Вопросы реализации.
ПОЛОЖЕНИЕ О ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЕ ШКОЛЬНИКОВ Утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «2 декабря 2009 г. N 695.
Проект: «Одаренные дети – будущее России» Цель проекта: Совершенствование региональной системы выявления, развития и поддержки одаренных детей.
Инструменты создания стоимости [a] Россия, , Москва, Ленинский проспект, д. 55/1, стр. 2 [т] +7(495) [ф] +7(495)
1 О мерах государственной поддержки талантливых детей и молодежи в Российской Федерации Руководитель рабочей группы М. Игнатьев.
Перечень нормативно-правовых актов Российской Федерации и Тюменской области, регламентирующих деятельность по поддержке талантливых детей и молодежи Постановление.
Коваленко Л.В. Руководитель Управления образования Развитие системы поддержки талантливых детей в г.Зеленогорске.
Наукограды России. Наукоград научно-технический комплекс, состоящий из исследовательских лабораторий, венчурных, внедренческих, крупных промышленных,
Об итогах Всероссийских олимпиад профессионального мастерства обучающихся по профессиям и специальностям СПО в 2014 году Черноскутова И.А., начальник отдела.
1 «Третий сектор» в России: текущее состояние и перспективы развития Исследовательская группа ЦИРКОН Задорин И.В., Презентация на семинаре «Полития»,
Транксрипт:

1 Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по образованию и науке ДУХАНИНА Любовь Николаевна, заместитель Председателя Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по образованию и науке, заместитель Председателя Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по образованию и науке, доктор педагогических наук, профессор. доктор педагогических наук, профессор.

2 Одарённость в России: от феноменов к государственной политике

3 Одарённость является важным человеческим ресурсом, пренебрежительное или невнимательное отношение к которому может иметь серьезные социальные последствия. Актуальность проблемы

4 Общероссийский опрос взрослого населения (1500 человек) Общероссийский опрос родителей детей от 3 до 16 лет Опрос экспертных групп: работники дошкольных учреждений учителя школ учёные члены творческих союзов работники реабилитационных центров работники органов управления

5 Самоидентификация* Четверть респондентов (25%) считают себя одарёнными людьми, в то время как большинство опрошенных не могут сказать этого о себе (65%). Данные опроса «Одарённость в России: от феномена к государственной политике». ФОМ по заказу ОПРФ, 2007 г.

6 При этом, почти две трети работников творческих союзов (74%) причисляют себя к одарённым людям. * Данные опроса «Одарённость в России: от феномена к государственной политике».

7 Почти половина родителей (47%) заявили, что считают своего ребёнка одарённым. Однако, большинство учителей и работников дошкольного образования (68% и 61%) считают, что в классах, где они сейчас преподают, мало одарённых детей*. Несовпадение оценок * Данные * Данные опроса «Одарённость в России: от феномена к государственной политике».

8 Большинство участников опроса (74%) считают, что в России у талантливых людей есть возможности "пробиться" и добиться признания. Однако, 60% участников опроса заявили, что в России среди одарённых людей больше тех, кто не достиг успеха.

9 1. Алкоголизм в семье 2. Финансовые трудности в семье 3. Загруженность родителей на работе 4. Удалённость места жительства от крупных и средних городов. 5. Отсутствие досуговых центров, домов творчества, учреждений дополнительного образования. 6. Отсутствие государственной политики в этой сфере. Оценки препятствий выявлению и развитию одаренности

10 Лишь СЕМЬЯ, по мнению респондентов, является сегодня тем институтом, который реально помогает одаренным людям проявить себя. Однако результаты опроса свидетельствуют, что у родителей отсутствует четкое представление о том, что такое одарённость и как она проявляется.

11 Уровень патерналистских ожиданий применительно к сфере поддержки одарённых людей весьма высок. Но надежды на государство не оправдываются: - Государственная политика в данной сфере оценивается как малоэффективная. - Половина опрошенных родителей заявила, что центров и учреждений дополнительного образования в их городе/селе недостаточно. - Больше половины творческих людей говорят, что сами пробивались в жизни без всякой поддержки.

12 Существующая система поддержки талантов Федеральный уровень Система Олимпиад (денежные премии победителям) Национальный проект «Образование». Раздел: «Талантливая молодёжь» Региональный уровень Олимпиады, конкурсы Губернаторские стипендии Лицеи, гимназии, учреждения дополнительного образования Региональные программы «Одарённые дети»

13 Регионы одарённых – распределение первых мест победителей на федеральных и региональных Олимпиадах и конкурсах * Приказы Министерства образования и науки РФ о награждении и премировании победителей 205, 246, 277 – 2008 год Субъект Федерации Общее число побед ителе й Индек с одарё нност и Москва 2200,059 Санкт-Петербург и Ленинградская область 1490,07 Московская область 1040,04 Свердловская область 750,06 Республика Татарстан 720,05 Краснодарский край 740,04 Ростовская область 630,04 Пермский край 560,06 Республика Башкирия 520,03 Томская область 300,08

14 Общее число победителей Международных Олимпиад по общеобразовательным предметам и всероссийская олимпиада школьников за 2008 год[1] – 412, призёров – 846 (1258)[1] Всероссийские олимпиады профессионального мастерства начального и среднего проф.образования: победителей – 30, призёров – 60 (90). Всероссийская олимпиада студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования (Всероссийская студенческая олимпиада): победителей – 129, призёров – 258 (387). Нужны ли нам гении? [ 1][ 1] Согласно Перечню (см. Приказ Минобрнауки РФ от 25 октября 2008 г. 290) Дополнительно на федеральных конкурсах, организованных Министерствами и Федеральными агентствами РФ (включая Минобороны и МВД, Росспорт, Минсельхоз Минприроды и т.д.) за 2008 год всего выявлено: Победителей: - порядка 700 человек (682), призёров – около 1350 (1357 – некоторые конкурсы не имели призовых мест) (2050) Итого, на федеральных мероприятиях 2008 года всего выявлено – ( = 3785 чел) - порядка четырёх тысяч победителей.

15 Показатели научной деятельности* Таблица и график первой семёрки региональных научных центров по частоте цитирования статей ("научная карта "). Индексы цитируемости Москва и область ( область) Санкт-Петербург с Ленобластью Новосибирск Нижний Новгород Екатеринбург Томск7 679 Казань6 936 Регион Число публикаций * Журнал «Троицкий вариант», 2008 год

16Наукограды ЦФО - 30 Москва – Зеленоград Московская область Белозерский Дзержинский Дмитров-7 Долгопрудный Дубна Железнодорожный Жуковский Истра Климовск Королёв Красноармейск Краснознаменск Лытаркино Пересвет Протвино Пущино Реутов Троицк Фрязино Химки Черноголовка Юбилейный Калужская область Обнинск Тамбовская область Мичуринс кВладимирская область Радужный Ярославская область Переславль-Залесский Пензенская область Заречный (Пенза-19) Тверская область Осташков-3 Редкино С-З ФО - 6 Санкт-Петербург Петергоф Ленинградская область: г. Гатчина, г. Приморск, г. Сосновый Бор, Мирный (Плесецк) Архангельская область Мирный (Плесецк) ЮФО - 2 Астраханская область Знаменск (Капустин Яр) Краснодарский край Краснодар-59 ПФО - 5 Нижегородская область Дзержинск Балахна Саров (Кремлёв, Арзамас-16) Ульяновская область Димитровград Пермский край Пермь-6 УФО-10 Пермский край: Пермь-6 Челябинская область Миас сОзёрск (Челябинск-40) Снежинск (Челябинск - 70)Трёхгорный (Златоуст - 36) Усть-Катав Свердловская область: г. Заречный, Лесной (Свердловск-45), Нижняя Салда, Новоуральск (Свердловск-44). Челябинская область Миас сОзёрск (Челябинск-40) Снежинск (Челябинск - 70)Трёхгорный (Златоуст - 36) Усть-Катав СибФО- 12 Алтайский край Бийск Иркутская область Академгородок Иркутсткого научного центра Красноярский край Железногорск (Красноярск - 26) Зеленогорск (Красноярск - 45) Академгородок Красноярского научного центра Новосибирская область Кольцово Краснообск (Сибирское отделение РАСХН) Новосибирск-49 Академгородок РАН Омская областьОмск-5 Томская область Северск (Томск-7) Томский Академгородок РАН

17 Диаграмма распределения наукоградов по федеральным округам России

18 Таблица победителей и коэффициенты креативности (индексы одарённости) Субъект Федерации Общее число победит елей Индекс концент рации детской одарённ ости Научные центры (индекс цитирова ния) Количество наукогра дов и ЗАТО Москва 2200, Санкт-Петербург (область) 1490, Московская область 1040, Свердловская область 750, Республика Татарстан 720, * Краснодарский край 740,04 *1 Ростовская область 630,04 * * Пермский край 560,06 *1 Республика Башкирия 520,03 * * Томская область 300,

19 Запрос на элитное образование – рост количества лицеев и гимназий. Категории образовательных учреждений 1995/ / / / 2006 Гимназии: всего/ в процентах 911 /2,6% 1216 /3,3% 1246 /3,4% 1278 /3,5% В них учащихся: всего (тыс. человек)/в процентах от общего числа учащихся СОУ В них учащихся: всего (тыс. человек)/в процентах от общего числа учащихся СОУ 739 / 3,9% 884 / 5,7% 880 / 6,0% 866 /6,3% Лицеи: всего/ в процентах 568 / 1,6% 844 / 2,3% 872 / 2,3% 917 / 2,5% В них учащихся: всего (тыс. человек)/ в процентах от общего числа учащихся СОУ В них учащихся: всего (тыс. человек)/ в процентах от общего числа учащихся СОУ 391 /2,0% 540 / 3,5% 545 / 3,7% 553 / 4,0%

20 Проблема оценки интеллектуального лидерства Согласно статистике по показателям насыщенности научной среды выделяются безусловные лидеры и большое число аутсайдеров. Однако, данные о победителях олимпиад говорят, что интеллектуальный потенциал формируется в других регионах и «креативных центрах»

21 Учреждения дополнительного образования детей - важнейший элемент инфраструктуры таланта Количество учреждений доп.образования в федеральных округах России : ДФО-42 СибФО – 107 УФО – 77 ПФО – 166 ЮФО – 128 С-З ФО – 57 ЦФО * С. Никулин. Системный подход к научно-техническому творчеству молодёжи. М., 2005 г.

22 Российская и мировая наука: структура «переднего края» Распределение числа статей в ведущих научных журналах мира по областям науки*. «Узкий сектор» признания российского лидерства в структуре мировой науки – физика, химия, технические науки; * Индикаторы науки. М. ГУ-ВШЭ, 2006

23 Структурные диспропорции. О траслевая структура переднего края российской науки и основные направления дополнительного образования Отрасли науки России – лидеры «переднего края» Направления дополнительного образования Технические науки Науки о Земле и космосе Научно-техническое направление Биомедицина Клиническая медицина Биология Этико-биологическое направление Физика Химия Математика Психология Общественные науки

24 Художественное образование В 2007 году в детских школах искусств (5477) обучалось 1 млн детей В 2007 году в системе художественного образования работало 17,6 тысяч учреждений дополнительного образования детей (из них 95 % - муниципальные) с охватом 10,9 млн. детей и юношества от 5 до 18 лет.

25 Художественное образование Программы среднего профессионального образования в сфере культуры и искусства реализуются в 275 средних и высших учебных заведениях различных ведомств. По этим программам в минувшем году обучалось человек (70 % от контингента 1985 г). Средние образовательные учреждения отрасли культуры и искусства составляют 8 % от 2960 учреждений среднего профессионального образования различных ведомств, а студенты – 15 % от общего числа человек обучаются художественным профессиям в 17 федеральных учебных заведениях среднего профессионального образования Минкультуры РФ. Система высшего профессионального образования в сфере культуры и искусства охватывает 68 образовательных учреждений, из них в ведении: Минкультуры России – 45; Правительство РФ – 1; Органы управления культурой субъектов РФ – 12; Рособразование – 8; Российская академия художеств – 2. Всего в вузах отрасли культуры и искусства – студентов, что составляет 1,4 % от общего числа студентов государственных вузов.

26Выводы В стране отсутствует система выявления, отбора и поддержки талантливых людей. В стране отсутствует система выявления, отбора и поддержки талантливых людей. Конкурс талантов во многих сферах уступил место конкурсу денег. Социальная мобильность превалирует над соревновательной мобильностью. Конкурс талантов во многих сферах уступил место конкурсу денег. Социальная мобильность превалирует над соревновательной мобильностью. Система социальных лифтов и формирования «человеческого капитала» не имеют чёткого алгоритма работы. Система социальных лифтов и формирования «человеческого капитала» не имеют чёткого алгоритма работы. Работа с одарёнными детьми может быть успешна в регионах, не имеющих развитой научной инфраструктуры (см. данные победителей Олимпиад из Республики Башкирия, Краснодарского края, Ростовской области). Работа с одарёнными детьми может быть успешна в регионах, не имеющих развитой научной инфраструктуры (см. данные победителей Олимпиад из Республики Башкирия, Краснодарского края, Ростовской области). За исключением Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга существует острый дефицит образовательной, научной и художественной инфраструктуры. За исключением Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга существует острый дефицит образовательной, научной и художественной инфраструктуры. Ведомственные механизмы формирования «человеческого капитала» не отвечают современным требованиям, сильно зависят от существующих социальных проблем и инерции сформированной ранее системы образования. Ведомственные механизмы формирования «человеческого капитала» не отвечают современным требованиям, сильно зависят от существующих социальных проблем и инерции сформированной ранее системы образования. Бизнес-сообщество в сфере выявления и поддержки талантов проявляет инерцию и стереотипные ожидания – расчёт на поиск «уже сформировавшегося таланта». Бизнес-сообщество в сфере выявления и поддержки талантов проявляет инерцию и стереотипные ожидания – расчёт на поиск «уже сформировавшегося таланта». Одарённые дети в России вынуждены осуществлять смену места жительства («образовательная миграция») для того, чтобы добиться развития способностей и признания таланта. Подобное положение дел стимулирует образовательную миграцию за пределы страны («утечка мозгов»). Одарённые дети в России вынуждены осуществлять смену места жительства («образовательная миграция») для того, чтобы добиться развития способностей и признания таланта. Подобное положение дел стимулирует образовательную миграцию за пределы страны («утечка мозгов»).

27 Международная позиция по вопросам одарённости

28 Историческая справка Вторая Мировая Война 2002 год США. Американцы в массовом порядке тестировали новобранцев в армию Франция Великобритания Испания Книга Линча и Ванханена «Богатство нации и национальное IQ» вывод Доход штата США напрямую связан со средним интеллектом призывников Аналогично Высокая связь между интеллектом нации и доходом показано

29 Социальные факторы: среднедушевой доход в странах мира и интеллект

30 Одарённость: единство прав и возможностей Право на одарённость Прагматические цели Есть право на индивидуальное развитие Есть право на индивидуальное развитие Право на особое образовательное учреждение или механизмы (образовательные траектории) Право на особое образовательное учреждение или механизмы (образовательные траектории) Право на реализацию индивидуальности Право на реализацию индивидуальности - Одарённый ребёнок должен стать одарённым взрослым - это выгодно и ребёнку и обществу.

31 Поиск талантов – общественно значимая задача « Нам нужно организовать масштабный и системный поиск талантов и в России, и за рубежом. Вести, я бы сказал, настоящую «охоту за головами». Содействовать приходу молодых одарённых людей в фундаментальную и прикладную науку.. Подчеркну, что всё это задачи для всех нас, а не только для каких-то новых государственных корпораций. Это задача всего общества и в то же время шанс для каждого применить свои способности» Подчеркну, что всё это задачи для всех нас, а не только для каких-то новых государственных корпораций. Это задача всего общества и в то же время шанс для каждого применить свои способности» Д.А. Медведев, Президент РФ, Ежегодное Послание Федеральному собранию, 5 ноября 2008 года. Д.А. Медведев, Президент РФ, Ежегодное Послание Федеральному собранию, 5 ноября 2008 года.

32 Что предстоит сделать? Систематизация наработок предшествующих лет, проведение необходимых научных исследований. Формирование экспертных групп, организация междисциплинарной коммуникации про проблемам одарённости и человеческих способностей. Разработка национальной модели развития одарённости и интеллектуального потенциала нации. Создание специальной программы выявления и поддержки талантов в России, объединяющей запросы государства, общества и бизнеса. Реализация инфраструктурного подхода в этой сфере. Объединение «ядерных», «агентских» структур и коммуникационных сетей (госучреждения, фонды, созданные на основе государственно-частного партнёрства, образовательные учреждения, организации неправительственного сектора и т.д.). Реорганизация просветительской деятельности в России с учётом вызовов современности. Пропаганда знания как ключевой ценности, создание культа талантливой личности. Выход на международный уровень, привлечение соотечественников, работающих и живущих за рубежом; формирование предпосылок для образовательной ре-эмиграции и создания «российского инновационного прорыва».

33 Приоритетные направления деятельности Общественной палаты РФ Содействие формированию национальной системы выявления и государственной поддержки талантов из различных возрастных и социальных групп. Работа над законопроектами, создание «социальных лифтов» для одарённых людей, «инфраструктуры поддержки одарённости» человека в течение всей жизни. Взаимодействие с международными институтами (ЮНЕСКО, ООН, Всемирный Совет по таланту и одарённости и т.д.) по вопросам продвижения российских талантов в мире. Популяризация и защита разработок и открытий российских учёных, привлечение молодёжи в сферу образования и науки, развитие негосударственного сектора.

34 Спасибо за внимание! Приглашаем к сотрудничеству Т.ф. (495) 341 – 80 – 69, 342 – Т.ф. (495) 341 – 80 – 69, 342 –