Ленкова Алена Александровна Психодиагностика Учащихся с задержкой психического развития.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Мы знаем, что каждое из полушарий ответственно за свой комплекс качеств и способностей человека. Ученые утверждают, что по этим биологическим признакам.
Advertisements

Классный час Узнай свое «Ведущее полушарие». 1 задание Поместите руки перед собой и переплетите пальцы. Посмотрите,какой из двух пальцев оказался сверху-правый.
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Дубинина И.Г., учитель начальных классов.
Практическая реализация стандартов второго поколения (формирование УУД: первый опыт и проблемы) Баронова Галина Ивановна, зам. директора по УВР МОАУ «СОШ.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального образования.
Живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения.
« Преемственность дошкольного и начального образования как необходимое условие формирования готовности к обучению»
АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ПЕРВОМУ КЛАССУ. ВАШ РЕБЕНОК – ПЕРВОКЛАССНИК.
Состояние психологической диагностики в начальной школе в МБОУ «СОШ 7»
Ч ЕЛОВЕК НЕ РОЖДАЕТСЯ, А СТАНОВИТСЯ ТЕМ, КТО ОН ЕСТЬ. Ч ЕЛОВЕК НЕ РОЖДАЕТСЯ, А СТАНОВИТСЯ ТЕМ, КТО ОН ЕСТЬ. К ЛОД Г ЕЛЬВЕЦИЙ.
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
Динамическое наблюдение за ребенком выработка адекватных мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку индивидуальных условий для развития.
Сопровождение учащихся при переходе в 5 класс средней школы.
Подготовка учащихся к реальной жизни Готовность занять активную позицию Успешно решать жизненные задачи Умение сотрудничать и работать в группе Быть готовым.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
«Система медико- психолого- педагогического сопровождение учащихся»
Формирование УУД на уроках английского языка в начальной школе Подготовила : учитель иностранного языка МБОУ ООШ 25 Трофимова С.В.
Психолого-педагогическое сопровождение введения ФГОС. Диагностика УУД.
Транксрипт:

Ленкова Алена Александровна Психодиагностика Учащихся с задержкой психического развития

Левое полушарие Правое полушарие Амбидекстры

1. Переплетите пальцы рук. Большой палец правой(П) или левой (Л) руки оказался сверху? Повторите 2-3 раза, что бы убедиться, что именно это положение рук для вас удобно. Запишите первую ведущую букву. 2. Сделайте на листе бумаги небольшое отверстие и посмотрите на него двумя глазами на какой-нибудь предмет. Затем закройте правый глаз (П). Сместился ли наблюдаемый предмет? Повторите то же самое с левым (Л) глазом. Запишите ведущую букву. 3. Скрестив руки на груди, примите «позу Наполеона». Правая (П) или левая (Л) рука сверху? Комфортно ли вам в этой позе? Запишите ведущую третью букву. 4. Изобразите «бурные аплодисменты». Какая ладонь сверху? Запишите четвертую ведущую букву.

Вы получили формулу из 4-х букв. Можно сделать вывод о том, какие рука и глаз у вас ведущие. А это позволяет с определенной долей условности говорить о доминировании левого или правого полушария. Как мы уже знаем, каждое из полушарий ответственно за свой комплекс качеств и способностей человека, проявляющихся в поведении. По этим биологическим признакам можно судить о некоторых общих свойствах характера.

1. ПППП -обладатель такой характеристики консервативен, предпочитает общепринятые формы поведения. 2. ПППЛ -темперамент слабый, преобладает нерешительность. 3. ППЛП – характер сильный, энергичный, артистический. При общении с таким человеком не помешают решительность и чувство юмора. 4. ППЛЛ – характер близок к типу ППЛП, но более мягок, контактен, медленнее привыкает к новой обстановке. Встречается довольно редко. 5. ПЛПП – аналитический склад ума, основная черта- мягкость, осторожность. Избегает конфликтов, терпелив, терпим и расчетлив. Предпочитает в отношениях дистанцию. 6. ПЛПЛ – слабый тип, близок к женскому. Характерна подверженность различным влияниям, беззащитность, но вместе с тем способность идти на конфликт. Тип характерен для женщин. 7. ПЛЛП – артистизм, непостоянство, впечатлительность. В общении смел, умеет избегать конфликтов. 8. ПЛЛЛ – тип более характерен для мужчин. Отличается независимостью, непостоянством, аналитическим складом ума.

1. ЛППП – распространенный тип. Он эмоционален, легко контактирует практически со всеми. Однако недостаточно настойчив и подвержен чужому влиянию. 2. ЛППЛ – похож на ЛППП, но еще менее настойчив. Мягок и наивен. Требует бережного отношения к себе. 3. ЛПЛП – самый сильный тип характера. Настойчив, энергичен, трудно поддается убеждению. Несколько консервативен, нередко пренебрегает чужим мнением. 4. ЛПЛЛ – характер сильный, но ненавязчивый. Внутренняя агрессивность прикрыта внешней мягкостью. Способен к быстрому взаимодействию, но взаимопонимание при этом отстает. 5. ЛЛПП – характерны дружелюбие, простота, некоторая разбросанность интересов. 6. ЛЛПЛ – простодушие, мягкость, доверчивость – основные черты. Тип встречается чаще у женщин. 7. ЛЛЛП – эмоциональность в сочетании с решительностью приводит к непродуманным поступкам. Энергичен. 8. ЛЛЛЛ – обладает способностью по-новому взглянуть на вещи. Ярко выраженная эмоциональность сочетается с индивидуализмом, упорством и некоторой замкнутостью.

Психический процесс Левое полушариеПравое полушарие 1 Основные функции доминирующего полушария 2 Мышление 3 Память 4 Речь 5 Характеристика психотипа 6 Поведенческие особенности

Принципы обученияЛевое полушариеПравое полушарие 1 Проблемность 2 Наглядность 3 Активность и Сознательность 4 Доступность 5 Системность

При запоминании последовательностей-составление осмысленных фраз(Каждый охотник желает знать, где сидит фазан ) Запоминание сложных слов с помощью созвучных слов ( Васко да ГАМА - Васька да ГАЛЯ) При запоминании номеров - выявление арифметической зависимости Прием ассоциаций и образов Прием смыслового кодирования( это я знаю и помню прекрасно, количество букв соответствует каждой цифре)

Смысловая (логическая) память корова молоко фонарь ночь краски рисовать яблоко сок карандаш писать расческа волосы лодка плыть снег зима журнал читать санки кататься Механическая память огонь диван бабочка ваза соловей брат улица чайник краб автобус шкаф играть браслет песок молоток газета лента плавать коза свет Психологические эксперименты показали, что при механическом запоминании и воспроизведении неосмысленного материала через день забывается 25% заученного. Продуктивность смысловой памяти примерно в 25 раз выше продуктивности механической памяти

Глухая старушка Веселый праздник Дружба Больной мальчик Смелый поступок Вкусный пирог Власть Раннее утро Долгая дорога Скучная история

ШТУР-БШТУР-А тест

Раздели на группы

? Задание 1 Лабиринт

? Задание 3 Лабиринт

? Задание 5 Лабиринт

3. Определи род приведенных ниже географических названий и запиши их в нужный столбик таблицы. Тебе поможет форма предложного падежа. Именительный падеж: Лебедянь, Мезень, Ивдель, Коростень, Нежеголь Предложный падеж: о Лебедяни, о Мезени, об Ивделе, о Коростене, о Нежеголи м.р.ж.р.

1. Найди и отметь + правильные утверждения. Безударные окончания существительных первого склонения можно проверить окончаниями слова зима. Безударные окончания существительных третьего склонения можно проверить окончаниями слова сирень. Безударные окончания существительных второго склонения можно проверить окончаниями слова стол. Безударные окончания существительных первого склонения можно проверить окончаниями слова весна. 2. Найди и отметь + правильные рассуждения. о погоде, потому что о столе; к ветке, потому что к стене; о кровате, потому что о земле; на карнавале, потому что на столе;

Установи закономерность расположения слов и продолжи ряд. 1) белый – чёрный, длинный - _________________________ 2) ласковый, приветливый, нежный, ____________________ 3) кенгуру, метро, пальто, ____________________________ 4) цветок, цветка, к цветку, ____________________________ Запиши к данным словам антонимы (слова, противоположные по значению). радостный - ___________, опасный - _______________ прекрасно - ____________, капустный - _____________ хвастливый - ___________, гигантский - _____________

Неэкспериментальные (служат для выявления наличия или отсутствия какой-нибудь психологической особенности) Диагностические (для количественного измерения) Экспериментальные (для объяснения психических явлений) Формирующие (для выявления возможностей развития)

Нельзя предлагать вопросы, требующие нравственной оценки своих качеств («Считаете ли вы себя самоуверенным?). Лучше этот вопрос сформулировать по-другому («После критического момента ситуации склонны ли вы, думать о том, что вы что-то сделали не так?) Вопросы должны быть лаконичными, ясными по смыслу, доступными для понимания, конкретными. На выяснение одной характеристики должно быть направлено несколько вопросов, которые контролировали бы искренность ответов ученика. Желательно в начале анкеты (первая треть) предлагать легкие вопросы (касающиеся конкретных действий, событий), затем трудные (на выявление суждений, оценок), далее самые сложные (требующие принятия решений), в заключение (последняя треть) - снова простые.

Массовость обследования; Большая скорость сбора информации; Легкость обработки результатов; Возможность применения статистических методов. Недостатки анкет: Анкетирование не учитывает различное понимание вопросов школьниками; Объективность ответов не всегда высокая, так как учащиеся могут недобросовестно отнестись к ответу; Жесткий список вопросов может ограничить круг мыслей опрашиваемых и заставить ответить не то, что они думают в действительности.

Этот метод позволяет получить психолого-педагогическую информацию об учащихся, основываясь на умелом анализе их обычной учебной работы. Например, анализ результатов контрольной работы по математике, рисунков, чертежей позволяет сделать вывод об уровне развития мышления, знаний, умений и навыков ученика.

Целенаправленность - наблюдение проводится не за учеником вообще, а за проявлениями конкретных личностных особенностей. Планирование - до начала наблюдения необходимо наметить определенные задачи (что наблюдать), продумать план (сроки и средства). Показатели (что фиксировать), возможные просчеты (ошибки) и пути их предупреждения, предполагаемые результаты. Самостоятельность - наблюдение должно являться самостоятельной, а не попутной задачей. Например, не лучшим способом выяснения качеств учеников будет поход в лес на экскурсию, потому что сведения, полученные таким путем, будут случайными, так как основные усилия внимания будут направлены на решение организационных задач. Естественность - наблюдение должно проводиться в естественных для ученика условиях. Систематичность - наблюдение должно вестись не от случая к случаю, а систематически, в соответствии с планом. Объективность - учитель должен фиксировать не то, что он «хочет увидеть» в подтверждение своего предположения, а объективные факты. Фиксация - данные должны фиксироваться в ходе наблюдения или сразу после него.

Практически невозможно исключить влияние случайных факторов. Фиксировать все невозможно, поэтому можно упустить существенное и отметить несущественное. Метод пассивный: учитель наблюдает ситуации, которые появляются независимо от его планов, он не может повлиять на ход событий. Наблюдение дает информацию, которую сложно подвергнуть количественному анализу.

Ведущий тщательно продумывает все аспекты той проблемы, о которой он собирается говорить, подобрать те факты, которые, возможно, будут ему нужны. Четкая постановка цели беседы помогает формулировать четкие вопросы и избегать случайных. Следует определить, в какой последовательности будет поднимать темы или задаваться вопросы. Правильно выбрать место и время разговора.

Начинать общение следует с тематики, приятной собеседнику, чтобы он охотно начал говорить. Вопросы, которые могут оказаться неприятными для собеседника или вызвать ощущение проверки, не должны быть сосредоточены в одном месте, они должны быть равномерно, распределяться по всей беседе. Вопрос должен вызывать обсуждение, развертывание мысли. Вопросы должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности собеседника. Искренний интерес и уважение мнения собеседника, доброжелательное отношение в разговоре, желание убедить, а не принудить к соглашению, внимание, сочувствие и участие не менее важны, чем умение убедительно и аргументировано говорить. Скромное и корректное поведение вызывает доверие. Учитель должен быть внимательным и гибким в беседе, предпочитать косвенные вопросы прямым, которые порой неприятны собеседнику. Нежелание отвечать на вопрос должно встречаться с уважением, даже если из-за этого упускается важная для исследования информация. Если вопрос очень важен, то его в ходе беседы можно задать еще раз в иной формулировке. С точки зрения результативности беседы лучше задать несколько мелких вопросов, чем один крупный. В беседе с учениками следует широко использовать косвенные вопросы. Именно с их помощью учитель может получить интересующую его информацию о скрытых сторонах жизни ребенка, о неосознаваемых мотивах поведения, идеалах. Ни в коем случае нельзя выражаться серо, банально или некорректно, стараясь таким образом приблизиться к уровню своего собеседника - это шокирует. Для большей достоверности результатов беседы наиболее важные вопросы должны в различных формах повторяться и тем самым контролировать предыдущие ответы, дополнять, снимать неопределенность. Не следует злоупотреблять терпением и временем собеседника. Беседа не должна длиться более минут.

Склонность ребенка, подростка к риску (К. ЛЕВИТИН) На каждый вопрос опросника дается один из пяти вариантов ответа, каждый из которых оценивается в баллах: 5 – Да; 4 – Скорее, да, чем нет; 3 – Трудно сказать, как бы поступил; 2 – Скорее, нет, чем да; 1 – Нет.

Данный тест несет определенную информацию о склонности подростков к риску. Те, кто набирает при ответах 60 и более очков, обладают повышенной склонностью к риску, 25 и менее – являются весьма осторожными.

ГРАФИЧЕСКАЯ БЕСЕДА «МОЙ КРУГ ОБЩЕНИЯ» Показаниями к применению методики могут выступать: трудности возрастного развития младшего школьника и подростка (принятие возрастного статуса, необходимость оценки особенностей социальной ситуации развития и др.); межличностные конфликты (отвержение ребенка родителями, учителями или сверстниками; внутриличностные конфликты ребенка, проявляющиеся в одиночестве, замкнутости, агрессии, жестокости и др.; нарушение школьного поведения (пропуск уроков, снижение успеваемости и т.д.).

Построение и содержание беседы этапыВысказывания, побуждения психолога Действия психолога Установление контакта Построение круга дома «Заселение» круга общения Выявление круга симпатий – антипатий Выявление меры взаимопринятия участников общения с точки зрения ребенка

Диагностическими показателями итога беседы («заселенный» ребенком круг общения) могут рассматриваться: 1 ) количество участников общения в каждой сфере и ситуации в целом (крайние показатели – «сверхзаселенность», «малозаселенность», «незаселенность» того или иного сектора, всего круга; 2) преобладающая модальность отношений (положительная, отрицательная) в каждой сфере общения и ситуации в целом; 3) мера взаимности отношений (односторонние, взаимные) в каждой сфере общения и ситуации в целом; 4) пропорции отношений (равные и диспропорциональные): объем и сила чувств, адресованных другим, либо превышают те, которые ребенок получает от других, либо чувства, получаемые от других, превышают чувства, исходящие от ребенка к другим; 5) гомогенность/гетерогенность круга общения в каждой сфере (однополый или разнополый, одновозрастной или разновозрастной состав участников общения).

Направления интерпретации данных 1.сензитивность ребенка к тем или иным сферам взаимодействия, ведущий вид деятельности 2.возрастные новообразования в развитии межличностных отношений: чувство взрослости подростка (Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова), типичные поведенческие реакции подростка (А.Е. Личко); 3.индивидуальный стиль общения и поведения, обусловленный психофизиологическими особенностями и личностными образованиями ребенка (Е.А. Климов и др.); 4.со-бытийность жизни ребенка (В.И. Слободчиков); 5.защитные механизмы личности и формы поведения, типичные в детском и подростковом возрасте 6.групповая и личностная идентичность (Э. Эриксон)

ОПРОСНИК Т.М. АХЕНБАХА Состоит из 20 вопросов, направленных на измерение уровня функциональной компетентности ребенка, и 118 утверждений, описывающих поведенческие и эмоциональные проблемы

ОПРОСНИК Т.М. АХЕНБАХА Состоит из 20 вопросов, направленных на измерение уровня функциональной компетентности ребенка, и 118 утверждений, описывающих поведенческие и эмоциональные проблемы

Вопросы структурированы в 8 специфических факторов: 1.включенность в общение; 2.соматические проблемы, 3.тревожность/депрессия; 4.социальная дезадаптация; 5.странности мышления; 6.нарушения внимания и гиперактивность; 7.риск делинквентного поведения; 8.агрессивность.

А также 2 обобщающих, интегральных фактора: интернальность экстернальность. Кроме того, в результате проведения опросника подсчитывается так называемый общий показатель дезадаптированности детского поведения

Тест руки проективная методика, направленная на изучение агрессивного отношения. Разработан Б. Брайклином, З. Пиотровским, Э. Вагнером.

Инструкция для обследуемого : какое, действие выполняет нарисованная рука (или что способен выполнять человек с такой рукой). 10. Пустая карточка, при показе которой просят представить кисть руки и описать ее воображаемые действия

Инструкция для обследуемого : какое, действие выполняет нарисованная рука (или что способен выполнять человек с такой рукой). 10. Пустая карточка, при показе которой просят представить кисть руки и описать ее воображаемые действия

Ответы разносятся по 11 категориям: 1.Агрессия (Agr) - рука воспринимается как доминирующая, наносящая повреждения, активно захватывающая какой-либо предмет. 2.Указания (Dir) - рука ведущая, направляющая, препятствующая, господствующая над другими людьми. 3.Страх (F)- рука выступает в ответах как жертва агрессивных проявлений другого лица или стремится оградить кого-либо от физических воздействий, а также воспринимается в качестве наносящей повреждения самой себе. 4.Привязанность (Aff)- рука выражает любовь, позитивные эмоциональные установки к другим людям. 5.Коммуникация (Com) - ответы, в которых рука общается, контактирует или стремится установить контакты. 6.Зависимость (Dep) - рука выражает подчинение другим лицам.

Ответы разносятся по 11 категориям: 7. Эксгибиционизм (Ex)- рука разными способами выставляет себя напоказ. 8. Увечность (Crip) - рука деформирована, больна, неспособна к каким- либо действиям. 9. Активная безличность (Act) - ответы, в которых рука проявляет тенденцию к действию, завершение которого не требует присутствия другого человека или людей, однако рука должна изменить свое физическое местоположение, приложить усилия. 10.Пассивная безличность (Pas) - также проявление тенденции к действию, завершение которого не требует присутствия другого человека, но при этом рука не изменяет своего физического положения. 11. Описание Des)- ответы, в которых рука только описывается, тенденция к действию отсутствует. 12. Уход от ответа (Fail)– человек не знает, что может выражать данная картинка или не хочет отвечать.

Количественный показатель открытого агрессивного поведения рассчитывается по формуле (агрессия + указания) - (страх + привязанность + коммуникация + зависимость). I=(Аgg + Dir) - (Aff + Com + Dep)=

Методика "Личностная агрессивность и конфликтность" (Е.П.Ильин и П.А.Ковалев)

ИЗМЕРЕНИЕ СТЕПЕНИ ВЫРАЖЕННОСТИ СНИЖЕННОГО НАСТРОЕНИЯ – СУБДЕПРЕССИИ. (ШСНС) В. Зунг адаптированная Т.Н. Балашовой.

Варианты ответов: 1 – нет, неверно; 2 – пожалуй, так; 3 – верно; 4 – совершенно верно.

ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОЛА ЛИЧНОСТИ (МОДИФИКАЦИЯ О.Г. ЛОПУХОВОЙ)

«1» - если это качество никогда у Вас не проявляется; «2» - если обычно это качество у Вас не проявляется; «3» - если это качество иногда, но редко проявляется у Вас; «4»- скорее проявляется, чем нет; «5» - чаще проявляется; «6» - обычно проявляется; «7» - Вы всегда или почти всегда проявляете данное качество.

Шкала маскулинности 1. Умение самоутвердиться 4. Сильная личность 7. Напористость 10. Аналитичность 13. Способность руководить 16. Готовность рисковать 19. Доминирование 22. Мужественность 25. Внешняя сдержанность 28. Способность действовать в качестве лидера 31. Сила 34. Смелость 37. Сила воли 40. Выносливость

Шкала феминности 2. Уступчивость 5. Застенчивость 8. Склонность к проявлению чувств 11. Нежность 14. Женственность 17. Сострадательность 20. Мягкость в высказываниях 23. Стремление утешить 26. Обаяние 29. Доверчивость 32. Детская непосредственность 35. Не использование резких, грубых выражений 38. Красота 41. Терпимость

КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ Д. СТОТТА Цель: диагностика нарушений в личностном развитии и поведении детей (уровень школьной дезадаптации). К дезадаптированным относятся два типа учеников: 1) которые сами испытывают трудности и создают множество трудностей для окружающих так называемые трудные, 2) которым самим в школе трудно, но окружающим они не доставляют особых неприятностей. Методика показана для изучения детей 6–13-летнего возраст

КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ Д. СТОТТА Цель: диагностика нарушений в личностном развитии и поведении детей (уровень школьной дезадаптации). К дезадаптированным относятся два типа учеников: 1) которые сами испытывают трудности и создают множество трудностей для окружающих так называемые трудные, 2) которым самим в школе трудно, но окружающим они не доставляют особых неприятностей. Методика показана для изучения детей 6–13-летнего возраст

Содержание симптомокомплексов I-НД «Недостаток доверия к новым вещам, людям, ситуациям». II-О «Ослабленность» (астения). III-У «Уход в себя». Избегание контактов с людьми, самоустранение. Защитная установка по отношению к контактам с любыми людьми, неприятие проявляемого к нему чувства любви. IV-TB «Тревога за принятие взрослыми и интерес с их стороны». V-HB «Неприятие взрослых». VI-ТД « Тревога за принятие детьми». VII-А «Асоциальность». VIII-КД «Конфликтность с детьми». IХ-H «Неусидчивость» или «Неугомонность». X-ЭН«Эмоциональные напряжения» или «Эмоциональная незрелость». XI-HC «Невротические симптомы». ХII-С «Среда». XIII-УР «Умственное развитие». XIV-CP «Сексуальное развитие». XV-Б «Болезнь». XVI-Ф «Физическое развитие».

1. Шкалирование. для оценки характера взаимоотношений учителя с учащимся можно применить такую шкалу оценок: Резко отрицательный, враждебный (-2) Слабо отрицательный (-1) Безразличный (0) Слабо положительный (+1) Ярко положительный (+2) При этом необходима подробная расшифровка каждого из пунктов этой шкалы.

2. Ранжирование. Шкалы ранжирования образуются путем сравнения отдельных показателей друг с другом. Показатели располагают в ряд по степени проявления (важности). Парное сравнение 3. Социометрические шкалы

1. Тесты достижений: Тесты развития; Тесты интеллекта; Тесты общей результативности; Тесты школьной успеваемости; Специальные тесты, определяющие профессиональную пригодность и функциональные возможности. 2. Психометрические личностные тесты. 3. Структурные личностные тесты. 4. Тесты на интересы и установки.

Естественный; Лабораторный; Моделирующий.

Личностные Самоопределение Смыслообразования Нравственно-этического оценивания Коммуникативные Планирование Постановка вопросов Разрешение конфликтов Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли Познавательные Общеучебные Логические Действия постановки и решения проблем Регуляторные Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль Коррекция Оценка Волевая саморегуляция

Смысловые акценты УУД Русский язык Литературно е чтение Математи ка Окружающий мир личностные Регулятивные Познавательные общеучебные познавательные логические коммуникативные

участие в проектах; подведение итогов урока; творческие задания; зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки; мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма; самооценка события, происшествия; дневники достижений; «Я – звезда» «Шефы»

Личностные универсальные учебные действия и его личностные результаты(показ атели развития) Основные критерии оценивания Предшкольная ступень образования (6,5–7 лет) Начальное образование (10,5–11 лет) Внутренняя позиция школьника Самооценка Мотивация учебной деятельности

Действие нравственно- этического оценивания Основные критерии оценивания Предшкольная ступень образования (6,5–7 лет) Начальное образование (10,5–11 лет) Выделение морального содержания ситуации нарушение/следование моральной норме Дифференциация конвенциональных и моральных норм Решение моральной дилеммы на основе децентрации Оценка действий с точки зрения нарушения/соблюдения моральной нормы Умение аргументировать необходимость выполнения моральной нормы

УровеньПоказатель сформированно сти Поведенческие индикаторы сформированности Отсутствие цели Принятие практической задачи Переопределение познавательной задачи в практическую Принятие познавательной цели Переопределение практической задачи в теоретическую Самостоятельная постановка учебных целей

УровеньПоказатель сформированно сти Дополнительный диагностический признак Отсутствие контроля Контроль на уровне непроизвольного внимания Потенциальный контроль на уровне произвольного внимания Актуальный контроль на уровне произвольного внимания Потенциальный рефлексивный контроль Актуальный рефлексивный конроль

УровеньПоказатель сформированно сти Дополнительный диагностический признак Отсутствие оценки Адекватная ретроспективная оценка Негативная прогностическая оценка Потенциально адекватная прогностическая оценка Актуально адекватная прогностическая оценка

отсутствие людей в рисунке – свидетельство отторжения, избегания; люди нарисованы спиной, без рук, с заштрихованным лицом – снижение потребности в общении или неудовлетворенность общением; барьеры между фигурами, их разобщенность, зачеркивание, отсутствие частей тела – конфликтность.

Методика «Фильм» На темы: -о своем классе; -о войне; -о врачах; - о победе добра над злом; - о злом волшебнике; о дружбе; - о подвиге.

Особенности системы оценивания ЗУН, познавательные, регуляторные результаты Личностные, коммуникативные результаты Средства фиксации результатов Способ (поэтаптность процедуры) Условия эффективности системы оценивания

Лист достижений ученика Лист наблюдений Вопросы для самоанализа Для использования перечисленных выше методов оценивания рекомендуются следующие инструменты: критериальные описания, эталоны, памятки, линейки достижения.

Критериальные описания – наборы критериев, которые указывают на черты или знаки, которые следует отметить в работе, а также устанавливают правила количественной оценки работы по заранее установленной шкале. Такие описания могут предлагаться как учителем, так и учащимися.

баллКритериальное описание 4 Содержание соотносится с заглавием. Творчески описана занимательная история, интерес читателя поддерживается с помощью последовательно разворачивающейся сюжетной линии. Продемонстрирован оригинальный слог и стиль. Текст логично структурирован. Характеры героев переданы образно, живо, с использованием характерных деталей. Лексика точна, структура предложений отличается разнообразием. Орфография, пунктуация указывают на хорошее владение соответствующими умениями Содержание не соотносится с темой и/или плохо организовано и непоследовательно. Идеи перечисляются, но не раскрываются. Лексика ограниченна и лишена окраски. Структура предложения простая и/или повторяющаяся. Правописание и почерк не позволяют донести смысл до читателя.

подборка детских работ, которая демонстрирует нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней рассуждений, творчества, рефлексии. · выборка работ из «Папки письменных работ» по русскому языку; · дневники читателя; · выборка работ по проведенным ребенком в ходе обучения мини- исследованиям и выполненным проектам (по всем предметам);

рассматриваться как инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов; выступать как результат выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий;

проявиться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе. В частности, широкие возможности для оценки сформированности метапредметных результатов открывает использование проверочных заданий, успешное выполнение которых требует освоения навыков работы с информацией.

речевыми (осознанное чтение и навыки работы с информацией); коммуникативными (необходимые для учебного сотрудничества). Итоговое оценивание происходит в конце обучения и может проводиться в форме накопленной оценки (синтеза имеющейся информации), в формах сбора данных (в том числе – с помощью итоговых тестов).

социально-педагогическая диагностика: социальный статус семьи; наличие условий для развития и воспитания ребенка дома; необходимость оказания различных видов необходимой помощи; медицинская диагностика: уровень здоровья ребенка;

сформированность произвольности психических процессов; развитие мышления (владение приемами понятийного мышления, способность к установлению причинно-следственных связей между изучаемыми учебными понятиями); уровень сформированности мыслительных процессов (памяти, внимания, восприятия); уровень адаптации к обучению в школе, уровень школьной тревожности, учебной мотивации;

сформированность важнейших учебных действий; уровень активности, самостоятельности в учебной работе, самостоятельная организация деятельности в рамках учебной работы; развитие речи (понимание смысла изучаемых понятий, использование речи как инструмента мышления, грамотность и словарный запас устной речи); развитие тонкой моторики руки (понятность письма, аккуратность оформления письменных работ, способность к различным видам ручного труда); умственная работоспособность и темп учебной деятельности (сохранение учебной активности в течение всего урока, адаптация к учебной нагрузки, способность работать в едином темпе со всем классом); взаимодействие с учителем (установление адекватных ролевых отношений с учителем на уроках и вне их, проявление уважения к учителям, способность к установлению межличностных отношений с учителем).

социально-педагогическая диагностика: социальный статус семьи; наличие условий для развития и воспитания ребенка дома; необходимость оказания различных видов необходимой помощи; медицинская диагностика: показатели физического здоровья

уровень общей тревожности (отсутствие выраженных противоречий между требованиями педагогов и возможностями подростка); включенность учащихся в деятельность и общение (эмоционально- положительное восприятие подростком системы своих отношений со сверстниками, субъективная включенность в отношения, восприятие своего статуса в классе как положительного и удовлетворенность им); отношения с педагогами (эмоционально-положительное восприятие подростком системы своих отношений с педагогами, восприятие этих отношений как уважительных, доверительных, но сохраняющих его автономность); отношение к себе (позитивная «Я- концепция», устойчивая адекватная самооценка, ориентация на будущее, субъективное ощущение адекватности своего поведения и эмоциональных реакций); определение степени удовлетворенности школьной жизнью; наличие и характер учебной мотивации (интерес к способам получения знаний, умение ставить и достигать конкретные цели самообразования, интерес к самостоятельным формам учебной деятельности, интерес к использованию результатов учебной работы социально-значимых формах деятельности)

предметные и личностные достижения; затруднения в образовательных областях; диагностика сформированности учебно- познавательных мотивов; диагностика формирования уровня функциональной грамотности (грамотность и богатый словарный запас устной речи, использование речи как инструмента мышления); диагностика сформированности важнейших учебных действий (выделение существенных признаков изучаемых понятий, оперирование всей системой данных учебной задачи, ориентация на всю систему требований учебной задачи, способность к рассмотрению изучаемого предмета с разных сторон, способность к смене стратегии в процессе решения учебной проблемы);

умственная работоспособность и темп учебной деятельности ( сохранение учебной активности в течение всего урока, адаптация к учебной нагрузки, способность работать в едином темпе со всем классом и предпочтение высокого темпа работы); взаимодействие с педагогами (включенность в личностное общение с педагогами, способность к проявлению эмпатии по отношению ко взрослым); поведенческая саморегуляция (способность длительно подчинять поведение к намеченной цели, умение сдерживать эмоции, моральная регуляция поведения и способность к ответственному поведению); диагностика интересов.

социально-педагогическая диагностика: социальный статус семьи; наличие условий для развития и воспитания ребенка дома; необходимость оказания различных видов необходимой помощи; медицинская диагностика: показатели физического здоровья

уровень общей тревожности (отсутствие выраженных противоречий между требованиями педагогов и возможностями подростка); включенность учащихся в деятельность и общение (эмоционально-положительное восприятие подростком системы своих отношений со сверстниками, субъективная включенность в отношения, восприятие своего статуса в классе как положительного и удовлетворенность им); отношения с педагогами (эмоционально-положительное восприятие подростком системы своих отношений с педагогами, восприятие этих отношений как уважительных, доверительных, но сохраняющих его автономность); отношение к себе (позитивная «Я- концепция», устойчивая адекватная самооценка, ориентация на будущее, субъективное ощущение адекватности своего поведения и эмоциональных реакций); определение степени удовлетворенности школьной жизнью; наличие и характер учебной мотивации (интерес к способам получения знаний, умение ставить и достигать конкретные цели самообразования, интерес к самостоятельным формам учебной деятельности, интерес к использованию результатов учебной работы социально-значимых формах деятельности)

предметные и личностные достижения; затруднения в образовательных областях; диагностика сформированности учебно- познавательных мотивов; диагностика формирования уровня функциональной грамотности (грамотность и богатый словарный запас устной речи, использование речи как инструмента мышления); диагностика сформированности важнейших учебных действий (выделение существенных признаков изучаемых понятий, оперирование всей системой данных учебной задачи, ориентация на всю систему требований учебной задачи, способность к рассмотрению изучаемого предмета с разных сторон, способность к смене стратегии в процессе решения учебной проблемы);

умственная работоспособность и темп учебной деятельности (сохранение учебной активности в течение всего урока, адаптация к учебной нагрузки, способность работать в едином темпе со всем классом и предпочтение высокого темпа работы); взаимодействие с педагогами (включенность в личностное общение с педагогами, способность к проявлению эмпатии по отношению ко взрослым); поведенческая саморегуляция (способность длительно подчинять поведение к намеченной цели, умение сдерживать эмоции, моральная регуляция поведения и способность к ответственному поведению); диагностика интересов.

социально-педагогическая диагностика: социальный статус семьи; наличие условий для развития и воспитания ребенка дома; необходимость оказания различных видов необходимой помощи; медицинская диагностика: показатели физического здоровья; осмотр врачей специалистов с оформлением медицинской формы

уровень общей тревожности (отсутствие выраженных противоречий между требованиями педагогов и возможностями подростка); включенность учащихся в деятельность и общение (эмоционально-положительное восприятие подростком системы своих отношений со сверстниками, субъективная включенность в отношения, восприятие своего статуса в классе как положительного и удовлетворенность им); отношения с педагогами (эмоционально-положительное восприятие подростком системы своих отношений с педагогами, восприятие этих отношений как уважительных, доверительных, но сохраняющих его автономность); отношение к себе (позитивная «Я- концепция», устойчивая адекватная самооценка, ориентация на будущее, субъективное ощущение адекватности своего поведения и эмоциональных реакций); определение степени удовлетворенности школьной жизнью; наличие и характер учебной мотивации (интерес к способам получения знаний, умение ставить и достигать конкретные цели самообразования, интерес к самостоятельным формам учебной деятельности, интерес к использованию результатов учебной работы в социально-значимых формах деятельности)

предметные и личностные достижения; диагностика сформированности учебно- познавательных мотивов (интерес к основам наук и методам теоретического мышления, развитый мотив самообразования, связанный с жизненными перспективами и самовоспитание, стремление к анализ индивидуального стиля своей учебной деятельности, мотивационная избирательность интересов, обусловленная выбором профессии); диагностика сформированности важнейших учебных действий (выделение существенных признаков изучаемых понятий, оперирование всей системой данных учебной задачи, ориентация на всю систему требований учебной задачи, способность к рассмотрению изучаемого предмета с разных сторон, способность к смене стратегии в процессе решения учебной проблемы); умственная работоспособность и темп учебной деятельности (сохранение учебной активности и работоспособности в течение всего урока, адаптация к учебной нагрузки, способность работать в едином темпе со всем классом и предпочтение высокого темпа работы);

развитие мышления (освоение методов теоретического и творческого мышления, использование исследовательских методов в обучении); развитие речи (богатый опыт речевого общения, использование речи как инструмента мышления, грамотность и богатый словарный запас устной речи); взаимодействие с педагогами (включенность в личностное общение с педагогами, способность к установлению деловых, партнерских отношений со взрослыми); поведенческая саморегуляция (способность длительно подчинять поведение к намеченной цели, умение сдерживать эмоции, моральная регуляция поведения и способность к ответственному поведению; способность принимать ответственные решения, касающиеся других людей); диагностика интересов.