Семинар по организации и проведению исследования готовности первоклассников Ямало-Ненецкого автономного округа к обучению в школе (10-11 сентября 2012.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Семинар по организации и проведению исследования готовности первоклассников Ямало-Ненецкого автономного округа к обучению в школе (10-11 сентября 2012.
Advertisements

Диагностика готовности первоклассников к обучению в школе 1-й этап ( уч.г.)
Ковалева Г.С., зав. Центром оценки качества образования ИСМО РАО Апробация системы оценки достижения планируемых результатов освоения основных образовательных.
Семинар еминар «Новая школа»: ключевые проблемы социализации детей и развитие образования в современной России». Москва, 22 ноября 2011 г. Возможности.
Сопровождение введения ФГОС ГОУ ЦО учебный год Диагностика готовности первоклассников к обучению в школе.
Результаты исследования готовности первоклассни ков к обучению в школе. ГБОУ СОШ 1073 Психолог Фридман Л.В.
Психологическое сопровождение введения ФГОС. Результаты исследования готовности первоклассников к обучению в школе.
Условия осуществления образовательного процесса В школе обучалось 728 учащихся в 26 классах- комплектах. Средняя наполняемость классов составила 28 учеников.
Особенности проведения стартовой диагностики у первоклассников Каттай Е.А. Учитель начальных классов.
Сопровождение введения ФГОС НОО: готовность первоклассников к обучению и мониторинг достижения планируемых результатов Ладыгина С.А., начальник отдела.
МБОУ СОШ 152. Показатели готовности к обучению в начальной школе психофизиологическая и интеллектуальная зрелость; сформированность предпосылок овладения.
{ Создание условий для совершенствования профессиональной компетенции педагогов дошкольного и начального общего образования как фактор, влияющий на качество.
Электронный мониторинг Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Петряева Е.Ю., руководитель службы мониторинга.
Таблица умножения на 8. Разработан: Бычкуновой О.В. г.Красноярск год.
Курсы повышения квалификации (общие показатели в %)
Апробация инструментария для оценки метапредметных результатов в начальной школе (комплексная работа) Ковалева Г.С.
«Результаты мониторинга образовательных достижений первоклассников в конце учебного года» Родительское собрание «Результаты мониторинга образовательных.
Готовность первоклассника к школе Итоги мониторингового исследования по оценке готовности первоклассников к обучению.
Фрагмент карты градостроительного зонирования территории города Новосибирска Масштаб 1 : 4500 к решению Совета депутатов города Новосибирска от
Адаптация первоклассников к новым условиям школьной жизни 7 декабря 2015 год.
Транксрипт:

Семинар по организации и проведению исследования готовности первоклассников Ямало-Ненецкого автономного округа к обучению в школе (10-11 сентября 2012 года) Общая информация о программе «Изучение готовности первоклассников к обучению в школе» Ковалева Галина Сергеевна, руководитель Центра оценки качества образования ИСМО РАО, к.пед.н.

Обсуждаемые вопросы Почему оценка готовности к обучению в школе становится ключевым элементом в системе оценки индивидуальных образовательных достижений учащихся Кто и как может использовать результаты исследования готовности к обучению в школе Цель и задачи программы Адаптационный подход в оценке готовности к обучению в школе Разработка и апробация инструментария и технологии Некоторые результаты проведенных обследований в регионах России 2

Почему оценка готовности к обучению в школе становится ключевым элементом в системе оценки индивидуальных образовательных достижений учащихся Стартовая диагностика (не отбор в школу!): – дает информацию, необходимую для организации индивидуальной работы с учащимися –позволяет своевременно оказать необходимую помощь в обучении –является основой для оценки динамики образовательных достижений, с учетом которой оцениваются образовательные достижения выпускников начальной школы, проводятся аттестация педагогических кадров и аккредитация образовательных учреждений –позволяет осуществлять прогноз развития системы образования –является основным критерием готовности образовательного учреждения к переходу на стандарты второго поколения 3

Цели и задачи проекта Цели проекта: Создание системы оценки готовности к обучению в начальной школе Задачи проекта: - формирование диагностических материалов для оценки готовности к обучению в начальной школе - разработка инструментария для сбора контекстной информации об индивидуальном прогрессе учащихся; - разработка технологий проведения диагностических процедур оценки готовности к обучению в начальной школе. 4

Особенности проекта Комплексность предлагаемого диагностического материала и технологии. Основной подход основан на оценке адаптационного ресурсного потенциала ребенка (наличие ресурсов адаптации и рисков дезадаптации). Одновременное рассмотрение ситуации с позиций большинства участников образовательного процесса: детей, учителей, родителей. Использование современных технологий сбора и обработки данных. 5

6 Принципы, лежащие в основе проекта В первый класс школы приходит учиться не сам по себе ребенок, но вся его семья – его группа поддержки. Для детей этого возраста референтны как родители, так и учитель. Поэтому на первом этапе особенно важны согласованные действия учителя и представителей семьи. У каждого ребенка есть резервы адаптации и риски дезадаптации.

Показатели готовности к обучению в начальной школе -Познавательная сфера (психофизиологическая и интеллектуальная зрелость, сформированность предпосылок овладения грамотой и математикой, наличие учебных навыков у ребенка) -Индивидуально-личностные особенности ребенка -Семья как ресурс адаптации первоклассника -Ресурсы и цена адаптации ребенка к школе -Здоровье ученика 7

Показатели мониторинга образовательных достижений учащихся в начальной школе показатели образовательных достижений учащихся начальной школы (по математике, русскому языку и чтению) индивидуально-личностные особенности ребенка семья как ресурс адаптации школьника ресурсы и цена адаптации ребенка к школе здоровье ученика контекстные показатели, связанные с индивидуальными особенностями учащихся, спецификой учебного процесса, особенностями класса и образовательного учреждения, характеристиками семей учащихся 8

9 Оценка процесса адаптации: через анализ собственной продуктивной деятельности ребенка и результатов его психологического тестирования; через восприятие учителя (который взаимодействует с ребенком в школе); через восприятие родителя (который видит проявление реакций адаптации ребенка в домашней обстановке).

Практическая значимость проекта Результаты проекта могут быть использованы: учителями начальных классов, школьными психологами и родителями (для организации индивидуальной работы с учащимися и целенаправленной работы по более успешной адаптации учащихся к обучению в школе) управленцами разного уровня (для проведения мониторинговых исследований в начальной школе на уровне страны, региона, муниципалитета с учетом стартовой диагностики первоклассников; для аттестации образовательных учреждений начального образования, для аттестации педагогических кадров с учетом динамики развития учащихся) 10

Практическая значимость проекта Оказание помощи учителям первых классов в анализе полученных при обследовании индивидуальных данных каждого ребенка (в соответствии с передаваемыми в школы результатами ребенка – профилем показателей); оказание помощи учителям первых классов в анализе полученных при обследовании данных, характеризующих в целом по классу уровень выраженности каждой из характеристик профиля показателей. оказание поддержки учителям первых классов и родителям первоклассников в выработке совместной стратегии по оказанию помощи ребенку. оказание информационной поддержки администрации школы в части сравнения данных по первым классам школы со средними данными по региону. 11

Что дополнительно дает участие в проведении обследования первоклассников формирование у всех участников проекта понимания сложности периода адаптации детей к школе; разработка единой информационно-технологической базы системы оценки показателей, характеризующих адаптацию ребенка к школьному обучению для осуществления совместной работы учителя и родителей учащихся по оказанию помощи ребенку на этапе его вхождения в школьную жизнь, а также принятия управленческих решений; повышение квалификации педагогических работников по вопросам, касающимся индивидуальных особенностей учащихся и оказанию поддержки детям на этапе их вхождения в школьную жизнь. 12

Этапы работы над проектом (2007 – 2012 годы) : – Концептуальное оформление проекта –Оценка адаптационного потенциала первоклассников в начальный период обучения (конец сентября 2007 г.) –Оценка успешности первоклассников в конце учебного года (май 2008 года) : –Разработка инструментария для оценки образовательных достижений по математике, русскому языку и чтению –Разработка профилей готовности к обучению в школе (на начало и конец 1 класса) и рекомендаций по интерпретации результатов : – Выделение относительно устойчивых групп первоклассников с различным адаптационным потенциалом –Разработка рекомендаций для учителей и родителей –Оценка динамики образовательных достижений 13

Методики для оценки сформированности познавательной сферы 1.Тест «Рисунок человека» 2.Тест «Графический диктант» 3.Тест «Образец и правило» 4.Тест «Первая буква» 5.Анализ данных анкетирования о навыках чтения, письма, счета 14

Индивидуально-личностные особенности ребенка Мотивация Усвоение норм поведения в школе Успешность функционирования в роли ученика Взаимодействие со сверстниками Тревожность Эмоциональное благополучие 15

Описание шкалы «Мотивация» в рамках показателя «Индивидуально-личностные особенности учащегося в 1 классе 1 класс Карта первоклассника 1.Хочет учиться; 2.Активен на уроке. Анкета для родителей 1.Ребенок хотел учиться, когда пошел в школу; 2.В настоящее время ребенок, как правило, идет в школу: «С охотой», «Без особого желания, но спокойно», «Капризничает», «Просит оставить дома», «Наотрез отказывается». 16

Семья как ресурс адаптации первоклассников Подготовка к школе в семье Установки родителей по отношению к школьному обучению Условия ребенка для обучения Помощь ребенку в обучении 17

Цена адаптации ребенка к школе Интегральный показатель, полученный на основе определения уровня изменений, отражающихся в поведении ребенка на фоне его вхождения в учебную жизнь. Она показывает степень затратности для ребенка процесса вхождения в школу и является необходимым для оценки адаптации к школе, поскольку позволяет предупредить перенапряжение ребенка и ухудшение его здоровья. 18

Индивидуальные особенности здоровья ребенка Наличие диагнозов отдельных заболеваний Группа здоровья Физкультурная группа Взаимодействие со сверстниками Возрастное соответствие массы тема и роста 19

Инструментарий для оценки готовности первоклассников к обучению в школе (начало 1 класса) 1.Методики для оценки сформированности когнитивной сферы 2.Карта первоклассника 3.Анкета для родителей 4.Анкета для учителя начальной школы 5.Рекомендации по проведению обследования с описанием методик и процедур их проведения 6.Раздаточный материал для выполнения тестов (бланки для ответов); 7.Формы для списков школ, учителей и учащихся; 8.Формы и программы для ввода и первичной обработки данных. 9.Фильмы для проведения бесед с учителями и родителями (2 серии) 10.Рекомендации по интерпретации и использованию результатов обследования (для учителей, психологов и родителей) 11.Регламенты проведения консультаций 20

В Мониторинге образовательных достижений учащихся начальной школы за годы приняли участие 15 регионов: Тамбовская область – уч-ся; Чувашская Республика уч-ся; г. Москва – уч-ся ; Республика Саха – 248 уч-ся; Республика Татарстан – 147 уч-ся; Калининградская область – уч-ся; Ростовская область – 115 уч-ся; Тверская область – 3168 уч-ся; Чукотский АО – 1236 уч-ся; Иркутская область – 2766 уч-ся; Мурманская область – 819 уч-ся; Новосибирская область – 1420 уч-ся, Красноярский край уч-ся и др. Апробация инструментария и технологии 21

Валидизация инструментария Критерии качества разработанных материалов: –соответствие диагностических материалов и технологии их проведения возрасту учащихся; –соответствие характеристики учащегося, полученной на основе диагностики, мнению учителя и родителей относительно ребенка; –отношение учителей, родителей, учащихся к содержанию диагностических материалов (трудность, интерес, ясность формулировок и др.); –отношение учителей, родителей, учащихся к процедуре диагностики (усталость, тревожность и др.), –возможность плавного включения диагностики в учебный процесс; –полезность полученных рекомендаций для учителей и для родителей в целях организации помощи учащимся в поддержке или коррекции адаптации к школе (при организации обучения в школе, подготовке уроков, при соблюдении режима дня, в отношении поведения в школе и др.). 22

Результаты валидизации материалов и технологии (более 500 участников) Большинство интегрированных характеристик учащихся по мнению учителей/родителей, полностью соответствуют их представлениям (71,3%/12%), 52,4% учителей считают, что оценка познавательной сферы полностью соответствует их представлениям и ожиданиям и 47,6% в основном ; Результаты обследования около трети учащихся в основном соответствуют их ожиданиям (28,7%/63%); соответствуют частично (1,4%/20%); полностью не соответствуют (0,2%/ 5%). 23

Основные выводы исследования социо-психологических особенностей первоклассников 1.Наряду с традиционно анализируемой познавательной сферой ребенка, существенно значимой компонентой его готовности к школе является социально-психологическая составляющая. 2.Подтверждена взаимосвязь между социометрическим статусом в группе первоклассников и динамикой успешности овладения ими учебным материалом наряду с существованием такой связи между социометрическим статусом и школьной успешностью. 3.Первоклассников, которые имеют явный диссонанс между учебными и межличностными успехами учитель оценивает неадекватно с позиций отношений к ним учащихся класса. 4.Подтвержден известный из практики факт, что успешность освоения школьной программы первоклассников в конце учебного года по традиционным характеристикам познавательной сферы ребенка, измеренным в начале учебного года, можно спрогнозировать с относительно невысокой достоверностью, если не учитывать социо-психологические факторы. 24

Некоторые результаты проведенных обследований в регионах России 25

Число первоклассников из всех обследований, показавших очень низкий и очень высокий уровень выполнения четырех методик 26

27 Категории типов адаптационного потенциала: высокий адаптационный потенциал (с преобладанием ресурсов адаптации над рисками); неустойчивый адаптационный потенциал (ресурсы и риски находятся в неустойчивом равновесии, имеются «зоны напряжения адаптации»); сниженный адаптационный потенциал (факторы риска преобладают над ресурсами, то есть у детей этой группы высокий риск развития выраженных дезадаптивных реакций).

Распределение первоклассников по типу адаптационного потенциала 28

29 Индексы рисков адаптации Учебные Коммуникативные Эмоциональные проблемы Психофизиологическая незрелость Тревожность Перевозбуждение

30 Риски (1) Учебные 9 Не готов по чтению (имеет достаточный уровень подготовки по чтению) 10 Не готов по письму (имеет достаточный уровень подготовки по чтению) 11 Не готов по счету (имеет достаточный уровень подготовки по чтению)

Риски (2) Коммуникатив- ные 22 Боится задать вопрос учителю (не боится задать вопрос учителю) 23 Не понимает дистанцию с учителем (понимает правила взаимодействия с учителем (дистанцию) 34 Его не выбирают при разбиении на пары 31

32 Риски (3) Психо- физиологи- ческая незрелость 16 На занятиях часто отвлекается 18 Ходит по классу во время урока 19 Пристает к одноклассникам 20 Не может спокойно сидеть на уроке (спокойно сидит на уроке) 24 Опаздывает на уроки (не опаздывает на уроки)

Параметр/тип адаптации Количество детей в кластере Рисунок Графический Диктант Образец и правило Первая буква Группа здоровья Отсутствие жалоб на здоровье Хорошие учебные навыки Хорошие навыки общения Эмоциональная стабильность Хороший самоконтроль Низкая тревожность Уравновешенность поведения Речь без дефектов Хочет учиться Активен на уроке

Описание группы 1 (25,8% первоклассников) Ресурсы Высокий уровень психофизиологической зрелости, проявляющийся в высоком уровне самоконтроля, эмоциональной стабильности, уравновешенности поведения. Дети этой группы готовы к усвоению школьных требований. У них хорошие коммуникативные навыки, позволяющие успешно устанавливать отношения со сверстниками и педагогом. Они успешно справились с тестовыми заданиями и имеют хорошие или средние учебные навыки. Риски Начиная обучение в разноуровневом классе, в котором учителю необходимо «подтягивать» других детей, могут потерять интерес к учебе. В этом случае и ребенок, и родители могут излишне расслабиться, привыкнув к тому, что все знакомо и дается легко, и пропустить момент, когда закончится «запас прочности», У ребенка может не сформироваться навык к систематической, «рутинной» учебной работе. Навыки (например, письма) могут быть сформированы не оптимально и потребуется переучивание. Необходимые меры поддержки Готовность учителя к работе с разноуровневым классом: наличие разноуровневых заданий, использование приемов, вовлекающих учеников с высокой готовностью в совместную деятельность с не готовыми (групповое решение, проверка и т.д., использование ответа в качестве образца) 34

Описание группы 9 (8,6% первоклассников) Ресурсы Неплохие навыки общения, эмоциональная стабильность, низкая тревожность, уравновешенное поведение, отсутствуют дефекты речи, есть желание учиться. Риски Сниженные результаты тестовых заданий сочетаются с низким уровнем базовых учебных навыков и отсутствием активности на уроке Необходимые меры поддержки Необходимо вовлекать в учебный процесс, для этого важна благоприятная атмосфера на уроке, поощрение активности, даже если ребенок допускает ошибку. 35

Портрет первоклассника (1) Первоклассники, которые поступают в школу в последние годы – в основном дети двух возрастных групп. Половину из них составляют дети в возрасте от 6 до 7 лет, другую половину – дети от 7 до 8 лет. Из них 10% детей от 6 до 6,5 лет. Большинство первоклассников (86%) ходили в детский сад. Подготовку к школе дети проходили в различных местах, иногда посещая занятия и в детском саду, и в школе. По ответам родителей, половина детей проходила подготовку к школе в детском саду, половина посещала подготовительные занятия в школе (в которую пошел ребенок - 43%, в другой школе - 12%). Занятия с логопедом посещали 19% детей, самостоятельно занимались со своими детьми 30% родителей. 36

Портрет первоклассника (2) По результатам опроса родителей, при поступлении в школу 90% первоклассников хотели учиться. В конце первого месяца обучения родители отметили, что с охотой идут в школу около 75% детей, чуть больше пятой части детей идут в школу без особого желания, но спокойно. Небольшое число детей (1%-2%) демонстрировали различные негативные эмоциональные проявления при необходимости идти в школу. В целом, по результатам опроса учителей, более 80% обследованных первоклассников готовы к обучению в школе. Определенные трудности в обучении могут испытывать от 15 до 20% детей. По чтению хорошо готовы около 60% первоклассников, по письму – почти половина, по счету – более 70%. 37

Портрет первоклассника (3) По результатам опроса родителей, 85% первоклассников хорошо и очень хорошо умеют общаться со взрослыми, около 90% успешно общаются с учителем и со сверстниками. Однако 10-15% детей, поступивших в школу, испытывают большие трудности в общении. Более 60% первоклассников могут успешно осваиваться в новой ситуации. Чуть больше половины первоклассников могут хорошо управлять своим поведением. При организации учебной деятельности дома 40% детей необходима помощь. 38

Портрет первоклассника (4) В среднем среди всех первоклассников только у 20% детей, здоровье соответствует критериям первой группы здоровья. Большинство первоклассников (68%) относятся ко второй группе здоровья, то есть имеют некоторые функциональные нарушения, дефицит или избыток массы тела или перенесли недавно какие- либо заболевания. 8% детей отнесено к третьей группе здоровья. Число детей, отнесенных к 4 группе здоровья составило 0,4%. К таким группам относятся дети с хроническими заболеваниями, с физическими недостатками и последствиями травм или операций. 39

Портрет первоклассника (5) Основная часть первоклассников имеет благоприятные условия дома для обучения (88% первоклассников имеет «уголок школьника» - свою комнату или часть комнаты, обустроенную для занятий). В большинстве семей первоклассников имеется детская библиотека: около 40% семей имеют детскую библиотеку, включающую более 30 детских книг, чуть более 40% - небольшую библиотеку (от 10 до 30 детских книг). Почти в 90% семей соблюдается режим дня первоклассника. 40

Распределение обследуемых первоклассников по группам здоровья (по регионам, участвовавшим в эксперименте) 41

Портрет московского первоклассника (по материалам РИА-Новости) 42

Профили готовности первоклассников к обучению в школе Семья как ресурс адаптации первоклассника Познавательная сфера Индивидуально- личностные особенности ребёнка 43

Второй этап проекта (конец 1 класса) Некоторые результаты проведенных обследований в регионах России 44

45

Результаты выполнения итоговых работ по математике, русскому чтению и чтению в конце первого класса (2010/2011 учебный год) Код региона Средний % выполнения итоговых работ (% от максимального балла) % учащихся, достигших уровня обязательной подготовки (базового уровня) МАРУЧТМАРУЧТ ,4%51,4%56,8%80,8%55,6%58,1% ,9%64,8%66,5%90%74,6%73,9% ,9%53,4%56,2%84,9%60,5%57% ,5%66,4%72,6%91,8%79,1%82,1% [1] 46

Сравнительные данные об уровне подготовки детей к школе по счету, письму и чтению и уровне обязательной подготовки первоклассников в конце первого класса Код региона % учащихся, имеющих достаточный уровень подготовки по счету, письму и чтению на начало обучения в школе (по мнению учителя) % учащихся, достигших уровня обязательной подготовки (базового уровня) в конце 1 класса СчетПисьмоЧтениеМАРУЧТ ,3%45,4%58,0%80,8%55,6%58,1% ,7%50,6%57,2%90%74,6%73,9% ,2%43,3%50,7%84,9%60,5%57% ,1%52,4%64,8%91,8%79,1%82,1% 47

Сравнительные данные о готовности первоклассников к обучению к школе и к обучению во втором классе (по мнению учителей) Код регио на Распределение первоклассников по уровням готовности к обучению в школе (по мнению учителя) Распределение первоклассников по уровням готовности к обучению во 2-м классе (по мнению учителя) НизкийСреднийВысокий Затрудняюсь ответить НизкийСреднийВысокий ,8%54,4%17,5%10,317,1%59,6%22,8% ,0%57,6%16,1%7,3%16,9%57,5%25,2% ,9%58,4%19,0%2,7%17,5%60,3%21,2% ,1%57,6%20,9%6,4%11,6%56,6%31,1% 48

Данные о желании первоклассников учиться (по мнению учителя) Хочет учиться (по мнению учителя) Регион ,3%86,1%85,3%89,2% 49

Сравнительные данные о желании первоклассников учиться в начале и конце учебного года (по мнению родителей) Код реги она Начало года Хотел ли Ваш ребенок учиться, когда пошел в школу? Конец года Хочет ли Ваш ребенок учиться? Очень хотел Скорее хотел Скорее не хотел Очень не хотел Очень хочет Скорее хочет Скорее не хочет Очень не хочет 2455,4%34,9%6,8%0,7%32,2%56,2%9,7%0,6% 3956,0%36,2%5,9%0,5%32,5%56,4%9,1%0,4% 69 52,7%37,7%7,1%0,9%31,5%57,5%9,1%0,5% 77 51,6%40,6%6,2%0,4%34,5%57,4%6,7%0,3% 50

Личностная самооценка Методика Дембо- Рубинштейна 51

Распределение первоклассников по уровням самооценки (по результатам обследования первоклассников, по мнению учителей и родителей) Код регион а Распределение первоклассников по уровням самооценки (по результатам обследования первоклассников) Распределение первоклассников по уровням самооценки (по мнению учителей ) Распределение первоклассников по уровням самооценки (по мнению родителей) Н СВ Н СВ Н СВ 12426,3%24,0%41,1%10,4 % 69,1 % 19,1%11,5%79,3 % 7,3% 23929,1%26,0%41,1%9,2%74,5 % 15,0%8,6%83,2 % 6,3% ,4%25,8%39,2%8,6% 71,3 %17,7%8,4% 83,8 %6,5% ,8%26,7%39,6%8,5% 72,5 %17,9%10,0% 81,0 %7,2% 52

Отношения, мотивы, интересы Методика «Настроение» 53

Нагрузки первоклассника (делает все уроки) Делает все уроки Регион Нисколько1,7%1,1%1,3%0,6% Менее 1 часа31,4%31,5%30,3%29,0% 1-2 часа49,8%52,4%53,5%53,8% От 2 до 3 часов11,5%11,0%10,8%12,3% Более 3 часов2,2%1,5%1,8%1,9% 54

Нагрузки первоклассника (проводит перед телевизором) Проводит перед телевизором Регион Нисколько2,2%2,8%1,7%5,2% Менее 1 часа26,6%29,3%26,7%40,4% 1-2 часа45,8%45,4%46,2%39,1% От 2 до 3 часов17,8%16,0%17,8%10,8% Более 3 часов5,1%4,1%5,3%2,6% 55

Нагрузки первоклассников (проводит за компьютером) Проводит за компьютером Регион Нисколько28,6%31,2%35,9%30,1% Менее 1 часа41,3%42,0%37,6%51,3% 1-2 часа20,3%18,2%17,3%13,4% От 2 до 3 часов3,7%3,3%3,4%2,0% Более 3 часов0,8% 0,6%0,4% 56

Нагрузки первоклассников (занятия спортом, посещение кружков и т.д.) Время в неделю на занятия спортом, посещение кружков, художественной школы и т.д. Регион Нисколько24,2%28,1%30,9%15,0% Менее 1 часа10,1%13,8%14,8%8,8% 1-3 часа30,8%29,6%28,7%33,4% От 3 до 5 часов17,0%14,7%13,4%21,6% Более 5 часов 15,0%11,1%9,5%19,3% 57

Нагрузки первоклассника (дополнительные занятия с педагогом или репетитором) Время в неделю на дополнительные занятия с педагогом или репетитором Регион Нисколько71,4%69,7%75,8%65,9% Менее 1 часа6,1%9,0%7,3%9,4% 1-3 часа7,9%8,5%6,2%13,0% От 3 до 5 часов1,5%1,2%0,3%1,9% Более 5 часов0,8%0,4%0,3%0,6% 58

Процент первоклассников без дефектов речи Правильная речь без нарушений произношения и заикания Регион ,5%76,7% 78,0% 59

Профили готовности первоклассников к обучению во 2 классе 60

Профили динамики первоклассников (конец первого класса) 61

Профили динамики первоклассников (конец первого класса) 62

Результаты обследования учащихся 1 класса в конце учебного года (регион 1) 63

Результаты обследования учащихся 1 класса в конце учебного года (регион 2) 64

Результаты обследования учащихся 1 класса в конце учебного года (регион 2, ФГОС) 65

Работа с родителями: Распределение ответов учителей и родителей о причинах возникновения трудностей в школе 66

Работа с родителями: вопросы для обсуждения 1. Адаптация к школе и ее цена: поможем стать успешным учеником. 2. Как формируется самооценка первоклассника. 3. Как помочь ребенку найти друзей. 4. Режим дня – для детей и родителей. 5. Тревожный ребенок – как ему помочь. 6. Как помочь адаптироваться в школе подвижному ребенку. 7. Что делать, если ребенок не успевает в одном темпе с другими. 8. Питание и успешная адаптация в школе. 9. Школьные уроки «без слез», как подготовить ребенка к самостоятельной работе дома. 10. Свободное время – как найти и эффективно использовать. 67

Проблемы и риски. Пути решения Разработка инструментария (основания для выявления динамики, сопоставимость по отдельным предметным областям, настройка инструментария под возрастную группу и др.) Интерпретация и использование результатов (индивидуальная поддержка или управление системой, подготовка пользователей полученной информации и др.) Обеспечение качества проведения обследования, сбора данных и обработки результатов на разных уровнях Потоки информации 68

Вопросы и комментарии Ковалева Галина Сергеевна Тел./факс: (499) cайт: centeroko.ru