Научная новизна исследования: источники, проблемы, ошибки формулирования Докладчик: кандидат экономических наук, доцент Алексей Юрьевич Нестеров a.nesterov@live.ru.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные этапы исследовательской деятельности. Боеспособность пехотных соединений русской армии в русско-турецкой войне гг. (на примере N-ской.
Advertisements

Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К НАУЧНОМУ АППАРАТУ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
Методология научного исследования Подпорин И.Г.. 1.Научное исследование: уровни и методы 2.Этапы научного исследования 3.Структура научно-исследовательского.
Внедрение эффективного инновационного опыта в практику как управляемый процесс План: 1. Основные формы распространения эффективного инновационного опыта:
Технология описания педагогического опыта Подготовила: учитель начальных классов МОУ гимназии 44 имени В.Н.Деева Сенницкая Надежда Александровна.
МЕТОДОЛОГИЯ В ПЕДАГОГИКЕ Выполнила : магистранты II курса группы СВ ( б ) Каныбекова Алтынай К. Шейшеев Стамбек К. Проверил : Куватбеков Каныбек.
Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное.
Структура и уровни научного познания Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
Научно-исследовательская работа учащихся. Методика написания, правила оформления и защиты Косовцова И.В., учитель истории МОУ-СОШ 31 г. Белгорода.
Подготовка диссертационной работы Актуальность исследования Любой автореферат начинается с обоснования актуальности проблемы исследования,
Исследовательская работа в школе.. Исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный.
Исследовательская деятельность обучающихся деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.
Тема 2. Методологические основы и научный аппарат диссертации Учебные вопросы: 1. Методология научного исследования. 2. Научный аппарат диссертации.
Реализация стадии моделирования в ходе реализации фазы проектирования научного исследования: Общая характеристика стадий моделирования в фазу проектирования.
Лаб. НМСДММС КРИПКиПРО. новизна (ее уровень может быть различным: от научных открытий до применения достижений науки в практике и рационализации отдельных.
«Подготовка и составление научного аппарата исследования. Характеристика методов исследования при подготовке курсовых и дипломных работ»
Формы организации исследовательской работы с учащимися.
Правила оформления Правила оформления исследовательской работы Подготовила : Таранова О.С.
Методы обучения являются инструментом развития учащихся, если: Способствуют приобретению школьниками прочных ЗУН, также умений переносить их в новые ситуации;
Транксрипт:

Научная новизна исследования: источники, проблемы, ошибки формулирования Докладчик: кандидат экономических наук, доцент Алексей Юрьевич Нестеров

Структура доклада 1. Понятие научной новизны 2. Источники научной новизны 3. Проблемы определения научной новизны 4. Формулирование научной новизны

1. Понятие научной новизны Методические рекомендации по подготовке магистерской диссертации для студентов магистратуры по направлению «Менеджмент» (программа «Управление человеческими ресурсами»), разработанные д.э.н, профессором Поваричем И.П. и д.э.н, профессором Морозовой Е.А.: 2.1. Требования к структуре магистерской диссертации совпадают с требованиями к диссертациям любого уровня (кандидатским, докторским) Обязательными элементами введения к диссертации являются … научная новизна и положения, выносимые на защиту.

1. Понятие научной новизны Новизна – это понятие, связывающее субъективные и объективные моменты и выражающее, в конечном счете, отношение человека (общества) к результату деятельности. Понятие новизны толкуется по двум типам развития знания соответственно типологии научного предвидения и научного открытия: 1. Интенсивное (качественно новое) приращение; 2. Экстенсивное (количественно новое) приращение.

1. Понятие научной новизны Следует различать: 1. Принципиально новое решение – это результат творческой деятельности. Оно возникает впервые и не имеет аналогов в прошлом. 2. Новое во времени – это результат творческой деятельности, созданию или возникновению которого предшествовало существование аналогичного решения. Его особенность – наличие такого качества решения, в соответствии с которым оно и представляет необычный вариант.

1. Понятие научной новизны По отношению к «творцу», новизна классифицируется: 1. Индивидуальная новизна - результат деятельности «творца» для общества не является новым. Такое новое является субъективным, индивидуальным, психологически новым; 2. Локальная (групповая) новизна - результат творческой деятельности является новым для группы или коллектива людей; 3. Региональная новизна - новизна распространяется или ограничивается рамками отдельной страны, государства или определенного региона; 4. Объективная (всемирная) новизна - новизна определена для всего сообщества, человечества, всего мира.

1. Понятие научной новизны Научная новизна - главное требование к диссертации. Диссертация должна содержать новое решение научной задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний, или новые научно обоснованные разработки, обеспечивающие решение важных прикладных задач экономики или обороноспособности.

2. Источники научной новизны Определения новизны исследования строится не на простом перечислении, а на реальном нахождении научной новизны буквально во всех методологических, содержательных и структурных элементах процесса и результатов исследования.

2. Источники научной новизны Выявить и определить новизну позволяют следующие положения: обстоятельное изучение литературы по предмету исследования с анализом его исторического развития (хронологии); рассмотрение существующих точек зрения, критический анализ и сопоставление которых в свете задач диссертации часто приводят к новым или компромиссным решениям; вовлечение в научный оборот нового терминологического аппарата, цифрового и фактического материала, например, в результате проведения эксперимента; детализация известного процесса, явления; подробный анализ практически любого интересного в научном отношении объекта приводит к новым полезным результатам, выводам, обобщениям.

2. Источники научной новизны Элементы новизны, которые могут быть представлены в диссертационной работе: новый объект исследования, т.е. возможно известная задача, поставленная в диссертации, рассматривается впервые относительно нового объекта; новая постановка известных проблем или задач (например, сняты допущения, приняты новые условия); новый метод и технологии решения; новое применение известного решения или метода; новые следствия из известной теории в новых условиях; новые результаты эксперимента, их следствия; новые или усовершенствованные критерии и показатели оценки исследуемых процессов и их обоснование; разработка оригинальных моделей процессов и явлений, полученные с их использованием данные; новые или усовершенствованные методики анализа, синтеза или расчета основных характеристик объекта; впервые привлекаемые для решения теоретических задач классические зарубежные и отечественные концепции.

2. Источники научной новизны Научные положения могут представлять собой новые законы, закономерности, зависимости, концепции, новые теоретические положения, новые идеи, свойства, явления, методы исследований, новые технологии и методы обоснования их параметров, новые факты, новые конкретные методики, модели, способы, механизмы, технологии, процессы, системы, обоснования и другое.

2. Источники научной новизны Как рождается новое знание? Фазы процесса рождения нового: 1. Сознательная работа (подготовка). Особое деятельное состояние как предпосылка интуитивного проблеска новой идеи. 2. Бессознательная работа. Созревание, инкубация направляющей идеи (работа на уровне подсознания). 3. Переход бессознательного в сознание. Этап вдохновения. В результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея решения. Первоначально в виде гипотезы, в виде принципа или замысла. 4. Сознательная работа. Развитие идеи, окончательное оформление идеи.

3. Проблемы определения научной новизны 1. Проблема «первенства». Научная новизна применительно к самой диссертации – это признак, наличие которого дает автору право на использование понятия «впервые» при характеристике полученных им результатов и проведенного исследования в целом. Понятие «впервые» означает в науке факт отсутствия подобных результатов до их публикации. Не следует злоупотреблять словом «впервые», но необходимо добиваться того, чтобы содержание исследования давало автору реальные основания в определенных случаях использовать это слово. Скромность не везде уместна. Неубедительно выглядят исследования, авторы которых лишь «предприняли попытку» исследовать проблему.

3. Проблемы определения научной новизны 2. Проблема «полезности» результатов исследования Полезность результатов диссертации в обязательном порядке устанавливается и обосновывается. Часто используемые аргументы при обосновании полезности результатов диссертационных работ: наличие положительных результатов использования разработок диссертации в обществе, производстве, отрасли науки, какой-либо практике; наличие положительных эффектов от использования изобретений и полезных моделей; наличие практических рекомендаций для построения некоторой системы, сценария по достижению результата; наличие рекомендаций, предназначенных для предприятий отрасли; наличие предложений, позволяющих совершенствовать методику исследования, технологию осуществления деятельности и управления; наличие знаний, полезных для использования в учебном процессе.

3. Проблемы определения научной новизны 3. Проблема «достоверности» результатов исследований Не имеет смысла актуальность, новизна и полезность результатов диссертационных работ, если полученные результаты не являются достоверными. Обязательные требования при обосновании теоретических результатов: 1. Непротиворечивость; 2. Соответствие эмпирическим данным; 3. Состоятельность при описании известных явлений; 4. Способность в предсказании новых явлений. Следует строго соблюдать один из законов логики - закон достаточного основания: всякая мысль, чтобы стать достоверной, должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана или самоочевидна.

3. Проблемы определения научной новизны Обоснованность результатов диссертационного исследования достигается: базированием на строго доказанных и корректно используемых выводах фундаментальных и прикладных наук, положения которых нашли применение в работе; проверкой теоретических положений и новых решений, идей, экспериментальными исследованиями; комплексным использованием известных, проверенных практикой теоретических и эмпирических методов исследования; разработанными автором теоретическими положениями для данной конкретной задачи; согласованием новых положений с уже известными теоретическими положениями науки; согласованием новых положений теории с практикой и экспериментальными данными автора и других авторов; устранением противоречий между теоретическими положениями, развитыми автором, и известными законами эволюции науки, техники, знания; обоснованием результатов с помощью известных процедур проектирования, методов поиска решений, а также физического и математического моделирования; сопоставлением результатов эксперимента и испытаний, проведенных соискателем, с известными экспериментальными данными других исследователей по тем же проблемам; публикациями основных результатов работы в профессиональных изданиях; обсуждением результатов диссертации на конференциях, получением рецензий от ведущих специалистов по вопросам работы; использованием результатов в практике с оценкой результатов.

3. Проблемы определения научной новизны 4. Проблема «полноты» результатов исследований Необходимая полнота решения проблемы достигается с помощью экспериментальной проверки теоретических положений диссертации, а также согласованностью собственных экспериментальных данных с экспериментальными данными других исследователей. 5. Проблема «достаточности» результатов исследований Достаточность решения заключается в согласованности полученных соискателем экспериментальных данных с известными теоретическими положениями других авторов и с обоснованными и согласованными теоретическими решениями, полученными лично соискателем.

3. Проблемы определения научной новизны 5. Проблема «цитирования» результатов исследований других авторов Автор диссертации обязан давать ссылки на автора и источник, откуда он заимствует материалы или отдельные результаты. Использования чужого материала без ссылки на автора и источник диссертация недопустимо. От автора диссертации требуется установить: 1) уместно ли применение цитат в конкретном контексте; 2) нет ли в цитатах искажений смысла анализируемых источников. При использовании в диссертации идей или разработок, принадлежащих соавторам, коллективно с которыми были получены результаты работы, автор обязан отметить это в диссертации.

3. Проблемы определения научной новизны Причины искажений смысла заимствований: 1) из первоисточника могут быть взяты слова, которые не определяют основной сути взглядов его автора; 2) цитаты ограничиваются словами, которые содержат только часть мысли, например, ту, которая больше отвечает интересам автора диссертации; 3) в цитате излагается точка зрения не на тот предмет, который рассматривается в контексте диссертации.

4. Формулирование научной новизны Методология исследования может быть представлена как процесс продуцирования нового знания. Научная новизна не должна сводиться к простому перечислению установленных фактов, идей, закономерностей. Она должна раскрывать главную научную концепцию автора, давать научное объяснение сути его исследований в качественном и количественном аспектах.

4. Формулирование научной новизны Некоторые шаблонные фразы, которые можно использовать при формулировании научной новизны: впервые осуществлено комплексное… впервые формализовано… создана концепция, обеспечивающая… разработана новая система… исследованы специфические связи… определена эффективность… разработан метод…, который отличается от… доказана зависимость между…

4. Формулирование научной новизны исследовано поведение… и показано… доработан метод… в части… и распространен на новый класс систем… исследован новый эффект… по-новому разработаны основы…; в авторской интерпретации раскрыто ….; обосновано новое положение …; определены концептуальные условия…; выявлено в оригинальном эмпирическом исследовании …; впервые установлено...; задача… поставлена впервые.

4. Формулирование научной новизны Структура «формулы» представления научной новизны: вводное слово – наименование объекта научной новизны – соединительные слова – перечень существенных признаков объекта научной новизны.

4. Формулирование научной новизны Вводные слова: доказано, получено, установлено, определено, выявлено, разработано, предложено и др. Объект научной новизны: методика, модель, способ, положение, концепция, технология, механизм, процесс, система, элемент и т.д. Соединительные слова: состоящий, заключающийся в том, что…, позволяющий… Существенные отличительные признаки: показываются признаки с такой полнотой, чтобы читающий заключение специалист мог понять сущность объекта научной новизны без каких-либо дополнительных комментариев автора.

Благодарю за внимание!!!