Автор: Григорьева Ксения, ученица 8 класса МОУ «Индырчская СОШ» Янтиковского района Руководитель: учитель русского языка Николаева Н. Г. Научно – практическая.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области» Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме «Разряды частиц» учитель русского.
Advertisements

Частица как часть речи АВТОР – КУЛЕШОВА НАТАЛЬЯ АНАТОЛЬЕВНА, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Муниципальное образовательное учреждение «СОШ 1» г.Валуйки.
Синтаксис и пунктуация Повторение теории 5 класс Урок разработан и проведен Постоваловой Г.М. МОУ СОШ 12 г.Ноябрьска ЯНАО Урок разработан и проведен Постоваловой.
Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме «Разряды частиц»
Автор: Орлова Н.Н., учитель русского языка и литературы МОУ ООШ д.Горевка.
МЕЖДОМЕТИЕ АХУРАБРАВОАУ ЭЙ ЦЫЦБАЦ. ПЛАН УРОКА 1. Что такое междометие? 2. Группы междометий 3. Отличие междометий от других слов, знаки препинания в предложениях.
Частица !!!Вспомни!!! Частицы - служебные слова, которые служат: 1)для образования наклонении глагола. 2)для выражении различных оттенков значение в предложении.
Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения»
Урок по русскому языку. Тема: «Написание сочинения на лингвистическую тему в жанре sms- сообщения.» Автор: Пащенко Лариса Ивановна, учитель русского языка.
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт иностранных языков Кафедра русского языка ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА Тема 4.
Служебные части речи Презентацию подготовила: Капралова Е. Ад-21.
РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Выполнил: студент гр. 614 Зуев А. Р. г. Москва 2015.
1. Вступление - тезис 2. Основная часть – аргументы + примеры 3. Заключение - вывод.
ВВОДНЫЕ КОНСТРУКЦИИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ (НА ПРИМЕРЕ ПРОЗЫ А.С. ПУШКИНА ) Автор: Миронова Ольга, ученица 9 «А» класса ГБОУ СОШ 3 г. Новокуйбышевска.
Местоимение Местоимение Работу выполнила Работу выполнила ученица 10 класса Бишевской СОШ Апастовского района РТ Миннуллина Роза Руководитель: Алексеева.
Цель нашего исследования: Значение вежливых слов и их влияние на взаимоотношения людей.
Косвенная речь. Косвенная речь - это передача чужого высказывания в форме придаточного предложения.
Скажи мне - и я забуду, Покажи мне – и я запомню, Вовлеки меня – и я научусь. Китайская мудрость.
Междометие Содержание Междометие Эмоциональные Императивные Речевого этикета Производные Непроизводные и.
Научная письменная речь. Понятие о стилистике и стилях речи; Понятие о стилистике и стилях речи; Понятие о стилистике и стилях речи; Понятие о стилистике.
Транксрипт:

Автор: Григорьева Ксения, ученица 8 класса МОУ «Индырчская СОШ» Янтиковского района Руководитель: учитель русского языка Николаева Н. Г. Научно – практическая конференция учебный год

1)изучить особенности слов – предложений; 2)определить их место и роль в речи; 3)написать проект, создать презентацию проекта.

Какое место занимают слова-предложения в грамматике русского языка?

1.Какие предложения называются словами-предложениями? 2.К чему сводится содержание слов-предложений? 3.Чем характеризируются слова-предложения? 4.В чем своеобразность употребления слов-предложений? 5.На какие основные типы распадаются слова-предложения? 6.Как отличить слова-предложения от неполных предложений?

1.Слова-предложения широко распространены в современном русском языке. 2. Слова-предложения употребляются как синтаксическое средство выразительности языка. 3.Исследования, проведенные среди учащихся 8 – 11 классов, показали, что ученики путают слова-предложения с однословными неполными предложениями, встречающимися в ответных репликах в диалогической речи. 4.Задания на нахождение односоставных предложений встречаются в контрольно- измерительных материалах ЕГЭ.

1. Подготовительный. Определение целей и задач проекта. Выбор справочно-информационной литературы. Определение объекта исследования. 2. Основной. Изучение литературы. Сбор информационного материала по теме проекта, проведение опроса учащихся классов. 3. Заключительный. Подведение итогов работы. Составление проекта, презентации к проекту.

Сбор определенной информации о словах- предложениях: уточнение их основного содержания, особенностей, своеобразия употребления, структуры, определение основных типов, их отличие от однословных неполных предложений.

определенно – личные неопределенно – личные обобщенно – личные безличные инфинитивные назывные слова-предложения Односоставные предложения могут, не меняя своей грамматической структуры, входить в состав сложного предложения

предложения, выраженные одним словом или целым неразложимым словосочетанием; не распадаются на отдельные члены предложения; не распространяются при помощи пояснительных слов; их содержание сводится к простому утверждению или отрицанию, выражению согласия или несогласия или к общей экспрессивно – модальной оценке предшествующего высказывания; кроме слова, образующего предложение, в состав слов – предложений могут входить только модальные слова или усилительные и ограничительные частицы (конечно, почти, же и др.);. к словам-предложениям не могут быть перечислены употребляемые в диалогической речи однословные неполные предложения.

Модально-ответные и вопросительные Эмоционально- оценочные Побудительные С-П, выражающие, приветствие, прощание, просьбу, извинение и др.

утвердительные слова-предложения являются прямым утвердительным ответом на поставленный вопрос, либо выражают согласие говорящего с чьим-либо высказыванием: да, так, хорошо, ладно, конечно и др.; отрицательные слова-предложения являются отрицательным ответом на заданный вопрос или выражают несогласие говорящего с чьим-либо высказыванием или несогласие с самим собой: нет, неправда, неправильно и др.; вопросительные слова-предложения выражают вопрос, побуждение к ответу, к действию: да? нет? неужели? ну? идет? и др.

предложения, которые заключают в себе непосредственную эмоциональную оценку происшедшего или высказанного, эмоционально выражают побуждение к действию или служат средством экспрессивного выражения отношения говорящего к наблюдаемым явлениям; обычно бывают восклицательными; образуются из междометий или из слов, близких к таким междометиям, которые не являются только выражением эмоций или волеизъявлений, но и лексически обозначают отношение говорящего к высказыванию или к создавшейся ситуации Э-э! Вот оно что! Неужто попалось? (Крымов. Инженер, гл.2, 5.

выражают отношение говорящего, его реакцию на предшествующее высказывание или создавшуюся ситуацию и вместе с тем содержат побуждение к действию; таким словами-предложениями являются междометия соответствующего значения: - Ну, иди, старик! Марш! – сердито сказал офицер. Горький, Экзекуция.

выражают отношение к лицу нередко сопровождаются обращениями - Здорово, парнище! - Ступай себе мимо! Однословные предложения, выражающие приветствие, прощание, благодарность, просьбу, извинение и т. п.

Употребляются преимущественно в разговорном и художественном стилях речи в диалогической речи, в ответных и вопросительных репликах, в монологической речи при подтверждении уже высказанного, при возражении самому себе.

слова-предложения – синтаксическое средство выразительности языка; придают высказыванию легкость, живость; вносят разговорный оттенок. - Ну вот и приехали гости. Сердце-то колотилось, небось? - Ага. - Все ж таки страшно? - Ага. - Эх ты, разведчица! Чаю-то хочешь? - Ага. Симонов. Русские люди. Действие 1, картина1.

не имеют в своем составе никаких членов предложений; в его состав могут входить только модальные слова, усилительные и ограничительные слова - Это ваше последнее слово? - Конечно, да. те или иные члены отпущены, но подразумеваются и легко восстанавливаются - Это ваше последнее слово? - Да, последнее. А.П. Чехов. Медведь, явл. 4

Справились11888 Не справились 6543

Модально – ответные утвердительные Да. Ага. Точно. Конечно. Так. Ладно. Хорошо. Наверное. отрицательные Нет. Никак нет. Конечно, нет. Неправда. Вряд ли.

Вопросительные Да? Неужели? Ну? Точно? Эмоционально – оценочные А-а! Эх! Ай-ай-ай! Ну-у! Э-э! Ужас! Побудительные Вон! Марш! Айда! Тс-с!

1)приветствие Здравствуй. Привет! Здорово! 2) прощание Пока! Чао! 3) благодарность Спасибо. 4) извинение Прости. Извини.

Слова-предложения – односоставное предложения. Их характерной особенностью является то, что они не распадаются на отдельные члены предложения, не распространяются при помощи пояснительных слов. Употребляются в разговорном и художественном стилях в диалогической речи, в ответных и вопросительных репликах, в монологической речи при подтверждении уже высказанного, при возражении самому себе. Важно уметь отличить неполные предложения от слов- предложений. Слова-предложения не имеют в своем составе никаких членов предложений; в его состав могут входить только модальные слова, усилительные и ограничительные слова. В неполных предложениях те или иные члены отпущены, но подразумеваются и легко восстанавливаются. Слова-предложения придают высказыванию легкость, живость, вносят разговорный оттенок.

1. Грамматика русского языка. Том 2. Синтаксис. Часть 2. Под редакцией В.В. Виноградова. Москва: Издательство Академии наук СССР, Е.А. Панова. Русский язык: учебно-справочное пособие/Е.А. Панова, А.А. Позднякова. – Москва: АСТ: Астрель, Р.С. Астрина и др. Современный русский язык. Москва. Просвещение, Краткая русская грамматика /Белоусов В.Н. и др./ под ред. Шведовой Н.Ю. и Лопатина В.В. – Москва. Русский язык, В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова: Теория. Москва. Дрофа, Г.А. Анисимов. Обучение синтаксиса в чувашской школе. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, http// 8.http//www. uchportal.ru 9. http// 10.http//edu.km.ru