ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СТАРООСКОЛЬСКОЙ ГЛИНЯНОЙ ИГРУШКИ Хачева Евгения ученица 9 класса «Б» МБОУ «ООШ 17» г. Старый Оскол.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Мастер – класс по изготовлению игрушек из глины. Скатаем из глины шарик, примерно как куриное яйцо. Если глина прилипает к руке - слишком влажная глина,
Advertisements

стакана муки 1 стакан соли примерно 125 мл воды (количесство воды зависит от вида муки) Желательно добавить 1 ложку крема для рук (или растительного масла.
РАБОТА С ПЛАСТИЛИНОМ РАБОТА С ПЛАСТИЛИНОМ. Цель занятий лепки из пластилина: Вызвать у ребенка интерес к лепке. Познакомить ребенка со свойствами пластилина.
ДЫМКОВСКАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА Выполнил Молодцов Дмитрий.
Презентацию выполнила Маслова Т.В., учитель начальных классов МБОУ- гимназии 11 г.Тулы.
ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА. ИСТОРИЯ ПРОМЫСЛА Дымковская игрушка один из самых старинных промыслов России, существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Возникновение.
Презентация Дымковский народный промысел
Жарова Наталья Викторовна МБДОУ 99. История дымковской слободы Давным – давно по берегам реки Вятка расположился старинный город, который носит такое.
Изготовление дымковской игрушки. Река Вятка. На том берегу располагалась раньше Дымковская слободка.
Каргопольский коняшка. Работа выполнена Потяговым Ильёй.
Мастер-класс: «Изготовление объемного декоративного керамического колокольчика» Автор: Горланова Елена Николаевна, учитель ИЗО и черчения МОУ Рамонская.
Дымковская глиняная игрушка – один из самый ярких и самобытных народных промыслов Вятского края. На протяжении четырех веков дымковская игрушка отражала.
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла. Урок- презентация в 5 классе по ИЗО программа Б.М.Неменского Автор : Базанова Елена Михайловна.
ДЫМКОВСКАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА. Где делают дымковские игрушки? Дымковские игрушки делают в городе Кирове.
Автор: Ермолаева Нина Васильевна воспитатель. Герб Одоевского района, Тульской области.
Этот народный промысел – яркая веселая игрушка, которую на забаву делали женщины и дети в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области. Появился.
ДЫМКОВСКАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА. Где делают дымковские игрушки? Дымковские игрушки делают в городе Кирове.
Где конфеты - там и фантики, разноцветная фольга. Фольга - удивительный материал. Её можно складывать, как бумагу, или скатывать в шарики и колбаски,
Изготовление глиняной игрушки-свистульки Ученицы 3 А класса ГБОУ СОШ 72 Мишко Марии 2012г.
Изготовление дымковской игрушки. Красную глину на игрушки собирали обычно весной после половодья на реке Вятке и смешивали ее с мелким, чистым речным.
Транксрипт:

ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СТАРООСКОЛЬСКОЙ ГЛИНЯНОЙ ИГРУШКИ Хачева Евгения ученица 9 класса «Б» МБОУ «ООШ 17» г. Старый Оскол

Старый Оскол возник в конце XVI века как один из сторожевых постов на высоком берегу реки Оскол. Жили здесь казаки, защитники границ русских, пушкари, ямщики, гончары, и слободки вокруг города до сих пор несут эту память в своих названиях. В слободе Казацкой жили гончары- ремесленники. Старый Оскол возник в конце XVI века как один из сторожевых постов на высоком берегу реки Оскол. Жили здесь казаки, защитники границ русских, пушкари, ямщики, гончары, и слободки вокруг города до сих пор несут эту память в своих названиях. В слободе Казацкой жили гончары- ремесленники.

Цель исследовательской работы: выявить и проследить тенденции изменения технологии изготовления старооскольской глиняной игрушки с XV века до наших дней. Задачи исследования – определить: – виды глины и инструменты, используемые при изготовлении игрушек; – приемы изготовления игрушки – выяснить: является ли старооскольская глиняная игрушка разновидностью курской (или белгородской) или это самобытная игрушка. Предмет исследования – традиционная культура Старооскольского края. Объект исследования – глиняная игрушка. При написании работы мною были использованы такие общенаучные методы, как анализ, синтез, сравнение.

Народная игрушечница Гончарова Наталья Михайловна

Глиняная игрушка

Явная представительница иной эпохи, игрушка вызывает большой интерес к себе, становясь ярким украшением выставок, творческих площадок городских праздников, народных гуляний, фестивалей народного творчества. Сегодня старооскольская глиняная игрушка занесена в каталог «Народные промыслы России».

Виды глины, из которых лепились игрушки Периоды Всего игрушек Беложгуща яся глина Красножгу щаяся глина Глина низкого качества ХV – ХVI века (73%) 3 (20%) 1 (7%) ХVII – ХVIII века (70%) 44 (20%) 22 (10%) Конец XIX – начало XX века (60%) 42 (35%) 6 (5%)

Старооскольские мастера – игрушечники использовали в своей работе различные виды глин, но примерно 60 – 70% игрушек лепили из отходов беложгущейся глины. Старооскольские мастера – игрушечники использовали в своей работе различные виды глин, но примерно 60 – 70% игрушек лепили из отходов беложгущейся глины.

Технологии изготовления глиняной игрушки «морковка наоборот» (XV – XVIII вв.) «морковка наоборот» (XV – XVIII вв.) «вареника» и «ложки» (начало XVIII – середина XX века) «вареника» и «ложки» (начало XVIII – середина XX века) «морковка» (с середины XX века) «морковка» (с середины XX века)

Изготовление глиняной игрушки «Баба с кувшином» по технологии «морковка» 1. Из небольшого куска глины раскатать «морковку».

2. С помощью палочки раскатать «юбку» бабы. Для этого толстую палку (один конец потолше, другой – чуть тоньше) «ввинчивают» в «морковку», зрительно разделив ее пополам. Палку необходимо держать рукой в одном положении, чтобы юбку не проткнуть, а затем раскатать по столу.

3. Из получившегося конуса сформировать «голову» бабы. Небольшой кусок глины раскатать на ладонях или на столе в виде палочки (жгута), немного согнуть и соединить (примазать) с верхней частью глиняного конуса.

4. Шов соединения загладить. «Рукам» бабы придать форму.

5. Взять небольшой кусок глины, раскатать шарик, а затем сплющить ладонями и отщипнуть часть глины, придав ему форму полумесяца.

6. Прижать «шляпу» бабы к формованной «голове». Смочив руки водой, примазать.

7. Вылепить «кувшин» – свистульку. Для этого взять небольшой кусок глины и скатать шарик. Затем из него сформировать конус – «морковку». В широкой его части сделать углубление. Стянуть края конуса к центру, чтобы внутри получилась полость.

8. Для того, чтобы проколоть свисток необходимо зажать звуковую часть тремя пальцами: большим, указательным, средним. Стек поставить перпендикулярно в сантиметре от конца хвостика, проколоть. Сделать нажатие тонкой деревянной палочкой в сторону хвостика – будет «горочка». Потом расширить отверстие деревянной палочкой прямо, направо, налево. Проколоть с конца, чтобы кончик палочки высунулся в прямоугольник дырочки. Загладить звуковую часть по палочке.

9. В руки бабы вложить готовый «кувшин» – свисток.

10. С помощью тонкого конца кисти или стека оформить край «шляпы».

11. Готовое изделие оставить на несколько дней сохнуть. Нельзя сушить изделие вблизи батареи, плиты, на печи, т.к. в этом случае оно сразу дает трещины и может развалиться на кусочки. Обжечь в муфельной печи при температуре 900 градусов.

12. На заключительном этапе нанести традиционный узор – расписать «юбку» бабы и «кувшин». Нарисовать лицо.

В ХV – ХVIII веках мастера- игрушечники использовали в своей работе довольно большой набор специальных инструментов в виде различных палочек. В XIX – XX веках число таких инструментов уменьшилось (сестры Гончаровы иногда нарезку небольшого объема делают ногтем указательного пальца). В начале XX века были попытки использовать штампики. В ХV – ХVIII веках мастера- игрушечники использовали в своей работе довольно большой набор специальных инструментов в виде различных палочек. В XIX – XX веках число таких инструментов уменьшилось (сестры Гончаровы иногда нарезку небольшого объема делают ногтем указательного пальца). В начале XX века были попытки использовать штампики.

За несколько столетий своего существования старооскольский народный промысел глиняной игрушки постоянно менялся. Если в древности эти изменения осуществлялись довольно медленно, то в XIX веке наблюдается существенное упрощение формы игрушек, переход на более производительные технологии, использование краски для украшения игрушек, появляются композиции из нескольких фигурок. Возрожденная в конце XX века старооскольская глиняная игрушка претерпела наиболее существенные изменения: улучшилось качество отделки поверхности игрушки, появилась новая еще более производительная технология (морковная), начали использовать для раскраски игрушек различные краски и новые орнаменты, появились на грудках коней и птичек солярные знаки, смысл которых на нашей территории был утрачен видимо еще в ХV – ХVП веках, появилось множество новых видов игрушек, стало очень заметно влияние на нашу игрушку других народных промыслов.

Спасибо за внимание!