Осипова Л.Г. КОИПКРО Дистанционное образование. Осипова Л.Г. КОИПКРО Прогноз «Прогнозы на перспективу указывают на то, что уже в обозримом будущем примерно.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Иркутский государственный технический университет Центр технологий дистанционного обучения ДО в современном образовании Кирилл Сергеевич Лебедев Руководитель.
Advertisements

Д истанционное обучение в современном образовании Керимова Кристина Владимировна п едагог-организатор, педагог дополнительного образования первой категории.
Организация учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях сетевого взаимодействия. Доклад Ишковой Н.Н., учителя.
Дистанционные образовательные технологии. Цели и задачи использования ДОТ Удовлетворение потребностей общества и государства в квалифицированных специалистах.
Система дистанционного обучения в сфере довузовской подготовки в Челябинской области Челябинский государственный университет Мартынова Е.А., д.п.н., профессор.
Понимание, направления использования в системе высшего профессионального образования.
Дистанционное обучение школьников. Дистанционное обучение – интерактивное взаимодействие как между учителем и учащимися, так и между ними и интерактивным.
Дистанционное обучение: проблемы педагогического проектирования и организации учебного процесса М.А. Татаринова, к.п.н., заведующая лабораторией ДО ИСМО.
Модель образовательного процесса на основе ДОТ. Задачи: Подготовка участников образовательного процесса к использованию дистанционных образовательных.
Подготовила учитель физики ВСШ 4 О.В. Казакова 2010 (отредактированное 2012)
ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА – ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ (ЦОР) В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ.
8-ое заседание Координационного совета по информатизации при РСС (17-18 октября 2005 г., Ереван) Министерство связи и информатизации Республики Беларусь.
Педагогический совет 16 ноября 2011год. - Это комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью.
Содержание и структура модуля «Технологии проектирования профессионально ориентированного обучения в медицинском вузе» Лопанова Елена Валентиновна, Омская.
Конструирование учебно-методического комплекса. Учебно-методический комплекс является обязательной частью основной образовательной программы ВУЗ, разрабатывается.
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Мишкинский профессионально-педагогический колледж» Структура.
Рейтинговая накопительная система (РНС): реализация воспитательного потенциала То, что не оценивается отметкой, является неважным.
Сетевой курс "Теория и практика ДО" М.А. Татаринова, к.п.н., зав. лабораторией ДО ИСМО РАО,
Проектирование в рабочих учебных программах самостоятельной работы студентов Автор-составитель презентации: И.В.Попова, канд.ист.наук, доцент, директор.
Транксрипт:

Осипова Л.Г. КОИПКРО Дистанционное образование

Осипова Л.Г. КОИПКРО Прогноз «Прогнозы на перспективу указывают на то, что уже в обозримом будущем примерно % учебного времени не только в вузах, но и в школах (по мере появления для этого соответствующих условий) будет приходиться на долю дистанционного обучения. Интеграция очных и дистанционных форм обучения вполне реальная перспектива для школы» Е.С. Полат

Осипова Л.Г. КОИПКРО Необходимость ДО сделать образование доступным для широких слоев населения; реализовать важные и конструктивные идеи опережающего и непрерывного образования; быть способной реагировать на постоянно меняющиеся запросы рынка труда и требований образования; компенсировать сокращение государственного финансирования, снять социальную напряженность, повысить социальную и профессиональную мобильность населения; сохранять и приумножать знания, кадровый и материальный потенциал, накопленный отечественной системой образования, полнее использовать педагогический и научный потенциал вузов, эффективно использовать существующие и перспективные средства новых информационно коммуникационных технологий. Новая форма получения образования должна позволить:

Осипова Л.Г. КОИПКРО Понятие Дистанционное образование образование человека, которое происходит в процессе его взаимодействия с удаленными образовательными ресурсами и субъектами обучения с помощью информационных технологий и средств телекоммуникаций (группа специалистов МЭСИ); образование, реализуемое посредством дистанционного обучения.

Осипова Л.Г. КОИПКРО Дистанционное образование Дистанционное обучение Дистанционная поддержка образовательного процесса Дистанционные образовательные проекты

Осипова Л.Г. КОИПКРО Основные понятия Дистанционное обучение (ДО) – процесс получения знаний, умений и навыков, при котором все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий при территориальной разобщенности преподавателя и слушателя (учителя и учащихся), учащихся между собой.

Осипова Л.Г. КОИПКРО Основные понятия Дистанционная технология обучения (образовательного процесса) – совокупность методов, форм и средств обучения и администрирования учебных процедур, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии на основе использования современных интерактивных информационных технологий. Дистанционная технология обучения – информационная технология обучения, направленная на преодоление расстояния между преподавателем и обучаемым с сохранением показателей качества обучения.

Осипова Л.Г. КОИПКРО Основные понятия Кейс-технология – вид дистанционной технологии обучения, основанный на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов и их рассылке для самостоятельного изучения обучаемыми при организации регулярных консультаций у преподавателей – тьюторов традиционным или дистанционным способом. Сетевая технология – вид дистанционной технологии обучения, базирующийся на использовании сетей телекоммуникации для обеспечения студентов учебно-методическим материалом и интерактивного взаимодействия между преподавателем, администратором и обучаемым. ТВ технологии – вид дистанционной технологии обучения, базирующейся на использовании систем телевидения для доставки обучающимся учебно-методических материалов и организации регулярных консультаций у преподавателей.

Осипова Л.Г. КОИПКРО Основные понятия Педагогические технологии ДО – совокупность методов и приемов обучения, обеспечивающих осуществление УВП дистанционно в соответствии с выбранной концепцией и целями обучения. Обучение в сотрудничестве Дискуссии Метод проектов Разноуровневое обучение Ролевые игры Технология критического мышления «Портфель ученика»

Осипова Л.Г. КОИПКРО Особенности ДО Гибкость Модульность Параллельность Дальнодействие Асинхронность Охват Рентабельность

Осипова Л.Г. КОИПКРО Особенности ДО Преподаватель (в СДО - тьютор) Функции: координирование познавательного процесса, корректировка преподаваемого курса, консультирование, руководство учебными проектами и т.д. Взаимодействие с обучающимися осуществляется, в основном, асинхронно с помощью почты или систем связи. Допускаются и приветствуются и очные контакты. Обучающийся (в системе ДО, слушатель). Требуется исключительная мотивированность, самоорганизация, трудолюбие и определенный стартовый уровень образования. ИКТ (Информационно коммуникационные технологии). В СДО используются, преимущественно, ИКТ (компьютеры, аудио- видеотехника, системы и средства телекоммуникаций и др.).

Осипова Л.Г. КОИПКРО Соответствие Цели ДО ~ цели ТО Содержание ДО ~ Содержание ТО Дидактические принципы ДО ~ Дидактические принципы ТО

Осипова Л.Г. КОИПКРО Содержание образования Уровень теоретического представления - учебный план. Уровень учебного предмета - учебные программы. Уровень учебного материала - учебники, учебные пособия, сборники задач и т.п.

Осипова Л.Г. КОИПКРО Что не совпадает? Форма подачи материала Форма взаимодействия

Осипова Л.Г. КОИПКРО Инварианты курса ДО Общие сведения о курсе Методические материалы по изучению курса Пакет анкет Справочные материалы по предметной области курса Библиотека курса (дополнительный информационный материал) Библиотека курса (дополнительный информационный материал) Собственно материалы обучающего курсa Собственно материалы обучающего курсa Блок заданий направленных на усвоение материала и проверку его понимания, осмысления, усвоения Блок творческих заданий Блок мониторинга успешности самостоятельной деятельности обучаемых, контроля результатов их работы Экзаменационные материалы, требования к уровню владения материалом по группам (А В С), если таковые предусмотрены данным курсом

Осипова Л.Г. КОИПКРО Общие сведения о курсе o Тема (наименование) курса обучения o Автор курса (с фотографией); o Цели курса обучения (по смыслу цели учащегося по изучению курса) o Краткая общая информация и структура учебного материала o Временные рамки обучения (продолжительность) o Сроки (от и до) обучения Получение удовлетворительных оценок по шкале оценивания Формы оценки усвоения предмета изучения (тесты, зачеты, экзамены, курсовые работы, рефераты/обзоры, проекты…) (Договор на обучение, оплата обучения в соответствии с Договором сторон)

Осипова Л.Г. КОИПКРО Методические материалы по изучению курса для слушателей Этапы обучения Последовательность этапов обучения Критерии и условие движения по этапам обучения Алгоритм изучения конкретной дисциплины с приблизительным временным графиком проведения самостоятельной учебы и указанием трудозатрат учащихся (график прохождения тем и разделов по данной дисциплине); Описание общих приемов самостоятельной работы учащихся с учетом специфики изученной дисциплины (планирование, поиск необходимой информации, работа с литературой) План-график сдачи учебных работ (формы и время отчетности ) График прохождения практических и семинарских занятий График консультаций...

Осипова Л.Г. КОИПКРО Пакет анкет для знакомства с потенциальным обучаемым ( общие и особенные сведения об учащемся, необходимое для преподавания курса в сети) для предварительного тестирования (определение исходной обученности слушателя) заключительная анкета для оценки курса и тьютора.

Осипова Л.Г. КОИПКРО Справочные материалы по предметной области курса Стандартизованные рекомендации по различным аспектам обучения Методические материалы по подготовке и оформлению работ Глоссарий по терминам курса (возможно с гиперссылками из разделов курса)

Осипова Л.Г. КОИПКРО Библиотека курса Литература - список рекомендованной основной и дополнительной литературы, адреса Web-сайтов в сети Интернет с информацией, необходимой для обучения с аннотацией каждого ресурса Электронная библиотека – электронные книги по тематике курса, ссылки на сайты электронных библиотек, электронные книги с информацией, необходимой обучаемому, например по работе с электронной почтой, по поиску информации в Интернет и т.д. Каждая ссылка должна сопровождаться аннотацией

Осипова Л.Г. КОИПКРО Материалы курсa Четко структурированные учебные материалы (основной текст в виде модулей с иллюстрациями, выделенными ключевыми словами (для будущего глоссария) и определениями, ссылками на другие страницы курса, и другие источники информации в сети Интернет, а также основные выводы по разделу. Каждый модуль должен иметь заголовок. Возможно указание Перечня вопросов, относящихся к данному разделу, но не вошедших в программу с указанием источников, где можно с ними ознакомиться факультативно и дополнительные лекционные материалы); Иллюстрации, представленные всем спектром мультимедиа (графика, анимация, звук, видео); Ссылки на дополнительные материалы ( библиотеки курса, методические материалы курса…);

Осипова Л.Г. КОИПКРО Материалы курсa Блок заданий направленных на усвоение материала и проверку его понимания, осмысления, усвоения Практикум для выработки умений и навыков применения теоретических знаний с примерами выполнения задания и анализом наиболее часто встречающихся ошибок; Блок творческих заданий курсовые работы, эссе, задания, ситуации и т.д., направленные на самостоятельное применение усвоенных знаний, умений, навыков, выполнение проектов индивидуально и в группах сотрудничества проблемные ситуации (тексты задания на выявление глубины понимания) Блок мониторинга успешности самостоятельной деятельности обучаемых, контроля результатов их работы Журнал курса Экзаменационные материалы, требования к уровню владения материалом по группам (А В С), если таковые предусмотрены данным курсом Различные виды тестов

Осипова Л.Г. КОИПКРО Вариативный блок Средства сотрудничества обучаемого с преподавателем и другими обучаемыми (электронная почта, телеконференции (форум), чат…) Методические рекомендации для тьюторов по организации занятий. Папки заданий для самостоятельной работы слушателя Портфолио(Портфель слушателя) – Все, что написал слушатель, помещается здесь, включая электронные письма, выполненные работы, задания, ответы преподавателя. Классная комната – имена и слушателей класса, преподавателя, ассистентов, с возможностью послать письмо любому из них или всех сразу, включая преподавателя. Учебные группы - В зависимости от требований преподавателя, учащиеся могут объединяться в небольшие "бригады", коллективно выполняющие отдельные проекты. Доска объявлений- информация для всех учащихся группы и для конкретного учащегося. Файлы для скачивания учащимися (презентации, файлы Word…). Лабораторные работы(моделирование лабораторных работ с помощью языков программирования и непосредственная передача данных в ходе лабораторной работы в Интернет).

Осипова Л.Г. КОИПКРО Некоторые итоги ИНСТРУКТИВНЫЙ БЛОК ИФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК КОНТРОЛЬНЫЙ БЛОК КОММУНИКАТИВНЫЙ БЛОК УПРАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМА

Осипова Л.Г. КОИПКРО От чего зависит организация учебного материала? Типа курсов Назначения курсов Специфики курсов Подготовки слушателей Возраста обучаемых Технологической базы

Осипова Л.Г. КОИПКРО Различия ДО и заочного обучения Интерактивность –постоянное систематическое взаимодействие учителя и учащихся и учащихся между собой в учебном процессе. Интернет-технологии встроены в учебный процесс и представляют неотъемлемую часть. Система управления познавательной деятельностью учащихся обусловлена спецификой используемых услуг Интернет. Курс ДО и заочного обучения отличаются организацией учебного материала, способом взаимодействия преподавателя и учащихся, организацией информационно- образовательной среды учебного процесса.

Осипова Л.Г. КОИПКРО Модели дистанционного обучения

Осипова Л.Г. КОИПКРО Модели обучения в СДО Различные модели дистанционного образования строятся на основе главных компонент процесса обучения: изложение предметного содержания; взаимодействие с преподавателями; выполнение практических заданий. Модели дистанционного обучения отличаются используемыми ими технологиями, степенью управления и ответственности преподавателя и учащихся. В некоторых моделях, преподаватели сохраняют свои функции полного управления процессом обучения как в случае традиционной системы классного обучения. В других случаях управление обучением переходит к обучаемым.

Осипова Л.Г. КОИПКРО Модель распределенного класса Характеристика данной модели: Занятия включают в себя синхронные коммуникации в режиме реального времени. Учащиеся и преподаватели должны находиться в определенном месте в определенное время. Количество участников варьируется от одного до пяти и более; чем больше количество участников, тем выше техническая, логическая и познавательная сложность. Учащиеся организовывают свое учебное место дома или в аудитории, оборудованных средствами видеоконференций.

Осипова Л.Г. КОИПКРО Модель самостоятельного обучения Характеристики: Не проводятся занятия в классе: учащиеся обучаются самостоятельно, следуя подробным инструкциям программы. Учащиеся обеспечиваются набором материалов, включающим изложение курса и подробную программу, и получают возможность обращаться к преподавателю, который осуществляет руководство, отвечает на вопросы и оценивает работу. Контакт между учащимся и преподавателем достигается путем использования телефона, компьютерных конференций, электронной и обычной почты. Учащиеся взаимодействуют с преподавателем и иногда с остальными учащимися.

Осипова Л.Г. КОИПКРО Модель открытое обучение + класс Характеристики: Представление содержания курса происходит через печатные издания, компьютерные диски или видеозаписи, которые учащиеся могут изучать в любое удобное время, индивидуально или в группе. Материалы курса используются более одного семестра и отличаются для каждого преподавателя (например, видеозапись его лекций). Учащиеся периодически собираются вместе для проведения занятий с участием преподавателя. При этом используются интерактивные технологии (в соответствии с моделью распределенного класса). Занятия в классе проводятся для того, чтобы учащиеся могли обсудить и уточнить основные понятия, получить навыки решения задач, групповой работы, выполнения лабораторных работ, моделирования и других прикладных исследований.

Осипова Л.Г. КОИПКРО Модели ДО (А.В. Хуторской ) 1. Ученики обучаются очно в традиционной школе и вместе со своим очным учителем взаимодействуют с удаленной от них информацией, различными образовательными объектами, иногда с учениками из других школ и специалистами в изучаемых областях….

Осипова Л.Г. КОИПКРО Модели ДО (А.В. Хуторской ) 2. Дистанционное обучение охватывает учеников и педагогов двух и более очных школ, находящихся в одном или нескольких городах (странах), которые участвуют в общих дистанционных образовательных проектах… Для дистанционного обучения данного типа достаточно наличия электронной почты. Другие Интернет-технологии расширяют возможности участников дистанционных проектов, но не меняют сущности данного типа обучения как дополнительно к очному…

Осипова Л.Г. КОИПКРО Модели ДО (А.В. Хуторской ) 3. Ученики обучаются очно в традиционной школе, но кроме очных педагогов с ними эпизодически или непрерывно работает удаленный от них учитель. Занятия проводятся с помощью , chat, web- ресурсов и имеют целью углубленное изучение какого-либо предмета или темы, подготовку к поступлению в вуз и т.п. Формы занятий дистанционные курсы, семинары, консультации…

Осипова Л.Г. КОИПКРО Модели ДО (А.В. Хуторской ) 4. Ученики (один или несколько), обучаются в дистанционной школе, колледже или центре, имеющих большие возможности для раскрытия творческого потенциала учеников и учета их индивидуальной подготовки…. Для организации дистанционного обучения такого типа требуется мощное оборудование, специально разработанные образовательные серверы, дорогое программное обеспечение, позволяющее осуществлять и администрировать образовательные процессы.

Осипова Л.Г. КОИПКРО Модели ДО (А.В. Хуторской ) 5. Ученики обучаются не в одной очной или дистанционной школе, а сразу в нескольких…. Дистанционное обучение данного типа назовем распределенным. Оно позволяет гибко учитывать личностные особенности и цели ученика, выстраивать индивидуальную образовательную траекторию в каждой образовательной области или учебном предмете… Педагогические технологии данного типа обучения интегрируются в персональном образовательном центре со специальным программным обеспечением, который позволяет организовать обучение каждого ученика индивидуально в соответствии с его способностями, возможностями и предпочтениями….

Осипова Л.Г. КОИПКРО Классическая модель обучения

Осипова Л.Г. КОИПКРО Модель проектного обучения

Осипова Л.Г. КОИПКРО Модель дифференцированного обучения

Осипова Л.Г. КОИПКРО Модель обучения в режиме «лекция-семинар»

Осипова Л.Г. КОИПКРО Возможности ДО в профильной школе

Осипова Л.Г. КОИПКРО Модель 1: профильное обучение с элементами дистанционной формы

Осипова Л.Г. КОИПКРО Модель 2: интеграция дистанционных и очных форм профильного обучения Образовательный процесс (очная форма) Образовательный процесс (очная форма) Дистанционное обучение Базовые курсы УП Совместная деятельность учащихся Совместная деятельность учащихся Проектная, исследовательская деятельность Проектная, исследовательская деятельность Профильные курсы УП (на базе школы) Профильные курсы УП (на базе школы) Элективы Профильные курсы (на базу других ОУ) Профильные курсы (на базу других ОУ) Дополнительные материалы Дополнительные материалы Консультации Индивидуальные УП

Осипова Л.Г. КОИПКРО Дистанционные образовательные технологии в учебном процессе Расширение образовательного пространства урока Обеспечение организации учебного процесса на основе индивидуальных учебных планов Решение проблемы недостаточной укомплектованности ОУ педагогическими кадрами Достижение преподавателями высшей квалификационной категории в связи с освоением инновационной образовательной технологии

Осипова Л.Г. КОИПКРО Расширение образовательного пространства урока: работа с ресурсом ДО в компьютерных классах ОУ Подготовка учащихся к аттестационным процедурам разных видов, в том числе ЕГЭ Осуществление текущего контроля качества знаний, мониторинг учебного процесса Отработка навыков при выполнении учебных заданий определенного типа Самостоятельное освоение учащимися некоторых разделов и тем по предмету

Осипова Л.Г. КОИПКРО Организация учебного процесса на основе индивидуальных учебных планов Пример ИУП учащегося, использующего разные формы освоения предметов Учебные предметы Кол-во недельных часов (за 2 года) Формы освоения предметов Русский язык 2 ОУ Литература 6 ОУ Иностранный язык (английский) 7 ОУ Математика 8 ОУ Информатика и ИКТ 2 ОУ История 5 ОУ Обществознание 4 ОУ Физика 4 ОУ Химия 2 ОУ Биология 2 ОУ География 2 ОУ МХК 2 ОУ Технология 2 ОУ ОБЖ 1 ОУ Физическая культура 4 ОУ Школьный компонент17 ОУ +ДО Итого за 2 года, часов70 ЦПО

Осипова Л.Г. КОИПКРО ДО в системе дополнительного образования Проектная, исследовательская деятельность. Ликвидация пробелов в знаниях ВИДЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Углубленное изучение учебного материала Работа с заданиями ЕГЭ предыдущих лет Освоение программ подготовительных курсов ВУЗов Факульта- тивы Консультации Подготовка к ЕГЭ Подготовка в ВУЗы

Осипова Л.Г. КОИПКРО Образовательное учреждение: Многофункциональное использование дистанционного образовательного ресурса в учебном процессе Дополнительное обучение Классно-урочная система Элективные курсы Проектная и исследовательская деятельность Базовые общеобразовательные предметы Профильные общеобразовательные предметы Факультативы Консультации Подготовка к ЕГЭ Подготовка в ВУЗы Экстернат (частичный экстернат) Дистанционное обучение и сетевой образовательный ресурс в условиях внутришкольной профилизации

Осипова Л.Г. КОИПКРО Профильная школа и ДО Индивидуализация учебного процесса Организация коллективной деятельности и работа в малых группах сотрудничества Ориентация на самообразование Создание ситуации успешности для учащихся Реализация деятельностного подхода Гибкость организационной структуры обучения с использованием ДОТ Возможность интенсификации процесса обучения Разноуровневость содержания образовательного ресурса Возможность обеспечения деятельностного и компетентностного подходов Обеспечение психолого- педагогического сопровождения учебного процесса Модель «Новый профиль» Модель «Обучение по ИУП» Модель «Межшкольная группа»

Осипова Л.Г. КОИПКРО Обзор Интернет-ресурсов для старшеклассников Интернет ресурсы для профильной школы Интернет ресурсы для профильной школы Интернет ресурсы дистанционных заочных школ Интернет ресурсы дистанционных заочных школ Интернет –ресурсы для самостоятельного обучения Интернет –ресурсы для самостоятельного обучения

Осипова Л.Г. КОИПКРО Библиографический список 1.Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. – М.: МЭСИ, Методика применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации ( ). 3.Основы открытого образования. – Т. 1, 2. /Отв. ред. В.И.Солдаткин. – Российский государственный институт открытого образования. – М.: НИИЦ РАО, Усков В.Л., Ускова М. Информационные технологии в образовании //Информационные технологии. – – Борисова Н.В. От традиционного через модульное к дистанционному образованию. – Москва-Домодедово: ВИПК МВД России, Зайцева Ж.Н., Рубин Ю.Б., Солдаткин В.И., Титарев Л.Г., Тихомиров В.П., Хорошилов А.В., Ярных В.В. Открытое образование: предпосылки, проблемы и тенденции развития /Под общей ред. В.П.Тихомирова. – М.: МЭСИ, Зайцева Ж.Н., Солдаткин В.И. Информатизация образования: состояние проблемы и перспективы. – М.: ИЦПКПС, Теория и практика дистанционного обучения: Учебное пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений /Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, МВ. Моисеева; Под. Ред. Е.С. Полат. -М.: Издательский центр «Академия», с. 9.Солдаткин В.И. Открытое образование в открытом обществе //Компьтерра. – – 36 (461). 10.Информационные ресурсы Интернет по дистанционному обучению