Н.И.Трушакова, председатель Комитета образования МР «Тунгокоченский район», к.п.н.
Образовательная среда рассматривается как часть социокультурной среды, как совокупность образовательных институтов и соответствующих им органов управления в кооперации с досуговыми, культурными, клубными, научно-производственными и другими объединениями, ориентированными на цели образования Образовательная среда – комплекс условий, влияний, возможностей становления личности по культурно заданному образцу (Н.О.Гафурова, Т.И.Кульпина, О.Р.Радионова, М.Н.Якимова)
Образовательная среда – социально- педагогическая система, приспосабливающаяся к условиям изменяющейся внешней среды, которая стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к личности с её индивидуальными особенностями, с другой, - по возможности гибко реагировать на собственные социокультурные изменения (П.И.Третьяков) Образовательная среда – социально- педагогическая система, приспосабливающаяся к условиям изменяющейся внешней среды, которая стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к личности с её индивидуальными особенностями, с другой, - по возможности гибко реагировать на собственные социокультурные изменения (П.И.Третьяков)
Образовательная среда муниципалитета – социально- педагогическая система, позволяющая каждому учащемуся развиваться в соответствии со своими способностями и возможностями, способствующая его самореализации и социальной адаптации.
В управлении современной образовательной средой муниципального района необходимо учитывать: - условия, в которых развивается система; - возможности и направления сетевого взаимодействия и обмена опытом; - привлечение к управлению развитием образования всех участников образовательного процесса; - возможность создания мобильной мониторинговой системы.
Задачи управления МОС: - формирование образовательных округов по территориальному признаку; - совершенствование социально- культурной среды в округе; - организация сетевого взаимодействия; - определение Ресурсных и сетевых центров.
Объединение педагогических ресурсов ОУ – обогащение образовательной среды муниципалитета: индивидуально- ориентированная система обучения (ИОСО), разновозрастное обучение, профильное обучение на основе сетевого взаимодействия, информационно-коммуникационное пространство, этнокультурологическое воспитание и др.
Непрерывное образование является важнейшим фактором индивидуализации обучения (Л.Г.Петерсон), обеспечивает непрерывность индивидуальной образовательной траектории для каждого обучающегося независимо от его образовательных, физических и психических возможностей, в том числе, для детей с ОВЗ.
Олимпиадное движение: «Умники и умницы» - ДОУ Учебный год Кол-во ДОУ Количество участников
Олимпиада Школа Общее кол-во уч- ся, принявших участие в олимпиаде % учащихся, занявших призовые места Место БСОШ3033,3%3 ВДСОШ3528,6%4 ВУСОШ6428,1%5 КСОШ2626,9%6 ТСОШ2941,4%2 УООШ1145,5%1
Олимпиада Распределение мест по школам ШколаМестоКол-во баллов в рейтинг БСОШ512 ВДСОШ414 ВУСОШ120 КСОШ610 ТСОШ316 УООШ218
Научно-исследовательские конференции («Юный исследователь» - начальная школа, «Юниор» - основная школа, «Шаг в науку» - старшая школа), Малая академия наук
Результаты участия в районной научно-практической конференции «Шаг в науку» Учебный год Кол-во ОУ Количеств о участнико в Количество призовых мест % качества без учета номинац ии III II I Ном инац ии %
Результаты участия в районной научно-практической конференции учащихся 5-8 классов группа «ЮНИОР» Учебный год Кол -во ОУ Количеств о докладов Количество призовых мест % качества без учета номинации IIIIIIНоминации ,9%
Результаты участия в районной научно-практической конференции учащихся 2-5 классов «Юный исследователь» Учебный год Ко л- во ОУ Количест во докладов Количество призовых мест % качества без учета номинации IIIIIIНоминации %
Результаты участия в районном фестивале детского творчества «Фейерверк талантов» Учебный год Количест во участник ов Количество дипломов IIIIII
Спортивно-оздоровительное движение развивается по разным видам спорта (футбол, хоккей, дзюдо, волейбол, настольный теннис, силовая гимнастика и др.).
Показатели эффективности управления развитием непрерывной образовательной среды: - уровень учебной мотивации обучающихся; - уровень готовности выпускников ДОУ к обучению в школе; - уровень обученности учащихся; - умение самостоятельно осуществлять творческую деятельность; - уровень воспитанности; - сознательный выбор учащимися жизненного пути; - профильная направленность профессионального выбора; - уровень психологической комфортности обучающихся; - удовлетворённость образовательными услугами и т.д.
Субъект-объектная организация взаимодействия взрослеющего человека с образовательной средой способствует взращиванию культуры сотворчества, учащийся становится субъектом познания, общения и самосознания (С.Л.Рубинштейн)