«Методика музыкального «Методика музыкального воспитания детей складывалась в течение многих десятилетий. Она состоит из огромного количества вариантов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: ШЛЫКОВА ОЛЬГА БОРИСОВНА МДОУ «НОВОМИЧУРИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД 2» музыкальных.
Advertisements

Значение музыки в воспитании детей. Консультация для родителей
В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. На втором году он понимает обращенную к нему речь, сам начинает говорить.
Материалы презентации подготовила музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад 232 «Рябинушка» Лебедева О. В.
ДОКЛАД. Музыкальное воспитание, как средство раскрытия творческого потенциала детей с ограниченными возможностями. Вихрова О.А.
Волшебный мир Раннее детство – период интенсивного физического и психического развития. Именно в этом возрасте умственное и нравственное развитие ребенка.
Мотивация учебной деятельности. Младший школьный возраст – это определяющий этап в формировании личности. От того, какой фундамент будет заложен в данном.
М УЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Музыкальный руководитель Голубева Елена Анатольевна ГБДОУ 26 1.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Алёнка» Презентация опыта работы на тему : «Развитие творческих способностей.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ занятия музыка в повседневной жизни детского сада музыкальное воспитание в семье.
Доклад подготовлен преподавателем музыки МБОУ СОШ 3 им. Героя Советского Союза В.А Борисова Каручком Андреем Севостьяновичем г. Лобня 2012 г.
Программа дополнительного образования «Хоровое пение» Музыкальный руководитель Раимова И.З. Барда 2008г.
Развитие музыкально- творческих способностей детей.
ЭТАПЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.Предпроектный этап 2.Этап реализации проекта (организация работы) 3.Промежуточный этап (рекомендации по полученным результатам.
Занятия - основная форма организации музыкальной деятельности дошкольника.
все формы организации музыкальной деятель- ности детей (занятия, музыка в повседневной жизни детского сада и семьи) взаимодополняют друг друга.
1. Формирование у обучающихся свободного владения певческим голосом, умение технически грамотно и художественно выразительно исполнять музыкальные произведения.
Творческий процесс воссоздания музыкального произведения, или танца средствами исполнительского мастерства. В отличие от пространственных видов искусства.
ОХРАНА ДЕТСКОГО ГОЛОСА Подготовила: музыкальный руководитель Кагитина Ольга Васильевна.
Тема: Педагогическая технология организации самостоятельного песенного творчества, посредством музыкально- дидактических игр Цель: научить ребенка выразительному,
Транксрипт:

«Методика музыкального «Методика музыкального воспитания детей складывалась в течение многих десятилетий. Она состоит из огромного количества вариантов. Использование «единственного эффективного метода» таит в себе опасность пойти по пути шаблона и стандарта, что не соответствует педагогике искусства. Каждый специалист может обратиться к разработке идей, которые считает интересными, необходимыми и эффективными для своей работы в данное время». Ольга Валерьевна Кацер. «Обучение детей пению – одна из важнейших задач музыкального руководителя детского сада. К тому же это и одна из самых сложных задач, требующая от педагога профессионализма. К сожалению, в последние годы в детских- садах осталось немного компетентных педагогов, уделяющих внимание развитию детского голоса. При подготовке к праздникам основной акцент ставится на постановке ярких, зрелищных номеров и разучивании эффективных, современных песен, соответствующих сценарию, но никак не возможностям ребёнка. И в результате мы слышим крикливое, фальшивое пение под фонограмму или под громкий аккомпанемент, заглушающий голос дошкольников. Нужно отметить, что это не только некрасиво, неправильно, но и вредно для здоровья детей. И об этом нужно говорить руководителям детских садов, родителям, для которых главное – это чтобы дети пели громко и обязательно современные, новые песни. Как же настроить хрупкий, тонкий музыкальный инструмент – детский голос? Как помочь ребёнку поймать ощущение чистого пения (координацию между слухом и голосом)? Как увлечь, заинтересовать, малышей исконно человеческим, «природным» видом эстетической деятельности – пением?» Анна Буренина. Готовясь к семинару, мне пришлось перечитать очень много специальной литературы. И для себя я нашла ответ на эти вопросы. Я поняла, что именно ненавязчиво, игровыми методами нужно учить детей петь Необходимо стремиться доставить детям удовольствие, радость от занятия, от самого процесса пения. Поэтому пожелание всем педагогам, работающим с детьми: сделайте этот принцип главным в своей работе, ведь известно, что «учиться надо весело», и, тем более, учиться петь нужно радостно, иначе приёмы не помогут достичь желаемого.

Историческая справка К идеям эстетического воспитания, в частности, средствами певческого искусства, обращались философы, педагоги, музыканты всех времен. Задача, которую они ставили перед собой – как с помощью искусства воспитать чувства человека, сделать благородными его помыслы и деяния. В античные времена отношение к музыке было как к занятию, не уступающему по важности медицине. Например, Аристоксен (около г. до н.э.) говорил, что «тело очищает врачевание, а душу – музыка, как искусство пения со словом». Участвовать в хоре в те времена считалось священным долгом. По словам Платона, хоровое пение есть «божественное и небесное занятие, укрепляющее всё хорошее и благородное в человеке», это один из элементов образования, и слово «необразованный» трактовали, как «неумеющий петь в хоре». Аристотель ( г. до н.э.) отмечал влияние хоровой музыки на человеческую этику и психику и утверждал, что «обучение пению следует начинать с молодого возраста».

О важности певческого искусства свидетельствуют и труды Цицерона (100 г. до н.э.). Те же мысли высказывали и Квинтилиан, Гораций, Гимерий. В период античности неоднократно была отмечена магическая сила воздействия певческого искусства на душу человека и необходимость его как предмета воспитания. В средние века всё определялось догмами церкви, но, отвергая античные идеалы, церковь все же не отрицала чудотворности воздействия хорового искусства. О важности певческого искусства свидетельствуют и труды Цицерона (100 г. до н.э.). Те же мысли высказывали и Квинтилиан, Гораций, Гимерий. В период античности неоднократно была отмечена магическая сила воздействия певческого искусства на душу человека и необходимость его как предмета воспитания. В средние века всё определялось догмами церкви, но, отвергая античные идеалы, церковь все же не отрицала чудотворности воздействия хорового искусства.

В эпоху Возрождения тоже говорится о всестороннем развитии личности. Детское исполнительское творчество поднимается на новую ступень – пение в храмах. Например, даже И.С. Бах ( г.) сочинял и разучивал со школьным хором собственные кантаты (когда работал кантором церкви Св. Фомы). В XX в. становится популярной система шведского педагога- музыканта Э. Жак-Далькроза (ритмика, сольфеджио, художественная гимнастика, танец, хоровое пение, музыкальная импровизация на фортепьяно). Набирает популярность также система К. Орфа (Германия) – пятитомное пособие «Шульверк», способствующее стимулированию музыкального творчества детей.

В России же хоровое пение главенствовало. Открывались певческие школы. Одно из ранних упоминаний о детском пении – 1621 г., где мальчики наряду с мужчинами пели в храмах. Набирает популярность адаптированная к России методика Л.Н. Толстого (по методике французского педагога А. Шеве, хор которого пел с листа произведения любой сложности). Суть системы в том, что она цифровая.

После революции в России резко снизилась роль эстетического воспитания – музыканты, художники, педагоги стали не нужны новой России. Зато во время ВОВ искусство – музыка, театр, литература, живопись, сплачивая людей, как никогда были важным средством воспитания патриотизма. В те же времена широко процветала деятельность Г. Соколова, А. Абеляна, С. Локтева и др.,

г.г. – время расцвета Большого детского хора ВР и ЦТ, специально для которых писали музыку такие композиторы, как Е. Крылатов, А. Пахмутова, В. Шаинский и др. Новейшие научные исследования, опыт работы детских садов, школ, исторический опыт говорят, что хоровое пение оказывает влияние не только на эмоционально-эстетический строй личности ребенка, но и на его умственное развитие. Воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи, а речь является материальной основой мышления дошкольников г.г. – время расцвета Большого детского хора ВР и ЦТ, специально для которых писали музыку такие композиторы, как Е. Крылатов, А. Пахмутова, В. Шаинский и др. Новейшие научные исследования, опыт работы детских садов, школ, исторический опыт говорят, что хоровое пение оказывает влияние не только на эмоционально-эстетический строй личности ребенка, но и на его умственное развитие. Воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи, а речь является материальной основой мышления дошкольников.

Кроме того, воспитание музыкального ладового чувства связано с образованием в коре мозга человека сложной системы нервных связей, связано с развитием способности нервной системы к тончайшему регулированию процессов возбуждения и торможения (а вместе с тем и других внутренних процессов), протекающих в организме. А эта способность нервной системы, как известно, лежит в основе всякой деятельности, в основе поведения человека. Отмечается также, что планомерное вокально-хоровое воспитание оказывает благотворное влияние и на физическое здоровье детей, т.к. детский голос обладает особыми качествами, отличными от качеств голоса взрослого: детские голосовые связки короткие и тонкие, отсюда и особое звучание детских голосов – легкое, высокое. Также гортань ребенка в 2-3,5 раза меньше, чем у взрослого, и поэтому звук, образовавшийся в гортани, очень слабый. Легкие детей тоже малы по своей емкости, поэтому нет силы звука. Кроме того, воспитание музыкального ладового чувства связано с образованием в коре мозга человека сложной системы нервных связей, связано с развитием способности нервной системы к тончайшему регулированию процессов возбуждения и торможения (а вместе с тем и других внутренних процессов), протекающих в организме. А эта способность нервной системы, как известно, лежит в основе всякой деятельности, в основе поведения человека. Отмечается также, что планомерное вокально-хоровое воспитание оказывает благотворное влияние и на физическое здоровье детей, т.к. детский голос обладает особыми качествами, отличными от качеств голоса взрослого: детские голосовые связки короткие и тонкие, отсюда и особое звучание детских голосов – легкое, высокое. Также гортань ребенка в 2-3,5 раза меньше, чем у взрослого, и поэтому звук, образовавшийся в гортани, очень слабый. Легкие детей тоже малы по своей емкости, поэтому нет силы звука.

Мы учим детей петь не для утренников, концертов, детских развлечений. Главная цель – развитие личности ребенка, эмоциональной сферы, эстетических чувств. Голос – инструмент общедоступный, а петь хочет и может практически каждый ребенок за очень небольшим исключением. Но вокальное воспитание дошкольников как таковое на сегодняшний день не оформилось в систему теоретических и методических разработок по ряду причин: а) существующее мнение о том, что обучать детей пению нужно с 7 лет, т.к. вокальная мышца выделяется из основной массы мускулов гортани; б) недостаточная разработанность вопросов физиологического строения голосового аппарата; в) отсутствие методической базы обучения детей вокально-хоровым навыкам.

У детей есть и фальцетное, и грудное звучание. Грудное звучание для них естественнее, т.к. идет от разговорного и в пении они чаще всего используют его, но дальнейшее вокальное развитие голоса зависит от навыков. Исследователи доказывают, что мышцы голосового аппарата у дошкольников не развиты, но они существуют и функционируют.

Поэтому начинать формировать певческий голос необходимо не в 7 лет, а раньше. Нужно акцентировать внимание на вокальном воспитании детей до 6 лет, т.к. в этом возрасте уже сформированы все необходимые физиологические и психологические характеристики для обучения пению: готовность голосового аппарата, необходимого объема памяти, развития восприятия, воображения, речевых функций.

Любые способности, даже самые слабые данные, можно развить до высокой степени. Развивая вокально-хоровые навыки, необходимо учитывать физическое состояние ребенка и особенности анатомо-физиологического строения голосового аппарата. В этот период голосовой аппарат ребенка не совершенен.

Пение представляет собой психофизиологический процесс, связанный с работой жизненно важных систем – дыханием, кровообращением, эндокринной системой и другими… Поэтому важно, чтобы ребёнок при пении чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием. Именно непринуждённость является важнейшим физиологическим критерием работы голосового аппарата. У дошкольников голос ещё не сформирован и слаб. Гортань взрослого человека расположена на уровне IV – VII шейных позвоночников. У ребёнка она расположена выше на один – два позвонка и только к 7-8 годам опускается до VII шейного позвонка, как у взрослого. Каждому музыкальному руководителю следует помнить, что в дошкольном детстве вокальные органы только начинают формироваться. Поэтому педагог должен руководствоваться принципом: «НЕ НАВРЕДИ!» Обучение дошкольников пению должно вестись ПЛАНОМЕРНО, ПОСТОЯННО, СО СТРОГОЙ ПОСТЕПЕННОСТЬЮ, НАЧИНАЯ С САМЫХ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРИЁМОВ усвоения того или иного навыка!!! Пение представляет собой психофизиологический процесс, связанный с работой жизненно важных систем – дыханием, кровообращением, эндокринной системой и другими… Поэтому важно, чтобы ребёнок при пении чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием. Именно непринуждённость является важнейшим физиологическим критерием работы голосового аппарата. У дошкольников голос ещё не сформирован и слаб. Гортань взрослого человека расположена на уровне IV – VII шейных позвоночников. У ребёнка она расположена выше на один – два позвонка и только к 7-8 годам опускается до VII шейного позвонка, как у взрослого. Каждому музыкальному руководителю следует помнить, что в дошкольном детстве вокальные органы только начинают формироваться. Поэтому педагог должен руководствоваться принципом: «НЕ НАВРЕДИ!» Обучение дошкольников пению должно вестись ПЛАНОМЕРНО, ПОСТОЯННО, СО СТРОГОЙ ПОСТЕПЕННОСТЬЮ, НАЧИНАЯ С САМЫХ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРИЁМОВ усвоения того или иного навыка!!!

1. гортань; 2. дыхательное горло; 3. разветвление бронхов; 4. легкие; 5 – диафрагма

Охрана голоса. Дикция и орфоэпия в пении. Детский голос обладает особыми качествами, отличающимися от качеств голоса взрослых. Детские голосовые связки короткие и тонкие по сравнению со связками взрослых – отсюда и особое звучание детских голосов. Легкие у детей также очень малы по своей емкости, поэтому сила голоса ограничена. Чрезмерно громкое пение гибельно отражается на голосовых связках детей. Малейшее напряжение голоса приводит к тому, что он теряет необходимую легкость, приобретает неприятный горловой характер и переходит в крик. Громкий разговор, пение, крик не только портят голосовые связки, но и понижают слух. Большинство песен для детского сада соответствуют диапазону голоса детей дошкольного возраста. Но часто дети начинают петь взрослые песни, и хотя это нравится родителям, ребенку это наносит большой вред. Он не может проникнуть в смысл и содержание песни, поэтому вместо выразительного исполнения наблюдается кривляние или попытка неумелого подражания. При таком пении не только портится художественный вкус ребенка, но и наносится вред голосовому аппарату. Нужно удерживать детей от громкого пения; следить, чтобы в повседневной жизни дети не кричали, не визжали; не пели на улице при температуре воздуха ниже +18 ْ С и влажности выше 40-60%. Дикция и орфоэпия в пении. Детский голос обладает особыми качествами, отличающимися от качеств голоса взрослых. Детские голосовые связки короткие и тонкие по сравнению со связками взрослых – отсюда и особое звучание детских голосов. Легкие у детей также очень малы по своей емкости, поэтому сила голоса ограничена. Чрезмерно громкое пение гибельно отражается на голосовых связках детей. Малейшее напряжение голоса приводит к тому, что он теряет необходимую легкость, приобретает неприятный горловой характер и переходит в крик. Громкий разговор, пение, крик не только портят голосовые связки, но и понижают слух. Большинство песен для детского сада соответствуют диапазону голоса детей дошкольного возраста. Но часто дети начинают петь взрослые песни, и хотя это нравится родителям, ребенку это наносит большой вред. Он не может проникнуть в смысл и содержание песни, поэтому вместо выразительного исполнения наблюдается кривляние или попытка неумелого подражания. При таком пении не только портится художественный вкус ребенка, но и наносится вред голосовому аппарату. Нужно удерживать детей от громкого пения; следить, чтобы в повседневной жизни дети не кричали, не визжали; не пели на улице при температуре воздуха ниже +18 ْ С и влажности выше 40-60%.

формировать детский голосовой аппарат; развивать песенные и исполнительские умения и навыки; создать при поддержки воспитателей, педагогов и родителей для детей атмосферу, которая бы побуждала их к свободе самовыражения, через общение с вокальным искусством и активную эстетическую деятельность.

достижение выравнивания звучания детского голоса, естественного лёгкого пения, чистоты и полётности; развитие музыкального слуха, выработка чистоты интонирования; достижение искренности исполнения дошкольниками песен, их умения раскрыть художественный образ песни, формирование у детей музыкально-эстетических эмоций; усвоение навыков хорового пения; развитие детского песенного творчества.

Предварительное индивидуальное диагностирование (чтобы определить природный тип детского голоса, его особенности, диапазон его звучания, чистоту интонирования мелодий) Подбор репертуара (для каждой возрастной группы подбирается доступный этому возрасту материал, с помощью которого решаются различные проблемы развития вокальных навыков.)

Вокально – хоровая работа. «Искусству пения, как и всякому другому искусству, должно предшествовать известное механическое умение». И. В. Гёте Работа над приобретением детьми вокально-хоровых навыков происходит с помощью вокальных упражнений, которые должны присутствовать на каждом занятии. Вокально – хоровая работа. «Искусству пения, как и всякому другому искусству, должно предшествовать известное механическое умение». И. В. Гёте Работа над приобретением детьми вокально-хоровых навыков происходит с помощью вокальных упражнений, которые должны присутствовать на каждом занятии.

ПАРАМЕТРЫ ВОКАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ: ПРЕДЕЛЬНО ПРОСТЫ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОТНОШЕНИИ НЕ ВКЛЮЧАТЬ В СЕБЯ БОЛЬШОГО КОЛИЧЕСТВА НОТ РИТМИЧЕСКИ ПРОСТЫ МЕЛОДИЧЕСКИ ЯСНЫ НЕ СОДЕРЖАТЬ БОЛЬШИХ ИНТЕРВАЛОВ НЕ ОХВАТЫВАТЬ БОЛЬШОЙ ОТРЕЗОК ДИАПАЗОНА ГОЛОСА НЕ ТРЕБОВАТЬ ДЛИННОГО ДЫХАНИЯ УМЕРЕННЫЙ ТЕМП АККОМПАНЕМЕНТ - ФОРТЕПЬЯНО

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА при проведении упражнений: Постановка конкретной учебной задачи Показ «Делай, как я» Показ «Делай, как я» Словесное пояснение Неоднократное повторение Контроль За выполнением Использование на каждом музыкальном занятии

ПЕВЧЕСКАЯ УСТАНОВКА РАБОТА НАД ДЫХАНИЕМ АТАКА ЗВУКА ЗВУКООБРАЗОВАНИЕ ЗВУКОВЕДЕНИЕ РАЗВИТИЕ ЛАДОВОГО ЧУВСТВА АРТИКУЛЯЦИЯ И ДИКЦИЯ РАБОТА НАД ДИНАМИКОЙ РАБОТА НАД РИТМОМ РАБОТА НАД ТЕМПОМ РАБОТА НАД ИНТОНАЦИЕЙ РАБОТА НАД ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬЮ

КОНЦЕНТРИЧЕСКИЙ ОБЪЯСНИТЕЛЬНО - ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ ФОНЕТИЧЕСКИЙ

ИНСЦЕНИРОВАНИЕ ПЕСНИ ВСЛУШИВАНИЕ В ПОКАЗ ВСЛУШИВАНИЕ В ПОКАЗ ПРОИЗНОШЕНИЕ ТЕКСТА ДЕКЛАМАЦИЯ ТЕКЕСТА АНАЛИЗ УСЛЫШАННОГО АНАЛИЗ УСЛЫШАННОГО

ПОСИЛЬНОЙ ТРУДНОСТИ СОЗНАТЕЛЬНОСТИ СИСТЕМАТИЧНОСТИ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ СИСТЕМАТИЧНОСТИ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ЕДИНСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОЛОСА ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ