ИНСТИТУТ СЕМЬИ И ВОСПИТАНИЯ. Институт семьи и воспитания Институт семьи и воспитания (ИСВ РАО) учрежден в 1998 г. Российской академией образования и Министерством.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Программа развития воспитания в системе образования России в годах Цель программы- обеспечение необходимых научно-методических, организационных,
Advertisements

УЧРЕЖДЕНИЕ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ Институт семьи и воспитания (ИСВ РАО) учрежден в 1998 г. Российской академией образования и Министерством труда.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. 996-р Воспитание детей – стратегический.
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области Ленинградский областной институт развития образования Секция 2014 год.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА Калужской области «РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ» НА ГОДЫ А.С. Аникеев министр образования и науки Калужской.
КОНЦЕПЦИЯ развития системы психологического обеспечения образования в Российской Федерации на период до 2012 года Психолого-медико-педагогический совет.
L/O/G/O Роль Уполномоченного по правам ребенка в разработке и реализации региональной Стратегии действий в интересах детей Уполномоченный по правам ребенка.
Международная научно-практическая конференция на тему: «СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ГЛОБАЛЬНОМ МИРЕ: СОВРЕМЕННЫЕ ПРИОРИТЕТЫ»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации ( Минобрнауки.
2010 год Концепция гражданского образования в Нижегородской области на годы.
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ: КОМПЛЕКС МЕР Департамент государственной политики в сфере.
Развитие государственно-общественных форм управления образованием на школьном, муниципальном и региональном уровнях Коллегия Департамента общего образования.
Цель Программы – обеспечить развитие, доступность и обязательность, повышение качества, эффективность образования и безопасность обучающихся образовательного.
НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ ЧЕРЕЗ УЧАСТИЕ В РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ А В. Петрунько проректор по научной.
РОДИТЕЛЯМ О ВВЕДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ ЦРР- детский сад «Сибирячок» г.п. Лянтор.
ШКОЛЫ – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ ГЕРЦЕНОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 5 июня 2012 года Научно-практическая конференция НИИ общего образования Кафедра педагогики.
Программа развития воспитания в системе образования Хабаровского края на годы Постановление Правительства Хабаровского края 253-пр от
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ НА ГОДЫ МОУ «Новохайская средняя общеобразовательная школа 14»
Транксрипт:

ИНСТИТУТ СЕМЬИ И ВОСПИТАНИЯ

Институт семьи и воспитания Институт семьи и воспитания (ИСВ РАО) учрежден в 1998 г. Российской академией образования и Министерством труда и социального развития РФ путем слияния Института развития личности РАО и Института семьи Минтруда России. И стория института – это еще 30 лет деятельности НИИ общих проблем воспитания АПН СССР, НИИ теории и методов воспитания, Центра социальных проблем детства, семейной и демографической политики, Института семьи. УЧРЕЖДЕНИЕ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

В Институте: 13 научных лабораторий 18 тем НИР 80 научных сотрудников (24 доктора и 40 кандидатов наук) 90 экспериментальных учреждений 97 публикаций в 2009 г. = 106 п.л. 68 внебюджетных проектов за 5 лет в диссертационном совете защищено более 200 диссертаций

Институт сегодня Аспирантура Повышение квалификации (8 направлений, более 30 программ) Современный компьютерный парк (80 ПК) Сайт в сети «Интернет» Научный архив Полиграфический отдел Профильная библиотека (ок 4000 ед., 200 диссертаций, 2000 авторефератов)

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯСИТУАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

На основе мониторинга воспитательной ситуации подготовлен периодический доклад «О состоянии и перспективах развития воспитания и социализации детей в РФ»

СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ ДЕТСТВА МАТЕРИАЛЬНОЕ РАССЛОЕНИЕ ОБЩЕСТВА. БЕДНОСТЬ МАТЕРИАЛЬНОЕ РАССЛОЕНИЕ ОБЩЕСТВА. БЕДНОСТЬ ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ ВЛИЯНИЙ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ ВЛИЯНИЙ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ РАЗРУШЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕМЬИ, ЕЕ ТРАДИЦИОННЫХ, ДУХОВНО-НРАСВТЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ РАЗРУШЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕМЬИ, ЕЕ ТРАДИЦИОННЫХ, ДУХОВНО-НРАСВТЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТИХИЙНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА В УСЛОВИЯХ РЫНКА СТИХИЙНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА В УСЛОВИЯХ РЫНКА МАСШТАБНОСТЬ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И БЕСПРИЗОРНОСТИ ДЕТЕЙ, СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО МАСШТАБНОСТЬ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И БЕСПРИЗОРНОСТИ ДЕТЕЙ, СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО АЛКОГОЛИЗМ, НАРКОТИЗАЦИЯ, КРИМИНАЛИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА И ДЕТСКОЙ СРЕДЫ АЛКОГОЛИЗМ, НАРКОТИЗАЦИЯ, КРИМИНАЛИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА И ДЕТСКОЙ СРЕДЫ НАРУШЕНИЕ ПРАВ ДЕТЕЙ, НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ НАРУШЕНИЕ ПРАВ ДЕТЕЙ, НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ

СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ ДЕТСТВА МОЛОДЕЖНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ. КСЕНОФОБИЯ МОЛОДЕЖНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ. КСЕНОФОБИЯ УХУДШЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ, НАРУШЕНИЕ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕВУШЕК УХУДШЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ, НАРУШЕНИЕ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕВУШЕК ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА: ИНФОРМАЦИОННАЯ ПЕРЕГРУЗКА, БЕСКОНТРОЛЬНОСТЬ И НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ИНФОРМАЦИИ ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА: ИНФОРМАЦИОННАЯ ПЕРЕГРУЗКА, БЕСКОНТРОЛЬНОСТЬ И НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ИНФОРМАЦИИ ПРОТИВОРЕЧЕНИЯ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ, НЕДОСТАТОЧНЫЙ УЧЕТ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ФАКТОРА ПРОТИВОРЕЧЕНИЯ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ, НЕДОСТАТОЧНЫЙ УЧЕТ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ФАКТОРА НЕРАВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЕТЕЙ В ПОЛУЧЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПРОЕКТИРОВАНИИ ПОСЛЕШКОЛЬНОГО МАРШРУТА, В ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, В ОБЛАСТИ ТУРИЗМА, СПОРТА НЕРАВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЕТЕЙ В ПОЛУЧЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПРОЕКТИРОВАНИИ ПОСЛЕШКОЛЬНОГО МАРШРУТА, В ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, В ОБЛАСТИ ТУРИЗМА, СПОРТА ОБОСТРЕНИЕ МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ НА ФОНЕ ДЕВАЛЬВАЦИИ ЦЕННОСТЕЙ, ПЕРЕОЦЕНКИ И ПОПЫТОК ФАЛЬСИФИКАЦИИ ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ ОБОСТРЕНИЕ МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ НА ФОНЕ ДЕВАЛЬВАЦИИ ЦЕННОСТЕЙ, ПЕРЕОЦЕНКИ И ПОПЫТОК ФАЛЬСИФИКАЦИИ ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ

Позитивные тенденции сдерживаются многими инерционными факторами Позитивные тенденции сдерживаются многими инерционными факторами противоречия социально-экономического развития, агрессивность стихийных факторов социализации, устойчивость деструктивных тенденций в детской среде противоречия социально-экономического развития, агрессивность стихийных факторов социализации, устойчивость деструктивных тенденций в детской среде острота проблем безнадзорности и беспризорности, социального сиротства, алкоголизма, наркомании, проституции, преступности в детской среде острота проблем безнадзорности и беспризорности, социального сиротства, алкоголизма, наркомании, проституции, преступности в детской среде не в полной мере реализуется воспитательный потенциал семьи, школы, общественных организаций, других социальных институтов не в полной мере реализуется воспитательный потенциал семьи, школы, общественных организаций, других социальных институтов

Позитивные тенденции сдерживаются многими инерционными факторами неопределенность социального статуса института воспитания неопределенность социального статуса института воспитания неразвитость законодательства о воспитании неразвитость законодательства о воспитании отсутствие целостной государственной стратегии развития воспитания и социализации отсутствие целостной государственной стратегии развития воспитания и социализации недостаточное развитие прогнозирования в области воспитания недостаточное развитие прогнозирования в области воспитания отсутствие системной межведомственной координации субъектов воспитания отсутствие системной межведомственной координации субъектов воспитания

Основные направления фундаментальных исследований 8.1.Методология и теория воспитания детей и молодежи в изменяющемся социуме 8.2.Социальный институт семьи как системообразующий фактор образования и воспитания личности Направление 8 «Научные основы развития социального института воспитания детей и молодежи в условиях модернизации российского общества – 2 проекта:

Актуальность исследований института связана с необходимостью решения задач модернизации социального института воспитания: создание целостного воспитательного пространства; разработка механизмов интеграции и реализации воспитательного потенциала субъектов воспитательной деятельности разработка общенациональной стратегии и системного законодательства в сфере воспитания и социализации детей формирование качественно новой ценностно-целевой базы воспитательного процесса на основе интеграции многовековых отечественных традиций и ценностей современного гражданского общества создание эффективной системы прогнозирования и опережающего развития воспитания и социализации детей

Проект 8.1. Методология и теория воспитания детей и молодежи в изменяющемся социуме Методология исследований в области воспитания и социализации детей Проектирование и прогнозирование развития воспитания Государственная политика и стратегии воспитания Ценностные основы воспитания Воспитательный компонент ФГОС Содержание, формы и методы воспитания в системе образования

Личность в системе воспитания и социализации, ее духовно-нравственное развитие. Социальные институты как субъекты воспитательной деятельности Научные основы подготовки специалистов в области воспитания Методология и методы диагностики результатов воспитания Научные основы развития законодательства в области воспитания Проект 8.1. Методология и теория воспитания детей и молодежи в изменяющемся социуме

Мониторинг жизнедеятельности семьи Трансформация функций, традиций и ценностей российской семьи Научные основы государственной семейной политики Воспитательный потенциал современной семьи, феномен родительства Проект 8.2. Научные основы развития социального института семьи

Семейное и общественное воспитание Социально-педагогическая поддержка семьи Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства Обоснование перспектив развития социального института семьи Проект 8.2. Научные основы развития социального института семьи

Ежегодный научный продукт института в среднем работ общим объемом ок. 200 п.л публикаций

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО Владимирская обл. Красноярский край Ставропольский край Санкт-Петербург Московская обл. Новокузнецк Кемеровская обл. ЯНАО Республика Марий Эл Ханты-Мансийский АО Екатеринбург Приморский край Владивосток Республика Татарстан Воронежская обл Ивановская обл. Курская обл. Рязанская обл. Смоленская обл. Республика Чувашия Нижегородская обл.

Региональные органы власти: управления образованием социальной защиты населения м етодические кабинеты молодежной политик и 120 школыУДО Общественные организации ВУЗыИПКРО Центры социальной помощи семье и детям ДОУ Детские дома приюты Экспериментальных площадок

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НИР определены противоречия и тенденции развития социального института воспитания обоснованы подходы к формированию государственной стратегии воспитания, ее приоритетные направления, цели, содержание, механизмы реализации и ожидаемые результаты

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НИР выявлены существенные проблемы государственной политики в области воспитания и социализации детей, ее инерционные факторы разработана концепция прогнозирования в области воспитания, раскрыты этапы и процедуры программы прогностического исследования, что позволяет приступить к созданию среднесрочных прогнозов

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НИР разработаны методология и механизмы мониторинга, критерии и показатели оценки жизнедеятельности семьи, ее воспитательного потенциала создана «Концепция развития государственной семейной политики в Российской Федерации» (поддержана Экспертным советом Совета Федерации и Комитетом по вопросам семьи, женщин и детей Государственной Думы)

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НИР создан комплекс стратегий, концепций, моделей, обеспечивающих развитие государственной семейной политики на основе нового качества социальных отношений семьи и государства комплексно исследован феномен семейного неблагополучия, определены показатели благополучия ребенка в замещающей семье

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НИР разработаны научные основы программирования, содержание воспитания (отражены в разработке воспитательного компонента ФГОС, комплектах научно- методических материалов по духовно- нравственному, гражданскому, этическому, экологическому воспитанию) впервые подготовлена концепция патриотического воспитания детей; опубликована монография, обобщающая методологию исследований и теорию патриотического воспитания

РЕЗУЛЬТАТЫ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ОТРАЖЕНЫ В АКТУАЛЬНЫХ ПРИКЛАДНЫХ РАЗРАБОТКАХ, ГОТОВЫХ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ

- «О состоянии и перспективах развития воспитания и социализации детей в РФ» - «О положении детей в Российской Федерации» - «О положении семей в Российской Федерации» - «Воспитательный потенциал семьи» Периодические доклады: Актуальные прикладные разработки

Институт осуществлял разработку научных основ и самих проектов таких стратегических документов как: - Национальный План действий в интересах детей; - Национальная программа развития воспитания детей в Российской Федерации; - Программа развития воспитания в системе образования России - Концепция программы «Дети России»

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ФГОС Требования к условиям и содержанию воспитания в начальной и основной школе Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы Программа воспитания и социализации учащихся основной школы (совместно с ИСИО РАО) Актуальные прикладные разработки

Государственная программа развития воспитания и социализации детей в Российской Федерации (проект) Актуальные прикладные разработки

Межведомственный план действий по обеспечению развития воспитания и социализации детей в Российской Федерации Актуальные прикладные разработки

Модель региональной программы развития воспитания и социализации детей Актуальные прикладные разработки

Модели примерных программ: Общенационального плана действий по улучшению положения детей в Российской Федерации Региональной программы семейной политики Гражданского и патриотического воспитания Развития экологической культуры Формирования этической культуры Социально-педагогической поддержки детей в профессиональном самоопределении Актуальные прикладные разработки

Премии Президента РФ удостоены: Цикл работ по государственной семейной политике, гражданскому и патриотическому воспитанию Комплект школьных учебников по обществознанию Комплект учебных пособий по воспитанию этической культуры - 8 учебников по обществознанию, подготовленных в Институте, включены в Перечень Минобрнауки - Институт награжден почетным знаком «За активную работу по патриотическому воспитанию граждан РФ»

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОЕКТЫ Конвенция о правах ребенка и законодательство РФ Конвенция о правах ребенка и законодательство РФ Развитие института уполномоченного по правам ребенка в РФ Развитие института уполномоченного по правам ребенка в РФ Региональные модели социальной поддержки семей, находящихся в трудной жизненной ситуации Региональные модели социальной поддержки семей, находящихся в трудной жизненной ситуации Программа «Дети улиц» Программа «Дети улиц» Профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних Профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних Проблемы жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей Проблемы жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей ЮНИСЕФ СОВЕТ ЕВРОПЫ

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НИР ИНСТИТУТА СВЯЗАНЫ с развитием стратегии и модернизацией воспитательной деятельности в стране в контексте Национальной инициативы «Наша новая школа» с развитием стратегии и модернизацией воспитательной деятельности в стране в контексте Национальной инициативы «Наша новая школа» совершенствованием методологии исследований совершенствованием методологии исследований разработкой новой парадигмы воспитания и социализации детей, которая была бы адекватна общественному развитию и потребностям растущего человека разработкой новой парадигмы воспитания и социализации детей, которая была бы адекватна общественному развитию и потребностям растущего человека

Развитие современной стратегии воспитания Формирование нового социально- педагогического мышления Формирование нового социально- педагогического мышления Институционализация социального института воспитания Институционализация социального института воспитания Развитие законодательства в области воспитания Развитие законодательства в области воспитания Многопрофильный, многоканальный характер воспитательного процесса Многопрофильный, многоканальный характер воспитательного процесса Расширение состава субъектов воспитания Расширение состава субъектов воспитания Интеграция воспитательного потенциала социальных институтов Интеграция воспитательного потенциала социальных институтов Развитие субъектной позиции участников воспитательного процесса Развитие субъектной позиции участников воспитательного процесса

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НИР ДО 2012 г. Разработка научных основ (концепций): развития государственной деятельности в сфере воспитания и социализации детей; семейного воспитания в современном мире; государственной семейной политики как фактора гармонизации отношений семьи, общества и государства; мониторинга социальных рисков развития детей

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НИР ДО 2012 г. Подготовка комплекса научных докладов: «Прогнозирование воспитательных процессов на среднесрочный период» «Перспективы развития воспитательного потенциала федерального государственного стандарта общего образования» «Динамика развития взаимодействия семьи с социальными институтами» «Методология исследования проблемы семейного неблагополучия» «Механизмы модернизации системы социальной помощи семьям с детьми»

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НИР Модернизация, формирование новой парадигмы и государственной стратегии воспитания и социализации Модернизация, формирование новой парадигмы и государственной стратегии воспитания и социализации Создание системы прогнозирования и опережающего развития в воспитании Создание системы прогнозирования и опережающего развития в воспитании Развитие ценностных основ воспитательного процесса, вариативности его содержания Развитие ценностных основ воспитательного процесса, вариативности его содержания Формирование воспитательного пространства, усиление роли внешкольных служб содействия воспитанию Формирование воспитательного пространства, усиление роли внешкольных служб содействия воспитанию Интеграция семейного и общественного воспитания Интеграция семейного и общественного воспитания

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НИР Межведомственный подход к координации федеральных, ведомственных, региональных программ развития воспитания Межведомственный подход к координации федеральных, ведомственных, региональных программ развития воспитания Эффективные механизмы распространения позитивного опыта воспитания Эффективные механизмы распространения позитивного опыта воспитания Противодействие инерционным факторам, профилактика социальных рисков в области воспитания и социализации детей Противодействие инерционным факторам, профилактика социальных рисков в области воспитания и социализации детей Социально-педагогическая экспертиза результатов воспитания Социально-педагогическая экспертиза результатов воспитания

Идеология сохранения и развития России на основе собственной истории, культуры, духовности; построения нового, свободного, процветающего, сильного государства на основе общепризнанных ценностей обусловливает особую социальную роль воспитания в реализации общенационального курса Идеология сохранения и развития России на основе собственной истории, культуры, духовности; построения нового, свободного, процветающего, сильного государства на основе общепризнанных ценностей обусловливает особую социальную роль воспитания в реализации общенационального курса